Дело № 2-2438/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 сентября 2020 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Стома Д.В.,
при секретаре Казакявичюте Б.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волкова ФИО7 к Отделу пенсионного обслуживания ЦФО УМВД России по Калининградской области, Отделу пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Челябинской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности возобновить выплату пенсии за выслугу лет, взыскании задолженности,
У С Т А Н О В И Л:
Волков В.В. обратился в суд с административным иском, указав, что проходил службу в органах внутренних дел, приказом начальника ГУ МВД России по Челябинской области от 13.12.2011 № № уволен со службы. С 14.12.2011 Отделом пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Челябинской области ему была назначена и выплачивалась пенсия за выслугу лет по линии МВД России в соответствии с пунктом «а» ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». Согласно приказу от 13.12.2011 № № выслуга лет в календарном исчислении на 13.12.2011 составила 17 лет 3 месяца 12 дней, в льготном исчислении - 20 лет 03 дня. В 2018 году переехал из Челябинска на постоянное место жительства в г. Калининград. Письмом ОПО ЦФО ГУ МВД России по Челябинской области от 07.02.2019 № № извещен о передаче его пенсионного дела № № для дальнейшего учета и выплаты пенсии в Отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения УМВД России по Калининградской области. Выплата пенсии ОПО ЦФО ГУ МВД России по Челябинской области прекращена с 01.02.2019. Письмом от 19.02.2019 № № ОПО ЦФО УМВД России по Калининградской области возвращено пенсионное дело в ОПО ЦФО ГУ МВД России по Челябинской области для проверки правомерности назначения пенсии за выслугу лет по линии МВД. В связи с неполучением пенсии за февраль 2019 года обратился за разъяснениями в ОПО ЦФО ГУ МВД России по Челябинской области, от которого получен ответ № № от 28.03.2019, согласно которому в ходе проверки пенсионного дела ОПО ЦФО ГУ МВД России по Челябинской области установлено, что в отношении заявителя в период с 05.07.2011 по 08.07.2011 правоохранительными органами была применена мера ответственности в виде задержания, в последствии засчитанная Центральным районным судом города Челябинска в период отбывания наказания по уголовному делу (приговор по делу № 1 - 107/2012 от 26.03.2012). По мнению ОПО ЦФО ГУ МВД России по Челябинской области данный период не может включаться в выслугу лет для назначения пенсии. Правового обоснования данного вывода в письме № № от 28.03.2019 не приведено. На основании изложенного ОПО ЦФО ГУ МВД России по Челябинской области сделан вывод, что на день увольнения из органов внутренних дел МВД России (13.12.2011) выслуга лет составляла менее 20 лет. В связи с вступлением в силу приговора с 18.05.2012 пенсия за выслугу лет выплачивалась необоснованно. Выплата пенсии прекращена с 01.02.2019. Решения о прекращении выплаты пенсии Волкову В.В. в виде отдельного документа ОПО ЦФО ГУ МВД России по Челябинской области не принималось, заявителю такое решение не направлялось. Не согласившись с бездействием ОПО ЦФО ГУ МВД России по Челябинской области 29.07.2019 направил жалобу на имя начальника отдела с требованием предоставить документ (приказ, распоряжение и т.п.), на основании которого принято решение о прекращении выплаты пенсии. В ответе ОПО ЦФО ГУ МВД России по Челябинской области от 05.09.2019 продублированы ранее сообщенные сведения из письма № № от 28.03.2019. Решение об отказе в назначении (выплате) пенсии не принято и не представлено. В ответ на повторное обращение от 30.10.2019, содержащее просьбу предоставить расчет выслуги лет для определения права на пенсию, ОПО ЦФО ГУ МВД России по Челябинской области предоставлен ответ № № от 14.11.2019. Из текста ответа следует, что выслуга лет на день увольнения (13.12.2011) составляет в календарном исчислении 17 лет 3 месяца 8 дней, в льготном исчислении - 19 лет 11 месяцев 29 дней. Указанные выше 4 дня с 05.07.2011 по 08.07.2011 не учитываются ОПО ЦФО ГУ МВД России по Челябинской области для расчета выслуги лет на основании абзаца 16 пункта 1 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет...». Согласно указанной норме в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим..., лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел... засчитываются, помимо прочего, время содержания под стражей, время отбывания наказания в местах лишения свободы и нахождения в ссылке военнослужащих (в том числе проходивших службу по призыву), лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел..., необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных. Таким образом, абзац 16 пункта 1 Постановления № 941 даёт Отделу пенсионного обслуживания основания дополнять выслугу лет для назначения пенсий периодами содержания под стражей и отбывания наказания лиц, необоснованно привлеченных к ответственности, но не исключать из выслуги данные периоды в отношении лиц, находящихся на службе и не уволенных с неё установленным порядком. Согласно части 1 статьи 91 Уголовно-процессуального кодекса РФ орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Задержание согласно УПК РФ относится к мерам процессуального принуждения, но не является мерой пресечения (ст. 98 УПК РФ). При этом из резолютивной части приговора от 26.03.2012 очевидно следует, что мера пресечения в виде заключения под стражу применена к Волкову В.В. непосредственно в день вынесения приговора в зале суда, т.е. уже спустя полгода после увольнения со службы. Соответственно, период задержания Волкова В.В. с 05.07.2011 по 08.07.2011 не является ни временем содержания под стражей, ни временем отбывания наказания в местах лишения свободы. В данный момент иного источника дохода помимо ведомственной пенсии за выслугу лет не имеет, в силу возраста ожидаемый год назначения ему страховой пенсии по старости - 2042 год. Поскольку ошибка, выявленная ответчиками в 2019 году, выявлена по истечении трех лет с даты назначения пенсии (13.12.2011), период, недостаточный для достижения выслуги лет составляет 1 (один) день, учитывая несоизмеримость указанного периода социально-экономическим последствиям прекращения выплаты пенсии для истца, в отсутствие виновных действий со стороны истца оснований для прекращения начисления и выплаты пенсии за выслугу лет не имелось. В связи с необоснованным прекращением выплаты пенсии с 01.02.2019 года, ответчиком ОПО ЦФО УМВД России по Калининградской области не выплачена пенсия на общую сумму 164160 рублей. На основании изложенного, просит признать незаконным бездействие Отдела пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Челябинской области по вопросу передачи пенсионного дела Волкова ФИО8 № № для дальнейшего учета и выплаты пенсии в Отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения УМВД России по Калининградской области; признать незаконным бездействие Отдела пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения УМВД России по Калининградской области по вопросу принятия пенсионного дела, начисления и выплаты пенсии за выслугу лет; обязать Отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Челябинской области передать пенсионное дело Волкова В.В. № № для дальнейшего учета и выплаты пенсии в Отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения УМВД России по Калининградской области; обязать Отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения УМВД России по Калининградской области возобновить выплату пенсии за выслугу лет по линии МВД России в соответствии с пунктом А статьи 13 Закона РФ от 12.02.1993 № №; обязать ответчиков предоставить расчет пенсии за выслугу лет по линии МВД России за период с февраля 2019 года по январь 2020 года; взыскать задолженность по выплате пенсии за выслугу лет за период с февраля 2019 года по январь 2020 года и далее до момента фактического исполнения судебного акта.
В дальнейшем истец уточнил исковые требования, просит:
признать незаконным бездействие Отдела пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Челябинской области по вопросу передачи пенсионного дела Волкова ФИО9 № № для дальнейшего учета и выплаты пенсии в Отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения УМВД России по Калининградской области;
признать незаконным бездействие Отдела пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения УМВД России по Калининградской области по вопросу принятия пенсионного дела, начисления и выплаты пенсии за выслугу лет;
обязать Отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения УМВД России по Калининградской области возобновить выплату пенсии за выслугу лет по линии МВД России в соответствии с пунктом А статьи 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1;
взыскать с Отдела пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения УМВД России по Калининградской области задолженность по выплате пенсии за выслугу лет за период с февраля 2019 года по дату вынесения решения по настоящему делу и далее до момента фактического исполнения судебного акта.
В судебном заседании истец Волков В.В. и его представитель – Кузнецов В.Ю. исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика УМВД России по Калининградской области по доверенности Сосина Е.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще. Ранее в судебном заседании не признала требования в полном объеме, ссылаясь на то, что в приговоре суда в отношении Волкова В.В. было указано, что срок лишения свободы засчитывается время его задержания с 05.07.2011 по 08.07.2011. При поступлении материалов пенсионного дела в Калининград, сотрудниками было проверен расчет выслуги лет и правомерность назначения пенсии, поскольку три дня задержания не могли быть засчитаны в выслугу, то у Волкова В.В. не возникло право на получение пенсии за выслугу лет, в этой связи пенсионное дело было возвращено по месту назначения пенсии для проведения проверки.
Представитель ответчика Отдела пенсионного обслуживания ЦФО УМВД России по Калининградской области в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, извещен надлежащим образом.
Представитель ГУ МВД России по Челябинской области по доверенности – Смиолин К.А. в судебное заседание не явился, просил дело рассматривать в отсутствие, представил письменный отзыв на иск, который приобщен к материалам дела. Указал, что в результате перерасчета, выслуга лет Волкова В.В. составляет менее 20 лет, в связи с чем, он не имеет права на получение пенсии и для возобновления выплаты пенсии оснований не имеется. Для принятия решения о выплате суммы, равной размеру пенсии, выплачиваемой на дату обнаружения ошибки, в соответствии с ч. 4 ст. 62 Закона № 4468-1 необходимо наличие следующих условий: выплачиваемая пенсия должна быть единственным источником дохода Волкова В.В., отсутствие виновных действий при назначении пенсии
Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, приказом начальника ГУ МВД России по Челябинской области от 13.12.2011 № № майор милиции Волков В.В. был уволен со службе в органах внутренних дел по п. «е» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по сокращению штатов). Выслуга лет на момент увольнения составила в календарном исчислении 17 лет 03 месяца 12 дней, в льготном исчислении 20 лет 03 дня.
При увольнении истец был ознакомлен с расчетом выслуги лет, который был составлен специалистом отдела кадров УРЛС ГУ МВД России по Челябинской области, на основании заключения, утвержденного начальником ОПО ЦФО ГУ МВД России по Челябинской области, Волкову В.В. была назначена и выплачивалась пенсия по выслуге лет по линии МВД.
Выплата пенсии по выслуге истцу производилась отделом пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Челябинской области с 14.12.2011 по 01.02.2019, то есть более 7 лет.
10.04.2018 Волков В.В. переехал в Калининград.
16.01.2019 Волков В.В. обратился в ОПО ЦФО ГУ МВД России по Челябинской области с заявлением о прекращении выплаты пенсии, в связи с переменой места жительства и пересылке пенсионного дела по новому месту жительства в Калининградскую область.
07.02.2019 пенсионное дело Волкова В.В. № было направлено в ОПО ЦФО УМВД России по Калининградской области для дальнейшего учета и выплаты пенсии по линии МВД.
Согласно заключению от 30.01.2019 по материалам служебной проверки была установлена переплата пенсии с учетом районного коэффициента за период с 01.05.2018 по 31.01.2019 в размере 18380,70 рублей, которые были удержаны с Волкова В.В.
19.02.2019 пенсионное дело Волкова В.В. было возвращено ОПО ЦФО УМВД России по Калининградской области в ОПО ЦФО ГУ МВД России по Челябинской области для рассмотрения вопроса о правомерности назначения Волкову В.В. пенсии за выслугу лет по линии МВД.
05.09.2020 Волкову В.В. в письме начальник ОПО ЦФО ГУ МВД России по Челябинской области сообщалось, что по приговору суда от 26.03.2012 время задержания с 05.07.2011 по 08.07.2011 зачтено в срок лишения свободы, в связи с чем, указанный период не может быть зачтен в выслугу лет. Без этого периода выслуга составляет менее 20 лет, что не дает право на пенсию.
Такие действия ответчиков суд находит необоснованными.
В соответствии с п. «а» ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, право на пенсию за выслугу лет имеют, в том числе, лица, указанные в статье 1 данного Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.
На момент увольнения Волкова В.В. из органов внутренних дел 13.11.2011 выслуга лет Волкова В.В. составляла в календарном исчислении - 17 лет 03 месяца 12 дней, в льготном исчислении 20 лет 03 дня, что указано в приказе об увольнении.
Из материалов дела установлено, что Волков В.В. был осужден приговором Центрального районного суда г. Челябинска от 26.03.2012 по ч. 3 ст. 159 УК РФ к лишению свободы на срок 2 года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
По уголовному делу Волкову В.В. была избрана мера пресечения в виде залога, после провозглашения приговора он был взят под стражу. В срок лишения свободы Волкову В.В. суд зачел время его задержания с 05.07.2011 по 08.07.2011.
В этой связи при проверке пенсионным органом расчета выслуги лет для назначения Волкову В.В. пенсии его выслуга в календарном исчислении составила 19 лет 11 месяцев 29 дней, что на 1 день меньше срока службы 20 лет, необходимого для назначения пенсии по выслуге лет, в соответствии с п. «а» ст. 13 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993.
Приказом МВД России от 09.01.2018 № 7 утверждена Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России, в соответствии с п. 9 которой пенсии пенсионерам МВД России назначаются пенсионными органами по последнему месту службы сотрудника.
С целью исключения ошибки в расчете выслуги лет для назначения пенсии кадровое подразделение до увольнения сотрудника со службы согласовывает с пенсионным органом предварительный расчет выслуги лет (п. 11).
В случае осуждения пенсионера МВД России к лишению свободы пенсионный орган направляет его пенсионное дело в пенсионный орган, на территории которого находится учреждение, исполняющее наказание (п. 40).
В соответствии с п. 51 Инструкции пересмотр пенсии производится в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, повлекшие изменение размера пенсии, если федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации не установлено иное.
При изменении выслуги лет, влияющей на размер выплачиваемой пенсии, кадровым подразделением по последнему месту службы сотрудника готовится новый расчет выслуги лет, который приобщается к пенсионному делу (п. 52).
При изменении пенсионером МВД России места жительства или места пребывания на основании его письменного заявления пенсионное дело в течение 10 дней после поступления выписки с лицевого счета пенсионера МВД России из учреждения (филиала) Банка, осуществляющего выплату пенсии, пересылается в пенсионный орган по его новому месту жительства или месту пребывания, о чем пенсионер МВД России ставится в известность (п. 73).
При получении пенсионного дела из другого пенсионного органа проверяется правильность назначения пенсии, наличие необходимых документов и в течение 10 дней со дня получения пенсионного дела высылается разрешение на выплату пенсии в учреждение (филиал) Банка по новому месту жительства или месту пребывания пенсионера МВД России (п. 76).
При обнаружении в пенсионном деле ошибок, касающихся определения права на пенсию, расчета размера пенсии, сроков ее назначения и перерасчета, а также производства выплаты (недоплаты, переплаты), пенсионное дело направляется в пенсионный орган по прежнему месту жительства или месту пребывания пенсионера МВД России для устранения обнаруженных недостатков, если они не могут быть устранены пенсионным органом по новому месту его жительства или месту пребывания (п. 78).
Как следует из материалов дела, пенсионное дело было возвращено отделом пенсионного обслуживания УМВД России по Калининградской области в отдел пенсионного обслуживания ГУ МВД России по Челябинской области 19.02.2019, о чем Волкову В.В. стало известно из копии сопроводительного письма.
Поскольку в течение длительного времени у него отсутствовала информация о проведении проверки правомерности назначения пенсии, истец 23.07.2019 обратился к начальнику ОПО ЦФО ГУ МВД России по Челябинской области с жалобой, в которой просил предоставить документ, на основании которого принято решение о прекращении выплаты пенсии, на которое, как указано выше, 05.09.2019 был дан ответ об отсутствии оснований для выплаты пенсии, в связи с отсутствием необходимой выслуги.
При этом, только 06.09.2019 врио начальника ЦФО направил начальнику правового отдела ГУ МВД России по Челябинской области письмо, в котором просил разъяснить имеет ли Волков В.В. право на пенсию за выслугу лет и порядок применения ст. 62 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993.
Как следует из материалов пенсионного дела №, в приказ об увольнении Волкова В.В. в части выслуги лет изменения не вносились, новый расчет выслуги лет не готовился и к материалам дела не приобщался, заключение по итогам проверки не утверждалось.
12.09.2019 в адрес пенсионного отдела поступило письмо о разъяснении законодательства, подписанное начальником правового отдела ГУ МВД России по Челябинской области.
18.09.2019 в адрес Волкова В.В. начальник пенсионного отдела Челябинской области направил письмо, в котором указал причины перерасчета выслуги лет, также указал на отсутствие оснований для возобновления выплаты пенсии и невозможность принятия решения о выплате суммы, равной размеру пенсии, выплачиваемой на дату обнаружения ошибки, в соответствии с ч. 4 ст. 62 Закона РФ № 4468-1.
Федеральным законом от 03.04.2017 № 63-ФЗ в статью 62 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» были внесены дополнения в виде частей 3 - 5 ( вступили в силу 15.04.2017).
В случае обнаружения ошибки, допущенной при назначении пенсии за выслугу лет, производится устранение этой ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае утраты пенсионером права на пенсию за выслугу лет в результате устранения допущенной ошибки, обнаруженной по истечении трех лет с даты назначения пенсии, являющейся его единственным источником дохода, пенсионный орган при условии отсутствия виновных действий пенсионера, приведших к неправомерному назначению пенсии, принимает решение о выплате суммы, равной размеру пенсии, выплачиваемой на дату обнаружения ошибки.
Указанная в части четвертой данной статьи сумма выплачивается ежемесячно до возникновения у пенсионера права на получение пенсии в соответствии с указанным Законом либо права на назначение любой другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением накопительной пенсии и социальной пенсии), и подлежит ежегодному увеличению (индексации) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Прекращение выплаты пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием права на нее либо приобретением права на другой вид пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства.
При указанных выше обстоятельствах, порядка назначения и выплаты Волкову В.В. пенсии, оснований перерасчета выслуги, на которые сослались пенсионный органы МВД, суд считает, что в данном случае, с учетом с незначительности периода, недостаточного для достижения установленной законом выслуги лет, длительности получения пенсии по выслуге, отсутствия иного источника дохода, а также недобросовестности истца, у пенсионных органов не имелось оснований к полному прекращению выплаты пенсии.
Подпунктом 6 пункта 2 Положения о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 года № 699, в числе основных задач МВД России определено обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, членов их семей, а также иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России. В целях выполнения этих задач МВД России осуществляет пенсионное обеспечение граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, членов их семей, а также иных лиц, пенсионное обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России (пункты 103 и 104 Положения).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 № 1-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Конституция РФ обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определении ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 Постановления).
Именно на основании действий уполномоченных органов, направленных на установление продолжительности стажа службы (выслуги лет), и подготовленных ими документов сотрудник органов внутренних дел получал (и в настоящее время получает) официальное подтверждение наличия или отсутствия у него права на пенсию за выслугу лет. Это официальное подтверждение, в свою очередь, необходимо для принятия решения об увольнении сотрудника органов внутренних дел по такому основанию, как выслуга срока службы, дающему право на пенсию, поскольку его увольнение по данному основанию правомерно лишь в том случае, если полностью соблюдены условия, предусмотренные частью 1 статьи 13 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (абзац четвертый пункта 4.1 Постановления).
Совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсии тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку предоставленных документов и проведение математических подсчетов, - полностью исключить невозможно. Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзац первый пункта 5 Постановления).
Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана таким образом обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан. Вместе с тем, соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учет интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем, чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 Постановления).
Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано, в том числе, на конституционных принципах правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения. В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учетом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абзац четвертый пункта 5 Постановления).
Исходя из подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права и изложенной правовой позиции Конституционного Суда РФ выявление ошибки в расчете выслуги лет (стажа службы) для назначения и выплаты военнослужащему, уволенному с военной службы, пенсии по выслуге лет само по себе не может служить основанием для внесения изменений в расчет выслуги лет (стажа службы), поскольку правовое регулирование по вопросу пенсионного обеспечения сотрудников внутренних дел, уволенных со службы, не предоставляет права уполномоченному органу вносить какие-либо изменения в расчет выслуги лет (стажа службы), производить перерасчет выслуги лет в одностороннем порядке, равно как и совершать иные юридически значимые действия в таком же порядке, затрагивающие права и законные интересы уволенного военнослужащего.
Отраженные в приказе об увольнении сведения, в том числе, о выслуге лет сотрудника, имеют существенное значение для сотрудника при выборе между дальнейшим прохождением службы или увольнением со службы с правом на пенсию по выслуге лет.
В данном случае сведения о выслуге лет вносились в приказ об увольнении на основании правильного расчета, произведенного до осуждения Волкова В.В. и до вступления приговора в законную силу, следовательно, события, которые наступили после увольнения Волкова В.В., повлекшие, по мнению пенсионных органов, утрату права на пенсию за выслугу лет, не могли быть известны кадровому органу и должны были лишить истца единственного источника существования до установления всех обстоятельств.
В данном случае должны приниматься во внимание срок, прошедший с момента признания со стороны органов государственной власти за гражданином права на пенсию, разница между действительным (подтвержденным) и требуемым стажем службы для увольнения по выслуге, возможность возвращения гражданина на службу для приобретения права на пенсию, добросовестность действий гражданина.
В силу возраста (1977 года рождения) Волков В.В. не имеет права на получение пенсии по возрасту, а также на получение иных видов пенсий и пособий, не трудоустроен, в том числе, в связи с наличием судимости.
Как следует из материалов пенсионного дела, 12.06.2012 Волков В.В. убыл для отбывания наказания по приговору, в исправительной учреждение в < адрес >, в связи с чем, пенсионное дело ГУ МВД России по Челябинской области было направлено в ГУ МВД России по Свердловской области, в последствии, 20.06.2013 возвращено в отдел пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Челябинской области. В пенсионном деле имеется надлежащим образом заверенная копия приговора Центрального районного суда г. Челябинска от 26.03.2012, заявления Волкова В.В. о перечислении пенсии по месту отбывания наказания и после освобождения – по месту жительства, в связи с чем необоснованными являются доводы ответчиков о недобросовестности истца при получении пенсии по выслуге лет.
В соответствии со статьей 18 Закона РФ 12.02.1993 № 4468-1 в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет засчитывается время отбывания наказания и содержания под стражей лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных.
Согласно абз. 16 пункта 1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам, на которых распространяется действие данного Постановления засчитывается время содержания под стражей, время отбывания наказания в местах лишения свободы и нахождения в ссылке военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных.
В данном случае, следует также учесть, что срок содержания под стражей в период предварительного следствия исчисляется с момента заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу до направления прокурором уголовного дела в суд.
Как разъяснено в п.п. 19 и 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 № 41 (ред. от 11.06.2020) «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий» по смыслу ст. 109 УПК РФ, сроки содержания под стражей исчисляются сутками и месяцами. Исходя из положений ч. 9 и 10 указанной статьи течение срока содержания под стражей начинается в день заключения лица под стражу на основании судебного решения об избрании заключения под стражу в качестве меры пресечения (час заключения лица под стражу в качестве меры пресечения во внимание не принимается). Истекает срок в 24 часа последних суток срока независимо от того, приходится ли его окончание на рабочий или нерабочий день).
При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, а также при продлении срока ее действия суд должен определить не только продолжительность периода содержания подозреваемого, обвиняемого под стражей, но и дату его окончания.
Согласно ч. 10 ст. 109 УПК РФ в срок содержания под стражей также засчитывается время: на которое лицо было задержано в качестве подозреваемого; запрета, предусмотренного п. 1 ч. 6 ст. 105.1 УПК РФ, из расчета два дня его применения за один день содержания под стражей; домашнего ареста; принудительного нахождения в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, по решению суда; в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его РФ в соответствии со ст. 460 УПК РФ.
Как следует из материалов дела, Волков В.В. был заключен под стражу 26.03.2012 в зале суда после вынесения приговора по уголовному делу и срок отбывания по приговору суда также начал исчисляться с 26.03.2012, то есть после фактического увольнения истца со службы.
При таких обстоятельствах доводы ответчиков о наличии оснований для прекращения выплаты пенсии и об отсутствии оснований для возобновления выплаты пенсии за выслугу лет суд находит необоснованными, и усматривает незаконное бездействие как со стороны Отдела пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Челябинской области не проведшего проверку обоснованности назначения Волкову В.В. пенсии за выслугу лет и не передавшего пенсионное дело истца с соответствующим заключением для учета и выплаты пенсии по месту жительства, так и со стороны Отдела пенсионного обслуживания ЦФО УМВД России по Калининградской области, не принявшего пенсионное дело Волкова В.В. для начисления и выплаты пенсии за выслугу лет по линии МВД.
Согласно ч. 2 ст. 58 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Согласно ст. 56 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 настоящего Закона, через публичное акционерное общество «Сбербанк России» путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению.
Поскольку Волков В.В. постоянно проживает в Калининграде, то обязанность по постановке пенсионера на учет и выплате пенсии за выслугу лет лежит на УМВД России по Калининградской области, также с возложением обязанности выплатить истцу всю сумму недополученной с 01.02.2019 пенсии.
На сновании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Отдела пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Челябинской области по передаче пенсионного дела Волкова ФИО10 для учета и выплаты пенсии по месту жительства.
Признать незаконным бездействие Отдела пенсионного обслуживания ЦФО УМВД России по Калининградской области по вопросу принятия пенсионного дела Волкова В.В., начисления и выплаты Волкову В.В. пенсии за выслугу лет по линии МВД.
Обязать УМВД России по Калининградской области поставить Волкова ФИО11 на учет по месту жительства как получателя пенсии по линии МВД, возобновить выплату Волкову ФИО12 пенсии за выслугу лет, в соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» с 01.02.2019, выплатить сумму недополученной пенсии.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 17.09.2020.
Судья Д.В. Стома