Решение по делу № 11-8045/2019 от 31.05.2019

Дело № 11-8045/2019     Судья Икаева Л.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 июля 2019 года г.Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Давыдовой Т.И.,

судей              Швайдак Н.А., Козиной Н.М.,

при секретаре      Уржумцевой С.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Кунгурцевой Татьяны Дмитриевны на решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 05 апреля 2019 года по иску Кунгурцевой Татьяны Дмитриевны к Управлению социальной защиты населения Курчатовского района г.Челябинска, Министерству социальных отношений Челябинской области о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение ветерана труда.

Заслушав доклад судьи Швайдак Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кунгурцева Т.Д. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Курчатовского района г.Челябинска (далее УСЗН Курчатовского района), Министерству социальных отношений Челябинской области (далее МСО Челябинской области) о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда» с выдачей удостоверения, возложении обязанности на УСЗН Курчатовского района направить в МСО Челябинской области пакет документов с копией удостоверения к нагрудному знаку «Отличник Пенсионного фонда Российской Федерации».

В обоснование исковых требований указала, что при вынесении отказа в присвоении звания «Ветеран труда» не было учтено награждение истца нагрудным знаком « Отличник Пенсионного фонда Российской Федерации», не применены положения ч.3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ, необоснованно применено Постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2016 №578, истец не согласна с выводом о том, что Пенсионный фонд РФ не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти.

В заседании суда первой инстанции истец на удовлетворении заявленных исковых требований настаивала.

Представители ответчиков участия в заседании суда первой инстанции не принимали.

Решением суда в удовлетворении исковых требований Кунгурцевой Т.Д. отказано.

В апелляционной жалобе Кунгурцева Т.Д. просит решение суда отменить, принять новое – об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указала, что суд применил закон, не подлежащий применению, использовал п.1 ст.7 Федерального закона «О ветеранах» в редакции, действовавшей до 01 июля 2016 года. Суд не применил подлежащий применению положения ч.3 ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года №388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации…», которой предусмотрено право граждан, награжденных по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия, на присвоение звания «ветеран труда». Считает, что поскольку не подлежит применению положение п.1 ст.7 Федерального закона «О ветеранах», суд необоснованно сослался и на Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года и вступившее в силу с 01 июля 2016 года. Считает, что указанное Положение не распространяет свое действие на граждан, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде и за которыми сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» в соответствии с ч.3 ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года №388-ФЗ. Судом не были установлены следующие юридически значимые обстоятельства: какой орган исполнительной власти обладает правом утверждать ведомственные знаки отличия, когда ему такое право предоставлено и соответствует ли период, с каторого орган исполнительной власти наделен правом утверждать ведомственные знаки отличия для работников ПФР датам получения рассматриваемых наград. С 19 июня 2012 года и по настоящее время таким органом исполнительной власти является Министерство труда и социальной защиты России, при этом работники системы ПФР включены в круг лиц, которым указанное Министерство уполномочено выдавать ведомственные знаки отличия на основании приказа от 17 марта 2016 года. Ею были получены ведомственные награды: благодарность Председателя Правления ПФР от 13 ноября 2010 года, Удостоверение к нагрудному знаку «Отличник ПФРФ», выданное на основании постановления от 22 ноября 2012 года. Указывает, что Правление ПФР является центральным органом, который до наделения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации соответствующими полномочиями, был наделен полномочиями по вручению ведомственных знаков отличия, поскольку никое другое ведомство такими полномочиями наделено не было. Лишение работников системы ПФР права на присвоение звания «Ветеран труда» по формальному основанию (отсутствие у ПФР полномочий по учреждению ведомственного знака отличия) противоречит положениям ст. 19 Конституции Российской Федерации. Считает, что суд необоснованно использовал в решении Положение о порядке присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения, утвержденное постановлением губернатора Челябинской области, поскольку оно не являлось основанием для отказа МСО Челябинской области. Кроме того, обращает внимание, что при рассмотрении представленных ею документов МСО Челябинской области не дало оценки нагрудному знаку «Отличник ПФРФ». Рассматривая её исковое заявление суд ссылается на обстоятельства дела по иску Гриневой Л.А. В судебном акте отсутствует вывод о невозможности отнесения Благодарности Председателя Правления к ведомственной награде.

Стороны о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в суд не явились, судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Кунгурцева Т.Д. 09 декабря 1962 года рождения, 05 сентября 2018 года обратилась в УСЗН Курчатовского района г.Челябинска с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения «Ветеран труда» ( л.д. 21-22).

Обращаясь с указанным заявлением, истец ссылалась на вручение в сентябре 1999 года ей Благодарности администрации г.Челябинска в связи с 80-летием образования органов социальной защиты населения; 15 декабря 2005 года истцу объявлена Благодарность Губернатора Челябинской области за многолетний добросовестный труд; 15 ноября 2010 года объявлена благодарность Председателем Правления Пенсионного фонда Российской Федерации за усердие, проявленное при исполнении служебных обязанностей; на основании постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 ноября 2012 года награждена нагрудным знаком «Отличник Пенсионного фонда Российской Федерации»; за значительный вклад в организацию и развитие системы Пенсионного фонда Российской Федерации 31 октября 2017 года награждена Почетной грамотой Пенсионного фонда Российской Федерации ( л.д.16-22).

Сведениями УПФР в Курчатовском районе г.Челябинска подтверждено наличие у Кунгурцевой Т.Д. на день обращения к ответчику продолжительности страхового стажа, учтенного при установлении страховой пенсии - 35 лет 4 месяца 9 дней ( л.д.44-45).

Министерством социальных отношений Челябинской области Кунгурцевой Т.Д. было отказано в принятии положительного решения по присвоению ей звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения «Ветеран труда», а так же «Ветерана труда Челябинской области».

Из письма Министерства социальных отношений Челябинской области от 21 сентября 2018 года №1366-01 следует, что причиной отказа в принятии положительного решения послужило отсутствие у истца награждений ведомственными знаками отличия, благодарность Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации, нагрудный знак «Отличник Пенсионного фонда Российской Федерации» таковыми не являются поскольку Пенсионный фонд Российской Федерации к федеральным органам государственной власти не относится, а Благодарности администрации г.Челябинска и Губернатора Челябинской области не относятся к наградам Челябинской области, дающим право для присвоения звания «Ветеран труда Челябинской области» (л.д.13-15).

Разрешая возникший спор и отказывая истцу в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции руководствуясь положениями Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 24 октября 2005 года №39пл «О поощрениях Пенсионного фонда Российской Федерации», Порядком присвоения звания « Ветеран труда» на территории Челябинской области, утвержденным Постановлением губернатора Челябинской области №111 от 20 апреля 2006 года, пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных нормативными актами оснований для удовлетворения иска Кунгурцевой Т.Д. в силу следующего.

В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции действующей с 01 июля 2016 года) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах»).

Порядок присвоения звания «Ветеран труда» на территории Челябинской области установлен Положением о порядке присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения «Ветеран труда» в Челябинской области», утвержденным Постановлением губернатора Челябинской области №111 от 20 апреля 2006 года.

В соответствии с п. 2 указанного Положения звание «Ветеран труда» присваивается гражданам награжденным орденами или медалями, либо удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденными ведомственными знаками отличия в труде и имеющими трудовой стаж для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

К ведомственным знакам отличия в труде в целях применения настоящего Положения относятся учрежденные в установленном порядке за особы отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды (почетные грамоты, дипломы, благодарности, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, ведомственные медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), награждение которыми производилось на основании решений Правительства Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации, аппарата палат Федерального Собрания Российской Федерации, аппаратом Правительства Российской Федерации, Администрацией Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, межгосударственными (межправительственными) органами, созданными государствами-участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации (п.4).

Из изложенных выше положений следует, что при решении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» подлежат учету только те знаки отличия в труде, которые данным законом отнесены к ведомственным, решение о награждении которыми принималось руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа государственной власти или иного органа, указанного в п.4 Положения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом получены ведомственные награды: благодарность Председателя Правления Пенсионного фонда России от 13 ноября 2010 года, удостоверение к нагрудному знаку «Отличник Пенсионного фонда Российской Федерации», выданное на основании постановления от 22 ноября 2012 года, Правление Пенсионного фонда России является центральным органом, который до наделения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации соответствующими полномочиями, был наделен полномочиями по вручению ведомственных знаков отличия, несостоятельны.

Так, пункт 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2122-I указывает, что Пенсионный фонд Российской Федерации образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и данным Положением.

Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года №1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами закреплены полномочия по выплате государственных пенсий (пункт 1 Указа).

Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года №636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» не относит Пенсионный фонд Российской Федерации к федеральным органам исполнительной власти, координация его деятельности возложена на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 3 Указа).

Положение о Почетной грамоте Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденное постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 24 октября 2005 года №37пл «О наградах Пенсионного фонда Российской Федерации», в соответствии с которым Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 октября 2017 года №63пл Кунгурцева Т.Д. награждена Почетной грамотой, не относило данную награду Пенсионного фонда Российской Федерации к ведомственным знакам отличия в труде. В соответствии с постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 24 октября 2005 года №37пл «О наградах Пенсионного фонда Российской Федерации» данная награда учреждена в целях совершенствования системы поощрения работников и территориальных органов системы Пенсионного фонда Российской Федерации, а также граждан и организаций, внесших значительных вклад в решение возложенных на Пенсионный фонд Российской Федерации задач.

Положение о нагрудном знаке «Отличник Пенсионного фонда Российской Федерации» и Благодарности Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденное постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 24 октября 2005 года №39пл «О поощрениях Пенсионного фонда Российской Федерации», в соответствии с которым было издано распоряжение Правления Пенсионного фонда Российской Федерации №403рл от 13 ноября 2010 года об объявлении Кунгурцевой Т.Д. благодарности, издано Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации №50пл от 22 ноября 2012 года о награждении Кунгурцевой Т.Д. нагрудным знаком «Отличник Пенсионного фонда Российской Федерации», не относит данные награды Пенсионного фонда Российской Федерации к ведомственным знакам отличия в труде. Согласно постановлению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 24 октября 2005 года №39пл «О поощрениях Пенсионного фонда Российской Федерации» данные поощрения учреждены в целях совершенствования системы поощрения работников и территориальных органов системы Пенсионного фонда Российской Федерации, а также граждан и организаций, внесших значительный вклад в решение возложенных на Пенсионный фонд Российской Федерации задач.

Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации не наделен полномочиями по учреждению ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда».

Согласно приведенных выше норм законодательства, Пенсионный фонд Российской Федерации не входит и не входил ранее в структуру органов государственной (исполнительной) власти, а является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и не обладает полномочиями по учреждению и награждению ведомственными знаками отличия в труде.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что наличие у истца поощрений, наград, учрежденных Пенсионным фондом Российской Федерации, а так же установленной законом продолжительности стажа, не повлекло возникновения у нее права на присвоение звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения.

Судебной коллегией не могут быть приняты ссылки апеллянта на то, что суд применил закон, не подлежащий применению, не применил ч.3 ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года №388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации…», которой предусмотрено право граждан, награжденных по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия, на присвоение звания «ветеран труда», поскольку не подлежит применению положение п.1 ст.7 Федерального закона «О ветеранах», суд необоснованно сослался и на Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года и вступившее в силу с 01 июля 2016 года. Считает, указанное Положение не распространяет свое действие на граждан, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде и за которыми сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» в соответствии с ч.3 ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года №388-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», как в редакции действующей до 01 июля 2016 года, так и после 01 июля 2016 года ветеранами труда могут являться лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде.

В материалах дела отсутствуют документы подтверждающие награждение Кунгурцевой Т.Д. ведомственными знаками отличия в труде.

Пенсионный фонд Российской Федерации, как после 01 июля 2016 года так и до этой даты не являлся и не является структурой органов государственной (исполнительной) власти и не обладает полномочиями по учреждению и награждению ведомственными знаками отличия в труде, в связи с чем применение судом положений Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» в одной или другой редакции в данном случае значения не имеет.

Указания истца на не установление судом первой инстанции юридически значимых обстоятельств, а именно какой орган исполнительной власти обладает правом утверждать ведомственные знаки отличия, что с 19 июня 2012 года и по настоящее время таким органом исполнительной власти является Министерство труда и социальной защиты России, при этом работники системы ПФР включены в круг лиц, которым указанное Министерство уполномочено выдавать ведомственные знаки отличия на основании приказа от 17 марта 2016 года, Правление ПФР является центральным органом, который до наделения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации соответствующими полномочиями, был наделен полномочиями по вручению ведомственных знаков отличия, несостоятельны.

Почетная грамота Пенсионного фонда Российской Федерации, Нагрудный знак «Отличник Пенсионного фонда Российской Федерации» и Благодарность Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации учреждены постановлениями Правления Пенсионного фонда Российской Федерации, как указывалось ранее Правление Пенсионного фонда Российской Федерации не наделено полномочиями по вручению ведомственных знаков отличия.

Вместе с тем, в Положениях об учреждении указанных наград и поощрений указаний на учреждение именно ведомственной награды, не имеется. Данные награды учреждены Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации в целях совершенствования системы поощрения не только работников и территориальных органов системы Пенсионного фонда, но также и граждан и организаций, внесших значительный вклад в решение возложенных на Пенсионный фонд Российской Федерации задач.

Соответствующего положения о ведомственном знаке отличия в труде, Пенсионным фондом Российской Федерации не утверждено.

Действительно, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 марта 2016 года №116н были учреждены ведомственные знаки отличия «Почетная грамота» в целях поощрения работников (государственных гражданских служащих) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, других государственных органов, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, учреждений и предприятий, подведомственных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, а также других граждан, принимающих активное участие в развитии социально-трудовой сферы. Согласно данного приказа решение о награждении принимается Министерством и им же издается приказ. Данный документ утратил силу 24 ноября 2016 года в связи с изданием Приказа Минтруда России от 19 сентября 2016 года №533н об утверждении Положения о Почетной грамоте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, которым установлено, что Почетная грамота является ведомственным знаком отличия, так же предусмотрено принятие решения о награждении Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, тогда как решения о награждении истицы почетной грамотой принималось Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации, а нагрудный знак «Отличник Пенсионного фонда России» и Благодарность Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации не признавались ведомственными наградами дающими гражданину права на получение звания «Ветеран труда». До 24 апреля 2016 года ведомственными наградами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации являлись нагрудный знак «Милосердие»; нагрудный знак «Отличник социально-трудовой сферы»; Почетная грамота Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (приказ Минтруда России от 30 августа 2012 года №151н, который утратил силу в связи с принятием приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 марта 2016 года №116н).

Ввиду того, что Пенсионный фонд Российской Федерации в силу приведенных нормативных положений не входит в структуру органов исполнительной власти Российской Федерации и не обладает полномочиями по учреждению ведомственных знаков отличия и награждению ими, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Благодарность Пенсионного фонда Российской Федерации, нагрудный знак «Отличник Пенсионного фонда России», а также Почетная грамота, выданы органом, не входящим в структуру органов государственной власти и не уполномоченным награждать ведомственными знаками отличия в труде, и, следовательно, не могут быть признаны ведомственными наградами.

При таких данных, судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Апелляционная жалоба истца не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене постановленного судом решения.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 05 апреля 2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Кунгурцевой Татьяны Дмитриевны – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

11-8045/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Кунгурцева Татьяна Дмитриевна
Ответчики
УСЗН Курчатовского района г. Челябинска
Министерство социальных отношений
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Швайдак Наталья Александровна
Дело на сайте суда
www.chel-oblsud.ru
30.08.2020Передача дела судье
30.08.2020Судебное заседание
30.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2020Передано в экспедицию
02.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее