12 – 48/20
Р Е Ш Е Н И Е
05 июня 2020 года город Ижевск
Судья Ленинского районного суда г.Ижевска Удмуртской республики Дмитрошкин А.Н., при секретаре Хальдеевой О.А., с участием: представителя Частного учреждения здравоохранения «Больница «РЖД- Медицина» <адрес>» И.Р.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Частного учреждения здравоохранения «Больница «РЖД- Медицина» <адрес>» на постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> УР Конновой А.Б. от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.20 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно постановления мирового судьи судебного участка № <адрес> УР от ДД.ММ.ГГГГ ЧУЗ «РЖД-Медицина» (далее Учреждение) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.20 КоАП РФ, и с наложением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Учреждение обратилось в Ленинский районный суд <адрес> с жалобой на указанное постановление, указав, что назначенное наказание является необоснованным. Мотивировав тем, что санкция статьи предусматривает наказание в виде предупреждения. Учреждение ранее к административной ответственности по ч.2 ст.19.20 КоАП РФ не привлекалось. Согласно ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, за впервые совершенное административное правонарушение при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среды, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба, устанавливается предупреждение. Совершенное правонарушение не повлияло на качество оказываемых услуг, отсутствует факт причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также отсутствует имущественный ущерб, доказательств обратного в материалах дела отсутствуют. На момент рассмотрения дела мировым судьей часть выявленных нарушений была устранена.
Представитель ЧУЗ «РЖД-Медицина» И.Р.И., действующий на основании доверенности, доводы изложенные в жалобе поддержала в полном объеме, просила приобщить копии документов в отношении Ш.М.М. прошедшей обучение по «профпатологии».
Представитель Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по УР, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, в связи с чем, жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Выслушав представителя ЧУЗ «РЖД-Медицина» И.Р.И., исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Постановлением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что ЧУЗ «РЖД-Медицина» осуществляло медицинскую деятельность по адресу: <адрес>, с нарушениями лицензионных требований и условий, предусмотренных Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в систему центра «Сколково»), утвержденным Постановлением Правительства РР от 16.04.2012г. №) (далее - Положение), а именно нарушение пп.«б», «д» п.4, пп.«а», «б» п.5 Положения.
ЧУЗ «РЖД-Медицина» имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности № № от ДД.ММ.ГГГГ., выданную Министерством здравоохранения Удмуртской Республики. Учреждение осуществляет свою деятельность по адресам: УР, <адрес>.
Территориальным органом Росздравнадзора по УР, на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. (с учетом приказа № от ДД.ММ.ГГГГ.), проведена плановая выездная проверка ЧУЗ «РЖД-Медицина» с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на предмет соблюдения обязательных требований при осуществлении медицинской деятельности, в ходе которой выявлены нарушения лицензионных требований и условий, по результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ. составлен акт №, в котором указаны выявленные нарушения пп.«б», «д» п.4, пп.«а», «б» п.5 Положения. Таким образом, осуществляя медицинскую деятельность ЧУЗ «РЖД-Медицина» допустило нарушение требований ст.ст. 37, 79 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. №-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пп.«б», «д» п.4, пп.«а», «б» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в систему центра «Сколково»), утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Указанные выводы мировым судьей сделаны на основании исследованных в судебном заседании доказательств: протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.; копии приказа о проведении плановой выездной проверки юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ.; копии акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.; копии лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ. на осуществление ЧУЗ «РЖД-Медицина» медицинской деятельности (с приложениями); копии Устава ЧУЗ «РЖД-Медицина» и других материалов дела.
В соответствии с ч.2 ст.19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности в нарушение условий, предусмотренных лицензией.
В силу п.46 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно частей 1, 2 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон №-Ф3) медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:
в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;
на основе клинических рекомендаций;
с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:
этапы оказания медицинской помощи;
правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);
стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;
рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;
иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.
Согласно п.2 ч.1 ст.79 Закона №-Ф3, медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи.
В соответствии с ч.1 ст.87 Закона №-Ф3, контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в следующих формах:1) государственный контроль; 2) ведомственный контроль; 3) внутренний контроль.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012г. № утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).
Согласно пп.«б, д» п.4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), является наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке; наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием);
В соответствии с п.п. «а», «б» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также: соблюдение порядков оказания медицинской помощи; соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу ст.30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Дело об административном правонарушении судом проверяется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Законность постановления по делу означает соответствие формы и содержания постановления требованиям ст.29.10 КоАП РФ, согласно которой постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным, с указанием выводов о виновности правонарушителя, обстоятельств исключающих производство по делу.
Согласно ч.1 ст.46 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел.
В протоколе об административном правонарушении, как процессуальном документе, которым возбуждается дело об административном правонарушении, формулируется обвинение, предъявленное правонарушителю, в рамках данного обвинения судьей и рассматривается дело об административном правонарушении.
В протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на основании приказа врио руководителя территориального органа Росздравнадзора по УР Ш.Ю.А. от ДД.ММ.ГГГГ. № о проведении плановой выездной проверки в отношении ЧУЗ «РЖД-Медицина» <адрес> и приказа № о продлении срока проведения плановой выездной проверки, проведена проверка.
В ходе проверки установлено, что ЧУЗ «РЖД_Медицина» осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ. на осуществление медицинской деятельности, выданной Министерством здравоохранения УР. Срок действия лицензии бессрочно.
При проверке документов сотрудников ЧУЗ «РЖД-Медицина» установлено, что в нарушение п.5 приложения № приказа МЗСР России от ДД.ММ.ГГГГ. №н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»:
- не соблюдается порядок формирования постоянно действующей врачебной комиссии по проведению экспертизы профессиональной пригодности в приказе ЧУЗ «РЖД-Медицина» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об организации экспертной работы, внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности и работы врачебной комиссии в НУЗ «Отделенческая больница на станции Ижевск открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на 2019год.»: на <адрес> в подкомиссии по проведению обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными (или) опасными условиями труда отсутствует врач-гинеколог;
- председателем подкомиссии по проведению обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными (или) опасными условиями труда является Н.Е.В. - заместитель главного врача по поликлиническому разделу работы, врач-терапевт, которая не имеет сертификата по профпатологии;
- председателем подкомиссии по экспертизе профессиональной подготовки является Н.Е.В. - заместитель главного врача по поликлиническому разделу работы, врач-терапевт не имеет сертификата по профпатологии.
Согласно приказу Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ. №н (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» специальность «Профпатология» предполагает наличие:
Уровень профессионального образования: Высшее образование - специалист по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия».
Подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Профпатология».
Дополнительное профессиональное образование: Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности Должности: Врач - профпатолог; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации - врач - профпатолог.
Не соблюдение наличия заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием); является нарушением пп.«д» п.4 постановления Правительства РФ от 16.04.2012г. № «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинским организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра «Сколково»)».
Кроме того, проверено соблюдение порядков оказания медицинской помощи по следующим работам (услугам):
4.1 Проверено исполнение приказа М3 РФ №н от ДД.ММ.ГГГГ. «Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реанимация» (приложение №) и выявлено, что в отделении анестезиологии и реаниматологии (6 коек) отсутствует следующее оборудование:
Монитор пациента (инвазивное артериальное давление) - 2 канала;
Центральный пульт монитора
Электрокардиостимулятор
Насос для зондового питания
Тромбоэластограф
Транспортируемый рентгеновский аппарат»
Кровать - весы
Устройство для перекладывания больных
Передвижной рентгеновский аппарат
Оборудование в недостаточном количестве:
• Шприцевой насос - в наличии 1 штука, должно быть 12;
Инфузионный насос- в наличии 1 штука, должно быть 12.
4.2 Проверено исполнение приказа М3 РФ №н от ДД.ММ.ГГГГ. «Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия» (приложение« №) и выявлено, что в хирургическом отделении (35 коек)отсутствует следующее оборудование:
Система палатной сигнализации
Оборудование в недостаточном количестве:
Кровать функциональная - в наличии 5 штук, должно быть 25
4.3 Проверено исполнение приказа МЗ РФ №н от ДД.ММ.ГГГГ. «Порядок оказания медицинской помощи по профилю акушерство и гинекология» (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)» (приложение №) и выявлено, что в структуре гинекологического отделения (20 коек) отсутствует следующее оборудование:
Аппарат для криохирургии гинекологический;
Цистоскоп смотровой.
4.4. Проверено исполнение приказа М3 РФ №н от ДД.ММ.ГГГГ. «Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы» (приложение №) и выявлено, что в структуре неврологического отделения (40 коек) отсутствует следующее оборудование:
Система палатной сигнализации
Электромиограф
Оборудование в недостаточном количестве:
Кровать функциональная - в наличии 5 штук, должно быть 35.
4.4.1 в структуре неврологического кабинета отсутствует следующее оборудование:
Набор пахучих веществ для исследования функций обонятельного анализатора
Исполнение приказа М3 РФ №н от ДД.ММ.ГГГГ. «Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия» (приложение №) и выявлено, что в структуре терапевтического отделения (20 коек) отсутствует следующее оборудование:
Нож (игла) парацентезный штыкообразный
Игла для стернальной пункции
Насос инфузионный роликовый (инфузомат)
Исполнение приказа М3 РФ №н от ДД.ММ.ГГГГ. «Порядок оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями» (приложение №) и выявлено, что в структуре кардиологического отделения (25 коек) отсутствует следующее оборудование:
Временный электрокардиостимулятор;
Электрокардиостимулятор для трансвенозной эндокардиальной и наружной электрической стимуляции сердца;
Электроотсасыватель хирургический с бактериальным фильтром;
Передвижной рентгеновский аппарат;
Аппарат для вспомогательного кровообращения;
Оборудование в недостаточном количестве:
- кровать функциональная – в наличие 5 штук, должно быть 20;
- система экстренного оповещения из палат.
Таким образом, осуществляя медицинскую деятельность ЧУЗ «РЖД-Медицина» допустило нарушение требований ст.ст. 37, 79 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. №-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пп.«д» п.4, пп.«а», «б» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в систему центра «Сколково»), утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Однако, в постановлении мирового судьи имеется указание только на нормы материального права которые нарушены Учреждением, без указания конкретных нарушений выявленных при проведении плановой проверки. Кроме того, мировой судья установил при рассмотрении дела нарушение Учреждением пп.«б» п.4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, однако данное нарушении согласно протоколу об административном правонарушении Учреждению вменено не было, в связи с чем, мировой судья вышел за рамки вмененного Учреждению обвинения.
Указанные обстоятельства указывают на необходимость отмены постановления мирового судьи судебного участка № <адрес> УР, поскольку мировым судьей были существенно нарушены процессуальные требования, предусмотренные п.4 и п.5 ч.1 ст29.10 КоАП РФ, вышеуказанные нарушения суд признает существенными, поскольку они повлияли на всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.30 КоАП РФ, в связи с существенным нарушением процессуальных требований, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. не отвечает требованиям обоснованности и законности, поскольку при вынесении постановления мировым судьей не исследованы с достаточной полнотой обстоятельства дела, не выяснены фактические обстоятельства дела, отсутствует анализ доказательств по делу, в связи с чем, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, мировым судьей соблюдены не были.
В силу ч.1 ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.20 КоАП РФ, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. Время совершения административного правонарушения ДД.ММ.ГГГГ.
На момент рассмотрения жалобы срок давности привлечения ЧУЗ «РЖД-Медицина» к административной ответственности по ч.2 ст.19.20 КоАП РФ истек.
Исходя из положений ст.4.5 и п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ по истечении установленного срока давности вопрос об административной ответственности, в том числе о наличии либо отсутствии состава административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение лица, привлекаемого к ответственности.
Поскольку на момент рассмотрения жалобы истек предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ч.2 ст.19.20 КоАП РФ, направление дела на новое рассмотрение невозможно, производство по нему подлежит прекращению на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.1 – 30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> УР от ДД.ММ.ГГГГ, которым на Частное учреждение здравоохранения «Больница «РЖД- Медицина» <адрес>» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.20 КоАП РФ, наложено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей, отменить.
Производство по делу прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке надзора, либо опротестовано прокурором.
Судья: Дмитрошкин А.Н.