Дело № 2-83/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Хандагайты 27 марта 2013 года
Овюрский районный суд Республики Тыва в составе судьи Куулар В.О., с участием помощника прокурора Овюрского района Республики Тыва Дамба А.Ч., при секретаре судебного заседания Донгак Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Овюрского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «<данные изъяты>», Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «<данные изъяты> об обязании устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Овюрского района Республики Тыва обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «<данные изъяты>» (далее по тексту – Администрация района), Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «<данные изъяты>» (далее по тексту – Учреждение) об обязании устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне путем обеспечения в течение 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу средствами индивидуальной защиты, а именно противогазами (гражданскими) фильтрующего типа в количестве 22 штук, индивидуальными медицинскими аптечками в количестве 22 штук, защитными комплектами для детей дошкольного возраста с принудительной подачей воздуха ЗКД-ГЗ в количестве 30 штук.
В обоснование исковых требований указал, что численность постоянного личного состава персонала в Учреждении составляет 22 человека, а текущая наполненность воспитанниками - 30 человек. Персонал и воспитанники не обеспечены средствами индивидуальной защиты, что влечет значительное снижение уровня защищенности Учреждения при чрезвычайных ситуациях, создает угрозу безопасности жизни и здоровья людей.
В судебном заседании представитель истца Дамба А.Ч. уточнила исковые требования, просила обязать Учреждение обеспечить средствами индивидуальной защиты: противогазами (гражданскими) фильтрующего типа в количестве 22 штук, индивидуальными медицинскими аптечками в количестве 22 штук, защитными комплектами для детей дошкольного возраста с принудительной подачей воздуха ЗКД-ГЗ в количестве 30 штук. При этом просил на Администрацию района возложить обязанность выделить денежные средства на приобретение Учреждением необходимых средств индивидуальной защиты. Виды индивидуальных средств индивидуальной защиты подобраны после устной консультации со специалистами ГУ МЧС РФ по Республике Тыва.
Представители ответчиков – Учреждения и Администрации района, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении судебного заседания не просили и сведений об уважительности неявки не представили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие на основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Общественные отношения в сфере гражданской обороны регулируются нормами Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее по тексту – Закон № 28-ФЗ), другими нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 2 Закона № 28-ФЗ одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
Частью 2 ст. 8 Закона № 28-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований и в частности проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.
Статья 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относит организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п. 15.4 Приказа МЧС РФ от 14 ноября 2008 года № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» органы местного самоуправления планируют и осуществляют основные мероприятия по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты, в том числе накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения.
В соответствии с п. 4 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС РФ от 21 декабря 2005 № 993, обеспечение работников муниципальных учреждений средствами индивидуальной защиты осуществляется органами местного самоуправления.
При этом органы местного самоуправления определяют номенклатуру, объемы средств индивидуальной защиты в запасах (резервах), создают и содержат запасы (резервы) средств индивидуальной защиты, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) средств индивидуальной защиты (п. 21).
Анализ вышеуказанных норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что исходя из принципа самостоятельности местного самоуправления по решению вопросов местного значения, муниципальные образования принимают решения по вопросам гражданской обороны исходя из местных интересов, в том числе по созданию и содержанию в целях гражданской обороны запасов средств индивидуальной защиты.
В соответствии с п. 1.7 Устава Учреждения его учредителем является Администрация <данные изъяты>.
Как следует из материалов дела, проведенной прокуратурой Овюрского района проверкой выявлены нарушения требований в области гражданской обороны, а именно, необеспечение средствами индивидуальной защиты – противогазами персонала и учащихся Учреждения. Факт наличия указанных нарушений никем не оспаривается.
07 марта 2013 года Учреждение приобрело два противогаза, что подтверждается товарной накладной и счет-фактурой.
Согласно представленным сведениям Управления образования, количество работников Учреждения составляет 22 работника, а количество детей – 30 человек.
При этом судом установлено, что нормативно-правовые акты, которыми утверждены номенклатура и объемы запасов средств индивидуальной защиты на территории муниципального района Администрацией района не приняты.
Так, из представленной суду номенклатуры, являющейся приложением к Постановлению Администрации района от 06 марта 2012 года № 75а «О порядке создания, хранения, использования и резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера муниципального района <данные изъяты>», следует, что средства индивидуальной защиты, их виды и объемы в ней не предусмотрены.
Тем, что ответчик не предусмотрел в номенклатуре создаваемых в целях гражданской обороны запасов средства индивидуальной защиты, нарушаются права граждан на защиту от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, либо в случае совершения террористического акта, так как в указанных случаях отсутствие средств индивидуальной защиты создаст угрозу жизни и здоровью людей.
Однако из исковых требований прокурора не следует, что он просит Администрацию района разработать и утвердить номенклатуру о запасах средств индивидуальной защиты либо включить в утвержденную номенклатуру средства индивидуальной защиты, указанные в иске и рекомендованные ГУ МЧС России по Республике Тыва.
В силу изложенного, суд находит, что выявленные нарушения ставят под угрозу безопасность людей, а также с учетом того, что органы местного самоуправления не могут действовать произвольно, и номенклатура создаваемых в целях гражданской обороны запасов средств индивидуальной защиты будет разработана на основании существующего нормативно-правового регулирования данных отношений, тем самым полагает необходимым не выходя за пределы заявленных требований разрешить спор по существу на основании представленных материалов и требований действующего законодательства.
Таким образом, исследовав обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что обязанность устранить допущенные нарушения посредством обеспечения – финансирования и приобретения средств индивидуальной защиты законом возложена на Администрацию района, поскольку обеспечение работников созданных муниципальным образованием Учреждений и населения на территории района, в том числе лиц дошкольного возраста средствами индивидуальной защиты является обязанностью Администрации района.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований к Учреждению следует отказать, поскольку доводы истца о том, что в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона от 10 июля 1992 «Об образовании» Учреждение несет в установленном законодательством порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, обязано приобрести средства индивидуальной защиты существенного значения для данного спора не имеют, поскольку в силу закона данная обязанность возложена напрямую на органы местного самоуправления.
Кроме этого, при необходимости приобретение средств индивидуальной защиты на основании Федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» будет осуществляться путем проведения конкурса. При этом законом не предусмотрено право бюджетного учреждения на его проведение, оно выступает лишь его заказчиком, в связи с чем данное обстоятельство также является одним из оснований для вывода об ошибочности суждения о возложении обязанности приобрести средства индивидуальной защиты на Учреждение.
Оценив все доказательства в их совокупности, принимая во внимание, что неисполнение требований законодательства о гражданской обороне затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц и нарушает их права на безопасность при чрезвычайных ситуациях, в данном случае затрагивает права детей, которые в чрезвычайных ситуациях могут быть подвержены особому риску, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
При этом следует разъяснить, что выполнение требований законодательства в сфере гражданской обороны является обязательным для ответчика и не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия средств в бюджете района.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание необходимость осуществления ответчиком ряда организационных и других мер, направленных на исполнение судебного решения, суд полагает разумным установить шестимесячный срок исполнения решения со дня вступления решения в законную силу.
Администрация района как орган местного самоуправления освобождена от уплаты государственной пошлины и не может быть отнесена к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск заместителя прокурора Овюрского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать Администрацию муниципального района «<данные изъяты>» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне путем обеспечения Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «<данные изъяты>» средствами индивидуальной защиты, а именно противогазами (гражданскими) фильтрующего типа в количестве 22 штук, индивидуальными медицинскими аптечками в количестве 22 штук, защитными комплектами для детей дошкольного возраста с принудительной подачей воздуха ЗКД-ГЗ в количестве 30 штук.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня его принятия через Овюрский районный суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено 03 апреля 2013 г.
Судья В.О. Куулар