Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2131/2021 ~ М-1980/2021 от 12.04.2021

Дело №2а-2131/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 мая 2021 года                                                                                       г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска, в составе

судьи Сизова И.А.,

при секретаре Лысовой Д.В.,

с участием представителя административного истца Шамсутдиновой Л.М., представителя административного ответчика УФССП России по Ульяновской области Мирсаитовой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Ленинскому району г. Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Шихмуратовой Л.К. о признании незаконными постановлений об обращении взыскания на денежные средства,

установил:

Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Отдела (в настоящее время Отделение) судебных приставов по Ленинскому району г. Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Шихмуратовой Л.К., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области.

В обоснование иска указали, что в соответствии с Законом Ульяновской области от 03.07.2015 № 85-30 «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области» (далее - Закон Ульяновской области от 03.07.2015 № 85-30), уполномоченный Правительством Ульяновской области исполнительный орган государственной власти Ульяновской области - Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области с 01.01.2016 в течение неограниченного срока осуществляет полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Ульяновской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области выступало взыскателем по сводному исполнительному производству (сумма взыскания в размере 88695,96 руб.), по исполнительным производствам от 23.04.2020 (сумма взыскания в размере 5624,94 руб.), от 23.04.2020 (сумма взыскания в размере 3332,13 руб.), от 23.04.2020 (сумма взыскания в размере 120255,08 руб.), от 21.05.2020 (сумма взыскания в размере 5541,79 руб.), от 26.05.2020 (сумма взыскания в размере 3430,43 руб.), от 21.05.2020 (сумма взыскания в размере 2922,15 руб.), от 21.05.2020 (сумма взыскания в размере 1726,61 руб.), от 21.05.2020 (сумма взыскания в размере 36510,73 руб.), от 21.05.2020 (сумма взыскания в размере 12654,18 руб.), от 21.05.2020 (сумма взыскания в размере 3410,24 руб.), от 21.05.2020 (сумма взыскания в размере 14366,97 руб.), от 07.07.2020 (сумма взыскания в размере 5183,22 руб.), от 07.07.2020 (сумма взыскания в размере 4130,87 руб.), от 07.07.2020 (сумма взыскания в размере 2865,59 руб.), от 07.07.2020 (сумма взыскания в размере 49311,25 руб.), от 07.08.2020 (сумма взыскания в размере 5174,81 руб.) в пользу взыскателя:    Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области.

Данные денежные средства взысканы как задолженность по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, что подтверждается решениями судебных органов, на основании которых возбуждались исполнительные производства. В соответствии со ст. 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, городских округов с внутригородским делением, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков по нормативу 100 процентов поступают в бюджеты городских округов и бюджеты городских округов с внутригородским делением до разграничения государственной собственности на землю.

Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области в правоотношениях по взысканию задолженности по арендной плате является лишь администратором доходов. Денежные средства поступают в бюджет муниципального образования «город Ульяновск». Вместе с тем, оспариваемыми постановлениями судебный пристав- исполнитель отдела судебных приставов по Ленинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Шихмуратова Л.К. в нарушение норм бюджетного законодательства обратила взыскание на денежные средства, которые должны были поступить в бюджет муниципального образования «город Ульяновск», по долгам Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, которые должны быть оплачены из бюджета Ульяновской области.

В связи с изложенным, Министерство строительства и архитекторы Ульяновской области просит отменить указанные выше постановления как противоречащие действующему законодательству. В соответствии со ст. 122 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии). Министерство узнало о нарушении своих прав постановлением об обращении взыскания на денежные средства должника, одновременно являющегося взыскателем по сводному исполнительному производству - 03.08.2020, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции.

Просили суд признать незаконными постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Шихмуратовой Л.К. от 26.05.2020 г. по исполнительным производствам ; от 28.01.2020 ; от 28.10.2019 по исполнительному производству от 16.06.2020 по исполнительному производству от 28.01.2020 по исполнительному производству , от 16.06.2020 по исполнительному производству , от 16.06.2020 по исполнительному производству об обращении взыскания на денежные средства должника Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, одновременно являющегося взыскателем по исполнительному производству, по сводному исполнительному производству

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области (не является самостоятельным государственным органом (юридическим лицом), а является структурным подразделением УФССП России по Ульяновской области), УФК по Ульяновской области, Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Ульяновской области, Администрация города Ульяновска.

Представитель административного истца в судебном заседании исковые требования поддержала.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Шихмуратова Л.К. в судебном заседании участия не принимала, судом извещалась.

Представитель административного ответчика УФССП России по Ульяновской области в судебном заседании требования административного искового заявления не признали указав, что обжалуемые постановления являются законными и обоснованными.

Иные лица, участвующие в деле в судебном заседании участия не принимали, судом извещались.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В судебном заседании установлено, что в ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области возбуждено ряд исполнительных производств, объединенных в сводное, должником по которым является Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее Министерство).

Кроме этого, Министерство является взыскателем по сводному исполнительному производству (сумма взыскания в размере 88695,96 руб.), по исполнительным производствам от 23.04.2020 (сумма взыскания в размере 5624,94 руб.), от 23.04.2020 (сумма взыскания в размере 3332,13 руб.), от 23.04.2020 (сумма взыскания в размере 120255,08 руб.), от 21.05.2020 (сумма взыскания в размере 5541,79 руб.), от 26.05.2020 (сумма взыскания в размере 3430,43 руб.), от 21.05.2020 (сумма взыскания в размере 2922,15 руб.), от 21.05.2020 (сумма взыскания в размере 1726,61 руб.), от 21.05.2020 № 125859/20/73040-ИП (сумма взыскания в размере 36510,73 руб.), от 21.05.2020 (сумма взыскания в размере 12654,18 руб.), от 21.05.2020 -ИП (сумма взыскания в размере 3410,24 руб.), от 21.05.2020 (сумма взыскания в размере 14366,97 руб.), от 07.07.2020 (сумма взыскания в размере 5183,22 руб.), от 07.07.2020 (сумма взыскания в размере 4130,87 руб.), от 07.07.2020 (сумма взыскания в размере 2865,59 руб.), от 07.07.2020 (сумма взыскания в размере 49311,25 руб.), от 07.08.2020 (сумма взыскания в размере 5174,81 руб.) в пользу взыскателя:

Предметом исполнения по которым является задолженность по арендной плате за пользование землей.

Оспариваемыми постановлениями судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Шихмуратовой Л.К. на денежные средства должника Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, одновременно являющегося взыскателем по ряду исполнительных производств, на вышеуказанные денежные средства обращено взыскание.

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Закона об исполнительном производстве).

В силу ст. ст. 12, 13 Закона об исполнительном производстве в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ст.3 Закона об исполнительном производстве, законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации») и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Нормы федеральных законов, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации принимают нормативные правовые акты по вопросам обеспечения исполнительного производства. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора.

Согласно ст.6.6 Закона об исполнительном производстве, органы принудительного исполнения в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», Федеральным законом «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

В силу ч.1 ст.70 Закона об исполнительном производстве, наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте, обнаруженные у должника, в том числе хранящиеся в сейфах кассы должника-организации, находящиеся в изолированном помещении этой кассы или иных помещениях должника-организации либо хранящиеся в банках и иных кредитных организациях, изымаются, за исключением денежных средств, на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание. Об изъятии денежных средств составляется соответствующий акт. Изъятые денежные средства не позднее операционного дня, следующего за днем изъятия, сдаются в банк для перечисления на депозитный счет подразделения судебных приставов. Должник обязан предоставить документы, подтверждающие наличие у него наличных денежных средств, на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание.

Перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов.

Если денежные средства имеются на нескольких счетах должника, то судебный пристав-исполнитель в постановлении указывает, с какого счета и в каком объеме должны быть списаны денежные средства.

В силу ст. 38 Бюджетного кодекса РФ, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования

В силу ст. 239 Бюджетного кодекса РФ, иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 93.6, 142.2, 142.3, 166.1, 218, 242 и 242.6 настоящего Кодекса. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 62 Бюджетного кодекса РФ неналоговые доходы местных бюджетов формируются в соответствии со статьями 41, 42, 46, 58, 63 и 63.1 настоящего Кодекса, в том числе за счет: доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов.

Как установлено в судебном заседании, Министерство строительство и архитектуры Ульяновской области в силу Закона Ульяновской области от 03.07.2015 № 85-30 выступает администратором доходов бюджета МО «город Ульяновск», поступающих от сдачи в аренду имущества.

В рамках реализации данных полномочий, Министерство обращалось в Арбитражный суд Ульяновской области с исками ООО «ДВЛ-Девелопмент», как арендатору земельного участка, о взыскании вышеуказанной задолженности.

Действия судебного пристава-исполнителя по обращению взыскания на денежные средства, предназначенные для поступления в бюджет МО «город Ульяновск» нарушают права и законные интересы муниципального образования и не являются денежными средствами Министерства, как должника, в понимании Закона об исполнительном производстве.

Обращение взыскания судебным приставом-исполнителем на денежные средства, предназначенные для МО «город Ульяновск» является не правомерным, поскольку соответствующие расчетные счета использовались заявителем для получения целевых денежных средств в соответствии с Законом Ульяновской области от 03.07.2015 № 85-30 и Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области не принадлежат.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области - удовлетворить.

Признать незаконными постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Шихмуратовой Л.К. от 26.05.2020 г. по исполнительным производствам ; от 28.01.2020 по исполнительному производству ; от 28.10.2019 по исполнительному производству ; от 16.06.2020 по исполнительному производству от 28.01.2020 по исполнительному производству ; от 16.06.2020 по исполнительному производству ; от 16.06.2020 по исполнительному производству об обращении взыскания на денежные средства должника Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, одновременно являющегося взыскателем по исполнительному производству, по сводному исполнительному производству

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                 И.А. Сизов

2а-2131/2021 ~ М-1980/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области
Ответчики
УФССП по Ульяновской области
СПИ ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска Шихмуратова Л.К.
Другие
ООО ДВЛ-дЕВЕЛОПМЕНТ
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Сизов И. А.
Дело на странице суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
12.04.2021Регистрация административного искового заявления
13.04.2021Передача материалов судье
15.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
15.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2021Судебное заседание
12.05.2021Судебное заседание
26.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее