Дело № 2-39/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
гор. Костомукша 04 февраля 2019 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гельфенштейна В.П.,
при секретаре судебного заседания Марцынюк Е.Н.,
с участием истца Лапкин В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лапкин В.А. к администрации Костомукшского городского округа, администрации Сортавальского муниципального района, администрации Питкярантского муниципального района, администрации Пряжинского городского поселения, администрации Лоухского муниципального района о возложении обязанности по представлению благоустроенного жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Лапкин В.А. обратился с иском к администрации Костомукшского городского округа по тем основаниям, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении совершеннолетия жильем обеспечен не был и до настоящего времени своего жилья в собственности не имеет. Поскольку жилое помещение ему до настоящего времени не предоставлено, просил суд обязать администрацию Костомукшского городского округа предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены администрации Лоухского, Питкярантского, Сортавальского муниципальных районов РК, Пряжинского городского поселения, в качестве третьего лица - Министерство социальной защиты РК.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснение участвующего в деле лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Порядок реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, регулируется Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
В Список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 ст. 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).
Из содержания приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
На основании ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть до 1 января 2013 г.
Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных указанным Федеральным законом N 159-ФЗ, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.
По смыслу положений ч. 2 ст. 52 ЖК РФ и п. 1 ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ, а также в соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 г., предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
В судебном заседании установлено, что решением Лоухского районного суда Карельской АССР от ДД.ММ.ГГГГ мать Лапкин В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. была лишена родительских прав с передачей ребенка органам опеки и попечительства. Таким образом, истец относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С ДД.ММ.ГГГГ Лапкин В.А. воспитывался в Питкярантском дошкольном детском доме, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в школе-интернате № <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец был зачислен в ПТУ № <адрес>, которое окончил ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в общежитии по адресу: <адрес> кор. Б, комн. 404. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в общежитии по адресу: <адрес>Г, комн. 422. В настоящее время зарегистрирован по адресу: РК, Пряжинский р-он, д. Лахта, <адрес>, фактически проживает в <адрес>, своего жилья в собственности не имеет.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной школой-интернатом № <адрес> Лапкин В.А. находился на полном государственном обеспечении, жилье за ним закреплено не было.
Из материалов дела усматривается, а также подтверждено истцом, что он в установленном порядке с заявлением о включении в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготной категории детей-сирот в уполномоченный орган Республики Карелия не обращался.
Доказательств того, что до достижения 23-летнего возраста Лапкин В.А. обращался с заявлением о постановке на учет и ему в этом было отказано, а также доказательств наличия объективных и уважительных причин, препятствовавших такому обращению, истцом не представлено.
Доводы истца, что он был уверен в том, что органы государственной власти были обязаны предоставить ему жилое помещение, суд не принимает во внимание, поскольку обязанность Государства предоставить истцу жилое помещение не отменяет собой необходимость обратиться такому лицу с соответствующим заявлением в компетентные органы до достижения им возраста 23 лет.
Аналогичную позицию, выраженную в определении N 1037-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ивлевой Екатерины Юрьевны на нарушение ее конституционных прав пунктами 1 и 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" занимает и Конституционный Суд Российской Федерации, согласно которой, такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется.
С учетом установленных по делу обстоятельств и представленных сторонами доказательств суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.196 - 198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска Лапкин В.А. к администрации Костомукшского городского округа, администрации Сортавальского муниципального района, администрации Питкярантского муниципального района, администрации Пряжинского городского поселения, администрации Лоухского муниципального района о возложении обязанности по представлению благоустроенного жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья В.П.Гельфенштейн
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.