Судья Ёлкина В.А. Дело № 7-15/2020
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдинова Гульнара Ришатовна,
с участием защитников ООО «Ува-молоко» Орловой Н.С., Измайловой А.Р.,
представителя Западно-Уральского межрегионального управления Роспотребнадзора Смирновой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 27 января 2020 года дело по жалобе защитника Общества с ограниченной ответственностью «Ува-молоко» - Зорина К.Л. на решение судьи Увинского районного суда удмуртской Республики от 2 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.6 и частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ува-молоко»,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по контролю за использованием и охраной водных объектов по Удмуртской Республике Смирновой М.В. от ДД.ММ.ГГГГ № Общество с ограниченной ответственностью «Ува-молоко» (далее по тексту – ООО «Ува-молоко», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 и частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей (л.д.4-7).
Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник ООО «Ува-молоко» - Зорин К.Л. обратился с жалобой в Увинский районный суд Удмуртской Республики (л.д. 1-3).
Решением судьи Увинского районного суда Удмуртской Республики от 2 декабря 2019 года оставлено без изменения постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по контролю за использованием и охраной водных объектов по Удмуртской Республике Смирновой М.В. от ДД.ММ.ГГГГ №, а жалоба защитника ООО «Ува-молоко» - Зорина К.Л. – без удовлетворения (л.д.38-42).
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, защитник ООО «Ува-молоко» - Зорин К.Л. просит решение суда отменить. Указывает, что Общество со своей стороны устраняет все замечания Отдела водных ресурсов по УР КамБВУ, с целью приведения схемы систем водопотребления и водоотведения в соответствии с требованиями государственного органа. Считает, что оснований для раздельного привлечения юридического лица к административной ответственности не имелось, и данное нарушение является малозначительным (л.д. 45-48).
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, выслушав защитников ООО «Ува-молоко» Орловой Н.С., Измайловой А.Р., представителя Западно-Уральского межрегионального управления Роспотребнадзора Смирновой М.В., прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не ограничиваясь доводами жалобы, дело проверено в полном объеме.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу пункта 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц (пункт 14 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации).
Статья 8 Водного кодекса Российской Федерации закрепляет право собственности Российской Федерации на водные объекты.
Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи (часть 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
В соответствии с частью 1 статьи 68 Водного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред (часть 2 статьи 68 Водного кодекса Российской Федерации).
Ответственность за нарушение положений, изложенных в статье 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечен наложение административного штрафа на юридических лиц – от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административного приостановление деятельности на срок до девяноста суток (часть 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из материалов дела следует, что:
ДД.ММ.ГГГГ Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики принято решение о предоставлении водного объекта в пользование ООО «Ува-молоко» №-с сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 2.1 данного решения целью использования водного объекта или его части является сброс сточных, в том числе дренажных, вод.
Водным объектом является участок р. Ува, расположенный на расстоянии 43 км<адрес>пункт 3.1 Решения от ДД.ММ.ГГГГ №).
На основании Приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспотребнадзора) по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребназора по Удмуртской Республике была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Ува-молоко», по результатам которой составлен Акт № от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведения проверки установлено следующее:
«Общество осуществляет отведение сточных вод, образующихся в результате собственной хозяйственной и производственной деятельности через 1 организованный выпуск.
Сброс хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод очистных сооружений ООО «Ува-молоко» осуществляется в <адрес> на расстоянии 43 км. от устья водотока, с правого берега, географические координаты места выпуска 56 °59’08,2’’ с.ш. 52 °09’20,8’’. Сброс хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод в <адрес> осуществляется по подземному железобетонному коллектору диаметром 300 мм и протяженностью 1200 м. Оголовок выпуска берегового типа сосредоточенный, оборудован железобетонным лотком длиною 3м, с вертикальными откосами высотой 0,6 м, уложенными на слой щебня над урезом воды.
Очистные сооружения Общества представлены:
Сооружения физико-химической очистки (усреднители, илонакопители, установка нейтрализации, решетка механизированная барабанная щеточная, напорные флотаторы).
Сооружения биологической очистки (аэротенки, вторичные отстойники, фильтры доочистки, установка приготовления и дозирования гипохлорита натрия).
Сброс сточных вод Общество осуществляет на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование №-с, зарегистрировано в государственном водном реестре за № Срок водопользования установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки произведен анализ выполнения условий водопользования, установленных Решением №-с, в ходе которого установлено, что условия водопользования выполняются не в полном объеме, в частности:
- подпункт 5 пункта 2.3 Решения №-с, устанавливает ведение регулярных наблюдений за водным объектом (в фоновом и контрольном створах, расположенных не далее 30 м. выше и 100 м. ниже по течению реки от места выпуска сточных вод) и его водоохраной зоной по программе, согласованной с ОВР по УР КБВУ ФАВР, а также представление сведений, получаемых в результате наблюдений за водным объектом (его морфометрпическими особенностями) и его водоохраной зоной в соответствии с приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, и статистической отчетности по форме 2-ОС «Сведений о выполнении водоохранных работ на водных объектах» в указанный территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов и в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.
ООО «Ува-молоко» с отделом водных ресурсов по УР Камского БВУ согласована программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной оной на 2018-2021 года.
Данной программой установлен перечень определяемых и наблюдаемых показателей, периодичность наблюдения, место отбора проб воды.
Так, в фоновом створе (выше сброса) не менее 1 раза в квартал должен производиться анализ природной воды на острую токсичность.
В контрольном створе (ниже сброса) не менее 1 раза в квартал должен производиться анализ природной воды на хроническую токсичность.
Однако в нарушение подпункта 5 пункта 2.3 Решения №-с обществом предоставлен только 1 Протокол результатов биотестирования пробы воды № от ДД.ММ.ГГГГ (створ ниже сброса) за 1 квартал 2018 года на хроническую токсичность. Протоколы анализов природной воды на острую токсичность и хроническую токсичность за 2,3,4 кварталы 2018 года и 1,2 кварталы 2019 года Обществом не предоставлено.
Кроме того, подпункт 18 пункта 2.3 Решения №-с установлено ежеквартально предоставлять не позднее 10 числа месяца, следующим за отчетным кварталом бесплатно в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, а так же в отдел водных ресурсов по Удмуртской республике БВУ результаты наблюдений за качеством поверхностных вод в месте сброса, а также в фоновом и контрольном створах, расположенных не далее 30 м. выше и 100 м. ниже по течению <адрес> от места сброса сточных вод.
Однако в соответствии с письмом отдела водных ресурсов по удмуртской Республике Кмского БВУ (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №) Общество в 2018 году и 1-2 кварталах 2019 года результаты анализов природной воды на острую и хроническую токсичность в отдел не представляло.
В Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики результаты анализов природной воды на острую и хроническую токсичность в 2018 году и 1-2 кварталах 2019 года не поступали (письмо Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №).
Таким образом, ООО «Ува-молоко» осуществляет пользование водным объектом <адрес> с нарушением условий использования водного объекта или его части, установленных подпунктом 5, подпунктом 18 пункта 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование от №-с.
За допущенное правонарушение предусмотрено привлечение ООО «Ува-молоко» к административной ответственности в соответствии со статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – водопользование с нарушением его условий.
Кроме того, пунктом 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что водопользователи обязаны вести в установленном порядке учет объекта забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Таким образом, в нарушение пункта 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации, не ведет в полном объеме регулярные наблюдения за водным объектом (анализы природной воды на острую и хроническую токсичность не представлены), а также не представляет в установленные сроки результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
За допущенное правонарушение предусмотрено привлечение ООО «Ува-молоко» к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты.
Пунктом 4 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учёта объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объёма сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 8 июля 2009 года №205 установлено, что для организации учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества водопользователем составляется схема систем водопотребления и водоотведения, предоставляющая информацию о размещении мест забора и сброса сточных вод и (или) дренажных вод, количестве и качестве забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод, о системах оборотного водоснабжения, повторного использования вод, а также передачи (приема) воды потребителям. Схема систем водопотребления и водоотведения (далее - Схема) подлежит согласованию территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в 15-дневный срок. В случае использования подземных водных объектов Схема подлежит также согласованию территориальным органом Федерального агентства по недропользованию в 15-дневный срок.
ООО «Ува-молоко» письмом от ДД.ММ.ГГГГ № сообщает, что схема систем водопотребления и водоотведения согласована отделом водных ресурсов по Удмуртской Республике Камского БВУ, однако съему не предоставляет.
Управлением сделан запрос в отдел водных ресурсов по Удмуртской Республике Камского БВУ о представлении информации о согласовании в отделе водных ресурсов по Удмуртской Республике Камского БВУ (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №) ООО «Ува-молоко» отказано в согласовании съемы систем водопотребления и водоотведения.
Исходя из изложенного, у ООО «Ува-молоко» согласованная с территориальным органом Федерального агентства по недропользованию съема систем водопотребления и водоотведения отсутствует.
Таким образом, ООО «Ува-молоко» осуществляет пользование водным объектом <адрес> с нарушением условий использования водного объекта или его части, установленных подпунктом 9 пунктом 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование от №-с.
За допущенное правонарушение предусмотрено привлечение ООО «Ува-молоко» к административной ответственности в соответствии со статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Кроме того, должностным лицом административного органа выявлено нарушение в части осуществления сброса сточных вод в <адрес> с превышением концентраций по аммоний иону, нитрит иону, хлоридам, меди и сухому остатку относительно допустимой концентрации загрязняющих веществ на выпуске сточных вод в пределах норматива допустимого сброса, установленных Разрешением № от ДД.ММ.ГГГГ на сброс загрязняющих веществ в водный объект (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект, осуществления сброса веществ – хлоридов, нитрит-ионов и меди с превышением нормативов допустимого сброса.
За данное правонарушение предусмотрена административная ответственность по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение.
Старшим государственным инспектором Российской Федерации по контролю за использованием и охраной водных объектов по Удмуртской Республике Смирновой М.В. ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ООО «Ува-молоко», составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях водопользование с нарушением его условий, и протокол № об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты, а ДД.ММ.ГГГГ вынесено оспариваемое постановление 04-268/Пс, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.6 и части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 80 000 руб.
Фактические обстоятельства дела и виновность ООО «Ува-молоко» в совершении вышеуказанного административного правонарушения подтверждаются:
- актом проверки Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ №;
- решением о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №-с;
- письмом отдела водных ресурсов по удмуртской Республике Камского БВУ от ДД.ММ.ГГГГ №;
- письмом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды по Удмуртской республике от ДД.ММ.ГГГГ №;
- письмом ООО «Ува-молоко» от ДД.ММ.ГГГГ №;
- письмом ООО «Ува-молоко» от ДД.ММ.ГГГГ №;
- письмом отдела водных ресурсов по Удмуртской Республике Камского БВУ от ДД.ММ.ГГГГ №;
- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №
- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №
Судья районного суда исследовал и проанализировал имеющиеся в деле доказательства и сделал правильный вывод о том, что постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по контролю за использованием и охраной водных объектов по Удмуртской Республике Смирновой М.В. от ДД.ММ.ГГГГ № отмене не подлежит, поскольку в действиях ООО «Ува-молоко» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6, частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации о административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении данного дела не установлено объективных препятствий для соблюдения ООО «Ува-молоко» норм законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а равно принятие указанным юридическим лицом исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства, что свидетельствует о наличии вины Общества в совершении правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств, подтверждающих принятие ООО «Ува-молоко» всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, не представлено.
Таким образом, поскольку Общество знало об условиях Решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №-с, но не предприняло надлежащих мер по их исполнению, тем самым не выполняя требования действующего водного законодательства, но имело для этого возможность, оно обоснованно привлечено к административной ответственности.
Довод жалобы о том, что оснований для раздельного привлечения юридического лица к административной ответственности не имелось, уже был предметом рассмотрения в районном суде и получил исчерпывающую правовую оценку, исходя из установленных обстоятельств, свидетельствующих, что административным органом в ходе одной проверки выявлены разные нарушения – правил водопользования и правил охраны водных объектов, не согласиться с которой оснований по доводам жалобы не имеется.
Довод жалобы о том, что ООО «Ува-молоко» со своей стороны устраняет все замечания Отдела водных ресурсов по УР КамБВУ, с целью приведения схемы систем водопотребления и водоотведения в соответствии с требованиями государственного органа, не может являться основанием для освобождения Общества от административной ответственности, поскольку, согласно пункту 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.
Довод жалобы о малозначительности совершенного ООО «Ува-молоко» правонарушения, является несостоятельным.
В силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения ООО «Ува-молоко» от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Других доводов, которые могли бы послужить основанием к отмене состоявшегося по настоящему делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда, в жалобе не содержится.
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену состоявшегося решения судьи, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено. Дело рассмотрено с соблюдением правил подсудности.
Наказание юридическому лицу, привлекаемому к административной ответственности, судьей районного суда, назначено в пределах установленной законом санкции с соблюдением требований статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом всех значимых обстоятельств дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Увинского районного суда Удмуртской Республики от 2 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.6 и частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ува-молоко» оставить без изменения.
Жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Ува-молоко» - Зорина К.Л. оставить без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Г.Р. Багаутдинова