Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1135/2013 ~ М-1116/2013 от 30.09.2013

                                                                                                   Дело № 2-1135/2013г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                                   с. Ивановка

Ивановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи                                                                   Плотникова Р. Н.,

при секретаре                                                                                               Колесниковой Т. Ю.,

с участием истицы Ивановой Л. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Людмилы Викторовны, Рожковой Нины Александровны к администрации Новоалексеевского сельсовета Ивановского района Амурской области, администрации Ивановского района Амурской области о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации,

У С Т А Н О В И Л:

    Иванова Л. В., Рожкова Н. А., обратились с иском к администрации Новоалексеевского сельсовета Ивановского района Амурской области, администрации Ивановского района Амурской области о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, в обоснование которого указали, что 09.08.13г. в результате чрезвычайной ситуации природного характера их земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, подтоплен. В результате подтопленными оказались хозяйственные постройки, огород. Из овощей пришли в негодность помидоры, морковь, капуста, картофель. Данное обстоятельство подтверждается актом от 15.09.13г. принимая во внимание факт их проживания в указанном доме, факт порчи принадлежащего им имущества, они обратились в администрацию с заявлением о включении их в списки граждан, пострадавших в результате ЧС для получения за счет средств областного бюджета материальной помощи. Однако 15.09.13г. им было отказано.

    На основании изложенного, просят признать их пострадавшими в результате ЧС, включить их всех в списки граждан, пострадавших в результате ЧС – паводка на территории МО Новоалексеевского сельсовета, 09.08.13г.

В судебном заседании истца Иванова Л. В., действующая за себя и представляющая интересы Рожковой Н. А. (доверенность от 08.10.13г.) на исковых требованиях настаивала частично, уточнила, что она отказываются от требований о включении их в списки пострадавших на получение финансовой помощи. Просит признать её пострадавшей в результате ЧС и включить в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на выплату единовременной материальной помощи.

Ответчик - Администрация Новоалексеевского сельсовета Ивановского района Амурской области в судебное заседание представителя не направила, имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Возражений на иск не представили.

Ответчик – администрация Ивановского района Амурской области в судебное заседание представителя не направила, имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие. Представлены суду возражения на иск в которых указано, что из искового заявления следует, что в результате подтопления пострадали овощи, данный факт подтверждается актом обследования. Принимая данный факт во внимание, истцы просят суд признать их пострадавшими и выплатить компенсацию причиненного ущерба, с данными доводами не согласны в полном объеме по следующим основаниям. Согласно постановлению Правительства РФ от 13.10.2008г. №750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий», разработаны и утверждены «Методические рекомендации по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий» от 02.11.2010г. №2-4-60-12-22. В соответствии с п.2.1.15 выше указанных Методических рекомендаций, пострадавший в чрезвычайной ситуации – это человек, пораженный либо понесший материальные убытки в результате возникновения чрезвычайной ситуации. В соответствии с п.9.1 Методических рекомендаций, размер единовременной материальной помощи определен подпунктом «г» пункта 9 Правил, а именно до 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тысяч рублей на семью, зарегистрированную на занимаемой площади. Указанная единовременная материальная помощь выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения. В соответствии с п.9.2 Методических рекомендаций, размер финансовой помощи в связи с утратой имущества определен в соответствии с подпунктом «д» пункта 9 Правил, а именно: за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, зарегистрированного на занимаемой площади; за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека, зарегистрированного на занимаемой площади. Финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате чрезвычайной ситуации, оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день чрезвычайной ситуации. К имуществу первой необходимости относится минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, утвержденный постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28.04.2000г. №36/34, а именно: тарелка, кастрюля, сковорода, чайник, стакан, чашка, столовые приборы (ложка, вилка, нож), холодильник, телевизор, стиральная машина, электроутюг, швейная машина, светильник бытовой. Часы всех видов, шкаф для одежды, шкаф навесной, шкаф-вешалка, зеркало, кровать (диван), стол обеденный, стол рабочий, стул, табурет, газовая плита (электроплита), водонагреватели или отопительные котлы АГВ.        Согласно протокола КЧС и ПБ Правительства Амурской области от 21 сентября 2013 года №39 (п.7 подпункт 1 абз.1), Единовременная материальная помощь предоставляется также в случае, если затопило приусадебный участок к жилому дому, и при этом пострадало иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и др. имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке). При этом следует учитывать, что в соответствии со ст.136 ГК РФ плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества. В связи с чем, плодово - овощные посадки и урожай, произраставшие на земельном участке, не рассматриваются в качестве имущества, при утрате которого предоставляется единовременная материальная помощь. Соответственно в случае затопления земельного участка, при котором причинен ущерб только плодово - овощным посадкам и урожаю, предоставление единовременной материальной помощи не производится. Как следует из акта обследования от 15.09.2013г. пострадали овощные культуры. На основании вышеизложенного полагает, что комиссия обоснованно не включила граждан в список пострадавших, и просит суд отказать Ивановой Л. В., Рожковой Н. А., в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Третье лиц, не заявляющее самостоятельных требований – Министерство финансов Амурской области в судебное заседание представителя не направило, имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие. Представлены суду возражения на иск в которых указано, что статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Исходя из этого право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке.

В пострадавших от чрезвычайной ситуации районах Амурской области гражданам предоставляются выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 750, и Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 26.05.2009 № 214.

Данные выплаты предоставляются только в случае, если повреждены жилой дом или иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и другое имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке).

В случае затопления земельного участка и причинения ущерба только плодовоовощной продукции (урожаю), предоставление единовременной материальной и финансовой помощи за утраченное имущество не производится.

Правовым основаниям данной позиции являются положения статьи 136 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества.

Кроме того, в данном случае плодовоовощная продукция, выращиваемая на земельном участке, не может рассматриваться как имущество также потому, что соответствующая продукция, не достигнув своего созревания в наступившем сезоне вследствие чрезвычайной ситуации, не получила полезные свойства и не обладает стоимостными признаками, присущими имуществу как объекту гражданских прав. Следовательно, нет оснований связывать утрату урожая с утратой имущества.

В связи с этим плодовоовощная продукция, выращиваемая на земельном участке, не рассматривается в качестве имущества, при утрате которого предоставляется единовременная материальная помощь и финансовая помощь за утраченное имущество.

Выплата гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, компенсаций (единовременных денежных выплат) вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, может быть произведена исключительно по особому решению, принятому уполномоченными органами в соответствии с подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Решением должны определяться случаи осуществления единовременных денежных выплат, а также круг лип, которым указанные выплаты будут t осуществлены.

В этих целях подпунктом «з» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 31.08.2013 № 693 «О мерах по ликвидации последствии крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской I областей, Еврейской автономной области» Правительству Российской Федерации поручено совместно I с органами исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации обеспечить выплату гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах. Для выплаты компенсаций вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур Правительство Российской Федерации должно определить источники финансирования и обеспечить оперативное доведение денежных средств до соответствующих получателей (пункт 4 названного Указа). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.10.2013 № 1797-р источником данных выплат определен резервный фонд Правительства Российской Федерации, определены категории лиц, имеющие право на выплату - граждане, признанные пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающие в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, утратившие урожай сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, при этом списки указанных граждан должны быть подтверждены комиссиями по чрезвычайным ситуациям либо территориальными органами МЧС России, а также записями похозяйственных книг по состоянию на 1 июля 2013 г., а также определен размер бюджетных ассигнований, выделенных Амурской области - 1 460 835 тыс. руб.

Указанная компенсация рассматривается в вышеуказанных правовых актах Российской Федерации в качестве самостоятельного вида выплат. Соответственно утрата урожая сельскохозяйственных культур не является основанием для признания граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в целях их включения в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества за счет средств федерального и областного бюджетов.

Частью 14 статьи 10 Закона Амурской области от 17.12.2012 № 123-03 «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» (в ред. от 27.09.2013 № 225-03) в целях компенсации гражданам утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, предусмотрено предоставление местным бюджетам иного межбюджетного трансферта.

При этом Правилами предоставления иного межбюджетного трансферта на компенсацию вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, утвержденными постановлением Правительства области от 11.10.2013 № 489, предусмотрена компенсация гражданам за счет средств федерального бюджета вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах. Указанными Правилами определены цели, условия, размеры компенсации.

Таким образом, при удовлетворении данного искового заявления у истца может возникнуть право не только на меры поддержки, которые предусмотрены особыми решениями по отдельным категориям граждан, но и на выплаты, на которые он не имеет права, в том числе на предоставление единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество. Тем самым может быть нарушен баланс между публичными а частными интересами, поскольку на основании решения суда гражданин, утративший урожай, получает те же права, что и граждане, утратившие жилье и иное ценное имущество. При этом ущерб, причиненный истцу, несоразмерен объему прав, предоставляемых по решению суда.

На основании    изложенного,    министерство    финансов Амурской    области    просит    в удовлетворении заявленных требований отказать.

Дело рассмотрено судом в силу ст.167 ГПК РФ в отсутствии надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания ответчиков – администрации Новоалексеевского сельсовета Ивановского района Амурской области, администрации Ивановского района и третьего лица.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения истца, показания свидетелей, суд приходит к следующим выводам.

Истица Иванова Л. В. в судебном заседании пояснила, что она проживает одна по указанному адресу, в августе после дождей у неё затопило весь огород с надворными постройками, также затопило подполье, от дожденй намок потолок и отсырели стены, повело печку, вода текла сверху. В сарае из за подтопления сдохли кролики и погнил настил пола. Её дочь зарегистрирована вместе с ней, но фактически не проживает по данному адресу. Уточняет, что не настаивает на включение её в списки пострадавших, которым подлежит выплата финансовой помощи, считает, что имеет право на получение единовременной материальной помощи, так как у неё пострадал огород, был подтоплен дом, поврежден сарай и погибли кролики.

Свидетель Волчкова Т. Г., суду показала, что она проживает в с. Новоалексеевка является домохозяйкой и у нее дружеские отношения с Ивановой Л. В. В связи с ливневыми дождями в августе месяце, у Ивановой затопило весь огород, а затем вода пошла во двор и в подполье дома. У неё затопило сарай, в котором жили кролики и они сдохли. Доски пола пришли в негодность. Её муж приезжал к Ивановой Л. В. и два раза своим насосом откачивал воду. Иванова Л. В. по данному адресу проживает одна. Из за воды стены в доме сырые. Печка полопалась от воды, которая текла с крыши.

Свидетель ФИО8 в судебном заседании показал, что он является соседом Ивановой и у них дружеские отношения. Летом, когда были сильные дожди, у Ивановой в огороде, во дворе и в подполье была вода. Она живет в этом доме одна. Он приходил к ней и помогал откачивать воду. Ему известно, что из за подтопления у Ивановой в сарае сдохли кролики, в доме потрескалась крыша, так как текло с верху, веранда дома также протекала из за дождя.

Согласно копии паспорта , Ивановой Людмилы Васильевны, она с 1987 года зарегистрирована по адресу: <адрес>

Согласно копии паспорта Рожковой Нины Александровны, она с 2002 года зарегистрирована по адресу: <адрес>

В договоре на безвозмездную передачу квартиры в собственность граждан от 23.10.1997г. указано, что Ивановой Л. В. в личную собственность была передана квартира по адресу: <адрес>.

Из справки администрации Новоалексеевского сельсовета от 24.09.13г. видно, что в 2002 году в связи с переписью населения на территории администрации Новоалексеевского сельсовета в с. Новоалексеевка были развешены аншлаги и проведена нумерация домов. Квартире, принадлежащей Ивановой Л. В. на праве совместной собственности, на основании договора на безвозмездную передачу квартиры в собственность граждан, выданного 23.10.97г., присвоен номер <адрес>

Согласно справки, выданной администрацией Новоалексеевского сельсовета Ивановского района Амурской области от 24.09.2013г. Иванова Л. В. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Совместно с ней зарегистрирована дочь Рожкова Н. А.

13 сентября 2013 года Ивановой Л. В. в администрацию Новоалексеевского сельсовета были поданы заявления о выплате ей и членам её семьи, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в с. Новоалексеевка единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс.рублей на семью, подлежащей выделению из резервного фонда правительства Российской Федерации и правительства Амурской области.

Как следует из акта обследования полностью (частично) утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего 09.08.2013г. с. Новоалексеевка Ивановского района Амурской области от 15.09.13г., по месту жительства Ивановой Л. В. проживающей по адресу: <адрес>, было проведено обследование, в ходе которого установлено следующее: «на момент обследования огород находился в сыром состоянии (перед днем обследования прошел дождь). Картофель с огорода не копан. Из овощей сгнили морковь и капуста». Заключение комиссии: так как на момент обследования затопления приусадебного участка не наблюдалось, рекомендовано обратиться в суд с иском о признании пострадавшими.

Согласно протоколу № 8 заседания комиссии по обследованию объектов, пострадавших от сильных ливневых дождей на территории муниципального образования Новоалексеевского сельсовета от 15.09.13г., в связи с отсутствием затопления приусадебного участка на момент обследования, Ивановой Л. В. рекомендовано обратиться в суд с иском о признании пострадавшими и выплате единовременной материальной помощи.

31.10.13г. Ивановой Л. В. в администрацию Новоалексеевского сельсовета были поданы заявления о выплате ей и членам её семьи, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в с. Новоалексеевка о выплате финансовой помощи в связи с частичной утратой ей и членами её семьи имущества в результате ЧС, произошедшей в с. Новоалексеевка Ивановского района Амурской области 13 августа 2013 года в размере 50000 рублей на семью, подлежащей выделению из резервного фонда Правительства Амурской области и правительства Амурской области.

Как следует из акта обследования полностью (частично) утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего 09.08.2013г. с. Новоалексеевка Ивановского района Амурской области от 27.10.13г., по месту жительства Ивановой Л. В. проживающей по адресу: <адрес>, было проведено обследование, в ходе которого установлено следующее: видны следы подтопления, повело печь, на веранде потеки от воды на потолке, в доме под окнами следы от воды (потеки). При осмотре подполья видны следы от воды на уровне 10 см. при осмотре квартиры видны следы от воды на печи, на потолке, под окнами. Имущество не пострадало.

Из уведомления администрации Новоалексеевского сельсовета от 31.10.13г. следует, что на основании протокола № 40 заседания оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения комиссии при правительстве Амурской области 30.09.13г. завершена работа по оформлению обосновывающих документов, необходимых для оказания единовременной материальной и финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате ЧС, в связи с тем, что 01.10.13г. закончился срок предоставления в МЧС России обосновывающих документов, определенных поручением Правительства РФ. В соответствии с протоколом правительственной комиссии до 20.09.13г. закончена вся работа по приему списков новых граждан. Рекомендовано обратиться в суд.

В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанных норм закона постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года №750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года №214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.

Согласно пункта 6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 №214, расходы на содержание и выплаты пострадавшим гражданам предусматриваются в размерах:

при оказании гражданам единовременной материальной помощи – 10 тыс. рублей на человека (но не более 50 тыс. рублей на семью);

при оказании гражданам финансовой помощи за частично утраченное имущество – 50 тыс.рублей на семью, за полностью утраченное имущество -100тыс. рублей на семью.

Приказом начальника управления гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области от 10 сентября 2009 №102-п установлено, что для включения в списки граждан, которым подлежит выплата единовременной материальной помощи из резервного фонда Правительства Амурской области, необходимо наличие постоянной регистрации по месту чрезвычайной ситуации; для включения в списки граждан, которым подлежит выплата финансовой помощи при утрате имущества из резервного фонда Правительства Амурской области, необходимо наличие постоянной регистрации по месту чрезвычайной ситуации, а также подтверждения факта утраты имущества (полностью или частично).

Распоряжением Губернатора Амурской области от 23 июля 2013 №123-р на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.

Согласно распоряжению и.о.главы Ивановского района от 25.07.2013 года №187, на основании распоряжения Губернатора Амурской области №123 от 23.07.2013 года «О введении ЧС на территории Амурской области», и в связи с обильными дождями на территории Ивановского района (в период с 21.00 23.07.2013 года по 7.00 24.07.2012 года выпало более 50 мм осадков). В результате очень сильных дождей были подтоплены жилые дома, огороды в с.Ивановка, с.Среднебелая. С целью предотвращения дальнейшего затопления и ликвидации последствий стихийного бедствия: с 8.00 25 июля 2013 года на территории Ивановского района введен режим чрезвычайной ситуации.

Согласно распоряжению администрации Новоалексеевского сельсовета Ивановского района Амурской области от 09.08.2013 года № 36, на основании распоряжения Губернатора Амурской области №123-р от 23.07.2013 года «О введении режима ЧС на территории Амурской области», распоряжения и.о.главы Ивановского района от 25.07.2013 года №187 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Ивановского района», в связи с сильным ливневым дождем 09.08.13г., с целью предотвращения затопления и ликвидации последствий стихийного бедствия, 09 августа 2013 года с 17-00 час. на территории МО Новоалексеевского сельсовета введен режим чрезвычайной ситуации.

31 августа 2013 года был издан Указ Президента РФ №693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», действующий в настоящее время.

13 сентября 2013 года Правительством Амурской области во исполнение пункта 6 указа Президента РФ №693 от 31.08.2013 года было принято постановление №423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета». Пунктом 2 данного постановления утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:

а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;

б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;

в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;

г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года №693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» Правительству Российской Федерации было поручено до 10 сентября 2013 года принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.

Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий, утвержденными 02.11.2010г. заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Согласно п.9.1 Методических рекомендаций, единовременная материальная помощь, предусмотренная подпунктом «г» пункта 9 Правил (в размере до 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тысяч рублей на семью, зарегистрированную на занимаемой площади) имеет целевое назначение и выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения. При этом конкретный размер оказываемой помощи определяется на основании проведённого обследования частного жилого помещения комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления.

Порядок выплаты финансовой помощи физическим лицам в связи с утратой имущества, предусмотренной подпунктом «д» пункта 9 Правил, регулируется п.9.2 Методических рекомендаций. При этом финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате чрезвычайной ситуации, оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день чрезвычайной ситуации.

Аналогичные положения содержатся в Методических рекомендациях по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, утверждённой протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 23 августа 2013 года №21 (в ред. от 26.09.2013 года №40).

Пунктом 1.2 которых предусмотрено, что настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи исполнительным органам государственной власти Амурской области и органам местного самоуправления в работе с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, и содержит разъяснения порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной и финансовой помощи.

При этом в силу раздела II данных Методических рекомендаций одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи является постоянное или преимущественное проживание такого лица в жилом доме (жилом помещении) на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации.

Согласно п.2.1. данных Методических рекомендаций, единовременная материальная и финансовая помощь оказывается гражданам, постоянно или преимущественно проживающим на территории населенного пункта, подвергшегося затоплению, подтоплению в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории области в июле – августе 2013 года, и соответствующим условиям, определенным настоящим разделом применительно к соответствующему виду выплат.

Согласно пункту 2.2. Единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС. Единовременная материальная помощь предоставляется также в случае, если затопило приусадебный участок к жилому дому и при этом пострадало иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и др. имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке). При этом учитывается, что в соответствии со ст.136 ГК РФ плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества. В связи с чем, плодово – овощные посадки и урожай, произраставшие на земельном участке, не рассматриваются в качестве имущества, при утрате которого предоставляется единовременная материальная помощь. Соответственно в случае затопления земельного участка, при котором причинен ущерб только плодово – овощным посадкам и урожаю, предоставление единовременной материальной помощи не производится.

В соответствии с п. 2.3 данных Методических рекомендаций, финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом доме, пострадавшем в результате ЧС, при условии, что такой жилой дом, земельный участок с расположенным на нем жилым домом подтоплены водой в результате чрезвычайной ситуации.

Кроме того, постановлением Правительства Амурской области от 13.09.2013 года №423 утвержден Порядок выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле – августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, согласно которому под пострадавшими гражданами понимаются граждане, постоянно проживающие на период чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле – августе 2013 года.

В силу требований приведенных актов обязательными условиями для признания за гражданином права на получение единовременной материальной помощи и соответствующей финансовой помощи являются установление факта постоянного или преимущественного проживания такого лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, а также частичная (полная) утрата данным лицом принадлежащего ему имущества вследствие подтопления приусадебного участка и (или) жилого помещения (жилого дома).

В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований, так и возражений.

Факт постоянного проживания Ивановой Л. В. в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, установлен в ходе рассмотрения данного гражданского дела.

Факт проживания Рожковой Н. А. в указанном жилом помещении не нашел доказательственного подтверждения в судебном заседании и опровергается пояснениями истицы Ивановой Л. В., указавшей, что Рожкова Н. А по указанному адресу постоянно не проживает только зарегистрирована, также показаниями свидетелей ФИО7, ФИО9, показавших суду, что в данном доме Иванова Л. В. проживает одна.

Также в судебном заседании установлено и подтверждается показаниями свидетелей ФИО7, ФИО9, затопление сарая во дворе дома по <адрес> результате чего имуществу истицы Рожковой Н. А. причинен ущерб, в виде гибели кроликов и повреждение настила пола сарая.

Однако, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, истицами не представлено доказательств, причинения ущерба в связи с чрезвычайной ситуацией подтоплением дому, в котором они проживают и их имуществу, находящемуся в этом доме.

Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства дела обстоятельства, суд приходит к выводу, что материалами дела подтверждается наличие необходимых условий (факт постоянного проживания в жилом доме и частичная утрата принадлежащего истцам имущества) для признания истицы Ивановой Л. В., пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, и включении её в списки граждан на получение единовременной материальной помощи в связи с частичной утратой имущества, в результате чрезвычайной ситуации.

Учитывая, что в судебном заседании не был установлен факт причинения вреда дому, в котором проживает Истица Иванова Л. В., а также находящемуся в нем имуществу Ивановой Л. В. в результате подтопления, её требование о включении в списки граждан, на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, в результате чрезвычайной ситуации не подлежит удовлетворению.

Так как в судебном заседании установлено, что истица Рожкова Н. А. в доме, расположенном по <адрес> фактически не проживает и во время чрезвычайной ситуации в августе 2013 года не проживала, оснований для удовлетворения её требований о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ивановой Людмилы Викторовны к администрации Новоалексеевского сельсовета Ивановского района Амурской области, администрации Ивановского района Амурской области о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, – удовлетворить частично.

Признать Иванову Людмилу Викторовну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, связанной с подтоплением дождевым паводком на территории Новоалексеевского сельсовета Ивановского района Амурской области в августе 2013 года.

Обязать администрацию Новоалексеевского сельсовета Ивановского района Амурской области включить Иванову Людмилу Викторовну в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, которым подлежит выплата единовременной материальной помощи.

     В остальной части исковых требований – отказать.

    В исковых требованиях Рожковой Нины Александровны – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня его вынесения.

Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит сторонам и другим лицам, участвующим в деле. Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.

Судья

Ивановского районного суда                                                     Р. Н. Плотников

<данные изъяты>

2-1135/2013 ~ М-1116/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Иванова Людмила Викторовна
Рожкова Нина Александровна
Ответчики
Администрация Новоалексеевского сельсовета
Администраиця Ивановского района
Другие
Министерство финансов Амурской области
Суд
Ивановский районный суд Амурской области
Дело на сайте суда
ivanovskiy--amr.sudrf.ru
30.09.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.10.2013Передача материалов судье
03.10.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.10.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.11.2013Судебное заседание
29.11.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.05.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее