Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-358/2014 ~ М-347/2014 от 07.10.2014

№2-358/2014

                 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 ноября 2014 года г.Нововоронеж, Воронежской области

Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи      Аксеновой Ю.В.,

с участием заявителя Познахириной С.А.,

при секретаре Корчугановой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Познахириной С.А. о признании решения Нововоронежской городской Думы от 19.06.2014г. №427 «Об инициативе установления предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2015-2018г.г.» не соответствующим закону и недействующим с даты его принятия,

установил:

Заявитель Познахирина С.А. обратилась в суд с заявлением к администрации городского округа город Нововоронеж, Нововоронежской городской Думе, Главе г.Нововоронежа, к Контрольно-счетной палате г.Нововоронежа с рядом требований. Судебным определением от 07.10.2014г. указанные в заявлении требования были разделены и выделены в отдельное производство требования Познахириной С.А. к Нововоронежской городской Думе, изложенные в п.7 просительной части заявления: Признать решение Нововоронежской городской Думы от 19.06.2014г. №427 «Об инициативе установления предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2015-2018г.г.», опубликованное 20.06.2014г. в №31(484) «Вестника органов местного самоуправления городского округа город Нововоронеж», не соответствующим закону и недействующим с даты его принятия.

Требования мотивированы тем, что оспариваемое решение Думы №427 противоречит распоряжению Правительства РФ от 30.04.2014г. №718-р «Об утверждении индексов изменения размера вносимой платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ и предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов». Так как фактическое увеличение тарифов по питьевой воде и водоотведению увеличилось не на 2,5% как указано в решении Думы №427, а на 17,24% (тариф питьевой воды увеличился с 13.74руб. до 16.11руб.) и на 32,01% (тариф водоотведения увеличился с 22.46руб. до 29.65руб.). А в силу п.4 ст.7 Закона №131-Ф3 муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционном законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Оспариваемое решение нарушает права и законные интересы, так как незаконно возлагает обязанность оплачивать коммунальные услуги за питьевую воду и водоотведение в повышенном размере.

В судебном заседании заявитель Познахирина С.А. поддержала заявленные требования по мотивам, изложенным в заявлении.

    Представитель Нововоронежской городской Думы в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело без его участия. Прокурор г.Нововоронежа, представитель администрации городского округа город Нововоронеж также в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом. Суд счел возможным рассмотреть дело при настоящей явке.

    В предыдущем судебном заседании представитель Нововоронежской городской Думы Авилова Н.И. принимала участие, выразила несогласие с заявленными требованиями, поясняла, что оспариваемое решение было принято Думой по обращению администрации городского округа город Нововоронеж, депутатами были изучены представленные администрацией документы. Право на обращение закреплено п.47 «Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014г. №400. Депутаты Думы сочли представленные материалы убедительными, обоснованными.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно части первой статьи 251 ГПК Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В силу Федерального закона от 06.10.2003года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в соответствии с нормой ст.2 под муниципальным правовым актом понимается решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно или органом местного самоуправления и документально оформленное обязательное для исполнения на территории муниципального образования.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, выраженной в Постановлении Пленума от 29.11.2007г. №48 (пункты 9,10), существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. При решении вопроса о принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или его части, независимо от его наименования (за исключением акта, принятого в форме закона) суду необходимо проверить, содержит ли он правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений. В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать различного рода приложения, утвержденные данным актом, в частности типовые, примерные положения. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 24 ГПК РФ.

Установлено, что 19.06.2014г. Нововоронежской городской Думой Воронежской области принято решение №427, опубликованное в средстве массовой информации в газете «Вестник органов местного самоуправления городского округа город Нововоронеж» от 20 июня 2014года № 31(484)– лист 1 (л.д.20) «Об инициативе установления предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2015-2018 годы». Согласно решения, оно принято по результатам рассмотрения проекта указанного решения, внесенного главой администрации городского округа город Нововоронеж, на основании статей 17,35 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», пункта 47 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014г. №400, и руководствуясь ст.28 Устава городского округа город Новоовронеж, Нововоронежская городская Дума решила:

- с целью улучшения финансовой ситуации муниципального унитарного предприятия городского округа город Нововоронеж «Аквасервис» и установления в 2015 году тарифов на питьевую воду в размере 16,11руб\куб.м, водоотведение 29,65руб\куб.м (с учетом НДС), обратиться в временно исполняющему обязанности губернатора Воронежской области Гордееву А.В. с инициативой об установлении предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами городского округа город Нововоронеж платы за коммунальные услуги на 2015-2018 годы, превышающего индекс по Воронежской области на 2,5% более, чем величина предельно допустимого отклонения, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014г. №718-р «Об утверждении индексов изменения размера вносимой платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов» (л.д.20,28).

В силу ст.157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации.

Постановлением Правительства Воронежской области от 30.04.2014г. №388 «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Воронежской области» были утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Воронежской области на период с 1 июля 2014 года по 2018 год, в т.ч. для городского округа город Нововоронеж таковое значение определено как «6,3».

Согласно Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014г. №400, этот документ определяет принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (предельные индексы) и индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации (индексы по субъектам Российской Федерации), основания и порядок изменения предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в течение периода их действия, порядок мониторинга и контроля за соблюдением предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации, основания и порядок согласования предельных индексов представительными органами муниципальных образований, основания и порядок выплаты компенсаций организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с изменениями предельных индексов и (или) индексов по субъектам Российской Федерации, порядок опубликования решений об установлении предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации, а также информации о результатах контроля за соблюдением индексов по субъектам Российской Федерации и государственного жилищного надзора в части предупреждения, выявления и пресечения нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

Согласно п.8 Основ предельные индексы на первый год долгосрочного периода устанавливаются в виде значений, выраженных в процентах, и могут быть установлены с календарной разбивкой, а также могут дифференцироваться: по типу отопления жилых помещений; по степени благоустройства многоквартирных домов (жилых домов); по системам водоснабжения и водоотведения, а также по системам централизованного теплоснабжения. На второй и последующие годы долгосрочного периода предельные индексы устанавливаются в виде формулы.

Согласно п.9 Основ индексы по субъектам Российской Федерации на первый год долгосрочного периода устанавливаются в виде значений, выраженных в процентах, а на второй и последующие годы долгосрочного периода - в виде формулы.

Согласно п.12 Основ Федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов осуществляет расчет индексов по субъектам Российской Федерации и предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов по субъектам Российской Федерации (отклонение по субъекту Российской Федерации) с учетом прогнозных показателей и основных параметров, определенных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, а также с учетом предложений по установлению индексов по субъектам Российской Федерации и размеров отклонений по субъектам Российской Федерации с приложением расчетов индексов по субъектам Российской Федерации и размеров отклонений по субъектам Российской Федерации. Отклонение по субъекту Российской Федерации выражается в процентах. Индексы по субъектам Российской Федерации и размер отклонений по субъектам Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации на основании предложения, представленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с п.43 Основ, в целях организации электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения и водоотведения, а также повышения надежности и качества оказываемых населению коммунальных услуг по решению представительного органа муниципального образования предельные индексы могут превышать индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации. Указанное решение принимается в форме согласования или отказа в согласовании проекта акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации об установлении предельного индекса в размере, превышающем индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации.

Основаниями для установления по муниципальному образованию предельных индексов, превышающих индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации, могут являться, в т.ч. устранение имеющихся дисбалансов при регулировании тарифов, включая ликвидацию перекрестного субсидирования и доведение уровня оплаты коммунальных услуг населением до 100 процентов установленных экономически обоснованных тарифов (п.п. «в» п.46 Основ); выравнивание уровня тарифов на коммунальные ресурсы в субъекте Российской Федерации, устанавливаемых для регулируемых организаций в различных муниципальных образованиях такого субъекта Российской Федерации в сопоставимых условиях (п.п. «г» п.46 Основ).

Согласно п.47 Основ представительные органы местного самоуправления вправе обратиться к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с инициативой об установлении предельного индекса, превышающего индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации.

Таким образом, Нововоронежская городская Дума как представительный орган местного самоуправления в городском округе город Нововоронеж имеет полномочия на принятие оспариваемого решения.

Исходя из положений указанных выше правовых норм и содержания оспариваемого решения Нововоронежской городской Думы, оно затрагивает права и интересы заявителя, т.к. опосредованно влияет на размер квартплаты, вносимой за жилое помещение, в котором Познахирина С.А. проживает и собственником которого является.

В судебном заседании не установлено, что при принятии оспариваемого решения были допущены процедурные нарушения.

Оспариваемое заявителем решение принято на очередном заседании сессии Нововоронежской городской Думы 5 созыва, 19.06.2014г., при участии в заседании 18 из 24 депутатов, по вопросу, включенному в Повестку дня «Об инициативе установления предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2015-2018 годы», при проведении поименного голосования, единогласно, после рассмотрения вопроса путем изучения представленных в Думу администрацией городского округа город Нововоронеж материалов, после заслушания на заседании главы администрации города, руководителя ресурсоснабжающей организации МУП «Аквасервис», после выступления депутатов, что следует из Протокола №59 (л.д.68-72), материалов, представленных в Думу администрацией (л.д.30-57).

Суд не соглашается с доводами заявителя, что принятое решение противоречит федеральному законодательству.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 28.12.2013г. №417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предельные (максимальные) индексы изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги и индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на первый долгосрочный период устанавливаются в порядке и на период, которые предусмотрены основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, не позднее чем 1 мая 2014 года и вводятся в действие с 1 июля 2014 года.

Распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2014г. №718-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на период с 1 июля 2014 г. по 2018 год. (Распоряжением Правительства РФ от 01.11.2014г. №2222-р данный документ признан утратившим силу в части, касающейся предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных на 2015 - 2018 годы).

Согласно пункта 39 Распоряжения №718-р установлены индексы для Воронежской области: на 2014г. средний индекс по субъекту Российской Федерации установлен (процентов) 4.2, Предельно допустимое отклонение по отдельным муниципальным образованиям (процентов) – 2.1.

На 2015-2018г.г. - средний индекс по субъекту Российской Федерации установлен в виде формулы (ИПЦ g-1 х К g + 0), где ИПЦ g-1 - индекс потребительских цен (декабрь к декабрю) согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на год, предшествующий g-му году, на который рассчитываются индексы по субъектам Российской Федерации (по итогам 9 месяцев), (процентов). К g - понижающий (повышающий) коэффициент на соответствующий год долгосрочного периода, определяемый с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Предельно допустимое отклонение по отдельным муниципальным образованиям (процентов) - 2,1.

Таким образом, федеральным законодательством определяются средние показатели в целом по субъекту Российской Федерации в отношении общего размера платы за коммунальные услуги и предельного уровня ее увеличения.

Исходя же из положений ст.ст.154,155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя, в т.ч. плату за коммунальные услуги – плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Согласно ч.2 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В связи с чем и установление предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, и установление индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, и утверждение тарифов на коммунальные услуги (путем установления тарифов на коммунальные услуги - на электрическую энергию, на тепловую энергию, тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения) фактически осуществляется в комплексе, в целях соблюдения принципа ограничения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

Оспариваемым Решением Нововоронежской городской Думы не установлены тарифы на коммунальные услуги по водоснабжению (питьевая вода) и водоотведению, содержание решения включает в себя констатацию информации о возможном установлении тарифа в 2015г. в размере 16,11руб/куб.м и 29,65руб/куб.м соответственно. Неверным является вывод заявителя, что фактическое увеличение тарифов по питьевой воде и водоотведению увеличилось не на 2,5% как указано в решении Думы №427, а на 17,24% (тариф питьевой воды увеличился с 13.74руб. до 16.11руб.) и на 32,01% (тариф водоотведения увеличился с 22.46руб. до 29.65руб.), т.к. основан на неправильном толковании положений законодательства: заявителем сопоставляются различные величины – определяется индекс роста тарифа (13.74руб. по отношению к 16.11руб. и 22.46руб. по отношению к 29.65руб.) по определенной, конкретной коммунальной услуге, который никак не может соотноситься с величиной «2,5%» которая является величиной - по муниципальному образованию г.Нововоронеж предельно допустимым отклонением (более, чем величина, установленная Распоряжением правительства РФ от 30.04.2014г. №718-р для муниципальных образований Воронежской области -2,1%) индекса изменения размера вносимой гражданами городского округа город Нововоронеж платы за коммунальные услуги ( в общем размере за все виды предоставляемых коммунальных услуг) на 2015-2018 годы.

Согласно п.4 Примечания к Распоряжению Правительства РФ от 30.04.2014г. №718-р, предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях не могут превышать индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту Российской Федерации более чем на величину предельно допустимого отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины среднего индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по субъекту Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Именно такие случаи предусмотрены пунктами 43-47 «Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014г. №400.

Суд не соглашается с доводами заявителя, что оспариваемым решением не определен период действия индекса – в самом решении указано о периоде 2015-2018годы.

Приняв оспариваемое решение в соответствии с п.47 Основ формирования индексов…, Нововоронежская городская Дума как представительный орган местного самоуправления высказала свою позицию, окончательное же решение об установлении предельного индекса… принимает высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, в соответствии со ст.157.1 ЖК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, ст.253 ГПК РФ суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении заявления Познахириной Светланы Анатольевны о признании решения Нововоронежской городской Думы от 19.06.2014г. №427 «Об инициативе установления предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2015-2018г.г. ( опубликованного в «Вестнике органов местного самоуправления городского округа город Нововоронеж» №31(484) от 20.06.2014г., ) не соответствующим закону и недействующим с даты его принятия, отказать.

    Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Нововоронежский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                Ю.В.Аксенова

Мотивированное решение изготовлено 25.11.2014 года

№2-358/2014

                 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 ноября 2014 года г.Нововоронеж, Воронежской области

Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи      Аксеновой Ю.В.,

с участием заявителя Познахириной С.А.,

при секретаре Корчугановой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Познахириной С.А. о признании решения Нововоронежской городской Думы от 19.06.2014г. №427 «Об инициативе установления предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2015-2018г.г.» не соответствующим закону и недействующим с даты его принятия,

установил:

Заявитель Познахирина С.А. обратилась в суд с заявлением к администрации городского округа город Нововоронеж, Нововоронежской городской Думе, Главе г.Нововоронежа, к Контрольно-счетной палате г.Нововоронежа с рядом требований. Судебным определением от 07.10.2014г. указанные в заявлении требования были разделены и выделены в отдельное производство требования Познахириной С.А. к Нововоронежской городской Думе, изложенные в п.7 просительной части заявления: Признать решение Нововоронежской городской Думы от 19.06.2014г. №427 «Об инициативе установления предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2015-2018г.г.», опубликованное 20.06.2014г. в №31(484) «Вестника органов местного самоуправления городского округа город Нововоронеж», не соответствующим закону и недействующим с даты его принятия.

Требования мотивированы тем, что оспариваемое решение Думы №427 противоречит распоряжению Правительства РФ от 30.04.2014г. №718-р «Об утверждении индексов изменения размера вносимой платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ и предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов». Так как фактическое увеличение тарифов по питьевой воде и водоотведению увеличилось не на 2,5% как указано в решении Думы №427, а на 17,24% (тариф питьевой воды увеличился с 13.74руб. до 16.11руб.) и на 32,01% (тариф водоотведения увеличился с 22.46руб. до 29.65руб.). А в силу п.4 ст.7 Закона №131-Ф3 муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционном законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Оспариваемое решение нарушает права и законные интересы, так как незаконно возлагает обязанность оплачивать коммунальные услуги за питьевую воду и водоотведение в повышенном размере.

В судебном заседании заявитель Познахирина С.А. поддержала заявленные требования по мотивам, изложенным в заявлении.

    Представитель Нововоронежской городской Думы в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело без его участия. Прокурор г.Нововоронежа, представитель администрации городского округа город Нововоронеж также в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом. Суд счел возможным рассмотреть дело при настоящей явке.

    В предыдущем судебном заседании представитель Нововоронежской городской Думы Авилова Н.И. принимала участие, выразила несогласие с заявленными требованиями, поясняла, что оспариваемое решение было принято Думой по обращению администрации городского округа город Нововоронеж, депутатами были изучены представленные администрацией документы. Право на обращение закреплено п.47 «Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014г. №400. Депутаты Думы сочли представленные материалы убедительными, обоснованными.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно части первой статьи 251 ГПК Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В силу Федерального закона от 06.10.2003года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в соответствии с нормой ст.2 под муниципальным правовым актом понимается решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно или органом местного самоуправления и документально оформленное обязательное для исполнения на территории муниципального образования.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, выраженной в Постановлении Пленума от 29.11.2007г. №48 (пункты 9,10), существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. При решении вопроса о принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или его части, независимо от его наименования (за исключением акта, принятого в форме закона) суду необходимо проверить, содержит ли он правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений. В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать различного рода приложения, утвержденные данным актом, в частности типовые, примерные положения. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 24 ГПК РФ.

Установлено, что 19.06.2014г. Нововоронежской городской Думой Воронежской области принято решение №427, опубликованное в средстве массовой информации в газете «Вестник органов местного самоуправления городского округа город Нововоронеж» от 20 июня 2014года № 31(484)– лист 1 (л.д.20) «Об инициативе установления предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2015-2018 годы». Согласно решения, оно принято по результатам рассмотрения проекта указанного решения, внесенного главой администрации городского округа город Нововоронеж, на основании статей 17,35 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», пункта 47 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014г. №400, и руководствуясь ст.28 Устава городского округа город Новоовронеж, Нововоронежская городская Дума решила:

- с целью улучшения финансовой ситуации муниципального унитарного предприятия городского округа город Нововоронеж «Аквасервис» и установления в 2015 году тарифов на питьевую воду в размере 16,11руб\куб.м, водоотведение 29,65руб\куб.м (с учетом НДС), обратиться в временно исполняющему обязанности губернатора Воронежской области Гордееву А.В. с инициативой об установлении предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами городского округа город Нововоронеж платы за коммунальные услуги на 2015-2018 годы, превышающего индекс по Воронежской области на 2,5% более, чем величина предельно допустимого отклонения, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014г. №718-р «Об утверждении индексов изменения размера вносимой платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов» (л.д.20,28).

В силу ст.157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации.

Постановлением Правительства Воронежской области от 30.04.2014г. №388 «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Воронежской области» были утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Воронежской области на период с 1 июля 2014 года по 2018 год, в т.ч. для городского округа город Нововоронеж таковое значение определено как «6,3».

Согласно Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014г. №400, этот документ определяет принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (предельные индексы) и индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации (индексы по субъектам Российской Федерации), основания и порядок изменения предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в течение периода их действия, порядок мониторинга и контроля за соблюдением предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации, основания и порядок согласования предельных индексов представительными органами муниципальных образований, основания и порядок выплаты компенсаций организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с изменениями предельных индексов и (или) индексов по субъектам Российской Федерации, порядок опубликования решений об установлении предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации, а также информации о результатах контроля за соблюдением индексов по субъектам Российской Федерации и государственного жилищного надзора в части предупреждения, выявления и пресечения нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

Согласно п.8 Основ предельные индексы на первый год долгосрочного периода устанавливаются в виде значений, выраженных в процентах, и могут быть установлены с календарной разбивкой, а также могут дифференцироваться: по типу отопления жилых помещений; по степени благоустройства многоквартирных домов (жилых домов); по системам водоснабжения и водоотведения, а также по системам централизованного теплоснабжения. На второй и последующие годы долгосрочного периода предельные индексы устанавливаются в виде формулы.

Согласно п.9 Основ индексы по субъектам Российской Федерации на первый год долгосрочного периода устанавливаются в виде значений, выраженных в процентах, а на второй и последующие годы долгосрочного периода - в виде формулы.

Согласно п.12 Основ Федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов осуществляет расчет индексов по субъектам Российской Федерации и предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов по субъектам Российской Федерации (отклонение по субъекту Российской Федерации) с учетом прогнозных показателей и основных параметров, определенных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, а также с учетом предложений по установлению индексов по субъектам Российской Федерации и размеров отклонений по субъектам Российской Федерации с приложением расчетов индексов по субъектам Российской Федерации и размеров отклонений по субъектам Российской Федерации. Отклонение по субъекту Российской Федерации выражается в процентах. Индексы по субъектам Российской Федерации и размер отклонений по субъектам Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации на основании предложения, представленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с п.43 Основ, в целях организации электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения и водоотведения, а также повышения надежности и качества оказываемых населению коммунальных услуг по решению представительного органа муниципального образования предельные индексы могут превышать индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации. Указанное решение принимается в форме согласования или отказа в согласовании проекта акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации об установлении предельного индекса в размере, превышающем индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации.

Основаниями для установления по муниципальному образованию предельных индексов, превышающих индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации, могут являться, в т.ч. устранение имеющихся дисбалансов при регулировании тарифов, включая ликвидацию перекрестного субсидирования и доведение уровня оплаты коммунальных услуг населением до 100 процентов установленных экономически обоснованных тарифов (п.п. «в» п.46 Основ); выравнивание уровня тарифов на коммунальные ресурсы в субъекте Российской Федерации, устанавливаемых для регулируемых организаций в различных муниципальных образованиях такого субъекта Российской Федерации в сопоставимых условиях (п.п. «г» п.46 Основ).

Согласно п.47 Основ представительные органы местного самоуправления вправе обратиться к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с инициативой об установлении предельного индекса, превышающего индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации.

Таким образом, Нововоронежская городская Дума как представительный орган местного самоуправления в городском округе город Нововоронеж имеет полномочия на принятие оспариваемого решения.

Исходя из положений указанных выше правовых норм и содержания оспариваемого решения Нововоронежской городской Думы, оно затрагивает права и интересы заявителя, т.к. опосредованно влияет на размер квартплаты, вносимой за жилое помещение, в котором Познахирина С.А. проживает и собственником которого является.

В судебном заседании не установлено, что при принятии оспариваемого решения были допущены процедурные нарушения.

Оспариваемое заявителем решение принято на очередном заседании сессии Нововоронежской городской Думы 5 созыва, 19.06.2014г., при участии в заседании 18 из 24 депутатов, по вопросу, включенному в Повестку дня «Об инициативе установления предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2015-2018 годы», при проведении поименного голосования, единогласно, после рассмотрения вопроса путем изучения представленных в Думу администрацией городского округа город Нововоронеж материалов, после заслушания на заседании главы администрации города, руководителя ресурсоснабжающей организации МУП «Аквасервис», после выступления депутатов, что следует из Протокола №59 (л.д.68-72), материалов, представленных в Думу администрацией (л.д.30-57).

Суд не соглашается с доводами заявителя, что принятое решение противоречит федеральному законодательству.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 28.12.2013г. №417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предельные (максимальные) индексы изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги и индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на первый долгосрочный период устанавливаются в порядке и на период, которые предусмотрены основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, не позднее чем 1 мая 2014 года и вводятся в действие с 1 июля 2014 года.

Распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2014г. №718-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на период с 1 июля 2014 г. по 2018 год. (Распоряжением Правительства РФ от 01.11.2014г. №2222-р данный документ признан утратившим силу в части, касающейся предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных на 2015 - 2018 годы).

Согласно пункта 39 Распоряжения №718-р установлены индексы для Воронежской области: на 2014г. средний индекс по субъекту Российской Федерации установлен (процентов) 4.2, Предельно допустимое отклонение по отдельным муниципальным образованиям (процентов) – 2.1.

На 2015-2018г.г. - средний индекс по субъекту Российской Федерации установлен в виде формулы (ИПЦ g-1 х К g + 0), где ИПЦ g-1 - индекс потребительских цен (декабрь к декабрю) согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на год, предшествующий g-му году, на который рассчитываются индексы по субъектам Российской Федерации (по итогам 9 месяцев), (процентов). К g - понижающий (повышающий) коэффициент на соответствующий год долгосрочного периода, определяемый с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Предельно допустимое отклонение по отдельным муниципальным образованиям (процентов) - 2,1.

Таким образом, федеральным законодательством определяются средние показатели в целом по субъекту Российской Федерации в отношении общего размера платы за коммунальные услуги и предельного уровня ее увеличения.

Исходя же из положений ст.ст.154,155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя, в т.ч. плату за коммунальные услуги – плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Согласно ч.2 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В связи с чем и установление предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, и установление индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, и утверждение тарифов на коммунальные услуги (путем установления тарифов на коммунальные услуги - на электрическую энергию, на тепловую энергию, тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения) фактически осуществляется в комплексе, в целях соблюдения принципа ограничения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

Оспариваемым Решением Нововоронежской городской Думы не установлены тарифы на коммунальные услуги по водоснабжению (питьевая вода) и водоотведению, содержание решения включает в себя констатацию информации о возможном установлении тарифа в 2015г. в размере 16,11руб/куб.м и 29,65руб/куб.м соответственно. Неверным является вывод заявителя, что фактическое увеличение тарифов по питьевой воде и водоотведению увеличилось не на 2,5% как указано в решении Думы №427, а на 17,24% (тариф питьевой воды увеличился с 13.74руб. до 16.11руб.) и на 32,01% (тариф водоотведения увеличился с 22.46руб. до 29.65руб.), т.к. основан на неправильном толковании положений законодательства: заявителем сопоставляются различные величины – определяется индекс роста тарифа (13.74руб. по отношению к 16.11руб. и 22.46руб. по отношению к 29.65руб.) по определенной, конкретной коммунальной услуге, который никак не может соотноситься с величиной «2,5%» которая является величиной - по муниципальному образованию г.Нововоронеж предельно допустимым отклонением (более, чем величина, установленная Распоряжением правительства РФ от 30.04.2014г. №718-р для муниципальных образований Воронежской области -2,1%) индекса изменения размера вносимой гражданами городского округа город Нововоронеж платы за коммунальные услуги ( в общем размере за все виды предоставляемых коммунальных услуг) на 2015-2018 годы.

Согласно п.4 Примечания к Распоряжению Правительства РФ от 30.04.2014г. №718-р, предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях не могут превышать индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту Российской Федерации более чем на величину предельно допустимого отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины среднего индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по субъекту Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Именно такие случаи предусмотрены пунктами 43-47 «Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014г. №400.

Суд не соглашается с доводами заявителя, что оспариваемым решением не определен период действия индекса – в самом решении указано о периоде 2015-2018годы.

Приняв оспариваемое решение в соответствии с п.47 Основ формирования индексов…, Нововоронежская городская Дума как представительный орган местного самоуправления высказала свою позицию, окончательное же решение об установлении предельного индекса… принимает высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, в соответствии со ст.157.1 ЖК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, ст.253 ГПК РФ суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении заявления Познахириной Светланы Анатольевны о признании решения Нововоронежской городской Думы от 19.06.2014г. №427 «Об инициативе установления предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2015-2018г.г. ( опубликованного в «Вестнике органов местного самоуправления городского округа город Нововоронеж» №31(484) от 20.06.2014г., ) не соответствующим закону и недействующим с даты его принятия, отказать.

    Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Нововоронежский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                Ю.В.Аксенова

Мотивированное решение изготовлено 25.11.2014 года

1версия для печати

2-358/2014 ~ М-347/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Познахирина Светлана Анатольевна
прокурор г.Нововоронеж
Другие
Нововоронежская городская Дума
Администрация г/о - г.Нововоронеж
Суд
Нововоронежский городской суд Воронежской области
Судья
Аксенова Юлия Викторовна
Дело на странице суда
novovoronezhsky--vrn.sudrf.ru
07.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.10.2014Передача материалов судье
07.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.10.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.10.2014Судебное заседание
30.10.2014Судебное заседание
31.10.2014Судебное заседание
20.11.2014Судебное заседание
25.11.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2015Дело оформлено
10.04.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее