Решение от 12.10.2020 по делу № 2а-6951/2020 от 07.05.2020

Дело № 2а- 6951/2020                                                           12 октября 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М           Р О С С И Й С К О Й         Ф Е Д Е Р А Ц И И

Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Карсаковой Н.Г.,

при секретаре Стяжкиной В.В.,

с участием представителя административного истца Чеснокова А.Н.,

представителя административного ответчика Петрова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга к ЖСК № 1280, Ковалеву Михаилу Федоровичу о ликвидации ЖСК № 1280,

УСТАНОВИЛ:

Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга обратилась в суд с административным иском о ликвидации Жилищно-строительного кооператива № 1280.

В обоснование иска указано, что Инспекцией по обращению заявителя проведена проверка соблюдения ЖСК № 1280 обязательных требований, в том числе по вопросу соответствия устава кооператива требованиям действующего законодательства. При проведении проверки устава ЖСК № 1280 в редакции 2017 года, Инспекцией выявлены нарушения требований действующего законодательства, а именно, не соответствие действующему законодательству пунктов Устава – 2.1; 2.2; 3.10; 4.1; 5.24; 6.4.22; 7.1.10; 10.1; 10.7.12; 10.7.14; 10.11; 10.12; 10.16; 11.5; 11.8. Также, в Уставе не содержатся сведения, предусмотренные в части 1 статьи 113 Жилищного кодекса Российской Федерации. ЖСК № 1280 выдано предписание и представлен срок для устранения допущенных нарушений. С целью контроля исполнения предписания Инспекцией проведена документарная проверка, в ходе которой установлен факт неисполнения ЖСК предписания, в связи с чем выдано повторное предписание. Из электронных сведений, полученных из центра обработки данных ЕГРЮЛ, усматривается, что последние изменения в устав ЖСК № 1280 зарегистрированы в 2017 году. Таким образом, указанные Инспекцией изменения в устав ЖСК № 1280 не внесены, предписания Инспекции не исполнены. Поскольку предписания Инспекции не исполнены, устав ЖСК № 1280 в действующей редакции 2017 года не соответствует требованиям статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, то допущенные ЖСК № 1280 нарушения закона являются грубыми, длящимися, в связи с чем ЖСК № 1280 подлежит ликвидации.

Просит ликвидировать Жилищно-строительный кооператив № 1280, ИНН 7814019821, юридический адрес: г. Санкт-Петербург, пр-т Королёва, д.54, корпус 2.

Обязанности по ликвидации Жилищно-строительного кооператива № 1280, возложить на Ковалева Михаила Федоровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт , зарегистрированного по адресу: <адрес>.

Представитель административного истца по доверенности Чесноков А.Н. в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным в административном иске основаниям.

Представитель административного ответчика ЖСК № 1280 по доверенности Петров А.В. возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержал ранее представленный отзыв на административное исковое заявление (л.д. 110-116), указал, что характер допущенных ЖСК нарушений является не существенным и не свидетельствует о грубом нарушении ответчиком действующего законодательства.

Административный ответчик Ковалев М.Ф. в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, заявлений и ходатайств не представил (л.д. 126).

С учетом мнения явившихся участников процесса, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие извещенного надлежащим образом административного ответчика Ковалева М.Ф.

    Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе в порядке, предусмотренном главой 27 данного Кодекса административные дела о ликвидации общественного объединения, некоммерческой организации, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.

Из разъяснений, данных в пунктах 1 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидации некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", следует, что нарушение некоммерческими организациями и иными общественными объединениями Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов может повлечь применение мер публично-правовой ответственности в виде ликвидации объединения граждан по заявлению уполномоченного органа или должностного лица в порядке административного судопроизводства; дела по административным исковым заявлениям о ликвидации некоммерческой организации рассматриваются судами в порядке главы 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом правил подсудности.

В соответствии с частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 2 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер

Согласно пунктам 1.2 - 1 Положения о Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 ноября 2004 года N 1849, ГЖИ Санкт-Петербурга является органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.

При рассмотрении административного дела судом установлено, что 04.04.1988 года зарегистрирован Жилищно-строительный кооператив № 1280. Адрес местонахождения ЖСК № 1280 г. Санкт-Петербург, проспект Королёва, д.54, корп.2, офис 175 (л.д. 59-65).

26 октября 2018 года в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга из прокуратуры Санкт-Петербурга поступило обращение жильца многоквартирного дома, в котором образован ЖСК № 1280, Наливайко Р.Е., в том числе, о несоответствии устава ЖСК № 1280 требованиям действующего законодательства.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.

На основании распоряжения заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 12 декабря 2018 года № 10/19916-р в период с 13 декабря 2018 года по 28 декабря 2018 года должностными лицами Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга проведена внеплановая документарная проверка в отношении ЖСК № 1280, ИНН 7814019821 по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства, в том числе, соответствие устава ЖСК и внесенных в устав изменений действующему законодательству Российской Федерации (л.д. 12013), по результатам которой составлен акт проверки (л.д. 31-34).

В рамках проведенной проверки из МИФНС № 15 по Санкт-Петербургу по запросу Инспекции представлена редакция устава ЖСК № 1280 от 2017 года, утвержденная общим собранием членов ЖСК (протокол от 03 июля 2017 года № 1/2017) (л.д. 14-30).

В результате данной проверки установлено несоответствие указанного устава ЖСК № 1280 требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно:

Пункт 2.1 Устава: «ЖСК является добровольным объединением граждан на основе членства, которые собственными средствами участвовали в строительстве дома, а также граждан, приобретших право собственности на жилые помещения в уже построенном доме по различным законным основаниям (по договорам купли-продажи или дарения, по праву наследования по закону или по завещанию и т.д.) – не соответствует части 1 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.

Пункт 2.2 Устава в части: «Целью Кооператива является …. Владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом в этом доме» противоречит части 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Кооператив лишь обеспечивает владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом в этом доме.

Пункт 3.10 Устава в части: «В случае необходимости исполнения решения суда о взыскании с Кооператива … по решению Правления Кооператива сумма взыскиваемых денежных средств или штрафа может быть разделена между собственниками жилых помещений пропорционально площади занимаемых квартир. Данное решение подлежит утверждению на общем собрании членов Кооператива» - если штраф наложен на юридическое лицо, то физическое лицо ответственности по решению суда нести не может. Собственники не отвечают по обязательствам Кооператива. Согласно части 1 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Пункт 4.1 Устава: «Органами Кооператива являются: общее собрание членов Кооператива, конференция, правление кооператива и председатель правления кооператива, управляющий кооперативом» - противоречит статье 115 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой органами управления жилищного кооператива являются: 1) общее собрание членов жилищного кооператива; 2) конференция, если число участников общего собрания членов жилищного кооператива более пятидесяти и это предусмотрено уставом жилищного кооператива; 3) правление жилищного кооператива и председатель правления жилищного кооператива.

Пункт 5.24 Устава: «При необходимости принять решение по вопросам, входящим в компетенцию общего собрания всех собственников помещений в многоквартирном доме, инициатором созыва такого собрания всех собственников выступает Правление ЖСК…» - противоречит части 2 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.

Пункт 6.4.22 Устава в части: «Правление кооператива осуществляет следующие полномочия: выполняет делегированные правлению членами кооператива полномочия, указанные в п.3.10 настоящего устава» - правление не вправе принимать решения по данным вопросам, кроме того, согласно части 1 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Собственники не отвечают по обязательствам Кооператива.

Пункт 7.1.10 в части: «Председатель правления кооператива … осуществляет следующие действия: заключает договоры на сдачу во временное пользование и/или владение общедомового имущества многоквартирного дома» - противоречит пункту 3.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций).

Пункт 10.1 Устава в части: «Членами Кооператива могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста и юридические лица» - противоречит части 1 статьи 111 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой членом жилищного кооператива может быть: 1) гражданин, достигший возраста шестнадцати лет; 2) юридическое лицо в случае, установленном законодательством Российской Федерации; 3) юридическое лицо, являющееся собственником помещений в многоквартирном доме, в случае, если жилищный кооператив осуществляет управление общим имуществом в этом многоквартирном доме.

Пункт 10.7.12 Устава: «Член Кооператива …. Обязан возместить ущерб имуществу других собственников, либо общему имуществу ЖСК, нанесенный им самим, лицами, проживающими с ним совместно, а также любыми другими лицами, занимающими помещения данного собственника» - противоречит части 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Пункт 10.7.14 Устава: «Член кооператива … обязан в соответствии с действующим законодательством обеспечивать доступ третьим лицам в помещения, принадлежащие собственнику» - противоречит пп. «ж» пункта 33 постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 – потребитель имеет право требовать от представителя исполнителя предъявления документов, подтверждающих его личность и наличие у него полномочий на доступ в жилое или нежилое помещение потребителя для проведения проверок состояния приборов учета, достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях приборов учета, снятия показаний приборов учета, для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения ремонтных работ, ликвидации аварии и для совершения иных действий, указанных в настоящих Правилах и договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг (наряд, приказ, задание исполнителя о направлении такого лица в целях проведения указанной проверки либо иной подобный документ). Таким образом, собственник помещения имеет право обеспечить доступ в жилое или нежилое помещение только представителям исполнителя, имеющим полномочия на доступ в жилое или нежилое помещение потребителя.

Пункт 10.11 Устава: «Член Кооператива может быть исключен из кооператива на основании решения общего собрания кооператива при условии или в случае: … прекращения права собственности члена Кооператива на помещение в доме Кооператива, ликвидации Кооператива, смерти члена кооператива» - противоречит части 1 статьи 130 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой Членство в жилищном кооперативе прекращается в случае: 1) выхода члена кооператива; 2) исключения члена кооператива; 3) ликвидации юридического лица, являющегося членом кооператива; 4) ликвидации жилищного кооператива; 5) смерти гражданина, являющегося членом жилищного кооператива. Противоречит части 3 статьи 130 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой член жилищного кооператива может быть исключен из жилищного кооператива на основании решения общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) в случае грубого неисполнения этим членом без уважительных причин своих обязанностей, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации или уставом жилищного кооператива.

Пункт 10.12 Устава в части: «…Правление вправе принять решение об исключении члена Кооператива, которое должно быть утверждено на ближайшем общем собрании членов кооператива. С момента принятия Правлением решения об исключении члена Кооператива из числа членов кооператива, до момента утверждения или не утверждения указанного решения на общем собрании член кооператива считается отстраненным от участия в деятельности кооператива» - противоречит части 3 статьи 130 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой член жилищного кооператива может быть исключен из жилищного кооператива на основании решения общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) в случае грубого неисполнения этим членом без уважительных причин своих обязанностей, установленных настоящим Кодексом или уставом жилищного кооператива.

Пункт 10.16 Устава в части: «…Однако это лицо обязано заключить с правлением Кооператива договор на пользование инженерными сетями и другим имуществом членов ЖСК за плату, размер которой устанавливается решением общего собрания членов Кооператива» - противоречит пункту 33 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме». «Размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

Пункт 11.5 Устава в части: «Доля члена ЖСК или другого собственника помещения в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме … определяет … количество голосов, которым обладает член ЖСК на собраниях ЖСК» - противоречит части 1 статьи 117 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой общее собрание членов жилищного кооператива является правомочным, если не нем присутствует более пятидесяти процентов членов кооператива. Решение общего собрания членов жилищного кооператива, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, считается принятым при условии, если за него проголосовало более половины членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании, а по вопросам, указанным в уставе жилищного кооператива, - более тех четвертей членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании. Из этого следует, что каждый член кооператива обладает одним голосом при голосовании на общем собрании членов кооператива.

Пункт 11.8 Устава в части: «В целях эффективного использования имущества многоквартирного дома правление кооператива, в лице председателя, вправе заключать в интересах членов ЖСК договоры на использование общего имущества дома» - противоречит пункту 3.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций).

В нарушение части 1 статьи 113 Жилищного кодекса Российской Федерации в Уставе ЖСК не содержатся:

- сведения о порядке выхода из кооператива и выдачи паевого взноса, иных выплат,

- сведения о размере вступительных и паевых взносов,

- сведения о составе и порядке внесения вступительных и паевых взносов,

- сведения об ответственности за нарушение обязательств по внесению паевых взносов,

- сведения о составе и компетенции органов управления кооператива и органов контроля за деятельностью кооператива, порядке принятия решений органами управления кооператива, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов (л.д. 31-34).

19 декабря 2018 года в адрес ЖСК № 1280 было вынесено предписание N 10/19916-р для устранения выявленных несоответствий устава ЖСК № 1280 в срок до 20 июня 2019 года (л.д. 35-39). Указанное предписание получено председателем правления ЖСК № 1280 Ковалевым М.Ф. 19 декабря 2018 года.

С целью контроля выполнения ЖСК № 1280 предписания Инспекции от 19 декабря 2018 года № 19916-р, на основании распоряжения заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 02 июля 2019 года № 10/423-р (л.д. 40-41), в период с 05 июля 2019 года по 31 июля 2019 года проведена внеплановая документарная проверка ЖСК № 1280, по результатам которой 24 июля 2019 года составлен соответствующий акт проверки № 10/423-р (л.д. 42-46).

В ходе проверки выполнения предписания Инспекции от 19 декабря 2018 года № 10/19916-р установлено, что предписание от 19 декабря 2018 года не исполнено. В Инспекцию по запросу Межрайонной ИФНС России № 15 по Санкт-Петербургу письмом от 15 июля 2019 года представлен действующий Устав ЖСК № 1280 в редакции от 2017 года утвержденным общим собранием членов ЖСК. Более новые изменения, после выдачи предписания Инспекции от 19 декабря 2018 года в Устав ЖСК № 1280, зарегистрированные в МИФНС № 15 по Санкт-Петербургу, либо новая редакция Устава ЖСК № 1280 не представлены. По информации председателя ЖСК Ковалева М.Ф. готовится общее собрание членов ЖСК с повесткой дня, в том числе по внесению изменений в устав.

Постановлением мирового судьи судебного участка N 19 Санкт-Петербурга от 09 сентября 2019 года должностное лицо – председатель правления ЖСК № 1280 Ковалев М.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей (л.д. 93-100).

По результатам проверки исполнения обязательных требований законодательства – проверки соответствия устава ЖСК № 1280 законодательству Российской Федерации, Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга 24 июля 2019 года повторно выдано ЖСК № 1280 предписание № 10/423-р с установленным сроком исполнения предписания до 24 января 2020 года (л.д. 47-51). Предписание получено председателем правления ЖСК № 1280 Ковалевым М.Ф. 24 июля 2019 года.

С целью контроля выполнения ЖСК № 1280 предписания Инспекции от 24 июля 2019 года № 423-р, на основании распоряжения заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 27 января 2020 года № 10/46-р (л.д. 52-53), в период с 29 января 2020 года по 20 февраля 2020 года проведена внеплановая документарная проверка ЖСК № 1280, по результатам которой 14 февраля 2020 года составлен соответствующий акт проверки № 10/46-р (л.д. 54-58).

В ходе проверки выполнения предписания Инспекции от 24 июля 2019 года № 10/423-р установлено, что предписание от 24 июля 2019 года не исполнено. В Инспекцию по запросу Межрайонной ИФНС России № 15 по Санкт-Петербургу письмом от 28 января 2020 года представлен действующий Устав ЖСК № 1280 в редакции от 2017 года утвержденным общим собранием членов ЖСК. Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ЖСК № 1280 с 24 июля 2019 года, момента выдачи предписания Инспекции № 10/423-р по настоящее время регистрационных записей в отношении данного ЖСК не вносилось, следовательно, изменения/новая редакция устава кооператива в ЕГРЮЛ не зарегистрирована.

Постановлением мирового судьи судебного участка N 19 Санкт-Петербурга от 22 апреля 2020 года должностное лицо – председатель правления ЖСК № 1280 Ковалев М.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей (л.д. 102-109).

В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 №14-П приведены обстоятельства, которые должны приниматься во внимание при применении данных норм.

В частности, Конституционный Суд РФ указал, что Конституцией РФ гарантируются свобода экономической деятельности, составляющая одну из основ конституционного строя Российской Федерации (статья 8, часть 1), а также такие основные неотчуждаемые права и свободы человека, как право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1), право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, часть 2).

В развитие названных конституционных положений и на основе общеправовых принципов юридического равенства, неприкосновенности собственности и свободы договора Гражданский кодекс РФ в качестве основных начал гражданского законодательства закрепляет равенство, автономию воли и имущественную самостоятельность участников гражданско-правовых отношений, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела (пункт 1 статьи 1 ГК Российской Федерации).

Устанавливая правовое положение юридических лиц как участников гражданского оборота и субъектов предпринимательской деятельности, Гражданский кодекс РФ предусматривает в п.3 ч.3 ст. 61 Жилищного кодекса РФ основания ликвидации юридического лица по решению суда, однако не приводит конкретный перечень положений, нарушение которых может привести к ликвидации, то есть прекращению юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ приведенные обстоятельства не означают, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию- в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, анализируемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

В качестве основания иска ГЖИ указано на грубые и неоднократные нарушения ответчиком законодательства Российской Федерации, которые, по мнению истца, выразились в несоответствии Устава ЖСК №1280 действующему законодательству.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что выданные Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга предписания от 19 декабря 2018 года № 10/19916-р, от 24 июля 2019 года № 10/423-р ЖСК № 1280 не исполнены и не оспорены ЖСК № 1280.

Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 30 названного выше Постановления от 27 декабря 2016 года N 64 обратил внимание судов на необходимость проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства, и если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом этих обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Как следует из материалов дела, в целях исполнения предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 24 июля 2019 года № 10/423-р, ЖСК № 1280 были произведены действия, направленные на приведение Устава в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Правлением ЖСК № 1280 03 октября 2019 года было принято решение, оформленное протоколом № 10, о созыве Общего собрания членов ЖСК, с включением в повестку дня вопроса о внесении изменений в действующую редакцию Устава ЖСК № 1280 (л.д. 128-130).

Решением общего собрания членов ЖСК № 1280, оформленное протоколом № 1/2019 от 19 декабря 2019 года, по вопросу внесения изменений в Устав ЖСК № 1280 члены ЖСК проголосовали «против» (л.д. 131-134).

Согласно статье 116 Жилищного кодекса Российской Федерации, высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива (конференция), которое созывается в порядке, установленном уставом кооператива.

Согласно статье 117 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение общего собрания членов жилищного кооператива, принятое в установленном порядке является обязательным для всех членов жилищного кооператива.

В соответствии с действующим законодательством и положениями Устава ЖСК № 1280, к исключительной компетенции общего собрания членов ЖСК № 1280 относится, в том числе, вопрос об утверждении новой редакции Устава ЖСК № 1280 или внесении в него изменений.

Таким образом, ЖСК № 1280 предприняты необходимые меры по устранению нарушений, отмеченных в предписании Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга.

При этом суд соглашается с доводом стороны административного ответчика о том, что часть нарушений, указанных в актах проверки, сводится к указанию на неточное цитирование норм Жилищного кодекса Российской Федерации в уставе ЖСК № 1280.

В части 1 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.

Положения пункта 1 статьи 123.2 Гражданского кодекса Российской Федерации не ограничивают деятельности ЖСК исключительно обеспечением членов ЖСК жилыми помещениями в собственность. Следовательно, законом допускается деятельность ЖСК по управлению многоквартирным домом и в случае, когда все его члены полностью внесли паевые взносы за предоставленные этим кооперативом жилые помещения.

Положения подпункта 2 пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 140 Жилищного кодекса Российской Федерации рассматривают ЖСК как альтернативу товариществу собственников жилья. Основное значение в регулировании организации и деятельности жилищно-строительного кооператива принадлежит их уставам. При этом большинство норм, регулирующих деятельность жилищных кооперативов, законодатель передал на усмотрение членов кооператива, которые при разработке устава могут расширить свои возможности по управлению этим юридическим лицом, включив в обязательном порядке сведения, предусмотренные положениями части 1 статьи 113 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако в целях ограничения опасности злоупотреблений в части 2 статьи 113 Жилищного кодекса Российской Федерации самостоятельность членов кооператива ограничена запретом включения в устав положений, противоречащих Жилищному кодексу Российской Федерации, а также иным федеральным законом.

Действующее законодательство не содержит требований относительно обязательной реорганизации ЖСК в ТСЖ. Внесение соответствующих изменений в устав ЖСК, согласно которым основной его деятельностью является управление многоквартирным домом, не противоречит закону, поскольку членство в ЖСК связано с удовлетворением материальных и иных потребностей, связанных с управлением имуществом дома.

При этом судом учитывает, что ЖСК № 1280 осуществляет свою деятельность с 1988 года, изначально создавалось для целей удовлетворения потребностей граждан в жилье; добросовестно действовало для достижения поставленных задач, выполняло свои обязательства, в настоящее время осуществляет управление построенным многоквартирным жилым домом.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, проанализировав их применительно к вышеуказанным нормам материального права, регулирующим рассматриваемые правоотношения, разъяснениям их применения высшей судебной инстанции, суд полагает, что оснований для ликвидации организации, как крайней меры, в связи с которой юридическое лицо утрачивает свои право- и дееспособность, в настоящем деле не имеется; вывод административного истца о том, что допущенные ответчиком нарушения законодательства являются безусловными причинами для ликвидации организации, суд полагает ошибочным; основания для удовлетворения иска отсутствуют, иное не будет являться соразмерным конституционно значимым целям; само по себе формальное установление поименованных в законе случаев (оснований) назначения соответствующей санкции (ликвидации) достаточным для принятия решения, затрагивающего права юридического лица на существование, являющейся крайней мерой, не является.

В частности, ликвидация, как это следует из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18 июля 2003 года N 14-П, не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Как уже указывалось выше и подпункт 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ, и разъяснения содержащиеся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", исходят из того, что юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; ликвидация является исключительной мерой и мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Перечисленные недостатки Устава административного ответчика не могут быть признаны грубыми ввиду отсутствия информации о каких-либо их негативных последствиях.

Тот факт, что предписание об устранении нарушений не было исполнено в установленный Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга срок, сам по себе не влечет признание нарушений законодательства, допущенных административным ответчиком, грубыми или неоднократными.

То обстоятельство, что нарушение, на которое указывает административный истец, может быть устранено путем вынесения решения общего собрания, представителем Инспекции не оспаривается.

ЖСК №1280 является действующим юридическим лицом, осуществляет хозяйственную и иную деятельность по управлению и эксплуатации многоквартирного жилого дома, что связано с необходимостью исполнения обязательств перед контрагентами, вытекающих из такой деятельности.

Принимая во внимание изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга.

    Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░ № 1280, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ № 1280, ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░:

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20.02.2021 ░░░░.

2а-6951/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ГЖИ Санкт-Петербурга
Ответчики
Ковалев Михаил Федорович
ЖКС №1280
Суд
Приморский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Карсакова Наталья Геннадьевна
Дело на сайте суда
primorsky.spb.sudrf.ru
07.05.2020Регистрация административного искового заявления
07.05.2020Передача материалов судье
12.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
12.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.07.2020Предварительное судебное заседание
11.08.2020Судебное заседание
12.10.2020Судебное заседание
20.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее