Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 июня 2013 года город Самара
Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Нягу В.В.,
при секретаре Толстых Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Заранко Е.Б. к федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» в лице филиала – Управления федеральной почтовой связи Самарской области, о признании незаконным отказа в приеме уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания
У С Т А Н О В И Л:
Заранко Е.Б. обратилась в суд с иском к ФГУП «Почта России» в лице филиала – Управления федеральной почтовой связи Самарской области о признании незаконным отказа в приеме уведомления о прибытии иностранного гражданина. В обоснование заявленных требований указала, ДД.ММ.ГГГГ сотрудником почтового отделения № ей было отказано в приеме уведомления о прибытии гражданина Узбекистана в место пребывания на основании устного распоряжения начальника почтамта, с указанием о наличии письма УФМС РФ по Самарской области из которого следует, что по представленному ей адресу, регистрация иностранных граждан возможна только через отделы ФМС РФ. После этого она обратилась с письменным заявлением на имя начальника ОСП, в котором просила обосновать отказ в приеме поданного ею уведомления. В письменном ответе заместителя начальника ОСП Тольяттинский почтамт содержатся аналогичные разъяснения. Просит суд признать отказ ОСП Тольяттинский почтамт УФПС Самарской области – филиала ФГУП «Почта России» в приеме у нее уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания почтовым отправлением незаконным, обязав ответчика принять данное уведомление.
В судебное заседание истица Заранко Е.Б. поддержала исковые требования и просила удовлетворить их в полном объеме на основании доводов, изложенных в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика Кремнева О.С., действующая на основании доверенности от 25.02.2013 года, заявленные требования не признала, просила в иске отказать, суду пояснила, что сотрудники почтамта действовали в соответствии с разъяснениями, содержащимися в соответствующем письме начальника УФМС по Самарской области от 27.04.2012 года, из которого следует, что в случае обращения граждан РФ для постановки иностранцев на миграционный учет по адресам, указанным в списке, прилагаемом к письму, рекомендуется направлять принимающую сторону непосредственно в орган миграционного учета. Адрес, заявленный истцом в представленном работникам почтамта уведомлении был перечислен в указанном списке УФМС РФ по Самарской области, в связи с чем, Заранко Е.Б. было рекомендовано обратиться в орган ФМС.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В ч. 3 ст. 55 Конституции РФ определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст.ст. 11, 12 Федерального закона № 109-ФЗ от 18.07.2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» миграционный учет осуществляется органами миграционного учета в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации. Иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять отдельные полномочия в области миграционного учета в соответствии с законодательством Российской Федерации. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляет, в том числе, следующие полномочия: регистрация иностранных граждан по месту жительства и учет иностранных граждан по месту пребывания; проставление отметки о регистрации иностранного гражданина по месту жительства в учетных документах органа миграционного учета, в виде на жительство или в разрешении на временное проживание иностранного гражданина; внесение в государственную информационную систему миграционного учета сведений о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания; контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил миграционного учета.
Согласно ст. 2 указанного закона местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее – место пребывания) для целей названного закона признается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Стороной, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее – принимающая сторона), является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Миграционный учет имеет уведомительный характер, за исключением случаев, предусмотренных федеральным конституционным законом или федеральным законом.
Порядок уведомления при постановке на миграционный учет иностранных граждан установлен Постановлением Правительства РФ № 9 от 15.01.2007 года, которым утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Согласно п.п. 21, 22, 23, 25, 26, 27, 28 указанных Правил основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Федеральной миграционной службы уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее – уведомление о прибытии). Принимающей стороной в установленные Федеральным законом сроки уведомление о прибытии может представляться в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно или через многофункциональный центр, либо направляться почтовым отправлением.
В соответствии с п.п. 25-28 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 9 от 15.01.2007 года, принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина выражает подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии.
Иностранный гражданин для заполнения бланка уведомления о прибытии предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, миграционную карту (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина) и (или) вид на жительство либо разрешение на временное проживание (для постоянно либо временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина).
В случае направления уведомления о прибытии почтовым отправлением бланк уведомления заполняется в 2 экземплярах, 1 из которых хранится в организации федеральной почтовой связи в течение 1 года.
Лицо, подающее уведомление о прибытии в организацию федеральной почтовой связи, обязано представить документ, удостоверяющий его личность.
При поступлении такого уведомления в органы почтовой связи оно подлежит направлению в орган миграционной службы, который в свою очередь заполняет форму отметки о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания (далее – отметка о приеме уведомления), и проставляет в отрывной части бланка уведомления о прибытии соответствующую отметку о принятии уведомления.
Данный порядок определен Административным регламентом по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации, утвержденным приказом № 159 от 06.07.2009 года Федеральной миграционной службы, зарегистрированным в Минюсте РФ 27 августа 2009 года приказ № 14635.
Действующими Правилами не предусмотрено ограничение по количеству иностранных граждан, чья регистрация допускается по одному адресу. Следовательно, составление каких-либо списков конкретных адресов, при регистрации по которым к гражданам возможно применение иных, не предусмотренных действующим законодательством требований, незаконным образом ограничивает права таких лиц, и является недопустимым.
Таким образом, доводы представителя ответчика об обоснованности действий сотрудников почтамта, заключающихся в отказе в приеме уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, со ссылкой на письмо УФМС РФ по Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором содержатся рекомендации о необходимости направлять принимающую сторону непосредственно в орган миграционного учета в случае, если имеет место обращение гражданина для постановки иностранцев на миграционный учет в конкретные помещения, перечисленные в списке УФМС РФ по Самарской области, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем, не могут быть приняты судом.
При таких обстоятельствах, исковые требования Заранко Е.Б. о признании незаконным отказа в приеме уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Заранко Е.Б. к федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» в лице филиала – Управления федеральной почтовой связи Самарской области, о признании незаконным отказа в приеме уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания удовлетворить.
Признать незаконным действия работников ОСП Тольяттинский почтамт УФПС Самарской области федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», выразившееся в отказе Заранко Е.Б. в приеме уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.
Обязать ОСП Тольяттинский почтамт УФПС Самарской области федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» устранить данное нарушение.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 11.06.2013 года.
Судья: (подпись) В.В. Нягу