Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-39/2019 (2-998/2018;) ~ М-1007/2018 от 07.12.2018

Дело № 2-39/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

гор. Костомукша         04 февраля 2019 года

Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Гельфенштейна В.П.,

при секретаре судебного заседания Марцынюк Е.Н.,

с участием истца Лапкин В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лапкин В.А. к администрации Костомукшского городского округа, администрации Сортавальского муниципального района, администрации Питкярантского муниципального района, администрации Пряжинского городского поселения, администрации Лоухского муниципального района о возложении обязанности по представлению благоустроенного жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Лапкин В.А. обратился с иском к администрации Костомукшского городского округа по тем основаниям, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении совершеннолетия жильем обеспечен не был и до настоящего времени своего жилья в собственности не имеет. Поскольку жилое помещение ему до настоящего времени не предоставлено, просил суд обязать администрацию Костомукшского городского округа предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.

Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены администрации Лоухского, Питкярантского, Сортавальского муниципальных районов РК, Пряжинского городского поселения, в качестве третьего лица - Министерство социальной защиты РК.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчиков и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснение участвующего в деле лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Порядок реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, регулируется Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ.

В Список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 ст. 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).

Из содержания приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ.

На основании ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть до 1 января 2013 г.

Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных указанным Федеральным законом N 159-ФЗ, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.

По смыслу положений ч. 2 ст. 52 ЖК РФ и п. 1 ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ, а также в соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 г., предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

В судебном заседании установлено, что решением Лоухского районного суда Карельской АССР от ДД.ММ.ГГГГ мать Лапкин В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. была лишена родительских прав с передачей ребенка органам опеки и попечительства. Таким образом, истец относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С ДД.ММ.ГГГГ Лапкин В.А. воспитывался в Питкярантском дошкольном детском доме, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в школе-интернате <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец был зачислен в ПТУ <адрес>, которое окончил ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в общежитии по адресу: <адрес> кор. Б, комн. 404. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в общежитии по адресу: <адрес>Г, комн. 422. В настоящее время зарегистрирован по адресу: РК, Пряжинский р-он, д. Лахта, <адрес>, фактически проживает в <адрес>, своего жилья в собственности не имеет.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ , выданной школой-интернатом                           <адрес> Лапкин В.А. находился на полном государственном обеспечении, жилье за ним закреплено не было.

Из материалов дела усматривается, а также подтверждено истцом, что он в установленном порядке с заявлением о включении в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготной категории детей-сирот в уполномоченный орган Республики Карелия не обращался.

Доказательств того, что до достижения 23-летнего возраста Лапкин В.А. обращался с заявлением о постановке на учет и ему в этом было отказано, а также доказательств наличия объективных и уважительных причин, препятствовавших такому обращению, истцом не представлено.

Доводы истца, что он был уверен в том, что органы государственной власти были обязаны предоставить ему жилое помещение, суд не принимает во внимание, поскольку обязанность Государства предоставить истцу жилое помещение не отменяет собой необходимость обратиться такому лицу с соответствующим заявлением в компетентные органы до достижения им возраста 23 лет.

Аналогичную позицию, выраженную в определении N 1037-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ивлевой Екатерины Юрьевны на нарушение ее конституционных прав пунктами 1 и 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" занимает и Конституционный Суд Российской Федерации, согласно которой, такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется.

С учетом установленных по делу обстоятельств и представленных сторонами доказательств суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.196 - 198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении иска Лапкин В.А. к администрации Костомукшского городского округа, администрации Сортавальского муниципального района, администрации Питкярантского муниципального района, администрации Пряжинского городского поселения, администрации Лоухского муниципального района о возложении обязанности по представлению благоустроенного жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Костомукшский городской суд Республики Карелия.

Судья               В.П.Гельфенштейн

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-39/2019 (2-998/2018;) ~ М-1007/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лапкин Виталий Александрович
Ответчики
МО "Сортавальский муниципальный район"
МО "Питкярантский муниципальный район"
Администрация Костомукшского городского округа
Администрация Лоухского муниципального района
Администрация Пряжинского городского поселения
Другие
Министерство социальной защиты Республики Карелия
Суд
Костомукшский городской суд Республики Карелия
Судья
Гельфенштейн Владимир Паулевич
Дело на сайте суда
kostomukshsky--kar.sudrf.ru
07.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.12.2018Передача материалов судье
11.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.12.2018Предварительное судебное заседание
15.01.2019Судебное заседание
04.02.2019Судебное заседание
08.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2019Дело оформлено
31.05.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее