Дело № 2а-403/2020
УИД 24RS0055-01-2020-000432-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Уяр Красноярского края 20 июля 2020 года
Судья Уярского районного суда Красноярского края Дубынин Е.А.,
с участием помощника прокурора Уярского района Красноярского кая Тиско А.А.,
при секретаре Вацлавской Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-403/2020 УИД 24RS0055-01-2020-000432-08 по административному исковому заявлению администрации Уярского района Красноярского края к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Уярского района Красноярского края обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Требования мотивированы тем, что решением Уярского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Уярского района Красноярского края возложена обязанность по предоставлению ЛГА на территории г. Уяра по договору найма специализированного жилого помещения пригодного для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, не обременённое правами третьих лиц и не находящееся под арестом жилое помещение площадью 33 кв. м., с допусками, установленными п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» (не менее 22 кв. м. и не более 42 кв. м.). Во исполнение указанного решения выдан исполнительный лист и возбуждено исполнительное производство, в рамках которого судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника администрации Уярского района Красноярского края в размере 50 000 рублей, в связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения. Просит освободить администрацию Уярского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по вышеуказанному постановлению, поскольку решение суда не исполнено по объективным причинам. Приобретение жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к категории которых относится взыскатель ЛГА, осуществляется за счет финансирования, поступающего из краевого бюджета, администрация Уярского района является лишь получателем субвенций из бюджета Красноярского края. Администрация Уярского района обращалась в Министерство образования Красноярского края с ходатайством о выделении дополнительного финансирования для исполнения решения суда, однако денежные средства в администрацию Уярского района не поступили. Администрацией Уярского района Красноярского края в пределах своих полномочий приняты все меры к исполнению решения суда, но решение не исполнено по объективным причинам.
Представитель административного истца - администрации Уярского района Красноярского края – Фурманова Е.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Помощник прокурора Уярского района Красноярского края Тиско А.А. не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Заинтересованное лицо ЛГА не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представители административных ответчиков - МОСП ИИДНХ по г. Красноярску, УФССП России по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суд не уведомили.
Суд, с учетом мнения представителя административного истца, старшего помощника прокурора, считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителей административного ответчика, в порядке ст. 150 КАС РФ.
Выслушав представителя административного истца, старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава -исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Согласно п. 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Пунктом 3 той же статьи закона предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу п. 7 той же статьи закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Как разъяснено в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава -исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Исходя из этого, наличие или отсутствие вины должника в неисполнении в срок требований исполнительного документа является обстоятельством, которое может учитываться не только при решении вопроса об освобождении от взыскания исполнительского сбора, но и при оспаривании постановления судебного пристава -исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с Законом Красноярского края от 24.12.2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полномочия по осуществлению мероприятий по приобретению и предоставлению жилых помещений для лиц указанной категории осуществляются администрацией Уярского района.
Однако в соответствии со статей 4 вышеуказанного Закона Красноярского края, на осуществление переданных государственных полномочий бюджетам муниципальных районов предоставляются субвенции из краевого бюджета.
Соответственно, приобретение жилых помещений для указанной категории граждан осуществляется только за счет финансирования, поступающего из бюджета края.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (ред. от 28.12.2016 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Красноярского края от 24.12.2009 года № 9-4225 (ред. от 24.12.2015 года) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов наделены государственными полномочиями, на выполнение которых органы исполнительной власти края предоставляют бюджетам муниципальных районов финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. На полученные субвенции из краевого бюджета органами местного самоуправления приобретаются жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, приобретение жилых помещений для указанной категории лиц осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации, выделенных администрации муниципального образования.
По смыслу приведенных норм права, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В судебном заседании установлено, что решением Уярского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Уярского района Красноярского края возложена обязанность по предоставлению ЛГА на территории г. Уяра по договору найма специализированного жилого помещения пригодного для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, не обременённое правами третьих лиц и не находящееся под арестом жилое помещение площадью 33 кв. м., с допусками, установленными п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» (не менее 22 кв. м. и не более 42 кв. м.).
Во исполнение указанного судебного решения ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Е.А. Даниловой вынесено постановление о взыскании с администрации Уярского района Красноярского края исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, так как исполнительный документ в срок, предоставленный для добровольного исполнения не исполнен, доказательств подтверждающих уважительность причин неисполнения, должником не представлено.
Администрацией Уярского района Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ было направлено письмо в Министерство образования Красноярского края о рассмотрении вопроса о выделении денежных средств на приобретение жилого помещения для ЛГА
После освобождения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> включения его в муниципальный специализированный жилищный фонд, данное жилое помещение было предоставлено ЛГА по договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается Договором № найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ, а также Актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что должник в силу объективных причин не имел реальной возможности исполнить решение Уярского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ в установленный судебным приставом-исполнителем срок, что свидетельствует об отсутствии его вины. Из материалов дела следует, что администрацией Уярского района были приняты необходимые меры для исполнения судебного решения. Сразу после вступления решения суда в законную силу истец обращался в Министерство образования Красноярского края с просьбой о выделении денежных средств для исполнения судебного решения, однако денежные средства на 2019 год выделены не были.
Таким образом, администрацией Уярского района Красноярского края в рамках полномочий предприняты все возможные действия, направленные на исполнение решения суда, связанные с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возможности освобождения администрации Уярского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования администрации Уярского района Красноярского края к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора – удовлетворить.
Освободить администрацию Уярского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № в размере 50 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда через Уярский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.А. Дубынин