Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4526/2019 ~ М-4497/2019 от 29.07.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 октября 2019 года                            г.Самара

Ленинский районный суд г.Самары в составе

председательствующего судьи Грищенко Э.Н.,

при секретаре Полянской Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-4526/19 по административному иску Юшина НА к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании незаконным бездействия,

Установил:

Юшин Н.А. обратился в Ленинский районный суд г.Самары с административным иском к Департаменту градостроительства г.о.Самара (далее – Департамент) о признании незаконным бездействия, указав, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <адрес>. Законом Самаркой области от 25.02.2005 года №61-ГД «Об установлении границ городского округа Самара Самарской области» указанный земельный участок был включен в границы городского округа Самара. Соответствующие изменения также внесены в Генеральный план городского округа Самара. Исходя из положений пункта 1 ст.8 Федерального закона от 21.12.2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. Указывает, что в настоящее время земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> относится к землям населенных пунктов. Отнесение данного земельного участка к землям населенных пунктов также подтверждено ответом Департамента градостроительства г.о.Самара от 24.05.2019 года №05-01-01/5426-0-1. Несмотря на это, а также на то, что практически все земельные участки вокруг отнесены к землям населенных пунктов и имеют вид разрешенного использования «под индивидуальное жилищное строительство», указанный земельный участок по данным ЕГРН до настоящего времени отнесен к землям особо охраняемых территорий и объектов. Как следует из положений пункта 3 ст.8 Федерального закона от 21.12.2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных их границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном ст.5 названного закона, направляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, его территориальные органы для внесения соответствующих изменений в ЕГРН органами, указанными в ч.1 ст.5 Закона о переводе земель. Исходя из положений п.3 ч.5 ст.8, а также ст.13 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» категория земельного участка относится к дополнительным сведениям кадастра недвижимости об объекте недвижимого имущества. Внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Согласно п.3 ст.5 Закона о переводе земель перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты внесения изменений в сведения ЕГРН о категории земель и земельных участков. В соответствии с Уставом г.о.Самара ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществление в соответствии с Градостроительным кодексом РФ полномочий заинтересованного органа местного самоуправления городского округа Самара по вопросам градостроительной деятельности, а также осуществление иных полномочий в сфере градостроительной деятельности в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Самарской области, решениями Думы городского округа Самара, относится к компетенции Департамента. 21.06.2019 года истцом в Департамент было представлено письмо (вх. №05-01-01/6855) с просьбой направить в Управление документы, подтверждающие включение принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> границах населенного пункта, для внесения соответствующих изменений в ЕГРН. Считает, что 01.07.2019 года Департамент выдал письмо-отписку, сообщив, что ранее относительно принадлежащего истцу земельного участка давались ответы, иной информацией Департамент не располагает. Указывает, что и ранее данные Департаментом ответы являются отписками. По мнению истца, бездействие Департамента существенно нарушает его права как собственника земельного участка, а также создает препятствия для осуществления его прав и реализации законных интересов, т.к. не позволяет использовать принадлежащий истцу земельный участок в соответствии с его реальной категорией. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать незаконным бездействие Департамента градостроительства г.о.Самара, выразившееся в ненаправлении в Управление Росреестра по Самарской области документов, подтверждающих включение земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в границы населенного пункта, для внесения соответствующих изменений в ЕГРН, обязать административного ответчика направить в установленном законом порядке в Управление Росреестра по Самарской области документы, подтверждающие включение земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в границы населенного пункта, для внесения соответствующих изменений в ЕГРН, взыскать с административного ответчика в свою пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал по основаниям, изложеным в административном иске.

Представитель административного ответчика по доверенности Арчхоев А.С. в судебном заседании заявленные требования не признал по мотивам, изложенных в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица Самарской Губернской Думы по доверенности Саусин А.В. в судебном заседании поддержал доводы, указанные в письменном отзыве.

Представитель заинтересованного лица Думы городского округа Самара по доверенности Кузнецов П.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

    В соответствии с ч.8 ст.226 КАС при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 9 ст.226 КАС установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 КАС РФ).

В соответствии п.1 ст.84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Согласно ст.15 Федерального закона РФ "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 года N 221-ФЗ: органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений: об установлении или изменении границ населенного пункта; об утверждении правил землепользования и застройки; перечень и содержание документов, направляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в орган кадастрового учета в случаях, установленных частями 1-3.2 настоящей статьи, порядок их направления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 части 1 настоящей статьи является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве".

Органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган кадастрового учета документы в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений, указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 5 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства, в течение шести месяцев с даты принятия указанных в части 1 настоящей статьи решений. При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица.

Согласно ч.3 ст.8 Федерального закона от 21.12.2004 года №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", орган принявший акт о переводе (в том числе утвердивший генеральный план) обязан направить в орган кадастрового учета сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенного пункта или исключенных из границ населенного пункта, для внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН, в том числе, в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта (п.8 ч.1 ст.32 Закона о ГРН); об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую (п.11 ч.1 ст.32 Закона о ГРН).

В соответствии с ч.16 ст.32 Закона о ГРН, перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с ч.1, 3-13, 15 ст.32 Закона о ГРН, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 года №71 утверждены Правила направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастра недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требования к формату таких документов в электронном виде.

В соответствии с ч.3 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.20 ч.1 ст.14 указанного Закона, к вопросам местного значения, в том числе, отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

Как следует из ст.19 Федерального закона от 18.06.2001 года №78-ФЗ "О землеустройстве" карты (планы) объектов землеустройства относятся к видам землеустроительной документации.

Согласно ст.29 вышеуказанного Закона определение границ объекта землеустройства осуществляется путем подготовки карты (плана), форма и требования к составлению которой утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.07.2009 года №621.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 года №1532 утверждены Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3-13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащиеся в ЕГРН.

Согласно п.7 указанных Правил, в случае установления или изменения границ населенного пункта орган местного самоуправления направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены или изменены границы населенных пунктов.

В соответствии с п.9 Правил, в случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения об отнесении земельного участка к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории в другую орган, принявший такое решение, направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об отнесении земельного участка к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории в другую, с указанием кадастрового номера земельного участка и установленной категории земель.

Материалами дела подтверждено, что Юшину Н.А. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты>, почтовый адрес ориентира: , что подтверждается впиской из ЕГРН.

Законом Самарской области от 25.02.2015 года №61-ГД «Об установлении границ городского округа Самара Самарской области» указанный земельный участок был включен в границы городского округа Самара.

Доказательств направления уполномоченным органом местного самоуправления г.о.Самара в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в выше указанном правовом акте, материалы дела не содержат.

Из материалов дела следует, что 21.06.2019 года Юшин Н.А. направил в Департамент градостроительства г.о.Самара обращение, в котором просил направить в Управление Росреестра по Самарской области соответствующие документы, подтверждающие включение принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в границы населенного пункта, для внесения соответствующих изменений в ЕГРН.

01.07.2019 года Департамент письмом №Д05-01-01/6855-0-1 сообщил Юшину Н.А., что ранее на его обращения относительно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> ему были направлены ответы от <данные изъяты>

Письмами от 10.04.2019 года, 11.04.2019 года и 24.05.2019 года Департамент градостроительства г.о.Самара в ответ на обращение Юшина Н.А. по вопросу, связанному с изменением категории земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, сообщил, что органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом г.о.Самара, является Департамент управления имуществом г.о.Самара.

Согласно ст.28 Устава городского округа Самара Департамент является органом местного самоуправления г.о.Самара, наделяемый Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности.

Для решения вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности Департамент наделяется следующими полномочиями:

а) готовит документы территориального планирования г.о.Самара;

б) ведет информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории г.о.Самара;

в) согласовывает проекты схем территориального планирования муниципальных районов Самарской области, имеющих общую границу с г.о.Самара;

г) осуществляет в соответствии с Градостроительным кодексом РФ полномочия заинтересованного органа местного самоуправления городского округа по вопросам градостроительной деятельности;

д) обеспечивает подготовку и осуществляет проверку документации по подготовке территории;

е) участвует в разработке и реализации градостроительных разделов муниципальных программ и ведомственных целевых программ городского округа Самара и программ социально-экономического развития городского округа Самара:

ж) осуществляет контроль за разработкой и реализацией градостроительной документации;

з) осуществляет иные полномочия в сфере градостроительной деятельности в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Самарской области, решениями Думы городского округа Самара.

Следовательно, действующим законодательством на Департамент градостроительства г.о.Самара не возложена обязанность по направлению в орган регистрации прав документов (содержащиеся в них сведения) для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о включении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в границы городского округа Самара. На данные обстоятельства в своих ответах ссылается административный ответчик, указывая, что полномочным органом по направлению в орган регистрации прав документов о включении принадлежащего административному истцу земельного участка в границы городского округа Самара является Департамент управления имуществом г.о.Самара.

Административным ответчиком в ходе рассмотрения дела было доказано отсутствие заявленного административным истцом бездействия, поскольку заявление Юшина Н.А. было рассмотрено, на указанное обращение последнему был дан ответ в пределах установленного законом срока, ответ подготовлен в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения, дан в рамках предоставленной административному ответчику компетенции и при соблюдении установленного порядка, а также при наличии к тому оснований.

Ссылка административного истца на то обстоятельство, что административным ответчиком необоснованно не направлены сведения в регистрирующий орган сведения о включении принадлежащего административному истцу земельного участка, не основана на законе, поскольку действующим законодательством на Департамент градостроительства г.о.Самара не возложена обязанность по направлению в орган регистрации прав сведений для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о включении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в границы городского округа Самара, при этом Департаментом разъяснено административному истцу, что полномочным органом по направлению в орган регистрации прав документов о включении принадлежащего административному истцу земельного участка в границы городского округа Самара является Департамент управления имуществом г.о.Самара.

Кроме того, в соответствии с ч.7 ст.15 Закона о кадастре в случае, если сведения об утверждении правил землепользования и застройки не поступили в государственный кадастр недвижимости в течение шести месяцев с даты вступления в силу решений, заинтересованное лицо вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости. Орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает содержащие указанные сведения документы в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд считает, что оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований не имеется, поскольку в ходе судебного разбирательства незаконного бездействия со стороны Департамента градостроительства г.о.Самара в отношении Юшина Н.А. не установлено.

Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

Решил:

Административное исковое заявление Юшина НА к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании незаконным бездействия - оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья                (подпись)            Э.Н.Грищенко

Копия верна:

Судья

Секретарь

2а-4526/2019 ~ М-4497/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Юшин Н.А.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о. Самара
Другие
Самарская Губернская Дума
Управление Росреестра по Самарской области
Дума г.о. Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Грищенко Э. Н.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
29.07.2019Регистрация административного искового заявления
30.07.2019Передача материалов судье
31.07.2019Решение вопроса о принятии к производству
31.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.08.2019Судебное заседание
20.08.2019Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
10.09.2019Судебное заседание
04.10.2019Судебное заседание
18.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее