ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 апреля 2013 г.
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области
в составе:
председательствующего судьи Захаревской М.Г.
при секретаре Хуснутдиновой Е.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истца – помощника прокурора Комсомольского района г. Тольятти Р., представителя ответчиков Абдуллаева А.А., Уразовой П.А. – адвоката А. (ордер № ... от ... г. в деле), назначенного судом в качестве представителя в порядке ст. 50 ГПК РФ,
гражданское дело по иску прокурора Комсомольского района г. Тольятти, действующего в интересах Российской Федерации, к Отделу УФМС России по Самарской области в Комсомольском районе г. Тольятти, Ильину М.И., Абдуллаеву А.А., Дынько А.А., Уразовой П.А. о признании не приобретшими право пользования жилым помещением, признании постановки на учет по месту пребывания недействительной, об обязании снять с миграционного учета по месту пребывания,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Комсомольского района г. Тольятти, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Отделу УФМС по Самарской области в Комсомольском районе г. Тольятти, Ильину М.И., Абдуллаеву А.А., Дынько А.А., Уразовой П.А. о признании не приобретшими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ...., признании постановки на учет по месту пребывания недействительной, об обязании снять с миграционного учета по месту пребывания, указав в обоснование иска следующее:
При осуществлении надзора за исполнением требований ФЗ от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти выявлен факт оформления Ильиным М.И., Дынько А.А. уведомлений о временном пребывании иностранных граждан по адресу: ....
В ходе проверки установлено, что в жилом помещении по ул. .... в настоящее время поставлены на миграционный (регистрационный) учет более ... иностранных граждан, в том числе, ответчики по делу. Данный факт подтверждается сведениями о лицах, зарегистрированных по указанному адресу, поступившими из Отдела УФМС России по Самарской области в Комсомольском районе г. Тольятти.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Комсомольского района г. Тольятти Р. поддержала заявленные исковые требования, дополнив, что Абдуллаев А.А., Уразова П.А. по спорному адресу не проживают. Ответчики встали на миграционный учет по адресу: ...., заведомо зная, что они не будут проживать по указанному адресу в течение всего периода учета по месту жительства. Вместе с тем, данный адрес является последним известным местом жительства ответчиков на территории РФ. Сведения о постановке на учет ответчиков по новому месту жительства в органы миграционного учета не поступали.
Ответчик – представитель Отдела УФМС по Самарской области в Комсомольском районе г. Тольятти в судебное заседание не явился, представил суду отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело без его участия, указав, что постановка иностранных граждан – ответчиков на миграционный учет проведена в соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст.ст. 14, 15, 16, 18 Федерального закона от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Должностное лицо, оформившее регистрацию по месту жительства иностранному гражданину, проверил правильность заполнения заявления о регистрации и наличие всех документов и их копий, и проставил отметку о регистрации в паспорте. Знать о намерениях иностранного гражданина проживать или не проживать по заявленному адресу, должностное лицо, оформляющее регистрацию, не может. В связи с чем, при отсутствии сведений, указанных в п. 23 от 18.07.2006 г. № 109 -ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и п. 37 постановления Правительства РФ от 15.01.2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снять иностранных граждан с регистрационного учета по месту жительства, а так же внести необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета, что искажает достоверность статистической информации и данных о регистрации по месту жительства иностранных граждан и лиц без гражданства.
Вследствие не проживания ответчиков по адресу регистрации (....), возникает проблема осуществления контроля за иностранными гражданами, временно находящимися на территории РФ, со стороны правоохранительных органов, ФМС, в целях недопущения нарушений законодательства РФ со стороны иностранных граждан.
Ответчики Ильин М.И., Дынько А.А. в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещались надлежащим образом и заблаговременно, уважительных причин неявки суду не сообщили.
Представитель ответчиков Абдуллаева А.А., Уразовой П.А., место жительства которых неизвестно, – адвокат А., назначенный судом в качестве представителя ответчиков в порядке ст. 50 ГПК РФ, не признал иск, пояснив, что доказательств, опровергающих доводы представителя истца о том, что ответчики встали на миграционный (регистрационный) учет по адресу: ...., заведомо зная, что не будут проживать по указанному адресу в течение всего периода учета по месту жительства, в данное жилое помещение не вселялись, не имеет.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, считает иск прокурора Комсомольского района г. Тольятти обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Статья 4 Федерального закона от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» определяет следующие цели, основные принципы и содержание миграционного учета: формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
Согласно ст. 2 ФЗ от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации – жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в установленном законом порядке.
В соответствии со ст. 7 ФЗ от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 15 ФЗ от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» установлено, что основанием для регистрации иностранных граждан по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории РФ. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством РФ. Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а также в учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационной системе миграционного учета.
Статья 19 ФЗ от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым иностранный гражданин может быть снят с регистрации по месту жительства: регистрация иностранного гражданина по иному месту жительства; прекращения у иностранного гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным законодательством РФ; прекращения у иностранного гражданина права на постоянное или временное проживание в РФ; вступления в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной; смерти иностранного гражданина в РФ либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в РФ, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.
В соответствии с п. 37 Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 года № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется: после получения от территориального органа Федеральной миграционной службы по новому месту пребывания иностранного гражданина сведений о его постановке на учет по новому месту пребывания; после получения от органа пограничного контроля в соответствующем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации сведений о выезде иностранного гражданина из Российской Федерации; после получения от органов записи актов гражданского состояния либо от заинтересованного физического или юридического лица документа, подтверждающего смерть иностранного гражданина, либо после получения от заинтересованного физического или юридического лица заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.
Пункт 40 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 года № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» предусматривает, что при получении документов, предусмотренных пунктом 37 настоящего Постановления, должностное лицо территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3 рабочих дней фиксирует в своих учетных документах сведения о снятии иностранного гражданина с учета вместе пребывания и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
При отсутствии сведений, указанных в ст. 19 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» и п. 16 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снимать иностранных граждан с учета по месту жительства, а также вносить необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета, что искажает достоверность статистической информации и данных о миграционном учете по месту жительства иностранных граждан и лиц без гражданства.
Из материалов дела следует, что при осуществлении надзора за исполнением требований ФЗ от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти выявлен факт оформления Ильиным М.И., Дынько А.А. уведомлений о временном пребывании иностранных граждан по адресу: ....
Собственниками жилого помещения по ул. .... являются Ильин М.И. и Дынько А.А. (л.д. ...).
Из объяснений Ч. (соседки ответчиков) следует, что Абдуллаев А.А. и Уразова П.А. в жилом помещении по адресу: .... не проживают, в данной квартире проживают Дынько А.А. с мужем, двумя сыновьями и двухлетней дочерью. Иностранные граждане по указанному адресу не проживают, а только состоят на миграционном учете (л.д. ...).
Согласно рапорту Начальника отделения по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства ОУФМС России по Самарской области в Комсомольском районе г. Тольятти капитана внутренней службы К. ... г. совместно со ст. УУП ОП № ... У МВД России по г. Тольятти майором полиции Е. был осуществлен выезд для проверки факта проживания иностранных граждан по адресу: .... По данному адресу поставлено на миграционный учет .... иностранных граждан. Принимающая сторона – Дынько А.А. На момент проверки ... г. и ... г. никого не было дома, дверь не открыли. Соседка из кв. .... Р. сообщила, что Дынько А.А. проживает вместе с мужем и тремя детьми, иностранные граждане в кв. ... не пребывают. Ч.. из кв. .... также пояснила, что видела иностранцев в кв. .... в .... г., когда они делали там ремонт, с тех пор иностранцы в указанном жилом помещении не пребывают (л.д. ...).
Учитывая, что вследствие не проживания ответчиков по адресу регистрации – ...., возникает проблема осуществления контроля за иностранными гражданами, временно находящимися на территории РФ, со стороны правоохранительных органов, ФМС, в целях недопущения нарушений законодательства РФ со стороны иностранных граждан, суд считает, что ответчики не приобрели право пользования жилым помещением по ул. ...., и подлежат снятию с миграционного (регистрационного) учета по данному адресу.
Разрешая спор по существу, суд также учитывает, что в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
На основания изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Комсомольского района г. Тольятти, действующего в интересах неопределенного Российской Федерации – удовлетворить.
Признать Абдуллаева А.А., Уразову П.А. не приобретшими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ....
Признать постановку на миграционный учет по месту жительства Абдуллаева А.А. по адресу: .... на период с ... г. по ... г. – недействительной.
Признать постановку на миграционный учет по месту жительства Уразовой П.А. по адресу: .... на период с ... г. по ... г. – недействительной.
Обязать Отдел Управления Федеральной Миграционной службы России по Самарской области в Комсомольском районе г. Тольятти снять вышеуказанных граждан с миграционного (регистрационного) учета по адресу: ....
Взыскать с Ильина М.И., Абдуллаева А.А., Дынько А.А., Уразовой П.А. государственную пошлину в доход государства в размере ... рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Г. Захаревская
Мотивированная часть решения изготовлена 18.04.2013 г. в единственном экземпляре и является подлинником.
Судья М.Г. Захаревская