Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 сентября 2012 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Дудусова Д.А.
при секретаре Степановой С.Б.,
с участием прокурора Куповасовой А.Е.,
представителя истца Дорофеевой А.А.- Кобылко Л.А.(устное заявление истца) и
представителя ответчика Дейнеко Е.В. (доверенность от 07.08.12г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Минусинского межрайонного прокурора в интересах Бурмакина Н.Д. и Дорофеева А.А. к Администрации г. Минусинска о признании действий незаконными и обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд с исковыми требованиями в интересах Бурмакина Н.Д. и Дорофеева А.А. к Администрации г. Минусинска о признании действий незаконными и обязании совершить действия.
Свои требования прокурор в исковых заявлениях и в судебном заседании мотивировал следующим.
Истицы Бурмакина Н.Д. и Дорофеева А.А. были незаконно сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма, в связи с предоставлением им жилых помещений в специализированных домах для одиноких престарелых граждан, при следующих обстоятельствах.
Бурмакина Н.Д. состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма с 27.04.95г.; в 2004 году ответчиком ей было предоставлено жилое помещение в специализированном доме для одиноких престарелых граждан, расположенное по адресу: <адрес>. При предоставлении квартиры в специализированном доме, условием такого предоставления являлось написание истицей заявления о снятии ее с очереди нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма. По требованию ответчика истица написала 26.01.04г. такое заявление, однако, написание данного заявления носило вынужденный характер по указанной выше причине. Постановлением № 325-п от 30.03.04г. истица была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Дорофеева А.А. состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма с 17.02.84г.; в 1995 году она имела номер очереди № 11. 30.09.96г. ответчиком истице было предоставлено жилое помещение в специализированном доме для одиноких престарелых граждан, расположенное по адресу: <адрес>. По постановлению ответчика, реквизиты которого установить не удалось, истица была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма и, в настоящее время в очереди отсутствует.
Прокурор полагает действия ответчика по снятию истиц с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма, незаконными по следующим основаниям.
Так, согласно требованиям статьи 55 ЖК РФ: «Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.».
В силу требований части 1 статьи 56 ЖК РФ: « Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.».
Указанных оснований для снятия истиц с учета не имелось, в связи с чем, прокурор просит признать незаконными действия Администрации г. Минусинска по снятию Бурмакина Н.Д. и Дорофеева А.А. с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма и обязать Администрацию г. Минусинска восстановить их на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма: Бурмакина Н.Д. с 27.04.95г. и Дорофеева А.А. с 17.02.84г..
Истицы Бурмакина Н.Д. и Дорофеева А.А. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, пояснив следующее.
Бурмакина Н.Д. пояснила, что, действительно, при решении вопроса о предоставлении жилья в специализированном доме, ей сказали, что квартира будет предоставлена только в случае написания заявления о снятии ее с очереди, в связи с чем, она и написала такое заявление.
Дорофеева А.А. пояснила, что заявления о снятии ее с очереди она не писала, когда и каким постановлением ее сняли с очереди, ей не известно.
Ответчик- Администрация г. Минусинска, действующий в судебном заседании через своего представителя по доверенности Дейнеко Е.В., исковые требования не признал в полном объеме, свою позицию мотивировал следующим. Так, истица Бурмакина Н.Д. сама, добровольно снялась с учета, что подтверждается ее собственноручным заявлением; следовательно, действия ответчика по снятию ее с учета являются законными. Также, истица пропустила срок исковой давности для обращения в суд. Истица Дорофеева А.А. также была снята с учета, однако, когда и каким постановлением, ответчик пояснить не может. Исходя из имеющихся документов, Дорофеева А.А. отсутствовала в очереди уже в 1997 году. Полагает, что действия ответчика были основаны на нормах права, действовавших на момент совершения данных действий, в связи с чем, просит в у удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В суд представлены также следующие доказательства: заявление истиц прокурору; копии паспортов истиц; договор найма жилого помещения от 20.07.11г.; заявления Бурмакиной Н.Д. от 27.04.95г., от 26.01.04г.; ответ исполнительного комитета Минусинского горсовета от 03.02.84г.; договор аренды от 17.10.96г.; заявление Дорофеевой А.А. от 17.02.84г.; справки от 14.02.84г., от 16.02.84г., от 28.12.89г.; от 21.01.91г., от 24.01.92г.; акт проверки жилищных условий; постановление Администрации г. Минусинска № 325-п от 30.03.04г.; протоколы заседания жилищной комиссии от 28.04.95г., от 24.03.04г., от 18.09.96г.; выписки из постановлений Администрации г. Минусинска № 184-п от 12.04.99г., № 493-п от 30.09.96г.; копии книг учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий за 1991 год, за 1997- 1999 годы; постановления Администрации г. Минусинска № 124-п от 31.01.12г., № 455-п от 30.08.95г.; положение «О специальном доме для одиноких престарелых гражданах» от 30.08.95г..
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд полагает следующее.
Согласно требованиям статьи 55 ЖК РФ: «Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.».
Судом установлено, что истицы состояли на соответствующем учете и были сняты с него в связи с предоставлением им жилых помещений в специализированных жилых домах для одиноких престарелых граждан.
В силу требований части 1 статьи 56 ЖК РФ: « Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.».
Согласно части 2 статьи 56 ЖК РФ: «Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.».
Как установлено судом, истицы были сняты с учета в период действия ЖК РСФСР, утратившего силу 01.03.05г..
Согласно требований статьи 32 ЖК РСФСР; «Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: 1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; 2) выезда на другое постоянное место жительства; 3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; 4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете. Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет. О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.».
Таким образом, правовыми нормами, регламентировавшими условия и основания снятия граждан с учета, действовавшими на момент снятия истиц с учета, не было установлено такое основание снятия с учета, как письменное заявление гражданина.
Как следует из договоров между истицами и ответчиком, право пользования истиц данным помещением носит временный характер и, в силу изложенного, не может считаться, по мнению суда, обеспечением истиц жильем на постоянной основе, то есть, улучшением их жилищных условий, в смысле требований статьи 32 ЖК РСФСР.
При таких обстоятельствах, основаниями для снятия истиц с учета могли быть только основания, прямо перечисленные в статье 32 ЖК РСФСР; таковых оснований судом не установлено.
В случае с истицей Бурмакина Н.Д. таких оснований не имеется, истица была снята с учета постановлением № 325-п от 30.03.04г., в котором в качестве основания указано улучшение жилищных условий, а не заявление Бурмакина Н.Д.. По мнению суда, улучшения жилищных условий Бурмакина Н.Д., в смысле требований статьи 32 ЖК РСФСР, не произошло; поэтому, истица должна была сохранить право состоять на очереди и, снятие ее с очереди явилось незаконным. При таких обстоятельствах, исковые требования в интересах истицы Бурмакина Н.Д. подлежат полному удовлетворению.
В случае с истицей Дорофеева А.А. таких оснований также не имеется, в суд не представлено даже решения, на основании которого она была снята с учета; согласно книге учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий за 1997- 1999 годы, Дорофеева А.А. уже в 1997 году не состояла на учете, из представленных документов невозможно установить основания по которым она была снята с учета. По мнению суда, улучшения жилищных условий Дорофеева А.А., в смысле требований статьи 32 ЖК РСФСР, также не произошло; поэтому, истица должна была сохранить право состоять на очереди и, снятие ее с очереди явилось незаконным. При таких обстоятельствах, исковые требования в интересах истицы Дорофеева А.А. также подлежат полному удовлетворению.
Суд, при принятии решения, учитывает также и такое нарушение процедуры снятии я с учета, как отсутствие письменного сообщения истицам о снятии с учета, как того требует статья 32 ЖК РСФСР. Отсутствие такого сообщение дает суду основания для отказа в удовлетворении заявления ответчика о применении к требованиям Бурмакина Н.Д. срока исковой давности. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах Бурмакина Н.Д. и Дорофеева А.А. к Администрации г. Минусинска о признании действий незаконными и обязании совершить действия удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконными действия Администрации г. Минусинска по снятию Бурмакина Н.Д. и Дорофеева А.А. с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма и обязать Администрацию г. Минусинска восстановить их на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма: Бурмакина Н.Д. с 27.04.95г. и Дорофеева А.А. с 17.02.84г..
Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.
Председательствующий: