Дело № 2-5659/22
УИД 77RS0012-02-2022-010585-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 ноября 2022 года город Москва
Кузьминский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Орлянской И.А. при секретаре Тороповой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5659/22 по иску Елшиной Е.А. к Мухину Д.С., Михайловой Л.И. об определении порядка оплаты коммунальных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Истец Елшина Е.А. обратилась в суд с иском к ответчикам Мухину Д.С., Михайловой Л.И. об определении порядка оплаты коммунальных платежей. Требования мотивированы тем, что ответчик Михайлова Л.И. является собственником квартиры № …., расположенной по адресу: ….. Истец Елшина Е.А. и ее несовершеннолетние дети Е.М.Д., 10.04.2012 года рождения, Е.Е.Д., 12.10.2015 года рождения, а также ответчик (бывший супруг истца) Мухин Д.С. зарегистрированы по указанному адресу. Истец совместного хозяйства с ответчиками не ведет, членами семьи собственника не является, а поскольку между сторонами не достигнуто соглашение о порядке оплаты коммунальных платежей, истец просит определить долю истца и ее несовершеннолетних детей в оплате коммунальных услуг в размере 5/12 доли, долю ответчиков в размере 7/12 долей, возложить на ГБУ МФЦ города Москвы обязанность выдать отдельные платежные документы.
Истец Елшина Е.А. в судебное заседание не явилась, направила в суд своего представителя по доверенности Качулина А.В., который заявленные требования поддержал.
Ответчики Мухин Д.С., Михайлова Л.И. в судебном заседании заявленные требования не признали, просили в удовлетворении иска отказать, ответчик Михайлова Л.И. пояснила, что она является единоличным собственником жилого помещения и самостоятельно оплачивает жилищно-коммунальные услуги, категорически возражает против оплаты услуг посторонним ей лицом.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст.67 ГПК РФ, приходит к следующим выводам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Михайлова Л.И. является собственником квартиры № …, расположенной по адресу: …
Истец Елшина Е.А., несовершеннолетние дети Елшин М.Д., 10.04.2012 года рождения, Елшин Е.Д., 12.10.2015 года рождения, а также Мухин Д.С. зарегистрированы по указанному адресу.
В обоснование иска истец указывает, что стороны совместного хозяйства не ведут, истец и ее несовершеннолетние дети членами семьи собственника не являются, а поскольку между сторонами не достигнуто соглашение о порядке оплаты коммунальных платежей, истец просит определить ее долю и долю ее несовершеннолетних детей в оплате коммунальных услуг в вышеуказанной квартире.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Положениями ст. 249 ГК РФ предусмотрено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Как разъяснено в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» сособственники жилого помещения в многоквартирном доме несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг соразмерно их доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение (статья 249 ГК РФ).
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 29 Постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» собственник, а также дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены его семьи, в том числе бывший член семьи, сохраняющий право пользования жилым помещением, исполняют солидарную обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, если иное не предусмотрено соглашением (часть 3 статьи 31 и статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации). При возникновении спора о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг с собственника и членов его семьи, между которыми имеется соглашение, определяющее порядок и размер участия членов семьи в расходах по внесению платы за коммунальные услуги, такая задолженность определяется судом с учетом данного соглашения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума ВС РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в силу части 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи собственника жилого помещения имеют равное с собственником право пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Таким соглашением, в частности, в пользование членам семьи собственника могут быть предоставлены отдельные комнаты в квартире собственника, установлен порядок пользования общими помещениями в квартире, определен размер расходов члена семьи собственника на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и т.д.
В связи с тем, что Жилищный кодекс Российской Федерации не устанавливает специальных требований к порядку заключения такого соглашения, а также к его форме и условиям, то исходя из норм части 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации к таким соглашениям применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации о гражданско-правовых сделках (статьи 153 - 181 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Эти же правила следует применять и к соглашению собственника жилого помещения с членами его семьи об ответственности по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением, возможность заключения которого предусмотрена частью 3 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также к соглашению между собственником жилого помещения и бывшим членом его семьи о сохранении права пользования жилым помещением (часть 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, определение порядка оплаты коммунальных платежей возможно только между ее сособственниками либо в случае заключения с членами семьи собственника соглашения, определяющего порядок и размер участия членов семьи в расходах по внесению платы за коммунальные услуги.
Поскольку на момент рассмотрения дела судом единоличным собственником квартиры согласно Единому жилищному документу является ответчик Михайлова Л.И., а соглашения, определяющего порядок и размер участия членов семьи в расходах по внесению платы за коммунальные услуги, сторонами не заключалось, согласно пояснениям ответчика, они возражают против оплаты истцом коммунальных платежей, учитывая вышеприведенные положения закона, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения требования истца не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Елшиной Е.А. (паспорт серии … №…) к Мухину Д.С. (паспорт серии … № …), Михайловой Л.И. (паспорт серии … №…) об определении порядка оплаты коммунальных платежей отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Кузьминский районный суд города Москвы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.А. Орлянская
Решение в окончательной форме принято 15 ноября 2022 г.