Судья Алексеева О.В. № дела суда 1 инст. 2а-30/2019
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 33а-6255/2020
г. Уфа 13 мая 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Сафина Ф.Ф.,
судей Бураншина Т.А.,
Субхангулова А.Н.,
при секретаре Рахимове Д.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Комарова В.С. на решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 23 января 2020 года, которым постановлено:
исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 27 по Республике Башкортостан к Комарову Валерию Сергеевичу о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пеней, удовлетворить.
Взыскать с Комарова Валерия Сергеевича, дата года рождения, проживающего по адресу: адрес в пользу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 27 по Республике Башкортостан задолженность в размере 47 367 (сорок семь тысяч триста шестьдесят семь) рублей 46 копеек, в том числе: налог на доходы физических лиц за 2016 год в размере 46 931 рубль; пени в размере 436 рублей 46 копеек.
Взыскать с Комарова Валерия Сергеевича, дата рождения, проживающего по адресу: адрес государственную пошлину в размере 1 620 (ода тысяча шестьсот двадцать) рублей 42 копейки в доход бюджета городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России № 27 по Республике Башкортостан обратилась в суд с административным иском к Комарову В.С. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пеней. В обоснование исковых требований указала, что налоговым агентом ООО «Таргин Логистика» в отношении налогоплательщика Комарова В.С. в налоговый орган представлена справка (форма 2-НДФЛ) №2792 от 27 февраля 2017 года о доходах физического лица за 2016 год, согласно которой налогоплательщиком в 2016 году получен доход в сумме 361007,12 рублей по кодам 2000,2012 (согласно Приказу ФНС России от 10 сентября 2015 года N ММВ-7-11/387@ (ред. от 24 октября 2017) «Об утверждении кодов видов доходов и вычетов» код дохода 2000 «Вознаграждение, получаемое налогоплательщиком за выполнение трудовых или иных обязанностей; денежное содержание, денежное довольствие, не подпадающее под действие пункта 29 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации и иные налогооблагаемые выплаты военнослужащим и приравненным к ним категориям физических лиц (кроме выплат по договорам гражданско-правового характера)» код дохода 2012 «Суммы отпускных выплат»), исчислен НДФЛ в сумме 46931.00 рублей и не удержан налоговым агентом. На основании указанной справки о доходах физического лица Инспекцией сформировано и направлено налогоплательщику налоговое уведомление №50846034 от19 августа 2018 года на уплату НДФЛ в срок до 03 декабря 2018 года. Оплату НДФЛ налогоплательщик не произвел, тем самым на основании п. 3 ст. 75 НК РФ на неуплаченную сумму налога начисляется пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. Начисление пени производится в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ, за каждый день просрочки с 24 декабря 2018 года по 28 января 2019 года в размере 436,46 рублей. В связи с неуплатой налогоплательщиком НДФЛ на основании налогового уведомления от 19 августа 2018 года Инспекцией сформировано и направлено в адрес налогоплательщика требование №3238 от 29 января 2019 года об уплате НДФЛ и пени в срок до 26 марта 2019.
Межрайонная ИФНС России № 27 по Республике Башкортостан просит суд взыскать с Комарова В.С. задолженность в сумме 47367.46 рублей, в том числе: налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 46931.01 рублей, пени в сумме 436.46 рублей.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Комаровым В.С. ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, указывая на то, что истцом пропущен срок предъявления налогового уведомления, поскольку недоимка была выявлена 27 февраля 2017 года, налоговое уведомление выставлено 19 августа 2018 года по прошествию 537 дней, также пропущен срок обращения в суд.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых, в соответствии с настоящим Кодексом, возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии с пунктами 1 и 9 ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, несмотря на то, что налоговым органом утрачено право на бесспорное взыскание налогов, пени.
Обязанности налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги и сборы корреспондирует право налогового органа взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы (п. 9 ч. 1 ст. 31 НК РФ) исключительно в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах.
В силу п. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных НК РФ, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 ст. 45 НК РФ закреплено, что, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога, налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога (п. 5 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании п. 9 ст. 226 НК РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается, за исключением случаев доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки в соответствии с настоящим Кодексом при неправомерном неудержании (неполном удержании) налога налоговым агентом. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.
На основании п.п. 1, 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.Суд первой инстанции установив, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 27 по Республике Башкортостан направляла Комарову В.С. требование об уплате сумм налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов №3238 от 29 января 2019 года в заявленном размере, однако в установленный срок сумма налога на доходы физических лиц с доходов, полученными физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ в бюджет административным ответчиком не перечислена, пришел к правильному выводу об обоснованности требования о взыскании с Комарова В.С. задолженности по налогу на доходы физических лиц, пеней.
Оснований не соглашаться с данными выводами суда судебная коллегия не находит.
Частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 27 февраля 2017 ООО «Таргин Логистика» представило в налоговый орган справку по форма 2-НДФЛ за №2792 от 27 февраля 2017 о доходах физического лица Комарова В.С. за 2016 год, согласно которой налогоплательщиком в 2016 году получен доход в сумме 361007,12 рублей по кодам 2000,2012.
Согласно Приказу ФНС России от 10.09.2015 N ММВ-7-11/387@ (ред. от 24.10.2017) «Об утверждении кодов видов доходов и вычетов» код дохода 2000 «Вознаграждение, получаемое налогоплательщиком за выполнение трудовых или иных обязанностей; денежное содержание, денежное довольствие, не подпадающее под действие п. 29 ст. 217 НК РФ и иные налогооблагаемые выплаты военнослужащим и приравненным к ним категориям физических лиц (кроме выплат по договорам гражданско-правового характера)» код дохода 2012 «Суммы отпускных выплат»), исчислен НДФЛ в сумме 46931.00 рублей и не удержан налоговым агентом.
На основании указанной справки о доходах физического лица налоговым органом сформировано и направлено Комарову В.С. налоговое уведомление №50846034 от 19 августа 2018 года на уплату НДФЛ в срок до 03 декабря 2018 года, которое вручено адресату 22 сентября 2018 года.
Оплату НДФЛ налогоплательщик не произвел, в связи с чем налоговым органом на основании п. 3 ст. 75 НК РФ на неуплаченную сумму налога начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога по действующей в это время процентной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, за каждый день просрочки с 24 декабря 2018 по 28 января 2019 в размере 436,46 рублей.
В связи с неуплатой налогоплательщиком НДФЛ на основании налогового уведомления от 19 августа 2018 года, налоговым органом сформировано и направлено в адрес налогоплательщика требование №3238 от 29 января 2019 об уплате НДФЛ и пени в срок до 26 марта 2019 года, полученное адресатом 02 марта 2019 года.
Требование административного истца Комаровым В.С. также не исполнено.
Кроме того, из материалов дела следует, что ООО «Таргин Логистика» 28 февраля 2017 года направило в адрес Комарова В.С. письмо от 27 февраля 2017 года исх. № 0292/7, которым сообщило о том, что ООО «Таргин Логистика» с доходов работника Комарова В.С. за 2016 год ошибочно был предоставлен социальный вычет в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за дорогостоящее лечение в медицинских организациях на 600 000 руб. вместо 120 000 руб., в связи с чем излишне возмещен НДФЛ на сумму 62 400 рублей. В связи с увольнением Комарова В.С. удержать НДФЛ не представилось возможным. Указано на необходимость подачи декларации по форме 3-НДФЛ до 03 мая 2017 года и самостоятельно уплатить НДФЛ до 15 июля 2017 года. Данное письмо Комаровым В.С. получено 06 марта 2017.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о пропуске налоговым органом срока направления налогового уведомления и срока обращения в суд с настоящими требованиями отклоняются судебной коллегией, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Согласно п. 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ, при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
В соответствии с п. 6 и 7 ст. 228 Налогового кодекса РФ, введенных в действие Федеральным законом от 29.12.2015 года № 396-ФЗ, налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В отношении доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы за 2016 год в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, налогоплательщики, получившие такие доходы, уплачивают налог не позднее 1 декабря 2018 года на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
Исходя из указанных норм, налоговому органу предоставлено право включать в налоговое уведомление налог на доходы физических лиц за 2016 и 2017 годы который не был удержан налоговым агентом, сведения по которым были представлены налоговому органу в порядке, установленном п. 5 ст. 226 и п. 14 ст. 226.1 Налогового кодекса РФ.
На основании полученной от налогового агента справки о доходах физического лица, налоговым органом обоснованно сформировано и направлено Комарову В.С. налоговое уведомление № 50876034 от 19.08.2018 года на уплату ГДФЛ в срок до 03.12.2018 года (с учетом выходных дней). Следовательно, довод жалобы о нарушении налоговым органом срока направления налогового уведомления, является не состоятельным.
В связи с неуплатой налога в указанный в уведомлении срок, административный истец в установленный частью 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ шестимесячный срок обратился в к мировому судье судебного участка № 5 по г. Октябрьскому Республики Башкортостан с заявлением о выдаче судебного приказа, на основании которого 24 мая 2019 года был выдан судебный приказ о взыскании с Комарова В.С. налога на доходы физических лиц с доходов, полученными физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ в размере 47367,46 рублей.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка №3 по Октябрьскому району Республики Башкортостан исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка №5 по Октябрьскому району Республики Башкортостан от 30 июля 2019 судебный приказ от 24 мая 2019 года был отменен по заявлению административного ответчика.
С настоящим административным иском Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 27 по Республике Башкортостан обратилась 11 ноября 2019 года, то есть в установленный законом шестимесячный срок после отмены судебного приказа.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 307-309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 23 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комарова В.С., - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Т.А. Бураншин
А.Н. Субхангулов