Дело № 12-98-17
РЕШЕНИЕ
на постановление по делу об административном правонарушении
г. Черногорск 21 августа 2017 г.
Черногорский городской суд Республики Хакасия в составе:
судьи Ключиковой Ю.С.,
при секретаре Колесниковой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по должностного лица составившего протокол об административном правонарушении – начальник Территориального отдела в г. Черногорске Сорске и Бограде и Усть-Абаканском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Хакасия Поцикайло О.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 5 г.Черногорска Республики Хакасия от 03 июля 2017г., которым ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная больница №1» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, суд
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 г.Черногорска РХ от 03 июля 2017г. производство по делу в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Черногорска межрайонная больница № 1» прекращено в связи с малозначительностью. Объявлено устное замечание.
Юридическому лицу вменялось неисполнение предписания Территориального отдела в г. Черногорске Сорске и Бограде и Усть-Абаканском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Хакасия от 26 мая 2016г. в срок до 28.04.2017 в части нарушение СанПиН. Пункт 3 предписания не выполнен, не обеспечена поточность технологических процессов, исключающая возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности, в помещении предстерилизационной очистки инструментария в поликлинике №1, что является нарушением п. 3.3. раздел I СанПиН 2.1.3.2630- 10. Пункт 15 не выполнен, не обеспечено кондиционирование воздуха в помещениях чистоты класса Б (процедурные в стационаре, процедурные в поликлиниках, процедурные хирургического кабинета, гинекологических, урологических кабинетах, процедурной отоларинголога, хирургических перевязочных), что является нарушением п. 6.25. раздел I СанПиН 2.1.3.2630-10. Пункт 42: не выполнен, в медицинской организации установлена региональная информационно-аналитическая медицинская систем «ПроМед», позволяющая проводить учет данных об иммунопрофилактике, контроль ее проведения, планирование вакцинации пациентов, учет результатов, вместе с тем администрацией медицинской организации не приняты исчерпывающие по ведению единой информационной базы, что является нарушением п.4.6.: СП 3.3.2367-08 «Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней»;
Не согласившись с принятым решением, лицо составившее протокол об административном правонарушении – начальник Территориального отдела в г. Черногорске Сорске и Бограде и Усть-Абаканском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Хакасия Поцикайло О.В. обратился с жалобой, в которой просила в соответствии со ст.30.7. КоАП РФ постановление мирового судьи судебного участка №5 г. Чёрногорска от 03 июля 2017г. по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная больница №1» отменить и направить дело на новое рассмотрение в связи с незаконным применением малозначительности и прекращением дела. Так как в постановлении судья указывает в качестве признака малозначительности отсуствие финансовой возможности исполнить предписание государственного органа об устранении нарушений и то, что отрицательные последствия в следствии невыполнения предписания не наступили.
Считает данную мотивировку несоответствующей закону, так как малозначительным правонарушение может признаваться в соответствии со ст.2.9. КоАП РФ и Постановлением Пленума Верховного Суда РФ №5 от 24.03.2005(в ред.от 09.02.2012г) Постановлением Пленума ВАС РФ №10 от 02.06.2004 (в ред.от 10.11.2011г) в исключительных случаях, при отсутствии угрозы охраняемым общественным отношениям. Имущественное положение лица при применении малозначительности не должно учитываться (это отмечено в Постановлении Пленума, как Верховного суда РФ, так и Высшего Арбитражного суда РФ). Мировым судьей при применении малозначительности не учтен характер правонарушения, его общественная значимость и опасность для окружающих. Предписание об устранении нарушений выдавалось в адрес ГБУЗ РХ «Черногорская МБ №1». Данное учреждение оказывает медицинские услуги населению и его надлежащая либо ненадлежащая (при наличии нарушений) деятельность напрямую связана со здоровьем населения. Всегда при наличии нарушений в деятельности медицинских учреждений существует реальная угроза для жизни и здоровья людей, то есть реальная угроза охраняемым общественным отношениям. Из определения понятия санитарных правил, которое дано в ст.1 Закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что санитарные правила это нормативно-правовые акты, нарушение которых создает реальную угрозу жизни и здоровью людей. То есть, это не простые нормативно-правовые акты, а специфические- любое нарушение которых создает угрозу для жизни и здоровья населения. Предписание выдавалось еще 25 мая 2016года и учреждению был дан достаточный срок для его исполнения - до 28 апреля 2017г. (то есть более 11 месяцев). Именно в это время при формировании бюджета у юридического лица имелась возможность принять все необходимые меры для выполнения предписания.
Помещение ПСО (предстерилизационная очистка) и Автоклавная и размещаются на первом этаже поликлиники (***). В ходе проверки в 2016 автоклавная представлена одним помещением, где не представляется возможным обеспечить деление на три зоны -
грязная, чистая и стерильная и не исключает возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности, что является нарушениемп.3.3.ип.10.20.1. СанПиН 2.1.3.2630-10.
В этих помещениях осуществляются следующие виды мероприятий: приём и хранение медицинских предметов, подлежащих стерилизации; предстерилизационная очистка инструментов (хирургических, отоларингологических и др., которые в последствии контактируют с раневой поверхностью пациентов; комплектация индивидуальных наборов, упаковка и стерилизация изделий медицинского назначения; контроль качества предстерилизационной очистки и стерилизации. Для качественного проведения стерилизации должны соблюдаться все необходимые условия: эффективная очистка инструментария, использование соответствующих упаковочных материалов, надлежащим образом функционирующее оборудование правильно упакованные изделия медицинского назначения (ИМН), правильно загруженный стерилизатор, правильное хранение, обращение и транспортировка простерелизованных ИМН. Одним из основных принципов организации таких помещений является зональное деление помещений и строгое соблюдение поточности обрабатываемых изделий. Зональность технологического процесса предусматривает четкое деление производственных площадей на «грязную», «чистую» и «стерильную зоны».Границей между «грязной» и «чистой» зоной является моечно-дезинфицирующее оборудование проходного типа. Границей между «чистой» и «стерильной» — стерилизационное оборудование. Благодаря этому транспортные потоки на территории не пересекаются, что исключает риск повторной контаминации стерильных изделий, что не было выполнено.
Перед окончанием срока выполнения предписания *** от 26.05.2016 Администрация лечебного учреждения пошла на полумеру, организовав проведениестерилизации на базе
лечебного корпуса по адресу: *** даже при организации ПСО (предстерилизационной очистки) технологические процессы не обеспечивали выполнение поточности. А дополнительная транспортировка стерильного материала, приотсутствии в лечебном учреждении специально выделенного транспорта, дополнительного инвентаря (биксов) способствовали увеличению инфекционных рисков развития внутрибольничных инфекций. Внутрибольничная инфекция (нозокомиальная, больничная, госпитальная) - любое клинически выраженное заболевание микробного происхождения, которое поражает больного в результате его поступления в больницу или обращения за медицинской помощью. Несмотря на достижения в здравоохранении проблема внутрибольничных инфекций остается одной из острых в современных условиях, приобретая все большую медицинскую и социальную значимость.
По поводу п. 15 не обеспечено кондиционирование воздуха в помещениях чистоты класса Б (процедурные в стационаре, процедурные в поликлиниках, процедурные хирургического кабинета, гинекологических, урологических кабинетах, процедурной отоларинголога, хирургических перевязочных). Т.е. иными словами -это чистые помещения где проводятся различные медицинские манипуляции, связанные с нарушением целостности кожных покровов пациента. Основные задачи системы вентиляции и кондиционирования: удаление отработанного воздуха из помещений; обеспечение приточного воздуха, его распределение и регулирование объема; подготовка приточного воздуха по заданным параметрам - влажность, температура, очистка; организация направления движения воздуха исходя из особенностей помещений. Т.е. мероприятия, направленные, на предупреждение возникновения и распространения внутрибольничных инфекций.
По п.42 В медицинской организации установлена информационно-аналитическая медицинская систем «ПроМед», позволяющая проводить учет данных об иммунопрофилактике, контроль ее проведения, планирование вакцинации пациентов, учет результатов, однако данная программа не работает, не вносятся первичные данные. о вакцинируемых контингентах, что не позволяет осуществлять надлежащим образом ведение единого учета иммунизированного населения, автоматически осуществлять планирование, вести электронную картотеку пациентов, что способствует несвоевременному выявлению не привитого контингента, не позволяет в полной мере отслеживать пациентов с противопоказаниями к прививке, а также быстро найти лиц необходимых для иммунизации в конкретный период по конкретной нозологии, контролировать иммунизацию детей и взрослых в разрезе участков, улиц, домов, детских дошкольных и школьных учреждений, организаций и т.д. По результатам проверок детских дошкольных и образовательных учреждений города мы выявляем факты несвоевременного введения профилактических прививок в рамках Национального календаря профилактических прививок и прививок по эпидемиологическим показаниям.
Данные нарушения создают угрозу жизни и здоровью пациентов и персонала Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Черногорская межрайонная больница №1» и могут повлечь возникновение и распространение инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений. Должностное лицо Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия, руководствоваться Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, который утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.07.2012 № 764 (зарегистрирован в Минюсте России 04.09.2012 № 25357), согласно п. 67,68, где проводится административная процедура «принятие мер по результатам проверки деятельности юр. лиц, которая включает следующие действия: выдача предписания, что и было сделано (выдано предписание *** от 13.06.2017г.) и приняты меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности. Считает, что ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная больница №1» имело возможность к соблюдению установленных санитарных правил, но не приняло всех необходимых мер к их соблюдению. Факт отсутствия финансовых средств не может освобождать ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная больница №1» от обязанности соблюдения требований санитарного законодательства, следовательно, не может подтверждать его невиновность при нарушении указанных правил. Поскольку допущенные нарушения могут повлиять на здоровье населения г. Чёрногорска, привести к развитию соматических заболеваний. Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия настаивает на выполнении требований санитарного законодательства и на принятии соответствующих мер по результатам проверки деятельности юр. лица. Полагает, что все вышеперечисленные нарушения несут прямую угрозу жизни и здоровью людей, получающих медицинские услуги в данном учреждении, поэтому они не могут быть малозначительными. Работа учреждения при наличии таких нарушений это «бомба» замедленного действия для населения города.
В судебном заседании представитель Территориального отдела в г. Черногорске Сорске и Бограде и Усть-Абаканском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Хакасия Старинец О.А., действующая на основании доверенности поддержала доводы изложенные в жалобе. Просила учесть, что ранее данное юридическое лицо в течении года неоднократно привлекалось к административной ответственности по ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ за неисполнение предписаний об устранении нарушения СанПин. Полагает, что мировой судья недостаточно мотивировал в постановлении свои выводы о малозначительности правонарушения. Основания указанные в постановления не могут являться признаками малозначительности. Считает, что постановление подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение, при этом полагает, что данное правонарушение по сути является в сфере соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства и срок привлечения к административной ответственности составляет 1 год.
Представитель ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная больница №1» Потехина Н.А., действующая на основании доверенности, вину ГБУЗ РХ «Черногорская МБ № 1» в совершении административного правонарушения не признала, суду пояснила, что ГБУЗ РХ «Черногорская МБ № 1» является получателем денежных средств из бюджета Республики Хакасия и Фонда обязательного медицинского страхования, а также от приносящей доход деятельности (платные услуги). Денежные средства предоставляются бюджетополучателю в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности, которой утверждается в начале каждого финансового года. В план ФХД включаются расходы, как бюджетные денежные средства, так и денежные средства от приносящей доход деятельности. Так же в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05 июня 2015 г. № 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок, товаров, работ, услуг» на сайте http://zakupki.gov.ru размещается план-график закупок на текущий финансовый год. Управлением Роспотребнадзора по РХ была проведена проверка и выдано предписание 13.06.2016, т.е. в бюджет 2017 года не были заложены денежные средства необходимые на проведение работ по устранению нарушений указанных в постановлении об административном правонарушении. Кроме того, указанный в акте № 312 пункт 42 предписания от 26.05.2016, как неисполненный, исполнен быть не может ввиду объективных причин. Так, согласно ответу службы поддержки клиента региональной информационно-аналитической медицинской системы «ПроМед», модуль еще не запущен в промышленную эксплуатацию, и работа с данным модулем на текущий момент невозможна. В настоящее время на денежные средства от приносящей доход деятельности (платные услуги), приобретено 5 кондиционеров для установки в процедурной отоларинголога, процедурных поликлиниках, хирургических перевязочных. На стерилизацию все инструменты и оборудование увозится в биксах лечебный корпус по *** где организована поточность технологических процессов надлежащим образом. ГБУЗ РХ «Черногорская МБ № 1» были приняты все зависящие от него меры по устранению нарушений, указанных в предписании. Просила оставить постановление мирового судьи судебного участка без изменения.
Проверив административный материал и доводы жалобы, суд находит ее подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Статья 2.1 ч. 2 КоАП РФ предусматривает, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 09 июня 2017. *** Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия «Черногорская межрайонная больница № 1» (далее ГБУЗ РХ «Черногорская МБ № 1») не выполнило в срок предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия № 251-СЗ от 228.04.2017, а именно:
пункт 3: не обеспечена поточность технологических процессов, исключающая возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности, в помещении предстерилизационной очистки инструментария в поликлинике
№ 1, на момент проверки проводился ремонт помещений (***),что является нарушением п.3.3 раздел I СанПиН 2.1.3.2630-10; пункт 15: не обеспечено кондиционирование воздуха в помещениях чистоты класса Б (процедурные в стационаре, процедурные в поликлиниках, процедурные хирургического кабинета, гинекологических, урологических кабинетах, процедурной
отоларинголога, хирургических перевязочных), что является нарушением п.6.25 раздел СанПиН 2.1.3.2630-10;
пункт 42: в медицинской организации установлена региональная информационно-аналитическая медицинская система «ПроМед», позволяющая проводить учет данных об
иммунопрофилактике, контроль её проведения, планирование вакцинации пациентов, учет результатов, вместе с тем администрацией медицинской организации не приняты
исчерпывающие меры по ведению единой информационной базы, что является нарушением, п.4.6 СП 3.3.2367-08 «Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней».
Представитель юридического лица при составлении протокола факт неисполнения данных требований предписания не оспаривал, указал на отсутствие финансирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно статье 11, пункту 3 статьи 39 указанного закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ст. 30.7 ч. 1 п. 2 п. 4 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: 2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; 3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; 4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с его малозначительностью мировой судья сослался на отсутствие вредных последствий, отсутствие угрозы общественной безопасности и охраняемым законом правам и интересам общества, государства, так же частичное выполнение требований предписания и принятие всех возможных мер к исполнению предписания, несмотря на затруднительное материальное положение.
В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 19.5 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении учреждения к исполнению требований госоргана осуществляющего государственный контроль исполнения требований санитарного законодательства.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, частичное исполнение требований предписания - не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Кроме того в постановлении мирового судьи содержится противоречие в виде вывода о наличии состава административного правонарушения в бездействиях учреждения и выполнение учреждением всех возможных мер для исполнения требований предписания.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает доводы должностного лица об отсутствии признаков малозначительности административного правонарушения - заслуживающими внимания.
Но статья 24.5 ч. 1 п. 6 КоАП РФ предусматривает, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
На момент рассмотрения жалобы должностного лица на постановление мирового судьи судебного участка № 5 г. Черногорска от 03 июля 2017 трехмесячный срок привлечения юридического лица к административной ответственности предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ истек, в связи с чем, в силу ст. 24 ч. 1 п. 6 и статьи 30.7 ч. 1 п. 3 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению. При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсуствуют основания для отмены постановления мирового судьи судебного участка № 5 г. Черногорска от 03.07.2017. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная больница №1» и направлении дела об административном правонарушении на новое рассмотрение.
Суд отклоняет довод представителя Территориального отдела в г. Черногорске Сорске и Бограде и Усть-Абаканском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Хакасия о том, что правонарушение предусмотренное ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ является правонарушением в сфере нарушения порядка управления, а правонарушения в области нарушения законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрены главой 6 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №5 ░.░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 03 ░░░░ 2017 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 19.5 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 1» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░