Мировой судья Бердников В.А. копия
Дело № 12-180/2021
РЕШЕНИЕ
29 апреля 2021 года город Пермь
Судья Пермского районного суда Пермского края Спелкова Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО5,
с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, администрации ФИО1 – ФИО2 С.В.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя администрации ФИО1 С.В. на постановление мирового судьи судебного участка № Пермского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
администрации закрытого административно-территориального образования ФИО1 <адрес>, ОГРН №, ИНН №, юридический адрес: <адрес>,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № Пермского судебного района Пермского края от 15 марта 2021 года администрация закрытого административно-территориального образования Звездный Пермского края (далее ЗАТО Звездный) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ей назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пермский районный суд <адрес>, представитель администрации ЗАТО Звездный ФИО9. ставит вопрос об отмене постановления мирового судьи и прекращении производства по делу об административном правонарушении. В обоснование жалобы, ссылаясь на пункт 5.1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, указывает, что в утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2467 перечне нормативно-правовых актов, на которые не распространяется требование об отмене, установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», отсутствует распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2017 года № 2438-р «Об утверждении перечня документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации», в соответствии с которым ГОСТ Р 50597-2017 является обязательным к применению. В связи с чем несоблюдение с 1 января 2021 года требований указанного ГОСТ не может являться основанием для привлечения лица, осуществляющего дорожную деятельность, к административной ответственности.
В судебном заседании представитель администрации ФИО1 С.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить. Указал о том, что несмотря на то, что требования ГОСТ Р 50597-2017 применяются на добровольной основе, администрация ЗАТО Звездный при проверке выполнения работ подрядчиком указанный ГОСТ применяет, поскольку соблюдение требований этого ГОСТ стимулирует подрядчика к качественному выполнению работ. При этом несоблюдение администрацией ЗАТО Звездный требований ГОСТ Р 50597-2017 не является основанием для ее привлечения к административной ответственности. В материалах дела не содержится доказательств, подтверждающих вину администрации ЗАТО Звездный в совершении административного правонарушения, а также доказательств, что администрацией ЗАТО Звездный не предпринимались все необходимые меры к поддержанию улично-дорожной сети в надлежащем состоянии.
Изучив доводы жалобы, выслушав объяснение представителя администрации ФИО1 С.В., исследовав представленные доказательства, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее Основные положения), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1); дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6); содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
Исходя из пункта 6 статьи 13, части 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления и обеспечивается данными органами.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений приведенных норм и пункта 13 Основных положений, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Пунктом 2 статьи 12 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность (статья 31 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ).
Согласно пункту 7 приказа Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в состав работ по зимнему содержанию входят, в том числе механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин.
«ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст, устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартами требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
В соответствии с пунктами 8.1, 8.2 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускается наличие снега и зимней скользкости. Во время снегопада и (или) метели и до окончания снегоочистки допускается наличие рыхлого (талого) снега на всех группах улиц толщиной не более 5 см.
Как следует из материалов дела, 2 февраля 2021 года инспектором ДПС ГИБДД МО МВД России по ЗАТО Звездный на особо важных и режимных объектах Пермского края Токаревым А.Б. составлены акты о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), согласно которым 2 февраля 2021 года в пос. Звездный в нарушение пунктов 8.1, 8.2 ГОСТ Р 50597-2017 имеется: на ул. Школьная, 4, 1б, на покрытии проезжей части рыхлый снег толщиной 13,5 см; ул. Ленина, 12, на покрытии проезжей части рыхлый снег толщиной 49 см; ул. Ленина, 8, на покрытии проезжей части рыхлый снег толщиной 13,5 см.
В связи с изложенными обстоятельствами 26 февраля 2021 года в отношении администрации ЗАТО Звездный составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Установленные по делу обстоятельства подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе: сведениями, указанными в протоколе об административном правонарушении от 26 февраля 2021 года, актами выявленных недостатков от 2 февраля 2021 года и фотоизображениями, другими доказательствами.
Мировой судья в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ всесторонне, полно и объективно выяснил обстоятельства дела, всем имеющимся доказательствам дал надлежащую оценку в соответствии с положениями статьи 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности.
Согласно пункту 5 статьи 8 Устава Администрации ЗАТО Звездный к вопросам местного значения ЗАТО Звездный относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах ЗАТО Звездный и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах ЗАТО Звездный, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 30 статьи 40 Устава администрация ЗАТО Звездный осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах ЗАТО Звездный, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии законодательством РФ.
На основании пункта 40 статьи 40 Устава администрация ЗАТО Звездный осуществляет мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Пермского края.
Администрация ЗАТО Звездный, с учетом приведенных правовых положений, является лицом, ответственным за содержание дорог и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как верно установлено мировым судьей администрация ЗАТО Звездный, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняла всех зависящих от нее мер по предотвращению совершения правонарушения.
Заключение муниципального контракта с подрядной организацией не освобождало администрацию ЗАТО Звездный от обязанности по содержанию вышеуказанных участков автомобильной дороги, в том числе путем осуществления необходимого контроля за надлежащим исполнением подрядной организацией взятых на себя обязательств и применения мер ответственности. При этом на обстоятельства невыполнения возложенной обязанности по содержанию автомобильной дороги, в том числе путем контроля за исполнением подрядной организацией обязанностей по контракту, указывает факт выявленных нарушений требований ГОСТ Р 50597-2017, соблюдение которых необходимо для обеспечения сохранности автомобильных дорог и безопасности дорожного движения.
Направление в адрес подрядчика администрацией ЗАТО Звездный предписания о необходимости выполнения работ по уборке рыхлого снега на проезжей части во время снегопада, не ставят под сомнение виновность юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения, объективно установленную на основании собранных по делу и исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств.
Доводы представителя администрации ЗАТО Звездный о том, что требования ГОСТ применяются на добровольной основе, не указывает на незаконность постановления мирового судьи, поскольку указанные обстоятельства сами по себе не являются основанием для неисполнения требований действующего законодательства и не освобождают администрацию ЗАТО Звездный от исполнения обязанности по осуществлению дорожной деятельности, отвечающей требованиям безопасности дорожного движения. Ответственность по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ наступает именно по факту несоблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог. Все требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Доводы жалобы о том, что не соблюдение с 1 января 2021 года ГОСТ 50597-2017 не может являться основанием для привлечения ЗАТО Звездный к административной ответственности, основаны на неверном толковании норм административного законодательства, правильности выводов мирового судьи не опровергают.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, мировой судья, правильно применив нормы права, обоснованно пришел к выводу о том, что в действиях администрации ЗАТО Звездный имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Оснований ставить под сомнение установленные мировым судьей обстоятельства выявленных нарушений в рамках данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности, в материалы дела заявителем не представлено.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления мирового судьи, не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ мировым судьей выполнены, все обстоятельства, имеющие значения для дела, в том числе относительно виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении мирового судьи содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.
Назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей соответствует санкции части 1 статьи 12.34 КоАП РФ, требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, является справедливым.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № Пермского судебного района Пермского края от 15 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации закрытого административно-территориального образования Звездный Пермского края оставить без изменения, жалобу представителя администрации ФИО1 С.В. - без удовлетворения.
Решение вступает в силу со дня его вынесения.
Судья подпись
Копия верна.
Судья Е.П. Спелкова
Подлинный документ подшит в деле №
мирового судьи судебного участка № Пермского судебного района <адрес>