Дело №2-545/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Костомукша 09 августа 2019 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Сафаряна И.А.,
при секретаре Романовой О.А.,
с участием истца Иванова Э.А.,
представителя ответчика ОМВД России по г. Костомукше Новиковой Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова Э.А. к Отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Костомукше, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел по Республике Карелия о компенсации морального вреда,
установил:
Иванов Э.А. обратился в суд с названным иском, мотивируя тем, что 04.07.2019 этапировался из ИВС ОМВД России по г. Костомукше в Муезерский районный суд Республики Карелия. Этапирование осуществлялось с 8 час. 00 мин. до 21 час. 00 мин. на автомашине, в которой находятся четыре одноместные камеры. Этапировался в камере №2. Размеры указанной камеры составляют: высота 1м.35 см., длина и ширина по 70 см. В таких же условиях он этарпировался в Муезерский районный суд РК 01.07.2019 и 02.07.2019. С каждым этапированием его суставы в коленях болели все сильнее и сильнее. При его росте 1 м. 77 см. не было возможности выпрямиться самому, а также выпрямить ноги. В течение 8 часов находился в сидячем (статическом) положении. По прибытии в ИВС ОМВД России по г. Костомукше 04.07.2019 попросил вызвать скорую помощь. По прибытии скорой помощи, врачом было выявлено у него: сильные боли в коленных суставах, вызванные статическим этапированием на протяжении длительного времени. Ему были сделаны две инъекции. Боли в коленных суставах длились свыше 7 часов. Считает, что действиями ответчика нарушена ст. 3 ЕКПЧ так как был частично ограничен в движении, ответчиком допущены пытки и бесчеловечное обращение. Этапирование в указанных условиях причинило ему физические страдания. Просит взыскать с ОМВД России по г. Костомукше компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
Определением суда от 19.07.2019 на основании ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство внутренних дел по Республике Карелия.
В судебном заседании истец Иванов Э.А. поддержал требования по доводам, изложенным в заявлении, и пояснил, что этапировался в автомашине УАЗ, в котором возможно находиться только в сидячем положении. Перевозка в указанных им условиях является нарушением ст. 3 ЕКПЧ, выражается в бесчеловечном обращении, практически является пыткой, в результате чего ему были причинены физические страдания. Врачом была установлена причинно-следственная связь возникновения боли в коленных суставах, с длительным его нахождением в статическом состоянии. У ответчика имеется иной автомобиль, предназначенный для этапирования, который по размерам больше, и полагает, что его могли этапировать в указанном автомобиле. Использование иного транспорта, по его мнению, возможно в городе на небольшие расстояния. Перевозка осуществлялась в течение 3-4 часов непрерывно. За три дня была одна остановка, насколько ему известно, сотрудники меняли колесо на автомашине. Специальных мест для остановок не имеется.
Представитель ответчика ОМВД России по г. Костомукше Новикова Л.П., действующая на основании доверенности, иск не признала по доводам, изложенным в отзыве, и пояснила, что 01.07.2019, 02.07.2019 и 04.07.2019 истец этапировался на автомобиле УАЗ <данные изъяты>, предназначенном для перевозки отдельно четырех сидячих подозреваемых, обвиняемых. Длительность перевозки не превышала 3-4 часов. Истец вправе был заявить о необходимости произвести остановку. Истцом не представлено доказательств незаконности действий сотрудников полиции при его этапировании в суд.
Представитель ответчика МВД по РК, извещённый о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился. просил дело рассмотреть в его отсутствие. В представленном письменном отзыве просил отказать в удовлетворении иска, указав, что 04.07.2019 Иванов Э.А. с просьбой произвести остановку не обращался, в период этапирования жалоб от него не поступало, в том числе о болях в коленях. Истцом не представлено доказательств, что физические и нравственные страдания причинены в результате действий ответчика.
Представитель ответчика МВД РФ, извещённый о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился.
Выслушав явившихся лиц, изучив доводы и возражения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Пунктами 1 и 2 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Из разъяснений, данных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", следует, что суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные и физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
В силу ст. ст. 12, 56 ГПК РФ обязанность по доказыванию факта причинения вреда личным неимущественным правам и другим нематериальным благам возлагается на истца. Именно истец должен доказать наличие причинно-следственной связи между незаконными действиями, бездействием государственного органа и имеющимся у истца имущественным и моральным вредом.
В судебном заседании установлено, что Иванов Э.А. 01.07.2019, 02.07.2019 и 04.07.2019 на автомобиле УАЗ <данные изъяты> доставлялся из ИВС ОМВД России по г. Костомукше в Муезерский районный суд Республики Карелия.
Из пояснений истца Иванова Э.А. следует, что этапирование происходило в бесчеловечных условиях. Его помещали в автомобиле в тесную камеру, время этапирования в пути в одну сторону занимало 3-4 часа. В результате этапирования 04.07.2019, в связи с ухудшением состояния здоровья вынужден был обратиться за медицинской помощью.
Для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, используются спецавтомобили, изготавливаемые на базе серийно выпускаемых транспортных средств, в том числе типа УАЗ, пассажировместимость которых определяется одобрением типа транспортного средства.
Спецавтомобили изготавливаются в соответствии с ГОСТ 78.01.0002-99 стандарта отрасли "Автомобили оперативно-служебные для перевозки осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Как следует из материалов дела, и не оспаривается сторонами, для перевозки Иванова Э.А. использовалась оперативно-служебная автомашина на базе УАЗ <данные изъяты>, оборудованная 4 камерами. Перевозка осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений осуществляется в сидячем положении.
Истец один перевозился в камере №2. При перевозке истец не просил о кратковременных остановках.
Истцом не представлено доказательств, подтверждающих незаконность действий должностных лиц ответчика в ходе его этапирования из ИВС ОМВД России по г. Костомукше в Муезерский районный суд Республики Карелия и обратно.
Представленная в суд карта вызова скорой помощи от 04.07.2019 составлена со слов истца не может быть принята в качестве доказательства в обоснование доводов истца о причинении вреда его здоровью, физических и нравственных страданий, поскольку после вызова скорой медицинской помощи, повторно за медицинской помощью Иванов Э.А. не обращался, по результатам медицинского осмотра, оснований для его госпитализации либо дополнительного обследования не выявлено.
Поскольку факт незаконности действий должностных лиц ОМВД России по г. Костомукше не установлен и причинно-следственная связь между предполагаемыми незаконными действиями должностных лиц и вредом, на который ссылается истец, отсутствует, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения искового заявления.
Руководствуясь ст.ст.196 - 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления Иванова Э.А. к Отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Костомукше, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел по Республике Карелия о компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья И.А. Сафарян
Мотивированное решение составлено 14 августа 2019 года.