Производство № 2-4076/2020
УИД 28RS0004-01-2020-003019-88
РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации05 августа 2020 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кастрюкова Д.В.,
при секретаре Облавацкой Д.В.,
с участием прокурора Пнёва А.А., представителя ответчика ГАУЗ АО «Санаторий «Василек» – Скрипкиной Л.А., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Благовещенска, в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному автономному учреждению здравоохранения Амурской области «Санаторий «Василек» о возложении обязанности устранить нарушения в сфере антитеррористической защищённости,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Благовещенска, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Благовещенский городской суд с настоящим иском к ГАУЗ АО «Санаторий «Василек», указав, что проведенной проверкой исполнения законодательства об антитеррористической защищенности учреждений установлено, что Государственное автономное учреждение здравоохранения Амурской области «Санаторий «Василек» (ГАУЗ АО «Санаторий «Василек») осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного приказом министерства здравоохранения Амурской области от 05.03.2013 № 266.
Согласно п. 1.3., 1.4 Устава ГАУЗ АО «Санаторий «Василек» находится в ведомственном подчинении (подотчетно и подконтрольно) министерства здравоохранения Амурской области, которое осуществляет функции и полномочия его учредителя.
Собственником имущества ГАУЗ АО «Санаторий «Василек» является Амурская область. Функции и полномочия собственника имущества Учреждения, а также отдельные функции и полномочия учредителя в соответствии с областным законодательством и настоящим Уставом осуществляет министерство имущественных отношений Амурской области.
В силу п. 2.5, 2.6 Устава ГАУЗ АО «Санаторий «Василек» от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском суде в соответствии с законодательством Российской Федерации; отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним Уполномоченным органом или приобретенных Учреждением за счет средств, выделенных ему Отраслевым органом на приобретение этого имущества. Собственник имущества Учреждения не несет ответственности по обязательствам Учреждения.
Постановлениями Правительства РФ от 25.03.2015 № 272, от 02.08.2019 г. № 1006 и от 13.01.2017 № 8 утверждены требования к антитеррористической безопасности объектов массового пребывания людей, к которым отнесены объекты здравоохранения, в силу которых ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях). Антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в т.ч. на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию).
Согласно паспорту безопасности ГАУЗ АО «Санаторий «Василек» отнесено ко II категории опасности.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2011 № 21 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования устройству, содержанию и организации работы детских санаториев утвержденных. Согласно п. 3.1. этого СанПин 2.4.2.2843-11 территория детского санаторий должна быть благоустроена, озеленена и ограждена.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства территория ГАУЗ АО «Санаторий «Василек» огорожена только частично (длина проема в ограждении составляет 1070 метров), в результате чего имеется непосредственный неправомерный доступ посторонних лиц на территорию санатория.
Отсутствие полноценного ограждения территории отрицательно сказывается на комплексной безопасности, так как не позволяет в полной мере обеспечить постоянный контроль по предупреждению террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории санатория, что ставит под угрозу безопасность пребывания граждан, в том числе несовершеннолетних детей, в оздоровительном учреждении, их жизнь и здоровье.
Поэтому прокурор г. Благовещенска просит суд обязать Государственное автономное учреждение здравоохранения Амурской области «Санаторий «Василек», расположенное по адресу: г. Благовещенск, п. Мухинка, 36, установить ограждение по всему периметру территории санатория до 01.09.2020 г.
В суде прокурор Пнев А.А. на доводах и требованиях иска настаивал полностью, указав, что проведённой проверкой установлено, что ограждение ГАУЗ АО «Санаторий «Василек» имеется частично. Длина проема в ограждении территории составляет 1070 метров, в результате чего имеется неправомерныйдосуп посторонних лиц на территорию санатория, выявлена необходимость принятия мер антитеррористической защищенности путём установления ограждения по всему периметру Учреждения. Заявленный срок является разумным. Вопрос об отсутствии забора на территории ГАУЗ АО «Санаторий «Василек» ставился еще в 2017 году. До настоящего времени ответчик знал об имеющихся нарушениях. 10 апреля 2020 года подано настоящее исковое заявление, имелась возможность устранить нарушения.
Представитель ответчика ГАУЗ АО «Санаторий «Василек» Скрипкина Л.А. против удовлетворения иска в части устранения выявленных нарушений не возражала, дополнительно пояснила, что общая протяженность периметра территории составляет 2700 метров, длина проема 1070 метров. Учреждением неоднократно с 2016 года направлялись ходатайство в Министерство здравоохранения Амурской области о выделении денежных средств для монтажа забора по периметру территории, ремонта имеющегося проема. Только во втором квартале 2020 года были выделены денежные средства размере около 3 млн. рублей. Сразу же были заключены три договора на монтаж и ремонт забора, два из них уже исполнены - на ограждения протяженность 122 и 429 метров. В настоящий момент по третьему договору сделана предоплата, на выполнение работ по ограждению территории Учреждения длиной 330 метров. Санаторий в связи со сложившейся эпидемиологической ситуации не работает с 11 апреля 2020 года, зарабатывать денежные средства не имеет возможности, дополнительные лимиты не установлены, субсидии не выделены. Для того, чтобы закрыть оставшуюся часть периметра необходимо еще 2 120000 руб. Из Министерства здравоохранения Амурской области поступил ответ, что ими направлен запрос на данные лимиты в указанном размере в Министерство финансов Амурской области. Следовательно, этот вопрос рассматривается. Следует предоставить срок до 01 ноября 2020 года.
Представителем Министерства здравоохранения Амурской области представлен отзыв на исковые требования, в котором указано на то, что в 2020 году на монтаж забора, протяженностью 429 м., выделены денежные средства в сумме 1 284 000 рублей. ГАУЗ АО «Санаторий «Василек» заключен договор от 23.04.2020 № 17-04-2020 на монтаж забора.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались в соответствии с требованиями ст.ст. 113, 116 ГПК РФ, п. 14 ст. 165.1 ГК РФ. О причинах неявки не сообщили, доказательств уважительности причин неявки не представили.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, учитывая положения ст.154 ГПК РФ, обязывающей суд рассмотреть спор в разумный срок, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, не представивших сведений о причинах неявки в судебное заседание и доказательств уважительности таких причин, по имеющимся в деле доказательствам.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что прокуратурой города Благовещенска проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности учреждений массового пребывания людей, в ходе которой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства территория ГАУЗ АО «Санаторий «Василек» огорожена только частично (длина проема в ограждении территории составляет 1070 метров), в результате чего имеется непосредственный неправомерный доступ посторонних лиц на территорию санатория.
По делу видно, что ГАУЗ АО «Санаторий «Василек», осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного постановлением министерства здравоохранения Амурской области от 05.03.2013 г. № 266, с изм. по приказу от 08.11.2013 № 1301, по приказу от 16.04.2014 № 464, по приказу от 09.02.2018 №84, по приказу от 08.08.2018 № 658.
Согласно п. 1.3, 1.4 Устава, Учреждение находится в ведомственном подчинении (подотчетно и подконтрольно) министерства здравоохранения Амурской области, которое осуществляет функции и полномочия учредителя в соответствии с областным законодательством и настоящим Уставом (далее Уполномоченный орган). Собственником имущества Учреждения является Амурская область. Функции и полномочия учредителя в соответтсвии с областным законодательством и настоящим уставом осуществляет министерство имущественных отношений Амурской области (далее Уполномоченный орган).
В силу п. 2.5, 2.6 Устава учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском суде, в соответствии с законодательством РФ. Учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним Уполномоченным органом или приобретенных Учреждением за счет средств, выделенных ему отраслевым органом на приобретение этого имущества. Собственник имущества учреждения не несет ответственности по обязательствам учреждения.
В соответствии с п. 1.5 Устава место нахождения Учреждения: Амурская область, г. Благовещенск, п. Мухинка.
Согласно позиции истца, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью ответчика.
Проверяя законность и обоснованность этих доводов, суд приходит к следующему.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии со ст. 2 и ст. 45 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.
В силу ч. 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» одной из основных целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон о противодействии терроризму) правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативны правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных орган государственной власти.
Согласно п. 7 ст. 2 Закон о противодействии терроризму и п. 12 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 05.10.2009 (далее - Концепция), одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения (профилактика терроризма).
В силу пп. «д» п. 11 Концепции основными задачами противодействия терроризму являются обеспечение безопасности граждан антитеррористической защищенности потенциальных объект террористических посягательств, в том числе критически важных объект инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывание людей.
Пунктом 21 Концепции определены основные меры по предупреждению (профилактике) терроризма, к числу которых относятся организационно-технические меры, которые включают в себя разработку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.
Постановлениями Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» и от 13 января 2017 г. N 8 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 357) «Об утверждении требований к антитеррористической защищенностиобъектов (территорий) Министертсва здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящиеся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», в т.ч. во исполнение ст. 5 Закона о противодействии терроризму, утверждены требования к антитеррористической безопасности объектов массового пребывания людей, к которым отнесены объекты здравоохранения.
Для целей этих Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министертсва здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящиеся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 г. N 8 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 357), под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически итехнически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельных зданий (строений и сооружений), части зданий (строений и сооружений), имеющие отдельные входы (выходы), правообладателями которых являются Министерство здравоохранения Российской Федерации, подведомственные Министерству здравоохранения Российской Федерации организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере охраны здоровья, и иные организации, осуществляющие медицинскую и фармацевтическую деятельность (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий)).
Требования, утв. постановлением Правительства РФ № 8, устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности этих объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).
В силу п. 4 Требований, утв. постановлением Правительства РФ № 8, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В соответствии с п. 15 Требований, утв. постановлением Правительства РФ № 8, антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию); на выявление потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения; на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории); на минимизацию возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидацию угрозы его совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории).
В соответствии с п. 16, 16(1) Требований, утв. постановлением Правительства РФ № 8, вцелях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия: организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории), контроль их функционирования; разработка и реализация комплекса мер по выявлению предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения наобъект (территорию); обеспечение контроля за выполнением мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории); своевременное выявление попыток проноса и провоза запрещенных предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов наркотических средств и других опасных предметов и веществ) на объект(территорию).
Согласно паспорту безопасности ГАУЗ АО «Санаторий «Василек» отнесено ко 2-й категории опасности.
В силу ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплении здоровья обучающихся и воспитанников, и выполняться требование санитарного законодательства.
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается н Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федеральной закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 3 Федерального закона № 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2011 № 21 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев утвержденных (далее по тексту - СанПиН 2.4.2.2843-11).
В силу п. 3.1. СанПин 2.4.2.2843-11 территория Учреждения должна быть благоустроена, озеленена и ограждена.
Также, согласно подлежащим применению положениям ст. 2 Закона о противодействии терроризму, противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, системного и комплексного использования политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых и иных мер противодействия терроризму, а также приоритета предупреждения терроризма.
На основании ч. 3.1 ст. 5 Закона о противодействии терроризму юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Учитывая изложенное, принятие мер по антитеррористической защищенности, в том числе на прилегающей территории, является обязанностью Учреждения.
Выполнение указанных обязанностей направлено на обеспечение безопасности пребывающих в Учреждении лиц, в т.ч. несовершеннолетних отдыхающих, работников, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данные меры являются профилактическими и направлены на противодействие террористической деятельности.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 5.1. Закона о противодействии терроризму выполнение юридическими и физическими лицами требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации организует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который осуществляет в пределах своих полномочий меры в области профилактики терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о противодействии терроризму противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Стороной ответчика представлены письма о направлении в Министерство здравоохранения Амурской области запросов о выделении дополнительных денежных средств, представлены иные доказательства принятия мер к устранению выявленных нарушений в сфере противодействия терроризму.
Однако доказательств полного устранения стороной ответчика таких нарушений, в порядке ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из положений ст. 57 ГПК РФ следует, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 12 настоящего Кодекса, а также положений ст. ст. 56, 57 ГПК РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.
С учетом, в совокупности исследованных доказательств с точки зрения относимости, допустимости и достаточности в соответствии со статьями 55, 59, 60 ГПК РФ, и с учетом установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу, что заявленный иск обоснован и подлежит удовлетворению.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Рассматривая требование истца о возложении обязанности на ответчика устранить нарушения в сфере противодействия терроризму до 01.09.2020 года, суд полагает данный срок не разумным, следует установить иной срок для устранения нарушений, а именно до 01.11.2020 года; суд, с учётом доводов сторон, полагает, что именно такой срок будет разумным для исполнения вступившего в законную силу настоящего решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора г. Благовещенска, в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Возложить на Государственное автономное учреждение здравоохранения Амурской области «Санаторий «Василек», расположенное: г. Благовещенск, п. Мухинка, 36, обязанность в срок до 01.11.2020 года установить ограждение по всему периметру территории санатория.
В удовлетворении искового требования прокурора г. Благовещенска в части установления более короткого срока для исполнения возложенной обязанности по установке ограждения по всему периметру территории санатория – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Д.В. Кастрюков
Решение в окончательной форме составлено 17.08.2020 года