№
РЕШЕНИЕ
17 ноября 2015 года г. Махачкала
Судья Советского районного суда г. Махачкалы Атаев Э.М., рассмотрев протест заместителя прокурора Кизилюртовской межрайонной прокуратуры Дибирова М.М. на постановление № по делу о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении главного врача ГБУ РД «Кизилюртовская центральная районная больница» Гаджиева М.С. от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в деятельности ГБУ РД «Кизилюртовская ЦРБ» (далее - Заказчик).
ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение № на оказание услуги по обслуживанию пожарной сигнализации в медицинских учреждениях Кизилюртовского района, в частности, в больнице сельского поселения <адрес>, аукционная документация утверждена главным врачом ГБУ РД «Кизилюртовская ЦРБ» Гаджиевым М.С.
Однако, в нарушение ч. 4, 5, 8 ст. Закона о контрактной системе разделом 10 проекта контракта «Ответственность сторон» не установлена ответственность поставщика за ненадлежащее исполнение обязательств (в виде штрафа). Также не установлен размер штрафа (в процентах) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Следовательно, проект контракта, являющийся неотъемлемой частью аукционной документации, не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В этой связи ДД.ММ.ГГГГ межрайонной прокуратурой в отношении главного врача ГБУ РД «Кизилюртовская ЦРБ» возбуждено административное производство по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, которое направлено для рассмотрения по существу в УФАС по РД.
Прекращая дело об административном правонарушении в отношении главного врача Государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан «Кизилюртовская центральная районная больница» Гаджиева М.С., вр.и.о. руководителя УФАС по РД в постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ указала, что ссылка Заказчика в проекте контракта на определении размера штрафа за ненадлежащее исполнение контракта в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 (далее - Правила), является надлежащим исполнением требований ст. 34 Закона о контрактной системе.
Не согласившись с выводами антимонопольного органа, заместитель прокурора Кизилюртовской межрайонной прокуратуры Дибиров М.М. обратился в суд с протестом на постановление вр.и.о. руководителя УФАС по РД Халлаевой Д.М. о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ в отношении главного врача ГБУ РД «Кизилюртовская центральная районная больница» Гаджиева М.С. от ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что действия главного врача ГБУ РД «Кизилюртовская центральная районная больница» Гаджиева М.С. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ. Просит постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ в отношении главного врача ГБУ РД «Кизилюртовская центральная районная больница» Гаджиева М.С. отменить, дело об административном правонарушении в отношении главного врача ГБУ РД «Кизилюртовская центральная районная больница» Гаджиева М.С. по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ направить на новое рассмотрение в УФАС по РД.
В судебном заседании помощник прокурора Кизилюртовской межрайонной прокуратуры Телемишев М.К. протест поддержал, просил удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель УФАС по РД по доверенности Шапиев Ш.М. возражал против удовлетворения протеста прокурора, указывая, что ссылка на Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 есть надлежащее исполнение норм Закона о контрактной системе.
Представитель ГБУ РД «Кизилюртовская центральная районная больница» Джабраилов Г.Ш., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения протеста прокурора, ссылаясь на то, что штраф зависит от цены контракта, поэтому в проекте контракта сложно определить фиксированную сумму штрафа, так как заранее не известна цена заключаемого контракта. При подписании контракта определили бы фиксированную сумму штрафа. Считают, что отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, так как указали на порядок определения размера штрафа в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, ссылаясь на Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. производство по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении главного врача Государственного бюджетного учреждения РД «Кизилюртовская центральная районная больница» ФИО1 по признакам нарушения ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Данное постановление мотивировано тем, что ссылка заказчика в проекте контракта на определение размера штрафа за ненадлежащее исполнение контракта в соответствии с порядком установленным Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 №1063 «Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» является надлежащим исполнением требований ст. 34 Закона о контрактной системе.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.
Частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
Согласно ч.4 ст.34 федерального закона от 05.04.2013г № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 указанного закона, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Согласно письма ФАС РФ от 21.10.2014г. №АЦ/42516/14 «О направлении информации о включении в контракт условий об уплате неустойки, а также об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей» учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени), а также условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
На основании изложенного, надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта:
- пени за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы;
- штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 5 Правил;
- пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6 - 8 Правил;
- штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4 Правил.
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Кроме того, следует учесть, что включение в проект контракта ссылки на Правила вместо установления вышеуказанных размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки.
Следовательно, заказчиком в проекте государственного контракта не установлены соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных государственным контрактом.
Таким образом, действия Заказчика нарушают части 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с п.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Протест заместителя прокурора Кизилюртовской межрайонной прокуратуры Дибирова М.М. на постановление № о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении главного врача ГБУ РД «Кизилюртовская центральная районная больница» Гаджиева М.С. от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.
Постановление № о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении главного врача ГБУ РД «Кизилюртовская центральная районная больница» Гаджиева М.С. от ДД.ММ.ГГГГ отменить и направить дело об административном правонарушении в отношении главного врача ГБУ РД «Кизилюртовская центральная районная больница» Гаджиева М.С. по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ на новое рассмотрение в УФАС по РД.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд РД в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья: Э.М. Атаев
Отпечатано в совещательной комнате.