Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-73/2013 (2-3698/2012;) ~ М-3423/2012 от 19.11.2012

Дело №2-73/13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 февраля 2013 года                    г. Мурманск

Ленинский районный суд г. Мурманска в составе:

председательствующего судьи                    Барабановой Т.К.

при секретаре        Никитиной М.В.

с участием:

представителя третьего лица        Шужина Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яшкина А.А. к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области» о взыскании заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

    Яшкин А.А. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области» (далее ФКУ «УФО МО РФ по Мурманской области) о взыскании заработной платы. В обоснование иска указал, что работает в *** войсковой части *** по трудовому договору в должности ***. В период с 01 февраля по июль 2012 года (включительно) ему причиталась компенсационная выплата к заработной плате в размере 25 % должностного оклада за фактическое время перевозки и (или) хранения взрывоопасных веществ. Начальником отряда судов обеспечения был издан приказ о выплате названной компенсации за указанные месяцы, однако ответчик, на финансовом обслуживании которого находится войсковая часть, отказал в оплате компенсационной выплаты. Просил взыскать с ответчика компенсационную выплату за работу с вредными и (или) опасными условиями труда за период с 01 февраля 2012 года по июль 2012 года в общей сумме *** рублей *** копеек.

Определениями Ленинского районного суда г. Мурманска от 23.11.2012 и 17.01.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены – отряд судов обеспечения -войсковая часть 77360, Минно-торпедное управление Северного Флота – восковая часть 62720-ю (л.д. 2, 60-61).

Истец Яшкин А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на иск, в которых указал, что судно «***» в соответствии с классификацией, принятой в ВМФ, относится к классу специальных судов и предназначено для транспортировки и временного хранения вооружения и боезапаса. В сроки, указанные в иске, на судне производилась погрузка, хранение и выгрузка изделий номенклатуры Минно-торпедного управления СФ. Полагал, что при решении вопроса о праве работников на выплату названной компенсации необходимо исходить из того, что перевозимые судном изделия номенклатуры МТУ не являются взрывоопасным веществом, а относятся к боеприпасам, содержащим изделие, снаряженное взрывчатым, но не взрывоопасным веществом. Считает, что члены экипажа судна не имеют права на компенсационную выплату, предусмотренную подпунктом «а» пункта 51 Приказа Министра обороны РФ от 10.11.2008 №555. Кроме того, данная компенсационная выплата фондом оплаты труда на 2012 год для судна *** не предусмотрена. Просил в иске отказать.

Представитель третьего лица - отряда судов обеспечения - войсковая часть 77360 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица - Минно-торпедного управления Северного Флота – восковая часть 62720-ю в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, указав, что судно - морской транспорт вооружения «***» занимается перевозкой боеприпасов по линии Минно-торпедного управления Северного флота. При этом все члены экипажа задействованы в перевозке, хранении, загрузке и выгрузке боеприпасов и подвергаются повышенной опасности, то есть, их условия труда относятся к опасным. Пояснил, что хранение боеприпасов осуществляется во время их перевозки в специальном трюме, которым снабжено судно «***». Просил исковые требования удовлетворить.

Выслушав представителя третьего лица, исследовав материалы дела, обозрев материалы гражданского дела №2-1042/11, суд приходит к следующему.

В силу статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу статьи 146 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 147 ТК РФ).

Условия оплаты труда работников организаций Министерства обороны Российской Федерации определяются Приказом Министра обороны РФ от 10 ноября 2008 года №555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. №583».

В соответствии с пунктом 50 Раздела III «Особенности оплаты труда гражданского персонала воинских частей» Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных сил Российской Федерации, являющего Приложением №2 к названному Приказу, гражданскому персоналу воинских частей, занятых на работах с тяжелыми и вредными и (или) особо тяжелыми и особо вредными условиями труда (приложение №3 к Положению), должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с тяжелыми и вредными условиями труда - до 12 процентов; на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда - до 24 процентов.

Повышение устанавливается гражданскому персоналу, отработавшему в расчетном периоде в тяжелых и вредных, особо тяжелых и особо вредных условиях труда не менее половины установленной нормы рабочего времени.

Согласно пункту 36 Раздела I «Работы с тяжелыми и вредными условиями труда» Приложения №3 к указанному Положению транспортировка, хранение (кроме работ, указанных в разделе Б) всех видов боеприпасов (боезапасов), порохов, взрывчатых веществ, зарядов, твердых и жидких топлив, пиротехнических составов и воспламенителей, а также ракет, торпед, оружия (вооружения), снаряжения и их элементов, снаряженных этими веществами относится к работам с тяжелыми и вредными условиями труда.

Подпунктом «а» пункта 51 вышеуказанного Положения, предусмотрено, что гражданскому персоналу воинских частей за работу в особых условиях труда, устанавливаются компенсационные выплаты: членам экипажей судов обеспечения – за фактическое время перевозки и (или) хранения взрывоопасных веществ и сжиженного газа – до 25 процентов должностного оклада.

Судом установлено, что истец с 21 августа 2007 года принят на работу по трудовому договору в войсковую часть 20533 *** «***» (гр. д. №2-1042/11, л.д. 37-43). Согласно штатному расписанию на 2012 год морского транспорта вооружения «***» войсковой части 20533, *** относится к членам экипажа судна.

С 28.02.2010 управление войсковой части 20533 и суда обеспечения переформированы в 432 отряд судов обеспечения (гр. д. № 2-1042/11, л.д. 28).

Пунктом 4.7.1. коллективного договора отряда судов обеспечения войсковой части 77360 на 2011 – 2014 годы работникам установлены как повышения должностных окладов за работу в тяжелых и вредных, особо тяжелых и особо вредных условиях труда, соответственно на 12 % и на 24%, так и компенсационные выплаты членам экипажей судов обеспечения, в том числе, за фактическое время перевозки и (или) хранения взрывоопасных веществ – 25% должностного оклада.

Материалами дела подтверждено, что судно «***» включено в Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, за выполнение которых производится доплата, утвержденный работодателем 26.04.2009. Названным Перечнем также установлен размер доплат к должностному окладу за фактическое время перевозки и (или) хранения взрывоопасных веществ – 25 % (л.д. 16-18).

Из материалов дела следует, что указанное судно «***» было задействовано в перевозке и хранении изделий номенклатуры Минноторпедного управления Северного флота (МТУ), обозначенных «ВВ», включая время погрузки и выгрузки: 09 и 16 февраля 2012 года, с 12 по 22 марта 2012 года, с 29 марта по 09 апреля 2012 года, с 16 по 23 мая 2012 года, 04 и 06 июля 2012 года. Данное обстоятельство подтверждается выписками из вахтенного журнала судна (л.д. 11-15), приказами начальника ОСО войсковой части 77360 об установлении размера компенсационных выплат (л.д. 19-21). Нахождение истца в указанные периоды времени на судне в качестве члена экипажа ответчиком и третьими лицами не оспаривалось.

Приказами начальника отряда судов обеспечения войсковой части 77360 №432 от 07 июня 2012 года, №574 от 20 июля 2012 года, №575 от 20 июля 2012 года членам экипажа «***» установлена компенсационная выплата за фактическое время перевозки и хранения взрывоопасных веществ за февраль, март, апрель, май, июль 2012 года в размере 25 % должностного оклада.

Между тем, компенсационная выплата произведена не была.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что выплаты за работу с тяжелыми и вредными условиями труда и за работу в опасных условиях труда, имеют различную правовую природу. При установлении права на получение выплат за особые условия труда, основным критерием является наличие опасности, т.е. условий, сопряженных с риском для жизни работников. При установлении права на получение доплат за работу в тяжелых и вредных условиях труда основными критериями являются: тяжесть и напряженность трудового процесса, наличие вредных факторов, на рабочем месте, выявляемых, посредством проведения аттестации рабочих мест.

Разрешая возникший спор, суд исходит из того, что законодательные и иные нормативные акты Российской Федерации разделяют понятия «взрывоопасные» и «взрывчатые» вещества.

В соответствии с п. 29 статьи 2 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ пожаровзрывоопасность веществ и материалов - это способность веществ и материалов к образованию горючей (пожароопасной или взрывоопасной) среды, характеризуемая их физико-химическими свойствами и (или) поведением в условиях пожара.

В соответствии с п. 4 статьи 2 вышеуказанного Технического регламента взрывоопасная смесь - смесь воздуха или окислителя с горючими газами, парами легковоспламеняющихся жидкостей, горючими пылями или волокнами, которая при определенной концентрации и возникновении источника инициирования взрыва способна взорваться.

В Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 апреля 2009 г. №1573 включен ГОСТ 12.1.010-76 «ССБТ. Взрывобезопасность. Общие требования», который распространяется на производственные процессы (включая транспортирование и хранение), в которых участвуют вещества, способные образовать взрывоопасную среду, и устанавливает общие требования по обеспечению их взрывобезопасности.

В соответствии с п. 2.2. ГОСТ 12.1.010-76 взрывоопасную среду могут образовать: смеси веществ (газов, паров, пылей) с воздухом и другими окислителями (кислород, озон, хлор, окислы азота и др.); вещества, склонные к взрывному превращению (ацетилен, озон, гидразин и др.)

При этом, указанный ГОСТ не распространяется на производственные процессы, связанные с изготовлением, применением, транспортированием и хранением взрывчатых веществ.

Исходя из вышеизложенного, к взрывоопасным веществам относятся вещества, склонные к взрывному превращению (ацетилен, озон, гидразин и др.), а также смеси веществ (горючих газов, паров легковоспламеняющихся жидкостей, горючих пылей и волокон,) с воздухом и другими окислителями (кислород, озон, хлор, окислы азота и др.), которые образуют взрывоопасную среду и при определенной концентрации и возникновении источника инициирования взрыва способны взорваться.

Таким образом, взрывчатые вещества, в том числе, заключенные в оболочку изделий (торпеды, мины), которые перевозятся или временно хранятся на судне обеспечения «***», нельзя отнести к категории взрывоопасных веществ, как их определяют законодательные и иные нормативные акты Российской Федерации в области пожаровзрывобезопасности.

Поскольку в материалы дела не представлено достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что в спорные периоды экипаж морского транспорта вооружения «***», в том числе и истец, выполнял работы, дающие право на получение компенсационной выплаты, установленной подпунктом «а» пункта 51 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░

░░░░░:                    ░.░. ░░░░░░░░░░

2-73/2013 (2-3698/2012;) ~ М-3423/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Яшкин Александр Александрович
Ответчики
ФКУ "УФО МО РФ по МО"
Другие
в/ч 77360 г. Мурманска
Минно-торпедное управление СФ - в/ч 62720-ю
Суд
Ленинский районный суд г. Мурманска
Судья
Барабанова Татьяна Константиновна
Дело на сайте суда
len--mrm.sudrf.ru
19.11.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.11.2012Передача материалов судье
23.11.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.11.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.12.2012Предварительное судебное заседание
14.12.2012Судебное заседание
17.01.2013Судебное заседание
04.02.2013Судебное заседание
18.02.2013Судебное заседание
26.02.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.02.2013Дело оформлено
26.03.2014Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее