Мотивированное решение изготовлено 01.10.2012 года
Дело № 2-1504/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 сентября 2012 года
Североморский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Брандиной Н.В.
при секретаре Новоселовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Североморского гарнизона к ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» о понуждении к исполнению требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Североморского гарнизона в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» (далее – ОАО «РЭУ») о понуждении к исполнению требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В обоснование иска указал, что Военной прокуратурой Североморского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами филиала ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» «Мурманский» законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов на котельной инв. № 22 военного городка № 6 п.Махнаткина Пахта Мурманской области.
Проведенной проверкой установлено, что котельная № 22 имеет в своем составе 2 паровых котла: марки ДЕ 16-14 ГМ зав. № 4463, установленный в 1994 году и марки КВВА 6/15 зав. № 4376, установленный в 1967 году, с расчетным давлением пара в барабане 13 кгс/см2 и номинальной производительностью 6,5 т/час, предназначенных для подачи пара в систему отопления, нагрева сетевой воды системы теплоснабжения, а также на разогрев мазута при сливе, хранении его и на распыление мазута в горелки котлов.
Дымовую металлическую промышленную трубу Н=18м, D=0,8m к паровому котлу марки КВВА 6/15 зав. № 4376.
Дымовую металлическую промышленную трубу к паровому котлу марки ДЕ 16-14 ГМ зав. № 4463.
Учитывая, что котельная № 22 использует оборудование, работающее под давлением выше 0,07 МПа с температурой нагревания воды выше 115°С, она относится к категории опасных производственных объектов и состоит на учете в Беломорском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (до 1.07.2012 - в 949 отделе государственного технического надзора Минобороны России).
20.07.2010 между Минобороны РФ и ОАО «РЭУ» заключен государственный контракт № 1-ТХ на оказание услуг по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию теплоэнергетического оборудования и инженерных сетей военных городков Министерства обороны РФ со сроком действия до 30.06.2011 включительно. Условия указанного государственного контракта распространялись, в том числе, на деятельность котельной № 22.
В соответствии с п.1.3 государственного контракта № 1-ТХ от 20.07.2010 услуги ОАО «РЭУ» включали в себя функционально и технологически связанные действия по обеспечению и поддержанию надлежащего и эффективного функционирования объектов коммунального хозяйства и оказанию услуг; организацию технической эксплуатации и технического обслуживания принятых коммунальных объектов и инфраструктуры в соответствии с нормами и правилами технической эксплуатации соответствующих объектов и инфраструктуры, включая проведение текущего ремонта, а в случае необходимости - аварийно-ремонтных работ коммунального комплекса; соблюдение всех требований к техническому и санитарному содержанию, в том числе проведение необходимой модернизации и переоснащения, соблюдение пожарной безопасности объектов коммунального хозяйства, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанные и иные виды деятельности ОАО «РЭУ», связанные с оказанием услуг по теплоснабжению, определены Уставом Общества.
Распоряжением Правительства РФ от 15.04.2011 № 643-р ОАО «РЭУ» определено единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций. При этом, Распоряжением Правительства РФ от 29.06.2011 № 1074-р установлено, что на срок действия государственных контрактов в ОАО «РЭУ» в установленном порядке подлежат передаче на праве безвозмездного пользования объекты теплоснабжения, соответствующие сети и иное имущество Минобороны России, необходимое для осуществления функций единственного поставщика тепловой энергии для нужд Минобороны России и организаций, подведомственных Минобороны России.
14.07.2011 между Минобороны РФ и ОАО «РЭУ» заключен государственный контракт № 2-ТХ на поставку тепловой энергии для нужд Министерства обороны РФ со сроком действия с 01.07.2011 до 31.12.2012.
Во исполнение обязательств указанного государственного контракта филиал ОАО «РЭУ» «Мурманский» с целью оказания услуг теплоснабжения объектов40 филиала Федерального бюджетного учреждения – войсковая часть 96129 и двух жилых домов, расположенных в п.Махнаткина Пахта Мурманской области, осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта – котельной № 22, принятой филиалом на основании акта № 2 от 08.11.2011 о приеме-передаче здания, коммунального сооружения, инженерных сетей.
В январе 2011 года экспертной организацией ООО «МТПС Арктика» проведена экспертиза промышленной безопасности 1 парового котла КВВА 6/15 зав. № 4376 котельной № 22, по результатам которой на котел составлено заключение.
Согласно заключению экспертной организации дальнейшая эксплуатация парового котла КВВА 6/15 зав. № 4376 котельной № 22 запрещена в связи с технической невозможностью эксплуатации.
В настоящее время в соответствии с государственным контрактом от 27.12.2011 № ДГЗ-КР-2/2011 на котле КВВА 6/15 зав. 4376 производится капитальный ремонт, срок окончания которого определен до 30.09.2012.
Согласно паспортным сведениям парового котла ДЕ 16-14 I"M зав. № 4463 экспертиза промышленной безопасности указанного котла не проводилась, заключение экспертизы отсутствует.
Вместе с тем, 15 марта 2011 года 949 отделом государственного технического надзора Минобороны России проведена контрольная проверка (освидетельствование) указанного котла, при этом срок эксплуатации котла определен до следующего освидетельствования, т.е. до 23 апреля 2012 года.
Несмотря на то, что срок действия освидетельствования истек в апреле 2012 года до настоящего времени экспертное обследование котла, в нарушение указанных выше требований Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, не проведено.
В соответствии с требованиями Правил безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 03.12.2001 № 56 (шифр ПБ 03-445-02) на каждую трубу организацией должен быть составлен паспорт, содержащий техническую характеристику трубы, дату ввода трубы в эксплуатацию, характеристику отводимых газов, состояния трубы по результатам обследования, при проведении ремонтов и обо всех конструктивных изменениях. Также, в соответствии с требованиями главы IV указанных Правил...обследования труб выполняются специализированными организациями через каждые пять лет.
Согласно паспортных сведений промышленной металлической трубы парового котла КВВА 6/15 зав. № 4376 в сентябре 2006 года экспертной организацией ООО «ИДЦ-Технология» проводилась экспертиза промышленной безопасности трубы с целью проверки ее технического состояния, которой выявлены дефекты (отсутствие защитного покрытия, коррозия глубиной до 0,3 мм, ослабление вантовых растяжек, трещины на 9 и 14 ходовых скобах и др.).
До настоящего времени указанные дефекты не устранены, экспертиза промышленной безопасности после сентября 2006 года также не проводилась.
Кроме этого, в нарушение требований указанных выше Правил... в котельной № 22 отсутствует паспорт на промышленную трубу к котлу ДЕ 16- 14 ГМ зав. № 4463, экспертиза промышленной безопасности (освидетельствование) данной трубы вообще не проводилось.
Ссылаясь на положения Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федерального закона «О теплоснабжении», указав, что ненадлежащее исполнение обязанностей по ремонту оборудования котельной инв. № 22 военного городка № 6 п. Махнаткина Пахта создает реальную угрозу остановки оборудования, возникновения аварий на эксплуатируемых объектах и чрезвычайных ситуаций в период отопительного сезона, а также нарушение прав неопределенного круга лиц потребителей услуг просил обязать ответчика выполнить требования законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно:
в срок до 01.10.2012 провести экспертизу промышленной безопасности парового котла марки ДЕ 16-14 ГМ зав. № 4463; в срок до 01.10.2012 устранить дефекты промышленной металлической трубы парового котла КВВА 6/15 зав. № 4376, выявленные в сентябре 2006 года и до 01.11.2012 провести экспертизу промышленной безопасности данной трубы; в срок до 01.10.2012 составить паспорт к промышленной металлической трубе парового котла марки ДЕ 16-14 ГМ зав. № 4463 и до ноября 2012 провести экспертизу промышленной безопасности данной трубы.
В судебном заседании 26.09.2012 представитель истца Алюшин М.А. в целом поддержал иск по доводам, приведенным в исковом заявлении. С учетом пояснений, данных в судебном заседании представителем ответчика - ОАО «РЭУ» и третьего лица - филиала ОАО «РЭУ» «Мурманский» Кутепова С.В., уточнил исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ и просил обязать ответчика в срок до 01.11.2012 года провести гидравлические испытания парового котла марки ДЕ 16-14 ГМ зав. № 4463; в срок до 01.11.2012 года провести экспертизу промышленной безопасности металлической трубы парового котла КВВА 6/15 зав. 4376; в срок до 01.11.2012 года провести экспертизу промышленной безопасности металлической трубы парового котла марки ДЕ 16-14 ГМ, зав. 4463.
От требований провести экспертизу промышленной безопасности парового котла марки ДЕ 16-14 ГМ зав. № 4463 и устранить дефекты промышленной трубы котла КВВА 6/15 № 4376, выявленные в сентябре 2006 года, а также паспорта к трубе ДЕ 16-14 ГМ отказался, в связи с чем определением суда дело в данной части прекращено.
Представитель ответчика - ОАО «РЭУ» и третьего лица – филиала ОАО «РЭУ» «Мурманский» Кутепов С.В. в письменном мнении по иску, а также в судебном заседании с заявленными требованиями согласился частично.
В письменном мнении по иску указал, что ОАО «РЭУ» осуществляет свою деятельность по обеспечению теплоснабжения объектов Минобороны России с 01.07.2011 на основании государственного контракта № 2-ТХ от 14.07.2011.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ № 643-р от 15.04.2011 ОАО «РЭУ» определено единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций.
В целях исполнения указанной функции, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ № 1074-р от 29.06.2011, приказом Минобороны РФ № 1510 от 31.08.2011 «О предоставлении недвижимого и движимого имущества в безвозмездное пользование ОАО «РЭУ» и договором безвозмездного пользования № 35 от 07.10.2011, заключенным между ОАО «РЭУ» и ФБУ «в/ч 96143», ОАО «РЭУ» в пятидневный срок должно было быть передано имущество в состоянии, соответствующем условиям договора и его назначению, а также со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (п.3.1.7 договора от 07.10.2011 № 35), в том числе котельные инв. № 22 в/г 6 с инженерными сетями, расположенными в п. Махнаткина Пахта Мурманской области.
Однако, в нарушение указанных условий договора котельная была передана ОАО «РЭУ» в состоянии, не соответствующем ее назначению, что отражено в акте приема-передачи № 2 от 08.11.2011, справке 40 филиала ФБУ «в/ч 96129» от 12.09.2012 № 233.
Кроме того, в соответствии с п. 10.2.23 раздела 10.2 ПБ 10-574-03 срок проведения первичной экспертизы промышленной безопасности котлов ДЕ 16-14 через 20 лет с момента ввода в эксплуатацию. Котёл ДЕ 16-14 в соответствии с паспортом 1994 года, т.е. срок проведения его первичной экспертизы промышленной безопасности в 2014 году.
В соответствии с разделом IV, п.3 п.п. в ПБ-03-445-02 срок проведения первичной экспертизы промышленной безопасности стальных дымовых труб через 10 лет с момента ввода в эксплуатацию. Дымовая труба высотой 18 м и диаметром 800 мм в соответствии с паспортом 2002 года, т.е. срок проведения её первичной экспертизы промышленной безопасности в 2012 году.
В соответствии с п.2 ст.691 Гражданского кодекса РФ и пункта 3.1.7 Договора от 07.10.2011 г. № 35 обязанность по предоставлению паспорта на дымовую трубу лежит на «Ссудодателе», т.е. балансодержателе имущества - ФБУ «в/ч 96143», после реорганизации на 40 филиале ФБУ «в/ч 96129».
В соответствии с разделом IV, п.3 п.п. в ПБ-03-445-02 срок проведения первичной экспертизы промышленной безопасности стальных дымовых труб через 10 лет с момента ввода в эксплуатацию. Дымовая труба высотой 26 м и диаметром 800 мм в соответствии с актом приёма передачи от 08.11.2011 года № 2 - 1995 года, т.е. срок проведения её первичной экспертизы промышленной безопасности в 2005 году.
В настоящее время в целях проведения экспертизы промышленной безопасности указанных дымовых труб филиалом ОАО «РЭУ» «Мурманский» подана заявка на проведение указанных работ в ООО «Эксперт-Технология», срок проведения работ 60 календарных дней с момента заключения договора.
В судебном заседании 26.09.2012 года согласился с уточненными исковыми требованиями в части проведения гидравлических испытаний котла ДЕ 16-14 ГМ, проведения экспертизы промышленной безопасности дымовых труб котлов ДЕ 16-14 ГМ, КВВА 6/15. Дополнительно представил договор № 18-2012/А на оказание комплекса услуг от 24.09.2012 года, согласно условиям которого ООО МПТС «Арктика» обязуется оказать ОАО «РЭУ» комплекс услуг, включающий:
проведение гидравлических испытаний котла парового ДЕ 16-14 ГМ, зав. № 4463, рег. № 24854, расположенного в котельной инв. № 22, в/г № 6 п.Росляково;
проведение экспертизы промышленной безопасности дымовой трубы (металл. Н-18м), расположенной в котельной инв. № 22, в/г № 6, п.Росляково;
проведение экспертизы промышленной безопасности дымовой трубы (металл. Н-27м), расположенной в котельной инв. № 22, в/г № 6, п.Росляково.
Полный комплекс услуг должен быть осуществлен в течение 60 календарных дней с момента поступления аванса, но не позднее 31 декабря 2012 года.
С учетом условий заключенного договора просил предоставить срок исполнения решения суда – до 01.11.2012 года.
Представитель третьего лица – 40 филиала ФБУ – войсковая часть 96129 Лосев С.А. в судебном заседании исковые требования полагал обоснованными частично, согласившись с позицией ответчика.
Третье лицо – Беломорское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте судебного разбирательства извещено, возражений по иску не представило.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Из материалов дела следует, что 20.07.2010 между Министерством обороны РФ и ОАО «РЭУ» заключен государственный контракт № 1-ТХ на оказание услуг по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию теплоэнергетического оборудования и инженерных сетей военных городков Министерства обороны Российской Федерации, согласно которому исполнитель (ОАО «РЭУ») обязался в обусловленный контрактом срок (с 01.07.2011 по 30.06.2011) оказывать услуги по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию теплоэнергетического оборудования и инженерных сетей военных городков Министерства обороны Российской Федерации, включая объекты недвижимости, инженерные сети и оборудование, определенные в Приложении № 1 к договору, в объеме и на условиях, предусмотренных контрактом.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 15.04.2011 № 643-р в соответствии с пунктом 17.1 ч.2 ст.55 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" ОАО «РЭУ» определено единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны РФ организаций.
Распоряжением Правительства РФ от 29.06.2011 № 1074-р Министерству обороны РФ предписано обеспечить в установленном порядке передачу ОАО «РЭУ» на праве безвозмездного пользования на срок действия государственных контрактов объектов теплоснабжения, соответствующих сетей и иного имущества Минобороны России, необходимого для осуществления функций единственного поставщика тепловой энергии для нужд Минобороны России и организаций, подведомственных Минобороны России.
В целях исполнения указанных Распоряжений Правительства РФ и заключенного государственного контракта Приказом Министра обороны РФ от 31.08.2011 № 1510 предоставлено в безвозмездное пользование ОАО «РЭУ» недвижимое и движимое имущество, в том числе котельная инв. № 22 военного городка № 6 п. Махнаткина Пахта Мурманской области.
На основании Приказа Министра обороны РФ от 31.08.2011 между ГУ 1973 ОМИС и ОАО «РЭУ» в лице директора филиала ОАО «РЭУ» «Мурманский» заключен договор от 07.10.2011 № 35 о безвозмездном пользовании объектами недвижимого и движимого имущества Министерства обороны РФ, закрепленным на праве оперативного управления за ГУ 1973 ОМИС МО РФ (также котельная инв. № 22 военного городка № 6 п.Махнаткина Пахта Мурманской области).
Указанный объект принят филиалом ОАО «РЭУ» «Мурманский» в эксплуатацию на основании акта от 08.11.2011 № 2 приема-передачи объекта недвижимого имущества.
Согласно Уставу ОАО «РЭУ» Общество в числе прочего осуществляет следующие виды деятельности:
- эксплуатация коммунальных сооружений, инженерных систем, водопроводных, канализационных, электрических и тепловых сетей, прием, передача и распределение электрической и тепловой энергии, техническое обслуживание и ремонт электрических и тепловых сетей, в том числе наружных сетей теплоснабжения, сетей горячего и холодного водоснабжения, сетей водоотведения;
- реализация электрической, тепловой энергии и других энергоносителей;
- планово-предупредительный ремонт инженерного оборудования, техническое обслуживание инженерных сетей, производство аварийных работ инженерных сетей и коммунальных сооружений;
- ремонт, наладка и техническое обслуживание оборудования и аппаратуры и другие (п.4.2. Устава).
Как следует из Положения о филиале ОАО «РЭУ «Мурманский», филиал является обособленным структурным подразделением ОАО «РЭУ», не является юридическим лицом, осуществляет деятельность от имени создавшего его Общества (п.2.1. Положения).
Одними из видов деятельности филиала являются:
- эксплуатация коммунальных сооружений, инженерных систем, водопроводных, канализационных, электрических и тепловых сетей, прием, передача и распределение электрической и тепловой энергии, техническое обслуживание и ремонт электрических и тепловых сетей, в том числе наружных сетей теплоснабжения, сетей горячего и холодного водоснабжения, сетей водоответвления, наружных линий электроснабжения, кабельных линий и иных инженерных систем;
- реализация электрической, тепловой энергии и других энергоносителей;
- планово-предупредительный ремонт инженерного оборудования, техническое обслуживание инженерных систем, производство аварийных работ инженерных сетей и коммунальных сооружений и иные (п.3.2. Положения).
В число обязанностей филиала, согласно п.5.7. Положения, входят обеспечение работникам безопасных условий труда и несение ответственности в установленном порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности, соблюдение требований законодательства Российской Федерации, Устава ОАО «РЭУ» и данного Положения и иные.
В судебном заседании установлено, что Военной прокуратурой Североморского гарнизона проведена проверка исполнения филиалом ОАО «РЭУ» «Мурманский» законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов на котельной инв. № 22 военного городка № 6 п.Махнаткина Пахта Мурманской области.
Эксплуатация котельной инв. № 22 осуществляется филиалом ОАО «РЭУ» «Мурманский» с целью оказания услуг теплоснабжения объектов 40 филиала ФБУ – войсковая часть 96129 и двух жилых домов, расположенных в п.Махнаткина Пахта Мурманской области.
В ходе проведенной проверки установлено, что котельная № 22 имеет в своем составе 2 паровых котла марки ДЕ 16-14 ГМ зав. № 4463, установленный в 1994 году и марки КВВА 6/15 зав. № 4376, установленный в 1967 году, с расчетным давлением пара в барабане 13 кгс/см2 и номинальной производительностью 6,5 т/час, предназначенных для подачи пара в систему отопления, нагрева сетевой воды системы теплоснабжения, а также на разогрев мазута при сливе, хранении его и на распыление мазута в горелки котлов.
Дымовую металлическую промышленную трубу Н=18м, D=0,8m к паровому котлу марки КВВА 6/15 зав. № 4376.
Дымовую металлическую промышленную трубу к паровому котлу марки ДЕ 16-14 ГМ зав. № 4463.
Указанный объект согласно Приложению 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» относится к категории опасных производственных объектов (на которых используется оборудование, работающее под давлением выше 0,07 МПа с температурой нагревания воды выше 115° С – п.2 Приложения 1), в установленном порядке зарегистрирован в Беломорском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (до 01.07.2012 – в 949 отделе государственного технического надзора Минобороны России).
Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения данного Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
Согласно положениям названного Федерального закона промышленной безопасностью опасных производственных объектов признается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (статья 1).
Требования статьи 9 Федерального закона обязывают организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект, в том числе:
соблюдать положения данного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;
выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность.
Согласно п.5, 6 ст.7 Федерального закона технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, если иная форма оценки соответствия таких технических устройств обязательным требованиям к ним не установлена техническими регламентами.
Применение технических устройств на опасных производственных объектах осуществляется при условии получения разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, если иная форма оценки соответствия технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к ним не установлена техническими регламентами.
В силу ст.13 указанного Федерального закона экспертизе промышленной безопасности подлежат технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте; здания и сооружения на опасном производственном объекте.
Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его.
Результатом осуществления экспертизы промышленной безопасности является заключение.
Пунктами 10.2, 14.3 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов (ПБ 10-574-03), утвержденных Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 11.06.2003 № 88, установлено, что если при обследовании находящихся в эксплуатации котлов будут выявлены дефекты или нарушения правил, угрожающие безопасности, а также если истек срок очередного освидетельствования или отсутствует назначенное в установленном настоящими правилами порядке лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию, или неисправна автоматика безопасности, аварийная сигнализация, то эксплуатация котла должна быть запрещена.
В ходе проведенной Военной прокуратурой Североморского гарнизона проверки установлено, что экспертиза промышленной безопасности металлической трубы парового котла КВВА 6/15 зав. № 4376 котельной № 22 проведена экспертной организацией ООО «ИДЦ-Технология» в сентябре 2006 года, по результатам которой выявлены дефекты (отсутствие защитного покрытия, коррозия глубиной до 0,3 мм, ослабление вантовых растяжек, трещины на 9 и 14 ходовых скобах и др.), которые до настоящего времени не устранены, экспертиза промышленной безопасности после сентября 2006 года также не проводилась.
Однако, как установлено в ходе проведения прокуратурой проверки, ремонтные работы по устранению неисправностей парового котла, указанных в экспертном заключении, до настоящего времени не выполнены. Доказательств обратного ответчик и 3-е лицо не представили.
В нарушение требований указанных Правил, в котельной № 22 отсутствует паспорт на промышленную трубу к котлу ДЕ 16-14 ГМ зав. № 4463, экспертиза промышленной безопасности (освидетельствование) данной трубы не проводилось вообще.
Кроме того, в январе 2011 года экспертной организацией ООО «МТПС «Арктика» проведена экспертиза промышленной безопасности 1 парового котла КВВА 6/15 зав. № 4376 котельной № 22, по результатам которой на котел составлено заключение экспертизы, согласно которой дальнейшая эксплуатация парового котла КВВА 6/15 зав. № 4376 котельной № 22 запрещена в связи с технической невозможностью эксплуатации.
В настоящее время, в соответствии с государственным контрактом от 27.12.2011 № ДГЗ-КР-2/2011 на котле КВВА 6/15 зав. № 4376 производится капитальный ремонт, срок окончания которого определен до 30.09.2012.
По мнению прокурора, ненадлежащее исполнение ответчиком обязанностей по выполнению предписаний, указанных в экспертных заключениях, создает реальную угрозу остановки оборудования, возникновения аварий на эксплуатируемых объектах и чрезвычайных ситуаций в период отопительного сезона, а также нарушение прав неопределенного круга лиц потребителей услуг.
Суд с доводами истца соглашается как и с измененными требованиями о понуждении ответчика провести гидравлические испытания парового котла марки ДЕ 16-14 ГМ, зав. № 4463, провести экспертизу промышленной безопасности металлических труб паровых котлов КВВА 6/15 зав. № 4376 и ДЕ 16-14 ГМ, зав. № 4463, принимая во внимание, что вопрос о техническом состоянии промышленного объекта и возможности его допуска к эксплуатации может быть разрешен только по результатам экспертизы. Также суд учитывает, что в указанной части исковых требований ответчик возражений не представил, полагая их обоснованными, что отразил в письменном отзыве (л.д. 175).
При этом суд учитывает, что в соответствии с положениями ст.7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Статья 1 указанного Федерального закона определяет чрезвычайную ситуацию как обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, а предупреждение чрезвычайных ситуаций - как комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Положения ст.14 данного Федерального закона обязывают организации, в том числе, планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях, осуществлять иные действия в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, в соответствии со ст.3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ, устанавливающего правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, определяет в числе общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; обеспечение экологической безопасности теплоснабжения.
24.09.2012 ОАО «РЭУ» заключило с ООО МТПС «Арктика» договор № 18-2012/А на оказание комплекса услуг, связанных с выполнением требований промышленной безопасности и проведением экспертизы промышленной безопасности технического устройства опасного производственного объекта в соответствии с требованиями нормативных документов в области промышленной безопасности, в числе которых – проведение гидравлических испытаний котла парового ДЕ 16-14 ГМ, зав. № 4463, рег. № 24854, расположенного в котельной инв. № 22, в/г № 6 п.Росляково;
проведение экспертизы промышленной безопасности дымовой трубы (металл. Н-18м), расположенной в котельной инв. № 22, в/г № 6, п.Росляково;
проведение экспертизы промышленной безопасности дымовой трубы (металл. Н-27м), расположенной в котельной инв. № 22, в/г № 6, п.Росляково.
Полный комплекс услуг должен быть осуществлен в течение 60 календарных дней с момента поступления аванса, но не позднее 31 декабря 2012 года.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая позицию представителя истца, доводы представителя ответчика, срок исполнения заключенного между ответчиком и экспертной организацией договора, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда – до 23.11.2012, полагая данный срок разумным и достаточным.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика государственную пошлину, от уплаты которой истец освобожден, в доход местного бюджета, полагая возможным уменьшить ее размер в соответствии со ст.333.20 НК РФ с учетом материального положения ответчика, до 500 руб.
Суд рассматривает спор в пределах заявленных требований, на основании представленных доказательств, в соответствии со ст.56 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Военного прокурора Североморского гарнизона – удовлетворить частично.
Обязать Открытое акционерное общество «Ремонтно-эксплуатационное управление» (ИНН 7714783092, дата государственной регистрации юридического лица – 18.06.2009 года, место нахождение – 125284 ...) в срок до 23.11.2012 года провести гидравлические испытания парового котла марки ДЕ 16-14 ГМ зав. № 4463; экспертизу промышленной безопасности металлической трубы парового котла КВВА 6/15 зав. 4376 и экспертизу промышленной безопасности металлической трубы парового котла марки ДЕ 16-14 ГМ, зав. 4463.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Ремонтно-эксплуатационное управление» (ИНН 7714783092, дата государственной регистрации юридического лица – 18.06.2009 года, место нахождение – ...) государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 500 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Н.В. Брандина
СПРАВКА: решение не обжаловалось.