Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-436/2014 (2-3126/2013;) ~ М-2726/2013 от 01.10.2013

№2-436/14 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«18» февраля 2014 года г. Ижевск

Индустриальный районный суд города Ижевска Удмуртской Республики под председательством судьи Сентяковой Н.А.

при секретаре Смердовой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевой Е.В. к Военному комиссариату Удмуртской Республики о признании действий незаконными и понуждении к выплате компенсации по возмещению расходов на изготовление и установку памятника участнику Великой отечественной войны

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд к Военному комиссариату Удмуртской Республики с требованиями о признании незаконным отказа Военного комиссариата Удмуртской Республики, изложенного в письме №П/4953 от 19 августа 2013 года о возврате комплекта документов, в выплате компенсации за изготовление и установку надгробного памятника участнику Великой отечественной войны ФИО! и понуждении ответчика выплатить истцу компенсацию по возмещению расходов на изготовление и установку надгробного памятника участнику Великой отечественной войны в размере <данные изъяты>. Правовыми основаниями исковых требований истцом заявлены Федеральный закон «О погребении и похоронном деле», Федеральном законе от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», Приказе Минобороны РФ от 13 января 2008 года №5 «О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы». Кроме того, истец просил взыскать судебные расходы в размере <данные изъяты> по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд и за удостоверение нотариальной доверенности.

В судебное заседание истец Николаева Е.В. не явилась, извещалась о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебное заседание не явилось третье лицо ИП АВМ., извещалось о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просило рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие третьего лица.

Представитель истца Рогожина Е.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, дополнительно заявила ходатайство о возмещении судебных расходов по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты>, расходы по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд в размере <данные изъяты>. Пояснила, что возражения ответчика надуманны, не соответствуют требованиям действующего законодательства.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству третье лицо ИП АВМ исковые требования поддержал, пояснил, что он занимается с февраля 2013 года оказанием ритуальных услуг, одним из видов деятельности является изготовление и установка надгробных памятников участникам Великой Отечественной войны, расходы на которые подлежат возмещению в соответствии с приказом Минобороны РФ от 13 января 2008 года №5. 16 мая 2013 года между ИП АВМ и Николаевой Е.В. заключен договор подряда на изготовление и установку надгробного памятника ФИО!. Николаевой Е.В. оплачены за изготовление и установку памятника <данные изъяты>. Работы по договору подряда выполнены ИП Андриановым в полном объеме, изготовлен и установлен на кладбище памятник участнику ВОВ ФИО!. ИП АВМ. работает без кассового аппарата, поэтому квитанция формы БО-13 (01) приравнивается к кассовому чеку, что соответствует требованиям Закона 54-ФЗ «О применении контрольно- кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2008 года №359, Положением о порядке ведения кассовых расчетов с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ «373-П от 12 октября 2011 года, ИП АВМ ведется кассовая книга в электронном виде. Работа по оказанию ритуальных услуг населению ведется на основании прейскурантов, которые были утверждены на 2012 и 2013 годы. Поскольку работы ведутся из камня, то выполнить работу точно в заявленных размерах очень сложно и трудоемко, в связи с чем прейскуранты составлены с учетом погрешностей в ту или другую сторону.

Представитель ответчика Военного комиссариата Удмуртской Республики и Отдела Военного комиссариата Удмуртской Республики по Октябрьскому, Индустриальному и Устиновскому районам г. Ижевска Макарова С.С., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении по следующим основаниям:

- при подаче заявления заявителем не были представлены сведения, что он обратился с заявлением в военный комиссариат по месту учета умершего ФИО! в нарушение п.38 Порядка, утвержденного приказом Минобороны России от 13 января 2008 года №5,

- из представленных документов невозможно достоверно установить, когда фактически был изготовлен и установлен надгробный памятник участнику войны на месте захоронения, поскольку по представленному истцом договору подряда и акту к нему памятник установлен в мае 2013 года, тогда как к заявлению об оплате была приложена справка о захоронении от 2012 года. Фотографии, представленные истцом к заявлению подтверждают, что памятник установлен осенью, а не весной. Гравировка на памятнике выполнена не в стиле ИП АВМ., на дату проверки памятника комиссией, памятник имел явные сколы, характерные для длительного воздействия окружающей среды. Данное обстоятельство влияет на определение размера компенсации, в зависимости от времени установлены памятника,

- истцом не представлено доказательств в обоснование стоимости выполненных работ и реально понесенных расходов, так как в акте выполненных работ отсутствуют сведения о нанесенных гравировках на могильной плите согласно квитанции формы БО-13 (01). Комиссией выявлены расхождения в размерах надгробного памятника и объеме выполненных гравировальных работ, указанных в квитанции БО-13 и фактически выполненных. Квитанции формы БО-13 (01) недостаточно для подтверждения реально понесенных расходов,

- истцом не представлены сведения о последнем месте службы умершего участника войны, которые имеют существенное значение при рассмотрении дела, так как в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», п.2 Постановления Правительства РФ от 06 мая 1994 года №460, если ФИО! после службы в «действующей армии» продолжил служить в других органах, где предусмотрена служба, его родственники могли получить денежные средства на изготовление и установку памятника по линии данного органа,

- истцом не представлена выписка из книги регистрации надмогильных сооружений либо копия удостоверения о захоронении с отметкой об установленном надмогильном сооружении в нарушение п.5.5. Постановления Администрации г. Ижевска от -Дата- №Об утверждении Правил содержания мест погребения на территории муниципального образования «город Ижевск» и Порядка деятельности муниципального образования «город Ижевск», и Указания руководителя ФКУ «Управления финансового обеспечения МО РФ по Свердловской области от -Дата- №4815/4», Директивы начальника штаба Приволжско- Уральского военного округа от -Дата-

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, исследовав обстоятельства дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

ФИО! -Дата- года рождения является участником Великой Отечественной войны.

Данное обстоятельство подтверждается следующими доказательствами:

- архивной справкой от -Дата-, выданной ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации», согласно которой по архивным документам установлено, что ФИО!. -Дата- рождения призван в сентябре 1940 года Ижевским РВК УАССР, проходил службу в 403 отдельном линейном батальоне связи с 30 июля 1941 года по 20 октября 1945 года в должности «командир отделения» в воинском звании «старшина», 403 отдельный линейный батальон связи с 09 августа 1945 года по 03 сентября 1945 года входил в состав действующей армии;

- справкой №2п/17, выданной -Дата- отделом Военного комиссариата по Октябрьскому, Индустриальному и Устиновскому районам города Ижевска, согласно которой ФИО! являлся участником ВОВ, являлся военнослужащим, проходившим военную службу в действующей армии в период Великой Отечественной войны в 403 отдельном линейном батальоне связи с 30 июля 1041 года по 20 октября 1945 года, входившей в состав действующей армии в период ВОВ с 09 августа 1945 года по 03 сентября 1945 года, имел удостоверение участника войны серии Б №994136, выданное Первомайским РВК г. Ижевска -Дата-,

- алфавитной карточкой для справок по учетной форме, представленной Военным комиссариатом Удмуртской Республики, согласно которой ФИО!. -Дата- рождения, проживавший по адресу ... служил в 403 отдельном батальоне связи с августа по сентябрь 1945 года, имеет медали «За отвагу», «За победу над Германией», «За победу над Японией», инвалид 3 группы по общему заболевании;

- справкой Благовещенского городского военного комиссариата от -Дата-, согласно которой ФИО! -Дата- рождения служил в Советской Армии с 15 сентября 1940 года по 16 июня 1953 года;

ФИО! -Дата- года рождения умер -Дата-, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным Управлением ЗАГС Администрации г. Ижевска, актовая запись

Согласно справки МВД по УР от -Дата-, выданной Отделом пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения МВД по УР, участнику ВОВ ФИО! -Дата- рождения умершему -Дата- года возмещение расходов на изготовление и установку надгробных памятников на могилах по имеющимся документам через ОПО ЦФО МВД по УР не производилось.

Справка аналогичного содержания представлена УФСБ РФ по УР за от -Дата-.

-Дата- истец Николаева Е.В. заключила договор подряда на выполнение работ по изготовлению и установке памятника с предпринимателем АВМ

По условиям договора стороны пришли в следующему соглашению:

- подрядчик обязуется изготовить и произвести установку надгробного памятника для умершего ФИО! по месту захоронения г. Ижевск, кладбище «Южное» (п.1.2.),

- подрядчик выполняет работу из своих материалов, на своем оборудовании, своими средствами (п.1.3.),

- надгробный памятник изготавливается из натурального природного камня (п.1.4.),

- срок выполнения работ не позднее -Дата- (п.1.5.),

- работы, указанные в пункте 1.2. договора считаются выполненными после подписания заказчиком акта выполненных работ (п.1.6.),

- цена выполненных Подрядчиком работ указанных в п.1.2. Договора составляет: изготовление памятника – <данные изъяты>; установка памятника – <данные изъяты> (п.3.1.),

- выполненные работы оплачиваются после подписания сторонами акта выполненных работ (п.3.3.).

Согласно квитанции серии КР формы БО-13 (01) и эскиза надгробного памятника (оборотная сторона) Николаевой Е.В. и предпринимателем АВМ согласованы объем и стоимость работ, в том числе, по изготовлению подставки, плиты, цветника надгробного памятника, гравировальные работы, работы по установке фотографии и установке памятника, всего на общую сумму <данные изъяты>

-Дата- сторонами подписан Акт приемки выполненных работ, работы заказчиком приняты без замечаний. Тогда же Николаевой Е.В. оплачены предпринимателю АВМ работы по вышеуказанном договору в размере <данные изъяты>.

Факт оплаты выполненных работ в полном объеме подтверждается квитанцией серии КР формы БО-13 (01), выданной предпринимателем АВМ., а также кассовой книгой за период с -Дата- по -Дата- г., в которой за -Дата- указано, что от Николаевой Е.В. индивидуальным предпринимателем АВМ получены денежные средства в размере <данные изъяты>.

-Дата- истцом в адрес начальника отдела военного комиссариата Удмуртской Республики по Октябрьскому, Индустриальному и Устиновскому районам города Ижевска направлено заявление с приложением комплекта документов для компенсации понесенных истцом затрат по изготовлению и установке надгробного памятника участнику ВОВ ФИО!. В данном заявлении указано, что место захоронения находится на кладбище «Южное» г. Ижевска, к заявлению приложены следующие документы: договор на изготовление памятника от -Дата-, акт приемки выполненных работ, квитанция формы БО-13 (01) №004238, свидетельство о смерти, справка о месте захоронения, архивная справка, фото установленного памятника, копия расчетного счета заявителя в банке. Также в заявлении указано, что ранее от МО РФ денежные средства по возмещению данных расходов заявитель не получал.

Письмом №П/4953 от -Дата- Отдела военного комиссариата Удмуртской Республики по Октябрьскому, Индустриальному и Устиновскому районам города Ижевска, заявление с приложением направлены в ООО «Обелиск», в связи с отсутствием полного пакета документов согласно п.38 Приказа МО РФ от 13 января 2008 года №5. Николаевой Е.В. документы не возвращались, указанное лицо лишь поставлено в известность о возврате документов в ООО «Обелиск» и предложено обращаться в отдел военного комиссариата по месту своего проживания.

В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ"О погребении и похоронном деле" (п. 5 введен Федеральным законом от 30.05.2001 N 64-ФЗ) погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.

В п.1 ст.24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (вступил в силу с 25.01.1995 года) погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 06.05.1994 N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников" установлено, что за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения осуществляется погребение участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы (службы). Погребение участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, не проходивших военную службу и не работавших в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба), а также изготовление и установка им надгробных памятников производятся за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 (в редакции постановления Правительства РФ от 04.02.2013 N 76, вступившей в законную силу 21 февраля 2013 года) установлены следующие нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента, цветника) и их установку за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения:

погибшим (умершим) военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта, гражданам, призванным на военные сборы, курсантам и слушателям учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, участникам Великой Отечественной войны, в том числе инвалидам Великой Отечественной войны (кроме проходивших службу в действующей армии в качестве военнослужащих), - до <данные изъяты>

остальным погибшим (умершим) гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, - до <данные изъяты>.

В пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 установлено, что на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность определять качественные параметры и требования к ритуально-похоронной продукции и надгробным памятникам, заказываемым для увековечивания памяти погибших (умерших) граждан, порядок погребения и оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников.

Министр обороны Российской Федерации приказом от 13.01.2008 N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" утвердил Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников (далее - Порядок).

Данный Порядок был разработан в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников".

Пунктом 2 Порядка установлено, что данный порядок и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются на ветеранов военной службы, на участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.

Согласно п.35 Порядка, оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета. Оплата указанных расходов производится за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение по фактическим затратам, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно п.36 Порядка, родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников.

В соответствии с п.38 Порядка для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы:

заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов;

документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ);

свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния;

справка о месте захоронения погибшего (умершего);

удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти;

фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.

В соответствии с п.39 Порядка, оплата расходов на изготовление надгробных памятников производится после его изготовления.

Оплата расходов по установке надгробных памятников производится только после его фактической установки (полного выполнения работ) на могиле погибшего (умершего).

Оплата стоимости услуг по изготовлению и установке надгробных памятников не должна превышать норм расходов денежных средств, установленных Правительством Российской Федерации.

Суд считает, что представленное Николаевой Е.В. заявление с приложенными к нему документами, поданное в Отдел военного комиссариата Удмуртской Республики по Октябрьскому, Индустриальному и Устиновскому районам города Ижевска 20 июня 2013 года, соответствовало требованиям Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от -Дата- N 5, поскольку к нему были приложены все документы, перечисленные в п.38 Порядка, позволяющие с достоверностью оценить как право умершего ФИО! на государственную гарантию по увековечению памяти как участника Великой Отечественной войны, так и право заявителя Николаевой Е.В. на получение компенсации понесенных расходов по изготовлению и установке надгробного памятника.

Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" обязанность по возмещению расходов на изготовление и установку надгробных памятников возложена на Министерство обороны Российской Федерации. Возмещение названных расходов является государственной гарантией родственникам умерших и лицам, взявшим на себя обязанность по увековечиванию памяти умерших, то есть обязанностью, а не правом Министерства обороны Российской Федерации.

Вышеприведенные правовые нормы, регулирующие данные правоотношения не ставят возможность возмещения расходов по изготовлению и установке памятников в зависимость от даты смерти участника Великой Отечественной войны.

Возражения ответчика на исковые требования суд не считает возможным положить в основу решения суда об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку считает их основанными на неправильном толковании действующего законодательства и противоречащими фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.

Так, п.38 Правил не предусматривает обязанность заявителя представлять доказательства, подтверждающие, что умерший ФИО!. состоял на воинском учете в Отделе военного комиссариата Удмуртской Республики по Октябрьскому, Индустриальному и Устиновскому районам города Ижевска. Данный пункт Правил предусматривает право выбора заявителя на обращение в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего). Из материалов гражданского дела следует, что умерший ФИО! проживал в Индустриальном районе г. Ижевска, состоял на учете в Индустриальном райвоенкомате г. Ижевска как участник ВОВ, истец обратился с заявлением в отдел военного комиссариата Индустриального района г. Ижевска, то есть по месту воинского учета умершего участника ВОВ, что соответствует п.38 Правил. Факт правильного обращения истца в территориальный орган Военного комиссариата Удмуртской Республики в ходе судебного заседания ответчиком не оспаривался и подтвержден материалами дела.

Вышеуказанным пунктом Правил также не предусмотрено предоставление документов о последнем месте службы умершего участника войны, в связи с чем истребование данных документов у истца ответчиком не основано на законе. В ходе судебного заседания самим представителем ответчика представлены документы, подтверждающие отсутствие компенсационных выплат по изготовлению и установке надгробного памятника ФИО! как по линии МВД, так и по линии ФСБ. Более того, возвращая заявление истцу -Дата-, ответчик не ссылался на отсутствие данных документов в приложении к заявлению.

Суд соглашается с ответчиком, что в соответствии с п.38 Правил при подаче заявления на возмещение расходов необходимо предоставлять документы, подтверждающие право на государственную гарантию по увековечению памяти. Однако суд считает необходимым отметить, что к таким документам законодатель относит удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти. Таким образом, перечень данных документов не является исчерпывающим. Как следует из материалов гражданского дела, Николаевой Е.В. при подаче заявления в отдел военного комиссариата была представлена архивная справка, подтверждающая факт непосредственного участия ФИО!. в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. в составе действующей армии. Таким образом, заявителем был представлен документ, подтверждающий данное обстоятельство.

Возражения ответчика о том, что истцом не подтверждена дата установки надгробного памятника, суд считает также необоснованными, так как из представленных истцом письменных доказательств, пояснений представителя истца и третьего лица ИП АВМ следует, что оплаченный истцом памятник фактически был установлен -Дата-. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

Акт проверки установки надгробных памятников на месте погребения ветеранов войны, ветеранов боевых действий и других льготных категорий от -Дата-, составленный комиссией отдела военного комиссариата УР по Октябрьскому, Индустриальному и Устиновскому районам г. Ижевска, суд считает недостоверным доказательством, так как выводы акта о том, что «вызывает сомнение факт изготовления памятника ИП Андриановым В.М., поскольку штрифт не соответствует почерку и в рамку реквизиты не заносят, вероятно памятник сделан на ранее изготовленном с нанесением гравировки ордена ВОВ, Георгиевской ленты, каски и эпитафии «Вечная память», суд считает субъективной оценкой членов комиссии, не обладающих специальными познания в области работы с натуральными камнями, выводы носят предположительный характер и не основаны на объективных данных.

Совокупность представленных истцом доказательств суд считает достаточной для того, чтобы сделать вывод о стоимости выполненных работ по изготовлению памятника и его установке. Договор на выполнение работ, прейскурант выполненных работ к договору, прейскурант цен, акт выполненных работ, квитанция формы БО-13 (01), кассовую книгу предпринимателя АВМ суд считает относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами понесенных истцом расходов по изготовлению и установке надгробного памятника ФИО!. Каких-либо противоречий по объему выполненных работ и их стоимости суд не усматривает. Кроме того, данные обстоятельства подтверждены актом от -Дата- по проверке установки надгробных памятников на месте погребения ветеранов войны, ветеранов боевых действий и других льготных категорий, составленным комиссией с участием представителей Военного комиссариата УР, представителя истца Рогожиной Е.Б. и третьего лица ИП АВМ. Факт наличия на памятнике гравировок, не указанных в эскизе и квитанции формы БО-13 (01), не опровергает наличие иных оплаченных истцом работ, не влияет на общий размер заявленной ко взысканию компенсации.

Доводы представителя ответчика о том, что истцом должна быть представлена выписка из книги регистрации надмогильных сооружений либо копия удостоверения о захоронении с отметкой об установленном надмогильном сооружении суд считает ошибочными, поскольку в соответствии с п.38 Правил данный документ не входит к перечень документов, прилагаемых к заявлению для подтверждения права на получение возмещения понесенных расходов.

Кроме того, в соответствии с п.5.5. Правил содержания мест погребения на территории муниципального образования "Город Ижевск", утвержденных Постановлением Администрации г. Ижевска от 01.04.2009 N 245, установка (реконструкция, демонтаж) памятников, оград, памятных знаков, надмогильных и мемориальных сооружений, любых других сооружений на общественных кладбищах допускается по инициативе лица, на которое зарегистрировано захоронение, а в случае его смерти - близкого родственника (при предъявлении заявителем оригинала свидетельства о смерти), только по согласованию с администрацией кладбища и только в границах земельного участка для захоронения с обязательной их регистрацией в администрации кладбища.

Представитель ответчика ссылается на поступившие требования военного комиссариата Удмуртской Республики №ОСО-698 от -Дата- на основании Указания руководителя ФКУ «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области от -Дата- №4815/4, согласно которого в соответствии со ст. 14-16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01 сентября 2013 года для возмещения расходов по изготовлению и установке надгробных памятников родственникам, законным представителям или иным лицам (в т.ч. организациям и индивидуальным предпринимателям), взявшим на себя обязанность по увековечиванию памяти защитников Отечества, дополнительно к перечню документов, установленных приказом Министерства обороны Российской Федерации от 13 января 2008 года №5 и Директивы начальника штаба Приволжско- Уральского военного округа №23 от 29 октября 2008 года, в обязательном порядке предоставлять выписку из книги регистрации надмогильных сооружений либо копию удостоверения о захоронении с отметкой об установленном надмогильном сооружении.

В соответствии с п. 13.3 "МДК 11-01.2002. Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации" Госстроя РФ от 25.12.2001 N 01-НС-22/1, к надмогильным и мемориальным сооружениям относятся сооружения, которые содержат мемориальную информацию и имеют внутренние пространства или помещения. К таким сооружениям относятся склепы, пантеоны, мавзолеи. К надмогильным относятся сооружения, имеющие в своем составе захоронения, независимо от того находятся ли они в надземном пространстве или под полом сооружения. Мемориальными считаются сооружения, не имеющие захоронения, но установленные в память какого-либо лица и содержащие мемориальную информацию.

Из представленных истцом ответчику документов, как в досудебном порядке, так и в ходе судебного разбирательства с очевидностью усматривается, что установленный надгробный памятник участнику ВОВ ФИО! не относится к надмогильному сооружению, в связи с чем оснований для представления дополнительных документов, указанных ответчиком, не имелось и не имеется. Более того, данные требования установлены соответствующими органами Министерства Обороны РФ с -Дата-, то есть не относятся к периоду, рассматриваемому судом.

В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденных Указом Президента РФ от 07 декабря 2012 года №1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов (п.4); военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства (п.6); в структуру военных комиссариатов входят основные подразделения, в том числе, по муниципальным образованиям (отделы) (п.9).

В соответствии с п.1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 254 ч.1 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. 258 ч.1 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии с п.9 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).

Поскольку в ходе рассмотрения дела судом установлено, что действиями ответчика по возврату истцу заявления о выплате компенсации за изготовление и установку надгробного памятника фактически отказано в выплате данной компенсации на основании предоставленных документов, при этом суд пришел к выводу о том, что данными действиями государственного органа исполнительной власти нарушены права истца на получение данной компенсации, имеются основания для удовлетворения исковых требований Николаевой Е.В. как законных и обоснованных.

Расходы истца по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>. подтверждаются чеками- ордерами от -Дата- и от -Дата-, выданными ОАО «Сбербанк России».

Расходы истца по оплате госпошлины за удостоверение нотариальной доверенности в размере <данные изъяты> подтверждаются доверенностью серии от -Дата-, удостоверенной нотариусом г. Ижевска Лещенко И.В.

В соответствии со ст. 94, 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в размере <данные изъяты>. по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд и в размере <данные изъяты> за удостоверение нотариальной доверенности, поскольку данные расходы понесены истцом в связи с рассмотрением данного гражданского дела, при этом исковые требования истца удовлетворены судом в полном объеме.

Расходы истца по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> подтверждаются Договором об оказании услуг от -Дата- между Николаевой Е.В. и Рогожиной Е.Б., актом об оказании услуг по договору от -Дата- и распиской, выданной Рогожиной Е.Б., подтверждающей факт получения денежных средств по договору.

При определении размера расходов по оплате услуг представителя, суд учитывает разумность и соразмерность расходов объему работ, выполненных представителем по гражданскому делу: консультации, написание искового заявления, сбор доказательств, участие в ходе подготовки дела к судебному разбирательству и при разбирательстве дела в трех судебных заседаниях, участие при составлении акта осмотра и замера размеров надгробного памятника по месту его установки. Кроме того, суд учитывает подготовленность представителя к судебному разбирательству, категорию сложности рассматриваемого дела и результат рассмотрения гражданского дела, решением по которому исковые требования удовлетворены. В соответствии со ст. 100 ГПК РФ с ответчика пользу истца подлежат расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты>.

Общий размер судебных расходов, подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца составляет <данные изъяты>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Николаевой Е.В. к Военному комиссариату Удмуртской Республики о признании действий незаконными и понуждении к выплате компенсации по возмещению расходов на изготовление и установку памятника участнику Великой отечественной войны– удовлетворить.

Признать незаконным отказ Военного комиссариата Удмуртской Республики, изложенный в письме №П/4953 от -Дата- о возврате комплекта документов, в выплате Николаевой Е.В. компенсации за изготовление и установку надгробного памятника участнику Великой Отечественной войны ФИО!

Обязать Военный комиссариат Удмуртской Республики выплатить Николаевой Е.В. компенсацию по возмещению расходов на изготовление и установку надгробного памятника участнику Великой Отечественной войны в размере <данные изъяты>

Взыскать с Военного комиссариата Удмуртской Республики в пользу Е.В. судебные расходы в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 31 марта 2014 года.

Судья Сентякова Н.А.

2-436/2014 (2-3126/2013;) ~ М-2726/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Николаева Екатерина Викторовна
Ответчики
Военкомат УР
Суд
Индустриальный районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Сентякова Наталья Александровна
Дело на странице суда
industrialnyy--udm.sudrf.ru
01.10.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.10.2013Передача материалов судье
07.10.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.10.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2013Подготовка дела (собеседование)
18.10.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.11.2013Предварительное судебное заседание
17.01.2014Предварительное судебное заседание
18.02.2014Судебное заседание
31.03.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.06.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.10.2015Дело оформлено
12.10.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее