Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
дата Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Митиной Е.А.,
при секретаре Коровиной Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №№... по исковому заявлению Чудинова Р.В. к Министерству имущественных отношений Самарской области, Администрации г.о. Самары о признании права собственности на земельный участок, с участием третьего лица – Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары
У С Т А Н О В И Л:
Чудинов Р.В. обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам, в котором просил признать за ним право собственности на земельный участок, площадью ***., расположенный по адресу: адрес. В обоснование заявленных требований указал, что он является собственником земельного участка, площадью ***, расположенного по адресу: адрес. Указанный земельный участок граничит с участком, площадью ***., расположенным по адресу: адрес, которым он добросовестно и открыто пользуется. Истец обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка под огородничество. Однако в удовлетворении его заявления было отказано.
Определением суда от дата. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент строительства и архитектуры г.о. Самары.
В судебное заседание истец не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представители ответчиков - Министерства имущественных отношений Самарской области ФИО1, Администрации г.о. Самары - ФИО2 настаивали на рассмотрении дела по существу в отсутствие истца, против удовлетворения заявленных требований возражали.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
С учетом изложенного, дело рассмотрено судом в отсутствие истца и третьего лица.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей ответчиков, суд приходит к следующим выводам.
На основании ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд; не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно ч. 2 ст. 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Статья 29 ЗК РФ предусматривает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года № 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
В виду изложенного, Администрация г.о. Самары не обладает полномочиями по предоставлению земельных участков гражданам, соответственно, не является надлежащим ответчиком по делу.
Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара установлен Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее –Порядок).
В соответствии с п.2.1. указанного Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
Судом установлено, что в собственности Чудинова Р.В. находится земельный участок, площадью ***м, расположенный по адресу: адрес.
Из материалов дела следует, что дата. Чудинов Р.В. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, площадью ***., расположенного по адресу: адрес, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером №... под огородничество.
Уведомлением об отказе в предоставлении земельного участка от дата. №... Министерством имущественных отношений Самарской области истцу было отказано в предоставлении указанного земельного участка, поскольку данный объект находится в двух территориальных зонах – зоне парков, бульваров, набережных (Р-2) и зоне деловых и коммерческих предприятий общегородского и регионального значения (Ц-2), в связи с чем использование земельного участка под огородничество не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в зонах Р-2 и Ц-2. Кроме того, формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
В силу ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в частности, в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
Таким образом, федеральным законодательством установлен запрет на приватизацию земельных участков, цель использования которых не соответствует основным видам разрешенного использования, определенным градостроительным регламентом.
Пунктом 12 ст. 85 ЗК РФ определено также, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно ч. 3 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; принятие решений о развитии застроенных территорий.
Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 2 статьи 1 ГрК РФ).
Как следует из пункта 9 статьи 1 ГрК РФ, градостроительным регламентом в первую очередь устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.
Правила застройки и землепользования в городе Самаре утверждены Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001г. № 61.
Пунктом 2.4 Порядка предусмотрено, что министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
В соответствии с представленным на запрос Министерства при рассмотрении заявления истца о предоставлении земельного участка, а также полученным в рамках рассмотрения данного дела на запрос суда ответом Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары от дата. № №... испрашиваемый истцом земельный участок находится в двух территориальных зонах: часть в зоне Р-2 (зона парков, бульваров, набережных) – по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утв. Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001г. № 61, часть в зоне Ц-2 (зона деловых и коммерческих предприятий общегородского и регионального значения) – по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре в соответствии с Решением Самарской городской Думы от 08.04.2010г. № 885 «О внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утв. Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001г. № 61».
Таким образом, использование земельного участка под огородничество не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в зонах Р-2 и Ц-2.
Поскольку Министерством имущественных отношений Самарской области были выявлены препятствия для предоставления испрашиваемого земельного участка, у него отсутствовали правовые основания для предоставления заявителю указанного земельного участка в собственность. Таким образом, оснований для предоставления спорного земельного участка в собственность истца не имеется.
Кроме того в соответствии с требованиями п. 4 ст. 30 ГрК РФ формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе Чудинову Р.В. в удовлетворении исковых требований о признании права собственности на земельный участок площадью *** расположенный по адресу: адрес
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш ИЛ :
Исковые требования Чудинова Р.В. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено дата.
Судья Е.А. Митина