Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 февраля 2013 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Степанкова В.В.
при секретаре Эйснер М.А.,
с участием прокурора Максимовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лысенко Н.М. к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ.
Лысенко Н.М. обратился к МБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» с исковыми требованиями о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и взыскании денежной компенсации морального вреда в сумме 10000 рублей, мотивируя тем, что с 2001 года работала у ответчика санитаркой, 01 июля 2012 года была уволена по результатам периодического медицинского осмотра в МБУЗ «Минусинская городская поликлиника», не согласием с выводами комиссии врачей без привлечения узких специалистов о наличии у неё заболеваний, препятствующих исполнению должностных обязанностей.
В судебном заседании Лысенко Н.М. требования поддержала и пояснила, что, кроме нее санитарками трудятся 7 работниц. Заболевание бронхиальная астма имеется только у ней. Возможно заболевание развилось из-за ее пристрастия к курению. Одна воспитывает ребенка – школьника. После увольнения семья осталась в тяжелом материальном положении, образовалась задолженность за жилье по договору коммерческого найма.
Представитель ответчика - МБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» - Кочева А.Д. (доверенность л.д. 153) исковые требования не признала. Пояснила, что приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 302н от 12.04.11 г. установлено, что все работники учреждения должны проходить периодический медицинский осмотр в МБУЗ «Минусинская городская поликлиника». Согласно заключительному акту МБУЗ «Минусинская городская поликлиника» от 28.06.12г. истец была признана не годной к исполнению должностных обязанностей санитарки на основании пунктов 1.3.3 Приложения № 1 «Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 302н. На основании указанного акта ответчиком был издан приказ от 29.06.12г. об отстранении истца от работы в соответствии с медицинским заключением. Из-за нахождения сотрудника отдела кадров в отпуске ошибочно 02.07.2012 года был издан приказ об увольнении Лысенко Н.М. с 01 июля 2012 года по пп. «а» п. 3 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Позднее администрация приглашала Лысенко Н.М. для уточнения записи об увольнении, но она не явилась. Считает, что администрация учреждения действовала в соответствии с заключением врачебной комиссии, а выводы судебно-медицинской экспертизы ошибочны, не соответствуют действительному состоянию здоровья Лысенко Н.М.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, получив заключение прокурора о законности заявленных требований, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст.5 ТК РФ трудовые отношения регулируются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с п. 8 ч.1 ст. 77 ТК РФ основаниями прекращения трудового договора являются отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (части третья и четвертая статьи 73 настоящего Кодекса).
Из Устава учреждения суд установил, что муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» является некоммерческой организацией, созданной на основании постановления Администрации города Минусинска от 17.01.2000 года № 21-п «О реорганизации муниципального учреждения здравоохранения «Минусинская центральная районная больница», является юридическим лицом и самостоятельно отвечает по своим обязательствам (л.д. 69-79).
Приказом № от 13.12.2001 года Лысенко Н.М. принята переводом на должность санитарки с 19.12.2001 года (л.д. 7).
Приказом № от 02.07.2012 года Лысенко Н.М. на основании заключительного акта МБУЗ «Минусинская городская поликлиника» от 28.06.2012 года и приказа № от 29.06.2012 года «Об отстранении работника в соответствии с медицинским заключением» уволена по подпункту «а» п.3 ст. 81 Трудового кодекса РФ (л.д. 8).
Суд обращает внимание, что указанного в приказе об увольнения основания для увольнения - подпункт «а» п.3 ст. 81 Трудового кодекса РФ – в законе не существует, что само по себе является безусловным основанием к восстановлению на работе.
Кроме того, для разрешения сомнений о возможности работать истцу санитаркой судом назначалась судебно-медицинская экспертиза (л.д. 100).
Согласно заключению комиссионной судебно-медицинской экспертизы № у Лысенко Н.М. имеется заболевание «бронхиальная астма, неаллергическая, тяжелое течение, неконтролируемая», «хроническая абструктивная болезнь легких II, средней степени тяжести». В медицинских противопоказаниях к допуску к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в части, касающейся паталогии легких, имеется следующая формулировка: «болезни бронхолёгочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2-3 степени» Указанных медицинских противопоказаний у Лысенко Н.М. при наличии «Бронхиальная астма, неаллергическая, тяжелое (средне-тяжелое) течение, ВН 2-1» не выявлено. В дополнительных медицинских противопоказаниях, касающихся работ с синтетическими моющими средствами (приложение 1 пункт 1.3.3. приказа Минздравсоцразвития № 302н) указана патология легких: «Хронические заболевания бронхолегочной системы с частотой обострения 3 и более в календарный год». В 2012 году у Лысенко Н.М. обострение (стационарное лечение в МУЗ «ЦРБ» с 02.03.2012 г. по 13.03.2012 г.) отмечалось только один раз. Таким образом, применение врачебной комиссией МБУЗ «Минусинская городская поликлиника» пункта 1.3.3.приложения 1 приказа Минздравсоцразвития РФ № 302н от 12.04.2011 года к Лысенко Н.М. является необоснованным. Имеющиеся у Лысенко Н.М. на момент проведения экспертизы заболевания не препятствуют выполнять работу санитарки в МБУЗ «ССМП» (л.д. 138-149).
Анализ вышеизложенного свидетельствует о том, что истец на момент увольнения по состоянию здоровья была способна исполнять обязанности по занимаемой должности санитарки, имеющееся у неё заболевания не препятствовало исполнению истцом своих должностных обязанностей. Увольнение истца произведено по произвольным основаниям, не предусмотренным законодательством (по несуществующему подпункту «а» пункта 3 статьи 81 ТК РФ)
Частью 1 ст. 394 ТК РФ предусмотрено, что в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
На основании статьи 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
При вышеуказанных обстоятельствах, суд полагает признать увольнение истца незаконным, совершенным с грубым нарушением действующего трудового законодательства РФ. Поэтому требования истца о восстановлении на работе, о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и о взыскании денежной компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.
Расчет среднего заработка за время вынужденного прогула суд производится по правилам, предусмотренным статьей 139 ТК РФ и Положением «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденного постановлением Правительства РФ № 922 от 24.12.07г.
Из трудового договора (л.д. 11) и справке о начислении денежных средств (л.д. 81) суд установил, что заработок санитарке Лысенко Н.М. начислялся из расчета 40-часовой рабочей недели.
Согласно справке о заработной плате за 12 предшествующих увольнению месяцев Лысенко Н.М. отработала 1651 час, при этом заработная плата за полностью отработанное время составила 105603,25 рублей.
Следовательно, средняя часовая заработная плата составляет: 105603,25 : 1651 = 63,96 рублей.
Средний заработок за время вынужденного прогула за период с 02 июля 2012 года по день вынесения судебного решения 04 февраля 2013 года составит:
- июль 2012 года: 168 * 63,96 = 10745,28 руб.;
- август 2012 года: 184 * 63,96 = 11768,64;
- сентябрь 2011 года: 160 * 63,96 = 10233,60 руб.
С 01.10.12 г. размер оплаты работников учреждения увеличился на 6 %.
- октябрь 2012 года: 184 * 63,96 * 1,06 = 12474,76 руб.;
- ноябрь 2012 года: 168 * 63,96 * 1,06 = 11390 руб.;
- декабрь 2012 года: 167 * 63,96 * 1,06 = 11387,28 руб.;
- январь 2013 года: 136 * 63,96 * 1,06 = 9220,47 руб.;
- февраль 2013 года 16 * 63,96 * 1,06 = 1084,76 руб., а всего 78304,81 рублей.
С учетом конкретных обстоятельств дела, длительности нарушения трудовых прав, грубейшего характера нарушения прав работника, суд полагает взыскать компенсацию морального вреда в сумме 7000 рублей.
На основании ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию сумма государственной пошлины: 4000 руб. (нематериальные требования) + (78304,81 – 20000) * 3% + 800 (материальные требования) = 6549,14 рублей.
Также с ответчика в пользу Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Красноярское краевое бюро судебно- медицинской экспертизы» подлежит взысканию стоимость проведенной экспертизы в размере 16459 рублей (л.д. 127).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л.
1. Восстановить Лысенко Н.М. в должности санитарки в Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» с 02 июля 2012 года. Решение в данной части обратить к немедленному исполнению.
2. Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» в пользу Лысенко Н.М. 78304,81 рублей заработной платы за период вынужденного прогула, 7000 рублей компенсации морального вреда.
3. Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» в пользу муниципального образования г. Минусинск сумму государственной пошлины в размере 6549,14 рублей.
4. Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» в пользу Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Красноярское краевое бюро судебно- медицинской экспертизы» затраты на проведение экспертизы в сумме 16459 рублей.
Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Изготовлено 05 февраля 2013 года