Судья Федюкина О.В. Дело № 33-39145/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,
судей Гулиной Е.М., Цуркан Л.С.,
при секретаре Конюховой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 декабря 2018 года апелляционную жалобу Бабаевой Н.В. на решение Раменского городского суда Московской области от 10 августа 2018 года по делу по иску Бабаевой Н.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации №15 по г.Москве и Московской области о признании права о назначении досрочной страховой пенсии по старости,
заслушав доклад судьи Бекловой Ж.В.
объяснения истца и его представителя,
УСТАНОВИЛА:
Бабаева Н.В. обратилась с иском в суд к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации №15 по г.Москве и Московской области о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периода службы в составе Вооруженных Сил Российской Федерации с 18 марта 1994 года по 27 декабря 2009 года, признании права о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 22 сентября 2017 года.
Ответчик иск не признал.
Решением Раменского городского суда от 10 августа 2018 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда, истец в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон №400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч.1 ст.8 Федерального закона №400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены ст.30 Федерального закона №400-ФЗ.
В соответствии со ст.30 Федерального закона №400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с подп.20 п.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В ч.4 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Подпунктом «н» п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 (далее - Список от 29 октября 2002 года №781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
В соответствии с разделом «Наименование должностей» Списка от 29 октября 2002 года №781 право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено медицинским сестрам, работающим в учреждениях, перечисленных в том же Списке в разделе «Наименование учреждений».
Пунктами 1 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 ко всем периодам работы, независимо от времени выполнения, предусмотрено применение Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Список), и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 (далее Правила).
На основании п.5«б» Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Бабаева Н.В. 22 сентября 2017 года обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №15 по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
На день обращения специальный стаж Бабаевой Н.В. по расчету ответчика составил 15 лет 6 месяцев 16 дней.
В медицинский стаж не засчитан период прохождения истцом военной службы в ФГУ «Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко» Министерства обороны Российской Федерации в воинском звании «рядовой», в должности медсестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации центра анестезиологии - реанимации, реанимации и интенсивной терапии с 18 марта 1994 года по 27 декабря 2009 года.
Разрешая спор, суд руководствовался абзацем 3 ч.2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», которым было установлено, что в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.
За периоды, выработанные до 1 ноября 1999 года, законодатель предоставил право на включение в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений периодов службы по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов. При этом права на льготное исчисление периодов службы в Вооруженных Силах (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) не установил.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о включении в специальный стаж Бабаевой Н.В. для назначения досрочной страховой пенсии как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периода службы в составе Вооруженных Сил Российской Федерации с 18 марта 1994 года по 31 октября 1999 года в календарном исчислении.
Поскольку данный вывод не нашел отражение в резолютивной части решения суда первой инстанции, судебная коллегия дополняет решение суда и возлагает на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №15 по г.Москве и Московской области обязанность включить вышеуказанный период в специальный стаж истца.
Период прохождения истцом военной службы после 1 ноября 1999 года не может быть засчитан в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, так как в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 и в ныне действующем Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 отсутствует норма, в которой закреплено право на включение службы в составе Вооруженных Сил в специальный стаж работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений.
Доводы истца о том, что Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 и от 29 октября 2002 года №781, которыми утверждены соответствующие Списки должностей и учреждений, предусмотрено право на включение в специальный стаж периодов работы в должности медсестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации центра анестезиологии - реанимации, реанимации и интенсивной терапии в госпиталях всех наименований, несостоятелен, поскольку в данных постановлениях идет речь о работе в определенных структурных подразделениях, тогда как истец проходила военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Даже с учетом включения в специальный стаж истца периода службы с 18 марта 1994 года по 31 октября 1999 года требуемого стажа для назначения досрочной страховой пенсии на момент обращения у истца не было.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по делу.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Раменского городского суда Московской области от 10 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бабаевой Н.В. – без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения суда.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №15 по г.Москве и Московской области включить в специальный стаж Бабаевой Н.В. для назначения досрочной страховой пенсии как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном исчислении период службы в составе Вооруженных Сил Российской Федерации с 18 марта 1994 года по 31 октября 1999 года.
Председательствующий
Судьи