Дело № 2-226/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Можеговой Т.В.,
при секретаре Ивановой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
28 августа 2018 года гражданское дело по исковому заявлению Шулепова А.В. к администрации Муниципального района «Прилузский», Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми об установлении границ земельного участка, обязании внести сведения об объекте недвижимости в Единой государственный реестр недвижимости,
установил:
Шулепов А.В. обратился в суд с иском к АМР «Прилузский», Росреестру об установлении границ земельного участка, обязании внести сведения об объекте недвижимости в Единой государственный реестр недвижимости. Заявленные требования мотивирует тем, что совместно с Шулеповой Л.В. является долевым собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес>. Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет декларативно, при этом указана его общая площадь - 2016 кв.м. В настоящее время, с целью установления границ земельного участка, истцом были заказаны кадастровые работы, результат которых оформлен межевым планом при этом площадь участка определена в размере 2416 кв.м, однако Росреестр отказался внести изменения в ЕГРН в части площади земельного участка, в связи с чем вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
В ходе судебного заседания истец на удовлетворении исковых требований настаивал, пояснил, что земельный участок с кадастровым № в существующих границах был сформирован еще, когда он был ребенком. С Шулеповой Л.В. приобрели участок по ? доли в праве в 2014 г., при этом межевание не производилось, площадь земельного участка определялась приблизительно. В настоящее время провел межевание участка, межевым планом определена площадь участка 2416 кв.м. Обратился в Росреестр для внесения изменения в ЕГРН, однако получил отказ. В тоже время признал, что писал заявление в АМР «Прилузский» об увеличении площади принадлежащего ему земельного участка путем перераспределения, однако считает, что его ввели в заблуждение. Далее пояснил, что в Росреест с заявлением о постановке на учет земельного участка с кадастровым № обращался дважды, при этом предоставлял межевые планы, в суть которых не вникал, так как доверился профессионалам. При этом заявления подписывал не читая последние в полном объеме, хотя и имел на это возможность.
Представитель ответчика АМР «Прилузский» в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежаще. Ранее с иском не согласилась, указав, что земельный участок с кадастровым номером 11:01:6101001:100 отмежеван и поставлен на учет в характерных точках, в связи с чем ответчик права истца не нарушает. Более того, пояснила, что согласно имеющегося в деле межевого плана от 31.01.2018 ответчик согласовал последний площадью 2416 кв.м. В тоже время истец добровольно обратился в АМР «Прилузский» с заявлением о перераспределении его участка с прилегающими землями, в связи с чем в настоящее время должен выкупить землю.
Представитель ответчика Росреестра по Республике Коми в судебном заседании не присутствует, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще. Представил возражения относительно заявленных требований, указав, что Росреестр по Республике Коми, являясь регистрирующим органов, не нарушает прав истца, выполняет постановку земельных участков на учет в соответствии с правоустанавливающими документами на объекты недвижимости. Полагает, что Росреест по Республике Коми является по делу ненадлежащим ответчиком, поскольку постановка земельного участка на кадастровый учет происходила на основании документов, представленных истцом и третьим лицом Шулеповой Л.В. Более того, считает, что обжалование действий Росреестра по Республике Коми в части отказа в совершении действий рассматривается в порядке КАС РФ, что также подразумевает отказ в удовлетворении иска. Просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица АСП «Объячево» в суд не явился, извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что считают возможным согласовать границы земельного участка в размере 2216 кв.м.
Третье лицо Шулепова Л.В. исковые требования истца поддержала в полном объеме, указав, что все заявления на перераспределение земельного участка от ее имени и с ее согласия писал истец. Признала, что межевой план в Росреестр сдавала самостоятельно, при этом не была лишена возможности знакомиться с последними, доверилась кадастровому инженеру.
С учетом мнения участников процесса суд считает возможным провести судебное заседание при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (пункт 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке предусмотренных ГК РФ и Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из представленных суду документов следует, что Шулепов А.В., Шулепова Л.В. являются долевыми собственниками по ? доли в праве на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 2016 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира: Республика Коми, Прилузский район, <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права № от 22.12.2014, № от 22.12.2014, выпиской из ЕГРП от 16.07.2018 №, при этом статус записи об объекте указан как «актуальный, ранее учтенный».
Из письменных пояснений Росрестра следует, что истец и третье лицо Шулепова Л.В. 24.04.2018 обращались в орган регистрации права об уточнении границ и площади спорного земельного участка, при этом по воле заявителей и на основании межевого плана в ЕГРН были уточнены границы и площадь земельного участка.
Данный факт истец и третье лицо Шулепова Л.В. не оспаривают.
В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются вышеназванным Законом.
Кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер) (пункт 4 статьи 1 Федеральный закон «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 № 221-ФЗ).
В соответствии с п. 1.1 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996, комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади представляет межевание земель.
Исходя из п. 1.4 вышеуказанной Инструкции, межевание земель выполняют проектно-изыскательские организации Роскомзема, а также граждане и юридические лица, получившие в установленном порядке лицензии на право выполнения этих работ.
Из материалов дела установлено, что межевой план на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Республика Коми, Прилузский район, <адрес>, был составлен 31.01.2018 с указанием площади земельного участка 2416 кв.м, 20.04.2018 с площадью земельного участка 2016 кв.м.+/-16 кв.м, 20.04.2018 с площадью земельного участка - 2416 кв.м.
Во всех межевых планах заказчиками работ указаны Шулепов А.В., Шулепова Л.В.
Рассматривая требования истца, заявленные к АМР «Прилузский» об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 11:01:6101001:100, в координатах характерных точек его границ, определенных межевым планом, составленным кадастровым инженером ООО «Компас» от 20.04.2018, с площадью земельного участка 2416 кв.м.+/-17 кв.м суд исходит из следующего.
В силу ч. 2 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок (ст. 11.7 ч. 1 ЗК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется: 1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (ч. 3-5 ст. 39.28 ЗК РФ).
Ч. 1 ст. 39.29 ЗК РФ определяет, что в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
Лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков (ст. 39.29 ч. 11 ЗК РФ).
В ходе судебного заседания также установлено и не оспаривается истцом и третьим лицом, что последние 14.12.2017 и 15.12.2017 обратились в администрацию МР «Прилузский» с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, а также заключении соглашения о перераспределении.
Согласно Постановления АМР «Прилузский» № от 26.12.2017 решено утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории муниципального образования, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №, государственная собственность на который не разграничена, для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 2416 кв.м, расположенного по адресу: Республика Коми, Прилузский район, <адрес>, территориальной зоне Ж-2, согласно приложению; рекомендовать Шулеповой Л.В., Шулепову А.В. провести кадастровые работы для уточнения границ испрашиваемого земельного участка, осуществить государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с ФЗ «О кадастровой деятельности» № 221-ФЗ от 24.07.2007; Управлению муниципальной собственностью АМР «Прилузский» заключить Шулеповой Л.В. и Шулеповым А.В. соглашение о перераспределении земельного участка.
В силу ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Согласно ч. 10 вышеуказанной статьи закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу ст. 196 ч. 3 ГПК РФ дело рассматривается по заявленным истцом требованиям.
Согласно ст. 12 ГК РФ лицо, чье право нарушено, самостоятельно выбирает способ защиты нарушенного права.
Суд исходит из того, что площадь спорного земельного участка была определена по состоянию на 2014 г., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права № от 22.12.2014, № от 22.12.2014, то есть говорить о существовании границ в сроке давности 15 лет и более не представляется возможным.
Более того, суд исходит из того, что ответчик согласовал истцу межевой план от 31.01.2018, при этом истец и третье лицо ходатайствовали о перераспределении земельного участка с выкупом земель, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Истцом не заявлялись требования к кадастровому инженеру в части ненадлежащего исполнения последним кадастровых работ. Суд исходит из того, что истец, обращаясь к ответчику с заявлением о перераспределении земель, действовал осознано, в своих интересах. Какого-либо принуждения на написание вышеуказанного заявления со стороны ответчика не установлено. Довод истца о том, что его ввели в заблуждение сотрудники ответчика какими-либо достоверными и допустимыми доказательствами не подтверждается.
На основании изложенного суд не находит правовых оснований к удовлетворению требований истца к АМР «Прилузский».
Что касается требований истца, заявленных к Управлению Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, суд исходит из следующего.
В силу ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» постановка на государственный кадастровый учет носит заявительный характер.
Ст. 43 вышеназванного закона предусматривает, что государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка) (п. 1).
Ч. 2 ст. 43 Закона № 218-ФЗ определяет, что если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается согласованным, осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости (ч. 4 ст. 43 Закона № 218-ФЗ).
Из материалов дела установлено, что истец и третье лицо обращались в Росреестр с заявлением о постановке спорного земельного участка на кадастровый учет 09.02.2018, при этом приложив к заявлению межевой план от 31.01.2018 с указанием площади земельного участка 2416 кв.м, однако государственная регистрация была приостановлена уведомлением от 16.02.2018, после чего в связи с неисполнением истцом требований решением № от 16.05.2018 было отказано в учете изменений объекта недвижимости.
В свою очередь Шулепов А.В. и Шулепова Л.В. 23.04.2018 вновь подали заявление о постановке земельного участка с кадастровым номером № на кадастровый учет с предоставлением межевого плана от 20.04.2018 на площадь 2016 кв.м.
На основании вышеназванных документов, с учетом сведений, отраженных в правоустанавливающих документах на землю, ответчик поставил участок с кадастровым номером № площадью 2016 кв.м на кадастровый учет.
При этом законодатель не предусматривает возможности многократного уточнения границ и площади земельного участка.
Истец воспользовался своим правом, поставив на кадастровый учет принадлежащий ему земельный участок, следовательно, нарушений прав истца со стороны ответчика не усматривается.
Более того, требования к Росреестру заявлены истцом факультативно, вытекают из требования об установлении границ земельного участка.
С учетом приведенных выше правовых норм, установленных по делу обстоятельств суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца, а, следовательно, в удовлетворении иска надлежит отказать.
Таким образом, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Шулепова А.В. к администрации Муниципального района «Прилузский», Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми об установлении границ земельного участка, обязании внести сведения об объекте недвижимости в Единой государственный реестр недвижимости - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня принятия настоящего решения.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 28 августа 2018 года.