Решение по делу № 2-93/2014 (2-1166/2013;) ~ М-1043/2013 от 26.12.2013

К делу – 93/14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего - Панеш Х.А.,

при секретаре - ФИО3,

с участием: представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО4, согласно доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации МО «<адрес>» о признании права собственности на здание автомастерской с мойкой и встречное исковое заявление администрации муниципального образования «Тульское сельское поселение» к ФИО1 о признании здания (строения) самовольной постройкой, об обязании снести здание (строение), о восстановлении (рекультивации) территории строения

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику, в котором просил признать право собственности на здание автомастерской с мойкой. В обоснование своих требований истец указал, что в соответствие с договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенным с администрацией Тульского поселкового округа, ему был передан в аренду земельный участок по <адрес>-а, в <адрес> Республики Адыгея, для размещения автомастерской с мойкой автомобилей. В соответствии с постановлением администрации МО «Тульское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку площадью 351 кв.м., присвоен номер № 241М. Согласно распоряжению главы администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании места размещения автомастерской с мойкой автомобилей в <адрес>», утвержден акт обследования земельного участка площадью 350 кв.м.

Согласно градостроительному заключению отдела архитектуры и градостроительства МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ года, строительство автомастерской с мойкой автомобилей на отведенном земельном участке возможно.

На арендуемом земельном участке с кадастровым номером № 01:04:0200001:0037 истцом возведено здание автомастерской согласно представленных управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по <адрес> пограничных экологических условий на проектирование от ДД.ММ.ГГГГ года, № 03-14/1-109п-02, в соответствии с рабочим проектом, разработанным специализированной проектной организацией.

Согласно заключению МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № 148, санитарно эпидемиологическому заключению от ДД.ММ.ГГГГ № 45, построенный истцом объект не нарушает права и интересы других граждан, не создает угрозу их жизни и здоровью.

На заявление истца в администрацию МО «<адрес>» о сдаче и приемке объекта строительства и предоставления земельного участка, отведенного под строительство автомастерской с мойкой автомобилей, в собственность, в целях получения свидетельства о государственной регистрации права на объект завершенного строительства и земельный участок, получен отказ, изложенный в ответе от ДД.ММ.ГГГГ за № 797, согласно которому для оформления в собственность земельного участка истцу необходимо получить свидетельство о государственной регистрации права собственности на строение. Данный отказ лишает истца возможности зарегистрировать право собственности на возведенный истцом объект недвижимости имущества для его эксплуатации и уплаты налогов. Просил признать право собственности на здание – автомастерской с мойкой автомобилей, расположенной по адресу: <адрес>-М, общей площадью 303,6 кв.м., за истцом.

Ответчик администрация МО «Тульское сельское поселение» не признала требования истца. Представила встречное исковое заявление к истцу о признании здания (строения) самовольной постройкой, об обязании снести здание (строение), о восстановлении (рекультивации) территории строительства. В обоснование встречных исковых требований пояснил, что администрация МО «Тульское сельское поселение» требования не признает, в связи с тем, что здание (строение) автомастерской с мойкой автомобилей, расположенное по адресу: <адрес>-М является самовольной постройкой, которая согласно ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации является строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

ДД.ММ.ГГГГ администрация Тульского поселкового округа заключила с истцом по первоначальному иску, договор аренды земельного под № 65, срок действия которого определен до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 10 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства.

В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета. Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана. Кадастовый паспорт здания от ДД.ММ.ГГГГ выдан ФГУП «Ростехинвентаризация» -Федеральное БТИ отделом ТИ по <адрес> филиала по <адрес> был выдан ФИО1 без наличия разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию, что является нарушением градостроительного законодательства, а также нарушением 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которой право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Кроме того, договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № 65, является ничтожной сделкой, поскольку согласно п. 4 ст. 30 предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется путем принятия решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставление земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и публикации сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Считал, что материалами дела, истец не представил подтверждение исполнения данной нормы закона.

В соответствии с п.п. 1,2,4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Градостроительным кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

В соответствии с п.п. 4,6,7 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ (Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства) при осуществлении строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство.

Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Ответчик не подтвердил в материалах рассматриваемого дела соблюдение данной нормы закона.

В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 26 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (Споры, связанные с самовольной постройкой), при рассмотрении исков о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

В данном случае ответчик по встречному иску, создавший самовольную постройку не предпринимал надлежащих мер к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, что подтверждается материалами дела.

В силу пункта 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляются юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет. Просил признать здание автомастерской с мойкой автомобилей, общей площадью 303,6 кв.м., расположенное по адресу: Россия, <адрес> (Адыгея), <адрес>М, самовольной постройкой и обязать ответчика снести здание автомастерской с мойкой автомобилей, общей площадью 303,6 кв. м., расположенное по адресу: Россия, <адрес>М и восстановить (рекультивировать) территорию строительства за счет средств ответчика.

Представитель ФИО1, согласно доверенности ФИО5, поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить. Пояснил, что ФИО1, будучи предпринимателем без образования юридического лица, в июне 2004 года обратился в администрацию МО «<адрес>» с заявлением об обследовании земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, для строительства автомастерской с мойкой.

Согласно п. 6 ст. 31 Земельного Кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

По заявлению ФИО1 главой администрации района ДД.ММ.ГГГГ было вынесено распоряжение «О предварительном согласовании места размещения автомастерской с мойкой автомобилей в <адрес>».

Данным постановлением был утвержден акт обследования земельного участка площадью 350 кв.м., для строительства автомастерской с мойкой автомобилей, который был согласован всеми заинтересованными органами: отделом строительства и архитектуры администрации района, комитетом по земельным ресурсам, управлением охраны окружающей природной среды, отделом государственной противопожарной службы, Адыгейскими электрическими сетями, управлением ОАО «Водоканал» и другими.

Земельный участок по <адрес>К <адрес>, впоследствии перенумерован на номер 241-М, был выделен ФИО1 в соответствии с порядком предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленном ст. З Земельного Кодекса РФ.

В соответствии с установленным законом порядком предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их оформлению: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Частью 5 ст. З Земельного Кодекса РФ предусмотрено предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта при условии: выбора земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в
соответствии с правилами, установленными ст. 32 Земельного Кодекса.

В силу ст. 32 Земельного Кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, границ земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета.

Земельному участку, находящемуся по адресу: <адрес>М, отведенному ФИО1 под строительство автомастерской с мойкой автомобилей, присвоен кадастровый номер 01:04:0200001:37 и выдан кадастровый паспорт земельного участка № 0100/401/2014-3580.

Архитектурно-планировочное задание на указанный объект было согласовано архитектором <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и утверждено председателем комитета Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 52 Градостроительного Кодекса РФ, предусматривающей осуществление строительства объектов капитального строительства, ФИО1 были выполнены условия, предусмотренные п. 4 указанной статьи закона, подготовлен земельный участок для строительства, которое осуществлено на основании материалов инженерных изысканий и проектной документации. При этом, не было получено разрешение на строительство.

В сентябре 2012 года ФИО1 обратился с заявлением в комитет имущественных отношений администрации МО «<адрес>» о возмездном предоставлении в собственность земельного участка находящегося по адресу: <адрес>М, на котором возведено здание автомастерской с мойкой автомобилей, с приложением копии кадастрового паспорта на объект незавершенного строительства с ранее присвоенным учетным номером 01:04:0200001:0037:79:222:002:000008890.

Письмом заместителя главы администрации района от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления было отказано.

В обоснование отказа было рекомендовано предварительно получить свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости. Также разъяснено, что земельные участки, под недостроенными объектами недвижимого имущества передаются в аренду.

Договор аренды земельного участка с кадастровым номером 01:04:0200001:37 был заключен от имени физического лица ФИО1 с администрацией Тульского поселкового округа ДД.ММ.ГГГГ.

Возведение здания автомастерской с мойкой автомобилей было осуществлено в период с 2005 по 2013 год.

В соответствии с ч.1 ст. 222 ГК РФ строение, сооружение или недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей, либо без получения на это необходимых разрешений, признается самовольной постройкой.

Согласно ч. З ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившем постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный земельный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку.

Выбор земельного участка для строительства автомастерской с мойкой автомобилей по адресу: <адрес>М, был осуществлен комиссией в составе заместителя главы администрации МО «<адрес>», главы местного самоуправления, начальника отдела архитектуры и градостроительства <адрес>, представителя комитета РА по земельным ресурсам и землеустройству, представителя проектной организации, представителя охраны окружающей природной среды Республики Адыгея, представителей других заинтересованных ведомств, который оформлен актом обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, при выборе земельного участка под строительство автомастерской с мойкой не было выявлено нарушение прав и законных интересов третьих лиц.

Таким образом, возведенное ФИО1 здание автомастерской с мойкой осуществлено на отведенном для этих целей земельном участке, переданном ему в аренду.

Встречные исковые требования не признал, просил в удовлетворении отказать по следующим основаниям. Ответчик, ссылаясь на ч. 1 ст. 222 ГК РФ во встречном иске, указывает, что строение возведено на не отведенном для этих целей земельном участке, с существенным нарушением градостроительных норм и правил, без получения разрешения.

Вопреки изложенному и в соответствии с п. 6 ст.31 Земельного Кодекса РФ исполнительный орган местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ, вынес распоряжение о предварительном согласовании места размещения объекта по <адрес> Республики Адыгея.

Данным распоряжением был утвержден акт обследования земельного участка, на ФИО1 возложены обязанности оформить заказ на изготовление паспорта земельного участка и согласовать проект строительства в отделе архитектуры и градостроительства <адрес> Республики Адыгея, что и было исполнено.

Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> для утверждения границ земельного участка был предоставлен план кадастрового квартала 01:04:02 00 001, оформлен акт о восстановлении и сдачи разбивочных знаков на наблюдение за сохранностью по <адрес>А (впоследствии перенумерованном на №241-М) ФИО1

На основании обследования земельного участка комиссия в составе заместителя главы администрации района, главы администрации Тульского поселкового округа, начальника отдела архитектуры и градостроительства района, руководителя комитета по земельным ресурсам и землеустройству района, управления охраны окружающей среды Республики Адыгея, службой санитарно эпидемиологического надзора, МЧС и другими службами пришла к выводу, что выбранный участок площадью 350 кв.м., пригоден для строительства автомастерской с мойкой автомобилей.

При этом, нарушений прав и законных интересов третьих лиц выявлено не было.

Таким образом, земельный участок, в настоящее время имеющий адрес: <адрес>М, был отведен ФИО1, для строительства автомастерской с мойкой автомобилей в соответствии с порядком предоставления земельных участков для строительства из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленном ст. 30 Земельного Кодекса РФ.

В соответствие с ч. 5 ст. 30 ЗК РФ, предоставление земельного участка для строительства осуществлено из земель, находящихся в муниципальной собственности, с предварительным согласованием места размещения объекта, согласно акта выбора земельного участка и проведения работ по его формированию на основании государственного кадастрового учета земельного участка, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.

В силу ст. 32 Земельного Кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проекта границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, границ земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета.

Земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>М, переданному ФИО1 в аренду по договору от ДД.ММ.ГГГГ № 65, для размещения автомастерской с мойкой автомобилей, присвоен кадастровый номер 01:04:0200001:37 и выдан кадастровый паспорт земельного участка № 0100/401/2014-3589.

Архитектурно-планировочное задание на указанный объект было согласовано архитектором <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и утверждено председателем комитета Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы администрации Тульского поселкового округа от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден план внешних границ земельного участка, находящегося в ведении Тульского поселкового округа по адресу: <адрес> (впоследствии перенумерован 241-М).

В соответствии со ст. 52 Градостроительного Кодекса РФ, предусматривающей осуществление строительства объектов капитального строительства, ФИО1 выполнены условия, предусмотренные п. 4 указанной статьи закона, подготовлен земельный участок для строительства, которое осуществлено на основании материалов инженерных изысканий и проектной документации, изготовленной ООО «Архстудио» <адрес> на основание лицензии от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Госстроем Российской Федерации на проектирование зданий и сооружений 1 и 2 уровня ответственности в соответствии с государственным стандартом.

В силу ч. З ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку.

Предоставление земельного участка под застройку подтверждается актом обследования (выбора) земельного участка, документами по формированию земельного участка и его постановки на государственный кадастровый учет.

Доводы ответчика, изложенные во встречном исковом заявлении, о строительстве объекта с нарушением строительных норм и правил, никакими доказательствами не подтверждается, также как и захламление территории.

Строительство здания выполнено в соответствии с проектной документацией, при обеспечении безопасности выполненных работ, согласно строительного паспорта земельного участка.

Соответствие возведенного здания размерам, указанным в проекте, подтверждается техническим паспортом здания.

Доводы ответчика о том, что ФИО1, не предпринимались меры к получению разрешения на строительство или акта ввода в эксплуатацию не соответствуют действительности постольку, застройщиком не выполнены требования отдела архитектуры и градостроительства района, изложенные в градостроительном заключении, о выполнении работ по благоустройству территории: освещении и озеленении.

В связи с чем, здание автомастерской с мойкой автомобилей в настоящее время является объектом не завершенного строительства.

На обращение ФИО1 в администрацию района комитетом имущественных отношений письмом от ДД.ММ.ГГГГ было указано, что ему необходимо получить свидетельство о государственной регистрации права собственности на автомастерскую с мойкой машин для оформления в последующем в собственность земельного участка.

Во встречном исковом заявлении ответчик указал, что самовольная постройка подлежит сносу кроме случаев, предусмотренных ч. З ст. 222 ГК РФ.

Согласно ч. З ст. 222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившем постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный земельный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку.

Выбор земельного участка для строительства автомастерской с мойкой автомобилей по ул. Ленина, 241-М в п. Тульском был осуществлен комиссией района.

При выборе земельного участка под строительство автомастерской с мойкой не было выявлено нарушение прав и законных интересов третьих лиц.

Таким образом, возведенное Никифоровым В.Т. здание автомастерской с мойкой осуществлено на отведенном для этих целей земельном участке.

В то же время, ответчик указывает во встречном иске, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.

Во встречном иске не приведено никаких доказательств нарушения прав и законных интересов третьих лиц при возведении строения, кроме ссылки на правовые нормы, а потому он не подлежит удовлетворению за необоснованностью.

Представитель третьего лица администрация МО «Майкопский район», Белоусов А.В. считал, что в удовлетворении требований истца по первоначальному иску отказать, а по встречному исковому требованию удовлетворить. В обоснование требований пояснил, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

В соответствии с п.п. 4,6,7 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ (Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства) при осуществлении строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Как установлено в суде, распоряжением № 351 от 04.07.2002 года, «О предварительном согласовании места размещения автомастерской с мойкой автомобилей в п. Тульский по ул. Ленина», на основании заявки истца утвержден акт обследования земельного участка площадью 350 кв.м. для строительства автомастерской с мойкой автомобилей в п. Тульский по ул. Ленина. Данным распоряжением. Согласно п. 2.1 истец обязан оформить заказ на изготовление паспорта земельного участка, согласовать в последующем проект строительства в отделе архитектуры и градостроительства Майкопского района. Пунктом 2.2 истцу указанно, что до начала строительных работ получить в инспекции Госархстройнадзора Майкопского района разрешение на право производства строительных работ.

Актом от 06 мая 2002 года, в соответствии с заявлением о межевании земельного участка от 25 апреля 2002 года, установлены размеры и точные границы землепользования п. Тульский, ул. Ленина, б/н.

Распоряжением главы администрации «Тульского поселкового округа» № 639 от 31 декабря 2004 года истцу на основании его заявления предоставлен земельный участок площадью 350 кв.м., из земель поселений, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, пос. Тульский, ул. Ленина в краткосрочную аренду, сроком до 30 ноября 2005 года, для производственных целей. Пунктом № 2 данного распоряжения истцу рекомендовано провести работы по формированию вышеуказанного земельного участка в ООО «Землеустроительное предприятии» или в ООО «Геостройпроект» и в комитете по земельным ресурсам и землеустройству Майкопского района.

В соответствии с рекомендацией указанной в п. № 2 распоряжения главы администрации «Тульского поселкового округа» № 639 от 31 декабря 2004, истцом 25 апреля 2002 года, представлено заявление в Майкопский районный филиал ДФГУП ФГУП «КубаньНИИгипрозем» по Республике Адыгея по выполнению межевания земельного участка расположенного в п. Тульский, ул. Ленина.

Распоряжением главы администрации Тульского поселкового округа № 834 от 05 декабря 2005 года, утвержден план внешних границ земельного участка находящегося в ведении Тульского поселкового округа в п. Тульский. Ул. Ленина. 241 – а. Согласно п. 2 данное распоряжение является основанием для поставки земельного участка на кадастровый учет.

Земельному участку, расположенному по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, п. Тульский, ул. Ленина, 241-М, переданному Никифорову В.Т. в аренду по договору от 31.12.2004 года № 65, для размещения автомастерской с мойкой автомобилей, присвоен кадастровый номер 01:04:0200001:37 и выдан кадастровый паспорт земельного участка № 0100/401/2014-3589.

Исходя из ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Из представленного договора аренды земельного участка № 65 от 31 декабря 2004 года (далее по тексту Договор), судом установлено, что администрация Тульского поселкового округа в лице главы администрации Тульского поселкового округа именуемый в дальнейшем Арендодатель и Никифоров Василий Тимофеевич, заключили указанный договор. Пунктом 1.1. договора предусмотрено, что арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 350 кв.м., расположенный по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, п. Тульский ул. Ленина. Целью аренды земельного участка, согласно п. 1.1 является размещение автомастерской с мойкой автомобилей. Срок аренды согласно п. 4.1 договора, установлен с 31 декабря 2004 года по 31 ноября 2005 года.

Согласно пункту 1.2. договора аренды земельного участка не обременен правами и претензиями третьих лиц, предъявляющих право на земельный участок.

Согласно п. 2 ст. 621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610 ГК РФ).

Таким образом, земельный участок находится у Никифорова В.Т. в аренде по настоящее время, предоставлена в аренду на неопределенный срок, так как со стороны арендодателя отсутствовали какие-либо возражения, и истец продолжает пользоваться земельным участком. Следовательно, владение и пользование земельным участком после истечения срока договора аренды является правомерным.

Согласно п. № 26 Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010г. N10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.

Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно справке от 15 июня 2006 года «О соответствии проекта действующим нормам и правилам» установлено, что рабочий проект автомастерской с мойкой автомобилей по ул. Ленина в пос. Тульский Майкопского района, разработан в соответствии с действующими нормами, правилами и стандартами и обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатация объекта.

Из кадастрового паспорта земельного участка от 20 января 2014 года № 0100/401/2014-3589, следует, что местоположением участка является Республика Адыгея, Майкопский район, п. Тульский, ул. Ленина, д. № 241 «М», разрешенное использование – для производственных целей.

Представленным строительным паспортом участка № 56 на строительство автомастерской с мойкой автомобилей п. Тульский, ул. Ленина, установлено, что комиссия в ходе обследования земельного участка считает, что выбранный земельный участок площадью 350 кв.м., пригоден для строительства автомастерской с мойкой автомобилей в п. Тульский по ул. Ленина.

Принимая во внимание установленные выше обстоятельства в совокупности с изложенными нормами права, а также учитывая длительность периода владения истцом земельным участком на праве аренды, при отсутствии обстоятельств самовольного его использования, а также наличие у истца объективных препятствий впоследствии для защиты своих прав иными предусмотренными законом способами, при не установлении судом нарушения прав и законных интересов иных лиц, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и признания права собственности за истцом на строение.

На основании выше изложенного суд в удовлетворении встречных исковых требований отказывает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Никифорова Василия Тимофеевича к администрации МО «Майкопский район» о признании права собственности на строение удовлетворить.

Признать право собственности за Никифоровым Василием Тимофеевичем, 23 декабря 1950 года рождения, уроженца г. Майкоп Краснодарского края, проживающего по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, п. Тульский, ул. Танюкова, д. № 2А, квартира № 4, на здание автомастерской с мойкой автомобилей, общей площадью 303,6 кв.м., расположенной по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, п. Тульский, ул. Ленина, 241-М.

В удовлетворении встречных исковых требований администрации муниципального образования «Тульское сельское поселение» к Никифорову Василию Тимофеевичу о признании здания (строения) самовольной постройкой, об обязании снести здание (строение), о восстановлении (рекультивации) территории строения отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца через Майкопский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года.

Судья_____________________

2-93/2014 (2-1166/2013;) ~ М-1043/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Никифоров Василий Тимофеевич
Ответчики
Администрация МО "Майкопский район"
Суд
Майкопский районный суд Республики Адыгея
Судья
Панеш Хизир Асланович
Дело на странице суда
maikopskyr--adg.sudrf.ru
26.12.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.12.2013Передача материалов судье
27.12.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.12.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2014Подготовка дела (собеседование)
15.01.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2014Судебное заседание
31.01.2014Судебное заседание
05.02.2014Подготовка дела (собеседование)
05.02.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.02.2014Судебное заседание
13.02.2014Судебное заседание
19.02.2014Судебное заседание
24.02.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.02.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее