Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3058/2019 ~ М-3152/2019 от 09.09.2019

Дело № 2а-3058/2019

УИД 13RS0023-01-2019-004005-71

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

9 октября 2019 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе: судьи Чибрикина А.К.,

при секретаре судебного заседания Мариной А.С.,

при участии в деле:

административного истца Кутового В.И., его представителя адвоката Решетниковой Ю.К., ордер № 2172 от 9 октября 2019 г.,

административного ответчика Администрации городского округа Саранск, в лице представителя Лисиной К.С., доверенность от 12 февраля 2019 г.,

заинтересованного лицаУправления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кутового В. И. к Администрации городского округа Саранск об оспаривании решения об отказе в признании садового дома жилым домом

установил:

Кутовой В.И. обратился с административным иском к Администрации городского округа Саранск о признании садового дома жилым домом.

Просит признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск, изложенный в письме № 6346-ОГ от 30 августа 2019 г., обязать административного ответчика принять решение о признании принадлежащего ему на праве собственности (кадастровый ) садового дома, расположенного в <адрес>, жилым домом. Привёл доводы о том, что данный дом отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещением, в частности положениям Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением...", а вид разрешенного использования земельного участка - "ведение садоводства", предусматривает, в том числе, размещение для собственных нужд жилого дома.

Считал оспариваемый отказ не соответствующим закону и нарушающим его права собственника на размещение жилого дома на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером .

В судебном заседании административный истец Кутовой В.И., его представитель адвокат Решетникова Ю.К. исковые требования поддержали по изложенным в административном иске основаниям. Полагали, что право на размещение жилого дома на земельном участке нарушено, так как описание вида разрешённого использования земельного участка Правилами землепользования и застройки г.о. Саранск не совпадает с Классификатором, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540.

Представитель административного ответчика Лисина К.С. просила в удовлетворении административного иска отказать по основаниям, приведенным ею в письменных возражениях на иск.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Республике Мордовия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Неявка указанного лица в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.

Суд, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, обсудив доводы административного иска и возражений административного ответчика, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации), гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такие порядок и основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Срок обращения в суд с административным иском, предусмотренный частью 1 статьи 219 КАС Российской Федерации, Кутовым В.И. соблюден.

Из материалов дела следует, что Кутовой В.И. является собственником 1-этажного садового дома, кадастровый , общей площадью 150 кв. м, назначение - нежилое здание, земельного участка, площадью 450 кв. м, кадастровый , категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для садоводства, расположенных по адресу: <адрес>

Постановлением Администрации городского округа Саранск от 17 августа 2017 г. № 1807 установлено соответствие между разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером 13:23:0909299:380 площадью 450 кв.м, расположенного по указанному выше адресу, и видом разрешенного использования земельных участков "ведение садоводства".

Согласно акту экспертного исследования ООО "Сервис в строительстве и проектировании" № 005-П/2019 от 14 мая 2019 г. объект, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый , является жилым домом и соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение согласно постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением..."; несущие и ограждающие конструкции жилого дома находятся в работоспособном состоянии, соответствуют всем требованиям нормативной документации.

2 июля 2019 г. административный истец обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о признании садового дома жилым домом.

Письмом № 6346-ОГ от 30 августа 2019 г. Кутовому В.И. со ссылками на подпункт «д» пункта 61 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 было отказано в признании садового дома жилым домом. Разъяснено, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа Саранск вид разрешенного использования земельного участка – для ведения гражданами садоводства и огородничества не предполагает размещение жилых домов.

Согласно выкопировке из Правил землепользования и застройки городского округа Саранск земельный участок с кадастровым номером на котором расположен спорный садовый дом, расположен в зоне Ж4.3 (зона садоводческих и дачных некоммерческих объединений, расположенных в границах города), градостроительный регламент которой не предусматривает размещение индивидуальных жилых домов.

Согласно статье 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее Гражданский кодекс) собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса).

В соответствии с подп. 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее Земельный кодекс) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса).

Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Министерства Экономического развития Российской Федерации N 540 от 1 сентября 2014 г, на земельном участке с видом разрешенного использования - "ведение садоводства" (код 13.2) разрешено размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей.

Вместе с тем, вопреки доводу административного иска, только лишь вид разрешенного использования земельного участка не может служить основанием для признания садового дома жилым домом, впрочем, как и такие обстоятельства, что садовый дом административного истца построен в строгом соответствии с законодательством, не законной постройкой не признан.

В соответствии с п.п. 8, 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативно-правовыми актами органов местного

самоуправления, нормативно-правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения

Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительными регламентами в пределах границ соответствующей территориальной зоны.

Градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1, глава 4 ГрК РФ).

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.

Правила землепользования и застройки разрабатываются применительно ко всем территориям поселений и городских округов (часть 1 статьи 31 ГрК РФ).

Согласно части 2 статьи 85 Земельного кодекса границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также

возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и

под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

В силу пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

На основании абзаца 6 части 4 статьи 85 Земельного кодекса реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством, правилами землепользования и застройки.

Обязанность соблюдать градостроительные регламенты при осуществлении строительства жилых домов на земельных участках предусмотрена пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса и подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса.

Градостроительный регламент земельных участков установлен в составе правил землепользования и застройки городского округа Саранск, утвержденных Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 06.05.2016 N 516.

Земельный участок административного истца расположен в границах территориальной зоны Ж4.3 (Зона садоводческих и дачных некоммерческих объединений, расположенных в границах города), которая, согласно указанным выше правилам землепользования и застройки, выделена для обеспечения правовых условий сохранения земельных участков и объектов капитального строительства, не предназначенных для постоянного проживания, отдыха и осуществления хозяйственной деятельности, связанной с выращиванием плодовых и ягодных культур. Особенность данной зоны заключается в том, дачные и садовые дома, расположенные на

земельных участках, принадлежащих гражданам, не могут быть признаны жилыми помещениями до перевода данной зоны или части зоны в иную территориальную зону в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 55 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее Положение N 47), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом.

Подпунктом «д» пункта 61 Положения N47 предусмотрено такое основание для отказа в признании садового дома жилым домом как размещение садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения.

Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что административный ответчик, принимая решение по поступившему

заявлению Кутового В.И. от 2 июля 2019 г., установив нахождение земельного участка административного истца в территориальной зоне Ж4.3 (зона садоводческих и дачных некоммерческих объединений, расположенных в границах города), правомерно пришел к выводу об отказе в признании садового дома жилым домом, направив заявителю письмо № 6346-ОГ, содержащее ссылку на соответствующее положение, предусмотренное пунктом 61 Положения N 47.

При изложенных обстоятельствах, оспариваемое решение об отказе в признании садового дома жилым домом не противоречит законодательству, регулирующему спорные правоотношения, является законным, принято органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему законом полномочий, что в силу пункта 2 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации влечёт отказ в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Ленинский районный суд города Саранска

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Кутового В. И. к Администрации городского округа Саранск об оспаривании решения об отказе в признании садового дома жилым домом, изложенного в письме № 6346-ОГ от 30 августа 2019 г., возложении обязанности признать садовый дом жилым домом, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд города Саранска в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 10 октября 2019 года.

Судья А.К. Чибрикин

1версия для печати

2а-3058/2019 ~ М-3152/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кутовой Вячеслав Иванович
Ответчики
Администрация городского округа Саранск
Другие
Решетникова Юлия Кимовна
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Чибрикин Алексей Константинович
Дело на странице суда
leninsky--mor.sudrf.ru
09.09.2019Регистрация административного искового заявления
09.09.2019Передача материалов судье
11.09.2019Решение вопроса о принятии к производству
11.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.09.2019Подготовка дела (собеседование)
23.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.10.2019Судебное заседание
09.10.2019Судебное заседание
10.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2019Дело оформлено
26.12.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее