Решение по делу № 3а-794/2019 от 06.02.2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

3 апреля 2019 года                            г.Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи                    Непопалова Г.Г.,

при секретаре судебного заседания                    Матвеевой О.Ю.,

с участием прокурора                             Устиновой Т.А.,

представителей ООО «СВЕТА» Третьякова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-794/2019 по административному иску ООО «СВЕТА» о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608,

У С Т А Н О В И Л :

ООО «СВЕТА» обратилось в Самарский областной суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя тем, что административному истцу на праве собственности принадлежат:

- нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 500,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;

- нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 558,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;

- нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 4 149,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год (далее по тексту – Перечень). В указанный выше Перечень включены под пунктами , и принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилые помещения с кадастровыми номерами , и соответственно.

ООО «СВЕТА» полагает, что включение названных выше объектов недвижимости в Перечень, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, является необоснованным, поскольку нежилые помещения с кадастровыми номерами , и не отвечают признакам административных, офисных, торговых объектов, либо объектов общественного питания или бытового обслуживания, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, административный истец просит суд признать недействующим со дня его принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в него под пунктами , и нежилых помещений с кадастровыми номерами , и соответственно.

В судебном заседании представитель административного истца Третьяков А.С., действующий на основании доверенности от 4 февраля 2019 года № , административный иск поддержал, сославшись на доводы, изложенные выше.

Представитель министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, об отложении судебного заседания не просил, в связи с чем суд, в соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассмотреть дело без его участия.

Прокурор Устинова Т.А. полагает, что административный иск не подлежит удовлетворению, поскольку приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 в части включения в Перечень спорных объектов недвижимости соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права административного истца в части налогообложения исходя из его кадастровой стоимости.

Суд, проверив дело, заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшей иск не подлежащим удовлетворению, считает, что административное исковое заявление ООО «СВЕТА» не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии со статьей 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы…

    …Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта…

    Согласно части 2 статьи 215 КАС РФ нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.

    С учетом положений части 8 статьи 213 КАС РФ, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:

- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

    Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ (п. 2 ст. 12 и п. 2 ст. 372 этого же Кодекса).

Статей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в том числе для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 приведенной нормы и налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

    Согласно статье 1.1 Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области», налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 определен состав сведений, подлежащих включению в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Каких-либо особенностей данный состав сведений не имеет, согласно Приложению к постановлению, подлежит указанию кадастровый номер объекта недвижимого имущества, его местонахождение. Уполномоченным органом на утверждение Перечня определено министерство имущественных отношений Самарской области.

Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год. Приказ опубликован в газете «Волжская коммуна» № 308(30543) от 20 ноября 2018 года, а также на официальном сайте Правительства Самарской области «www.pravo.samregion.ru» 16 ноября 2018 года.

В указанный выше Перечень включены принадлежащие административному истцу на праве собственности объекты недвижимости:

- под пунктом – нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 500,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;

- под пунктом – нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 558,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;

- под пунктом – нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 4 149,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права от 8 апреля 2015 года, а также выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 4 февраля 2019 года №№ , и .

Как усматривается из административного искового заявления и объяснений представителя административного истца, ООО «СВЕТА» не оспаривает соблюдение министерством имущественных отношений Самарской области порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу.

С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят министерством имущественных отношений Самарской области с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме приказа министерства имущественных отношений Самарской области, подписан уполномоченным лицом, опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области «www.mio.samregion.ru» и в газете «Волжская коммуна» до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта и к процедуре его принятия.

Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

    В соответствии пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

    1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;…

В силу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

    фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

    фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, по смыслу приведенных выше положений Налогового кодекса Российской Федерации, отнесение недвижимого имущества к объектам делового, административного или коммерческого назначения, а также к объектам торговли, общественного питания и (или) бытового обслуживания осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), и фактического использования помещений.

Из материалов дела усматривается, что принадлежащие ООО «СВЕТА» нежилые помещения с кадастровыми номерами , и включены в Перечень, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, на основании информации, полученной от территориального управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.

Как следует из материалов дела, были запрошены сведения о зарегистрированных правах и кадастровые сведения об объектах, подпадающих под определения, закрепленные в положениях статьи 378.2 НК РФ. Актов фактического использования объектов недвижимости не составлялось.

При этом, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 4 февраля 2019 года №№ , и , нежилые помещения с кадастровыми номерами , и имеют наименование и назначение – нежилое помещение.

Однако, указанные выше нежилые помещения входят в состав нежилого здания – Центр сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером по адресу: <адрес>, которое расположено на земельном участке с кадастровым номером , имеющем категорию земель: земли населенных пунктов, и виды разрешенного использования: деловое управление (4.1), магазины (4.4), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 4 февраля 2019 года №№ и .

Из технического паспорта на нежилое помещение следует, что нежилое помещение с кадастровым номером площадью 500,1 кв.м. расположено на -1 этаже здания и состоит из: подсобных помещений площадями 49,0 кв.м., 13,8 кв.м., 32,0 кв.м., 6,9 кв.м., 14,5 кв.м., 21,0 кв.м., 178,8 кв.м., 140,6 кв.м., 14,8 кв.м. и 14,4 кв.м.; а также лестничной клетки площадью 14,3 кв.м.

Согласно техническому паспорту на нежилое помещение, нежилое помещение с кадастровым номером площадью 558,9 кв.м. расположено на 5 этаже здания и состоит из помещений: холла площадью 543,9 кв.м.; лестничной клетки площадью 15,0 кв.м.

Нежилое помещение с кадастровым номером площадью 4 149,6 кв.м. расположено на 1 этаже здания и состоит из помещений: участка испытаний площадью 2 042,8 кв.м.; участка готовой продукции площадью 2 106,8 кв.м., что подтверждается техническим паспортом на нежилое помещение.

Вместе с тем, из материалов настоящего административного дела усматривается, что согласно Уставу ООО «СВЕТА» и выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 11 марта 2019 года № , основным видом деятельности Общества является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, а к дополнительному виду деятельности относится деятельность по складированию и хранению.

Таким образом, судом установлено, что нежилые помещения с кадастровыми номерами , и были включены в Перечень, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, по тому основанию, что они являются нежилыми помещениями в здании с кадастровым номером , расположенном на земельном участке с кадастровым номером , виды разрешенного использования которого (деловое управление (4.1), магазины (4.4)) предусматривают как размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, так и размещение торговых объектов.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что нежилые помещения с кадастровыми номерами , и соответствуют критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, они были включены в оспариваемый Перечень обоснованно и законно, а потому предусмотренные законом основания для удовлетворения административных исковых требований ООО «СВЕТА» отсутствуют.

Доводы представителя административного истца о том, что нежилые помещения с кадастровыми номерами , и не используются фактически для размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, объектов торговли, общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также что в здании с кадастровым номером отсутствуют перечисленные выше объекты, а само здание не включено в оспариваемый Перечень, не имеют правового значения по настоящему административному делу и не могут быть приняты судом во внимание, поскольку, как указано выше, спорные нежилые помещения находятся в здании, расположенном на земельном участке, виды разрешенного использования которого (деловое управление (4.1), магазины (4.4)) предусматривают как размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, так и размещение торговых объектов. Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для включения помещений в здании с кадастровым номером в оспариваемый Перечень вне зависимости от видов их фактического использования (подпункт 1 пункта 3 и подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Невозможность фактического использования спорных нежилых помещений для размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, а также объектов торговли, общественного питания и (или) бытового обслуживания, не имеет правового значения по настоящему административному делу, так как для включения объектов в оспариваемый Перечень достаточно, чтобы они отвечали хотя бы одному из условий, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Также не могут быть приняты судом во внимание доводы представителя административного истца о том, что виды разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером (деловое управление (4.1), магазины (4.4)) установлены ошибочно и незаконно, поскольку на момент издания оспариваемого нормативного правового акта установление названных выше видов разрешенного использования земельного участка никем оспорено не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

    Административный иск ООО «СВЕТА» о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 4 апреля 2019 года.

Председательствующий:                    Непопалов Г.Г.

3а-794/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Самарской области
ООО "Света"
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
06.02.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
07.02.2019[Адм.] Передача материалов судье
08.02.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
22.02.2019[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.02.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.03.2019[Адм.] Предварительное судебное заседание
25.03.2019[Адм.] Судебное заседание
03.04.2019[Адм.] Судебное заседание
04.04.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.02.2019Регистрация административного искового заявления
07.02.2019Передача материалов судье
12.02.2019Решение вопроса о принятии к производству
25.02.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.02.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.02.2019Предварительное судебное заседание
15.03.2019Судебное заседание
26.03.2019Судебное заседание
05.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее