№2 –616/18 – 2016 г.
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации13 апреля 2016 года г.Курск
Ленинский районный суд г.Курска в составе:
председательствующего судьи Мазаловой Е.В.,
при секретаре Барковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карбовского <данные изъяты> к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании незаконным решения, признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства в <адрес>, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Карбовский В.К. обратился в суд с иском к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, в котором указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по линии Министерства обороны РФ. На момент увольнения имел выслугу в количестве 26 лет 00 месяцев 16 дней, уволен в связи с организационно-штатными мероприятиями. На момент увольнения и в настоящее время вместе с семьей проживали и проживают в военном городке <адрес> в служебной квартире. В списках на получение государственного жилищного сертификата по категории «отселение из закрытых военных городков» находится с ДД.ММ.ГГГГ. На имя истца был оформлен государственный жилищный сертификат, о чем ему сообщено письмом от ДД.ММ.ГГГГ Однако поскольку сумма, указанная в сертификате, не соответствует реальной рыночной цене стоимости жилья в <адрес>, он отказался от его получения. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в постановке на учет. С таким отказом истец не согласен, так как, по его мнению, включением его с ДД.ММ.ГГГГ в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленный федеральным законодательством» он уже был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Без наличия статуса нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, он не мог быть включен в программу «Жилище». С учетом выслуги лет, оснований увольнения у него возникло право на признание нуждающимся не только в связи с отселением из закрытого военного городка, но и в связи с избранием постоянного места жительства после увольнения с военной службы. В связи с этим в уточненных исковых требованиях Карбовский В.К. просил признать незаконным решение ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признать за ним и членами его семьи (супругой, двумя дочерьми, внучкой и внуком) право на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства в <адрес> в собственность бесплатно за счет средств федерального бюджета в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст.15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих», обязать ответчика поставить на учет Карбовского В.С. с вышеуказанным составом семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ, на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Карбовский В.С. и его представитель по доверенности Костюнин В.К. поддержали уточненные исковые требования и просили их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, надлежаще извещенный о рассмотрении дела, не явился, ранее обратился с письменными возражениями, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований и рассмотреть дело в его отсутствие.
Третье лицо Карбовская Ю.В. в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась и просила их удовлетворить.
Третьи лица Карбовская В.В., Мещерина А.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО6, ФИО7, надлежаще извещенные о рассмотрении дела, не явились.
Представитель третьего лица Департамента жилищного обеспечения МО РФ, надлежаще извещенный о рассмотрении дела, не явился, ранее представлял в суд отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении иска и рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.5 ст.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются, в том числе, гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей.
Согласно правовой позиции, выраженной Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в п. 25 Постановления от 29 мая 2014 г. №8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно абзацу третьему п.1 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на момент прохождения истцом военной службы) военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования) и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития; при продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
В судебном заседании установлено, что Карбовский В.К. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службы в ВС РФ по контракту, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имел выслугу лет в календарном исчислении 26 лет 00 месяцев 16 дней, что подтверждается справками Военного комиссариата <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
В период военной службы согласно ордеру от ДД.ММ.ГГГГ ему с семьей предоставлена <адрес> по адресу: <адрес>, общей площадью 84,12 кв м.
Приказом командующего войсками командования специального назначения № от ДД.ММ.ГГГГ Карбовский В.К. уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Карбовский В.К. обратился в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ с заявлением о принятии его с составом семьи из 6 человек (он, супруга Карбовская В.В., дочери Карбовская Ю.В., Мещерина А.В., внуки ФИО6, ФИО7) на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для приобретения жилья в избранном месте жительства.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ в принятии на учет нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договору социального найма, Карбовскому В.К. отказано со ссылкой на то, что он утратил статус военнослужащего, а потому реализация его жилищных прав осуществляется в общем порядке.
В соответствии с пунктами 13, 14 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 20.07.2004 г., действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями но ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов.
О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают соответствующим командирам воинских частей в трехмесячный срок и гарантируют предоставление жилых помещений после прибытия граждан, уволенных с военной службы, на избранное место жительства в течение трех месяцев.
Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих - граждан.
Военнослужащие - граждане, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной гаужбе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.
В силу абз.3 ст.15 того же ФЗ в ныне действующей редакции, военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляютсясубсидиядля приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотреннымистатьей 15.1настоящего Федерального закона.
Таким образом, для обеспечения жилым помещением по линии Министерства обороны РФ истец, уволенный с военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, должен был состоять на учёте в качестве нуждающегося в получении жилья по избранному месту жительства.
Судом установлено, что в период прохождения военной службы компетентным органом Министерства обороны РФ Карбовский В.К. нуждающимся в получении постоянного жилья по избранному месту жительства до увольнения в установленном на тот момент порядке не признавался.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 43167 от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано во включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решение жилищной комиссии в установленном порядке обжаловано истцом не было.
При этом из листа беседы от ДД.ММ.ГГГГ и представленного в суд истцом рапорта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в данном случае истцом предпринимались попытки реализовать свое право на жилье в связи с отселением из закрытого военного городка в <адрес>, а затем в <адрес>.
В дальнейшем данное право было им восстановлено, так как с ДД.ММ.ГГГГ он был включен в список граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков с членами своей семьи (согласно Правил выпуска и реализации ГЖС, утв.постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г.), что было установлено решением Курского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым признано незаконным бездействие войсковой части 23243, выразившееся в непредоставлении сведений в срок до ДД.ММ.ГГГГ в ФГКЭУ» Орловская КЭЧ района» о количестве граждан, с включением Карбовского В.К., изъявившего желание получить сертификат в планируемом году в установленном порядке. Определением Курского районного суда <адрес> обязанность по включению Карбовского В.К. в соответствующий список граждан-участников подпрограммы возложена на 3-й отдел ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ.
Данное обстоятельство также подтверждается приложением к списку граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2011 г..
Таким образом, доказательств, свидетельствующих о том, что истец при увольнении с военной службы в установленном порядке был признан нуждающимся в жилом помещении и состоял на учете, материалы дела не содержат.
Постановка по месту прохождения военной службы на учет нуждающихся в жилом помещении при отсутствии рапорта военнослужащего, содержащего просьбу об этом, нормами законодательства, не предусмотрена.
При таких обстоятельствах основания для признания за Карбовским В.К. права на предоставление жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства в <адрес> по линии Министерства обороны РФ и возложения на ответчика обязанности поставить его на соответствующий учет у суда не имеется, так как постановка на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, уволенных с военной службы, в полномочия ответчика не входит. И иные доводы, указанные истцом в уточненных требованиях и дополнениях к иску, с учетом установленных обстоятельств, правового значения не имеют.
Соответственно, нарушений прав истца в оспариваемом решении ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (территориальное отделение, <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ №, не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Карбовскому <данные изъяты> в удовлетворении иска к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании незаконным решения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (территориальное отделение, <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ №, признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства в <адрес>, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: