Дело № 2-124/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Далматово Курганской области 29 марта 2021 года
Далматовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Бузаева С.В.,
при ведении протокола помощником судьи Титовской И.В.,
с участием прокурора – помощника прокурора Далматовского района Касенова Т.С.,
представителя ответчика Администрации Далматовского района и третьего лица Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района Тимошенко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Далматовского района в интересах Задориной Веры Андреевны к Администрации Далматовского района о предоставлении жилья,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Далматовского района обратился в Далматовский районный суд с иском, согласно которому Задорина В.А., **.**.**** года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление жилья, постановлением Администрации Далматовского района от 27.06.2017 № 486 включена в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению специализированными помещениями, утвержденный постановлением ответчика от 08.02.2013 № 106. Задорина В.А. достигла возраста 18 лет, но до настоящего времени жилое помещение не получила. Жилое помещение она желает получить на территории г. Далматово. Ссылаясь на нормы Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Курганской области от 31.12.2004 № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» и иные нормативные акты, прокурор просит обязать Администрацию Далматовского района предоставить Задориной В.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории города Далматово, соответствующее социальным и санитарно - техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м., приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
Истец Задорина В.А. надлежаще извещённая о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без её участия, указав, что исковые требования прокурора поддерживает в полном объёме, планирует работать и проживать на территории г.Далматово.
Прокурор Касенов Т.С. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Далматовского района и третьего лица Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района Тимошенко О.А. возражал против удовлетворения исковых требований.
Представители третьих лиц: Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области, Главного управления социальной защиты Курганской области, Финансового управления Курганской области в судебное заседания не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В письменном отзыве Главное управление социальной защиты Курганской области просило рассмотреть дело без участия его представителя, указав, что удовлетворение иска нарушит права других лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, включённых в список ранее Задориной В.А.
С учётом ст. 167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленный иск подлежит удовлетворению по следующим правовым и фактическим основаниям.
Из представленного в материалы дела заявления Задориной В.А. прокурору Далматовского района следует, что 25.01.2021 она обратилась с просьбой о предъявлении настоящего иска в её интересах, указав, что жилое помещение её необходимо на территории г. Далматово.
В соответствии с паспортом Задориной В.А.она зарегистрирована по адресу Адрес Обезличен 05.02.2003.
Согласно свидетельству о рождении I-БС №* от **.**.**** Задорина В.А. родилась **.**.****, её родителями являются ФИО2 и ФИО3.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 29.05.2008 ФИО2 ограничена в родительских правах в отношении несовершеннолетней дочери Задориной В.А.
Решением Шадринского районного суда Курганской области от 26.08.2008 ФИО3 лишён родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Задориной В.А.
Распоряжением Администрации Далматовского района от 10.07.2008 № 364-р ФИО4 назначена опекуном над несовершеннолетней внучкой Задориной В.А.
В 2019 году Задорина В.А. окончила МКОУ «Песчано-Колединская общеобразовательная школа» с получением основного общего образования, что подтверждается аттестатом №* от 21.06.2019.
Согласно справке ГБПОУ «Катайский профессионально-педагогический техникум» от 02.02.2021 № 2084 Задорина В.А. обучается в указанном учебном заведении на 2 курсе по очной форме обучения, срок обучения с 01.09.2019 по 30.06.2023, истцу предоставлено место в общежитии техникума по адресу: Адрес Обезличен, комната не является её собственностью.
Постановлением Администрации Далматовского района от 08.02.2013 № 106 утверждён список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Постановлением Администрации Далматовского района от 27.06.2017 № 486 «О включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями» Задорина В.А, **.**.**** года рождения, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, которым в соответствии с настоящим ФЗ предоставлено право на дополнительные гарантии по социальной защите и социальной поддержке.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Задорина В.А., **.**.**** года рождения относится к числу лиц, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, указанный правовой статус истца ответчиком не оспаривается.
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 27.01.2021 № КУВИ-002/2021-4757537 в ЕГРН отсутствует информация о правах Задориной В.А. на объекты недвижимости на территории Российской Федерации.
Из справки Администрации Песчано-Колединского сельсовета от 02.02.2021 № 24 установлено, что договор социального найма с Задориной В.А. не заключался, членом семьи по договору социального найма она не является.
Таким образом, в настоящее время Задорина В.А. жилых помещений в собственности или на условиях социального найма не имеет.
Часть 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Право истца на обеспечение жилой площадью гарантируется ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются этим лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме этих лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п. 1). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет (п. 3).
С учётом приведённых норм закона, суд делает вывод о том, что истец является полностью дееспособным, нуждающимся в предоставлении жилого помещения как лицо, оставшееся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей и не имеющее жилого помещения в собственности или по договору социального найма, соответствующее учётной норме площади жилого помещения, поэтому имеются все правовые основания для обеспечения Задориной В.А. жилым помещением.
Правомерность постановки на учёт истца, как нуждающегося в жилом помещении, согласно представленным документам, сомнений у суда не вызывает. Оснований для снятия истца с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеется (ст. 56 Жилищного кодекса РФ).
В этой связи, требование прокурора о предоставлении Задориной В.А., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Разрешая вопрос о возложении на Администрацию Далматовского района обязанности по предоставлению истцу указанного жилого помещения, приобретенного за счет средств бюджета Курганской области и переданного в муниципальную собственность, суд приходит к следующему выводу.
Часть 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предусматривающей принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в подпункте 14.2 устанавливает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
На основании ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс РФ (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья в порядке, предусмотренном ст. 8 Федерального «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ, с другой – лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.
На основании ст. 2 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству, а также по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (далее – Закон) полномочия по обеспечению жилыми помещениями передаются органам местного самоуправления в соответствии с приложением 1 к настоящему Закону, в котором в том числе, поименовано муниципальное образование Далматовский район.
Статьёй 3-1 Закона органы местного самоуправления наделены следующими полномочиями по обеспечению жилыми помещениями:
однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном законодательством Курганской области, по договорам найма специализированных жилых помещений благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда, приобретаемых за счет средств бюджета Курганской области и передаваемых в муниципальную собственность в порядке, установленном действующим законодательством, а также принятие решения о заключении на новый пятилетний срок договора найма специализированного жилого помещения;
формирование на территории соответствующего муниципального образования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения (далее - список);
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 4 указанного Закона органы местного самоуправления при осуществлении полномочий по обеспечению жилыми помещениями имеют право на финансовое обеспечение этих полномочий.
В п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона предусмотрено, что органы государственной власти Курганской области, обеспечивающие осуществление органами местного самоуправления полномочий по обеспечению жилыми помещениями, обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления таких полномочий.
В соответствии со ст. 8 Закона финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления полномочий по обеспечению жилыми помещениями осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области (ч. 1). Материальные ресурсы в виде жилых помещений, необходимые для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями, приобретаются органом исполнительной власти Курганской области, уполномоченным осуществлять управление государственным имуществом Курганской области, и передаются в муниципальную собственность в порядке, установленном действующим законодательством (ч. 3).
На основании п. 2 ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области в соответствии с федеральным законодательством.
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 №659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей» утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, местом жительства которых является Курганская область (приложение № 2).
Пунктами 3 и 4 названного Порядка установлено, что жилые помещения приобретаются исполнительным органом государственной власти Курганской области, осуществляющим управление в сфере имущественных и земельных отношений и в сфере управления государственным имуществом Курганской области, в домах, имеющих срок эксплуатации не более 10 лет, и передаются в муниципальную собственность муниципальных районов и городских округов Курганской области, органы местного самоуправления которых наделены отдельными государственными полномочиями Курганской области по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (далее - органы местного самоуправления) в порядке, установленном действующим законодательством. Решения о предоставлении жилых помещений вышеуказанным лицам, включенным в список, принимают органы местного самоуправления
Согласно ст. 19 Устава муниципального образования Далматовского района, в структуру органов местного самоуправления Далматовского района входит Администрация Далматовского района, которая в соответствии со ст. 37 Устава является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Курганской области. Структуру Администрации Далматовского района составляют глава Далматовского района – глава администрации Далматовского района, первый заместитель и заместитель главы Администрации Далматовского района, структурные подразделения администрации Далматовского района, отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации Далматовского района. На основании ст. 8 Устава органы и должностные лица местного самоуправления Далматовского района осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия в соответствии с издаваемыми в пределах своей компетенции исполнительными органами государственной власти нормативными правовыми актами. Исполнение государственных полномочий органами и должностными лицами местного самоуправления Далматовского района осуществляется за счет субвенций, предоставляемых из средств соответствующих бюджетов.
Таким образом, в силу приведённых норм закона на Администрации Далматовского района лежит обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, отвечающим критериям нуждаемости.
Поскольку предоставление органами местного самоуправления жилых помещений по смыслу приведенных выше норм, должно осуществляться за счет переданных им органом исполнительной власти Курганской области материальных ресурсов – приобретенных и переданных в муниципальную собственность жилых помещений, исковые требования прокурора к Администрации Далматовского района подлежат удовлетворению с указанием на предоставление истцу жилого помещения, приобретенного за счет средств бюджета Курганской области и переданного в муниципальную собственность.
Согласно п. 7 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Как следует из ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (ч. 1). Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления (ч. 2).
В соответствии с Решением Далматовской городской Думы от 29.12.2005 №96 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в жилищном фонде муниципального образования г. Далматово в размере не менее 15 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Учитывая приведенные положения, суд считает обоснованным требование прокурора к Администрации Далматовского района о предоставлении истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории города Далматово, соответствующего социальным и санитарно - техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м.
Таким образом, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объёме с целью защиты жилищных прав Задориной В.А., которые в соответствии с приведенными выше нормами подлежат восстановлению путем обеспечения истца жилым помещением по договору специализированного найма.
Иск подан прокурором Далматовского района в соответствии с полномочиями, закреплёнными в ст.ст. 3, 45 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Далматовского района в интересах Задориной Веры Андреевны к Администрации Далматовского района о предоставлении жилья удовлетворить.
Обязать Администрацию Далматовского района предоставить Задориной Вере Андреевне, **.**.**** года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории города Далматово, соответствующее социальным и санитарно - техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м., приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
Мотивированное решение изготовлено 30 марта 2021 года.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Далматовский районный суд Курганской области.
Судья С.В. Бузаев