Дело (УИД) № 57RS0014-01-2020-000570-69
производство № 2-1-516/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 августа 2020 г. город Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Ноздриной О.О.,
с участием истца Кузнецова А.Г., участвующего в рассмотрении дела посредством видеоконференц-связи,
представителя ответчика администрации г. Мценска Орловской области – Власовой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пугачевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда гражданское дело по иску К.А.Г. к администрации <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
установил:
К.А.Г. обратился в суд с иском к администрации <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
В обоснование заявленных требований указал, что он является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которое распространяются положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В нарушение норм указанного Федерального закона администрация <адрес> по достижении им совершеннолетия не включила его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа таких детей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, и не обеспечила его жильем.
Ссылаясь на данные обстоятельства, К.А.Г. просит признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившееся в невключении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения; возложить на администрацию <адрес> обязанность предоставить ему благоустроенное жилое помещение.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Департамент финансов <адрес>, Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства <адрес>, Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости <адрес>.
В судебном заседании истец К.А.Г. участвующий в рассмотрении дела посредством видеоконференц-связи, поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика администрации <адрес> по доверенности Власова Е.В. иск не признала. Ссылалась на то, что вопрос о постановке лиц на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении специализированного жилого фонда рассматривается органом местного самоуправления на основании заявления. В настоящее время К.А.Г. исполнилось Дата лет, поэтому вопрос о принятии К.А.Г. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилого фонда должен разрешаться на основании его заявления, поданного по форме и с приложением необходимых документов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 397. 1 августа 2019 г. от К.А.Г. поступило заявление о предоставлении ему жилого помещения, однако оно не соответствовало установленной форме, не содержало сведений, необходимых для разрешения данного вопроса, и к заявлению не были приложены документы, предусмотренные указанным выше Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 397. В связи с этим у администрации г. Мценска отсутствовала возможность рассмотреть вопрос о постановке К.А.Г. на учет, о чем истцу был направлен ответ, содержащий необходимые разъяснения, и бланк заявления установленной формы. До этого заявлений о предоставлении жилого помещения в администрацию не поступало ни от его опекуна, ни от самого истца по достижении совершеннолетия. Кроме этого, в настоящее время К.А.Г.. не зарегистрирован и не проживает на территории г. Мценска, так как отбывает наказание в исправительном учреждении.
Представитель третьего лица Департамента финансов <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве, представленном в суд, представитель третьего лица считал иск не подлежащим удовлетворению, так как до достижения Дата лет истец на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилых помещений не встал, в связи с чем утратил право на получения благоустроенного жилого помещения.
Представитель третьего лица Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 данного Федерального закона лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Орловской области от 06.12.2007 года № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон от 06.12.2007 года № 727-ОЗ) принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, осуществляется органами местного самоуправления <адрес>, уполномоченными на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту жительства.
Порядок предоставления жилых помещений определен статье 3 данного Закона, в соответствии с которой гражданам, перечисленным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам найма специализированного жилого помещения (пункт 1 указанной статьи).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что К.А.Г. является гражданином Российской Федерации, родился Дата в <адрес> (т. 1 л.д. 13, 211).
Постановлением главы администрации <адрес> № от Дата над несовершеннолетним К.А.Г. была установлена временная опека в связи с тем, что он остался без попечения родителей, опекуном была назначена его бабушка – Ф.В.А.т. 1 л.д. 214-215).
Вступившими в законную силу решениями Мценского районного суда <адрес> от Дата и от Дата родители истца – К.Н.Е. и К.Г.И. лишены в отношении него родительских прав (т. 2 л.д. 92, 94).
На основании постановления главы администрации <адрес> № от Дата над несовершеннолетним К.А.Г. была установлена опека, опекуном назначена его бабушка – Ф.В.А. (т. 1 л.д. 216-220).
С Дата К.А.Г. был зарегистрирован и проживал по месту жительства опекуна Ф.В.А. по адресу: <адрес>, <адрес>. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Ф.В.А. (т. 1 л.д. 239, 247).
С Дата К.А.Г. был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, которое также принадлежит на праве собственности Ф.В.А. (т. 1 л.д. 15, 53-55), однако продолжал фактически проживать по прежнему адресу у опекуна, что подтверждается объяснениями истца и показаниями свидетеля Ф.В.А.
В период с Дата по Дата истец обучался в <информация скрыта> (т. 1 л.д. 234-235).
Дата истцу исполнилось Дата лет, Дата истцу исполнилось Дата года.
Начиная с Дата, К.А.Г. неоднократно отбывал наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях (т. 1 л.д. 18-21, 23-27).
В настоящее время К.А.Г. отбывает в исправительном учреждении наказание, назначенное по приговору Мценского районного суда <адрес> от Дата, которым он осужден по части № статьи № УК РФ к <информация скрыта> (т. 1 л.д. 95-191).
На момент заключения под стражу по данному уголовному делу истец был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>; фактически проживал без регистрации по адресу: <адрес>, что отражено в приговоре.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по <адрес> от Дата, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах К.А.Г. на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости на территории Российской Федерации (т. 1 л.д. 43).
Обращаясь в суд с настоящим иском, К.А.Г. ссылается на то, что в нарушение Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, администрация <адрес> по достижении им совершеннолетия не включила его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа таких детей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, и не обеспечило его жилым помещением.
Между тем, исходя из норм пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, пункта 1 статьи 2, статьи 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 года № 727-ОЗ, предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Орловской области от 06.12.2007 года № 727-ОЗ, прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее Правила), а также форма заявления о включении в данный список.
В соответствии с пунктом 3 Правил в список включаются, в частности лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Согласно подпунктам «г», «д» пункта 4 Правил заявление о включении в список по месту жительства лиц, указанных в пункте 3 настоящих Правил, подают лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями; законные представители недееспособных или ограниченных в дееспособности лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет и в установленном порядке не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
Пунктами 6 и 7, абзацем 5 пункта 8 Правил установлен перечень сведений, которые должны содержаться в заявлении, и документов, которые должны быть приложены к заявлению. Кроме этого Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 397 утверждена форма заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Заявление о включении в список и прилагаемые к нему документы могут быть поданы заявителем (представителем заявителя) в уполномоченный орган (орган местного самоуправления, уполномоченную организацию) лично, с помощью почтовой связи либо с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) или официального сайта уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у уполномоченного органа (органа местного самоуправления, уполномоченной организации) заключены соглашения о взаимодействии (пункт 8 Правил).
В соответствии с пунктом 13 Правил в порядке, установленном уполномоченным органом, не позднее 60 рабочих дней со дня подачи (поступления) заявления о включении в список уполномоченный орган (орган местного самоуправления) принимает одно из следующих решений: о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список; об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список.
Решение о включении или об отказе во включении в список оформляется распорядительным актом уполномоченного органа (органа местного самоуправления) (далее соответственно - акт о включении в список, акт об отказе во включении в список), выписка из которого в течение 5 рабочих дней со дня его принятия направляется заявителю (представителю заявителя) способом, обеспечивающим подтверждение ее получения.
Акт об отказе во включении в список принимается в случае отсутствия оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В акте об отказе во включении в список указывается основание такого отказа со ссылкой на соответствующую норму указанного Федерального закона.
Решение об отказе во включении в список может быть обжаловано в судебном порядке (пункт 14 Правил).
В случае выявления неполноты сведений, содержащихся в заявлении о включении в список и представленных заявителем (представителем заявителя) документах, уполномоченный орган (орган местного самоуправления, уполномоченная организация) направляет заявителю (представителю заявителя) запрос об уточнении указанных сведений. Срок, указанный в пункте 13 настоящих Правил, приостанавливается со дня направления заявителю (представителю заявителя) запроса уполномоченного органа (органа местного самоуправления) и не учитывается при исчислении срока принятия решения о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список или об отказе во включении в список до дня получения ответа на данный запрос (пункт 12 Правил).
Судом установлено, что К.А.Г. не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, впервые обратился в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении жилого помещения Дата, когда ему уже исполнилось Дата года (т. 1 л.д. 30, 31).
Данное заявление не соответствовало форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 397, не содержало необходимых сведений и приложенных документов, предусмотренных пунктами 6 и 7, абзацем 5 пункта 8 Правил.
В связи с этим администрация <адрес> письмом № от 7 августа и дополнительным письмом № от 16 декабря 2015 г. разъяснила истцу порядок обращения с заявлением о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, направила бланк заявления установленной формы и предложила уточнить сведения и представить документы, необходимые для рассмотрения вопроса о принятии одного из решений, предусмотренных пунктом 13 Правил.
Данные действия соответствуют требованиям пункта 12 Правил. При этом из указанных ответов не усматривается, что администрацией <адрес> принято решение об отказе во включении истца в список.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат только нарушенные либо оспариваемые права, свободы или законные интересы заявителя.
Между тем, судом установлено, что права истца действиями ответчика не нарушены, истец не лишен возможности обратиться в установленном порядке в орган местного самоуправления по месту жительства с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении, а в случае отказа обжаловать решение об отказе во включении в список в суд.
Доводы, содержащиеся в иске, о незаконном бездействии администрации <адрес>, выразившемся в невключении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, до достижения возраста 18 лет, являются несостоятельными, поскольку в силу норм пунктов 1 и 2 статьи <адрес> от 06.12.2007 года № 727-ОЗ в редакции, действовавшей на момент достижения истцом 18 лет, принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, также осуществлялось органами местного самоуправления на основании заявления ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в случае достижения им совершеннолетия, либо приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо ходатайства администрации соответствующего учреждения, опекуна, попечителя, приемного родителя.
По делу установлено, что Ф.В.А. являвшаяся на тот момент опекуном К.А.Г. с таким заявлением в администрацию <адрес> не обращалась.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 7 ░░░░░░░░ 2020 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░