Мотивированное решение составлено 22 января 2020 года.
Дело № 2-10/2020
УИД 66RS0036-01-2019-001133-77
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 января 2020 года город Кушва
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Сединкина Ю.Г.,
при секретаре Матвеевой А.А.,
с участием ответчика Семериковой С.Н.
рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «Новоуральская» к Семериковой Светлане Николаевне о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Управляющая жилищная компания «Новоуральская» обратилось в суд с иском к Семериковой С.Н. о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В обоснование иска указано, что жилое помещение является трехкомнатной отдельной квартирой, расположенной по адресу: <адрес>. Собственником жилого помещения в период с ДД.ММ.ГГГГ (договор приватизации) по ДД.ММ.ГГГГ являлась Семерикова С.Н. Управление многоквартирным домом осуществляет ООО «Управляющая жилищная компания «Новоуральская» на основании п. 5 Протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, проводимого в форме заочного голосования. Ответчик в нарушение статей 30 и 153 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, договора не выполнял обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в результате чего имеет задолженность. ООО «Управляющая жилищная компания «Новоуральская» было подано заявление о выдаче судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ, следовательно течение срока исковой давности было прервано. ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи судебного участка № Кушвинского судебного района судебный приказ в отношении Семериковой С.Н. был отменен. С ДД.ММ.ГГГГ ответчик имеет задолженность в сумме 50139 рублей 22 коп. На сумму основного долга начислены пени в сумме 27 749 рублей 20 коп. Расчет пени произведен на основании ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и Указания ЦБ РФ по действующей ставке 7,75% годовых. Общая сумма долга составляет 77 618 рублей 42 коп. Просил суд взыскать с Семериковой С.Н. в пользу ООО «Управляющая жилищная компания «Новоуральская» задолженность в размере 77 618 рублей 42 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель истца ООО «Управляющая жилищная компания «Новоуральская» в судебное заседание не явился, дело просил рассматривать в его отсутствие (л.д. 42).
Ответчик Семерикова С.Н. в судебном заседании исковые требования ООО «Управляющая жилищная компания «Новоуральская» признала частично. Суду пояснила, что являлась собственником трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес> течение двух недель в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда оформила документы после смерти племянника. Право собственности на квартиру приобрела по договору приватизации от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ с /-/, которая является ее сестрой, был заключен договор социального найма. После ее смерти был заключен договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ с /-/, который является ее племянником. /-/ проживал в квартире один. Она никогда не вселялась в данное жилое помещение. Членом семьи /-/ не являлась, общее хозяйство с ним не вела. Коммунальными услугами не пользовалась. Постоянно проживала в городе Кушве с супругом по адресу: <адрес>. /-/ умер ДД.ММ.ГГГГ. После его смерти в жилое помещение так же не вселялась, какое –либо наследство после его смерти не принимала, к нотариусу для принятия наследства не общалась. /-/ злоупотреблял спиртными напитками, какого – либо имущества подлежащего наследованию не имел. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор передачи квартиры в собственность граждан, она приватизировала данное жилое помещение. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор купли – продажи спорного жилого помещения. Квитанции о начислении платы за коммунальные услуги до момента смерти /-/ приходили на его имя, но он как наниматель жилого помещения их не оплачивал. Данная регистрация нужна была формально, это сестра попросила ее зарегистрироваться, чтобы /-/ не выгнали из квартиры. Жилое помещение по адресу: <адрес> было передано /-/ по договору социального найма, она согласилась зарегистрироваться в нем, чтобы гарантировать проживание в этой квартире племянника, чтобы он квартиру не продал, так как злоупотреблял спиртными напитками. Проживать она в этой квартире не желала, он проживал один, пользовался коммунальными услугами только он. После его смерти квартиру она продавала через риэлтора. При продаже квартиры они договорились с риэлтором, что она продает квартиру за 700 000 рублей, 50 000 рублей ей за работу, а 300 000 рублей она оплатит задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по данной квартире. Она получила деньги от продажи квартиры за вычетом 350 000 рублей, считала, что риэлтор оплатила задолженность в полном объеме. В настоящее время она обратилась в полицию с заявлением о привлечении риэлтора к уголовной ответственности. Выразила согласие оплатить задолженность по коммунальным услугам с июня 2016 года по ноябрь 2016 года.
Третье лицо Новоселов А.Д. в судебное заседание, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства, не явился.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителя истца и третьего лица.
Выслушав ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Согласно части 2 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
В силу части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 пункта 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правил, установленных частью 3 статьи 169 настоящего кодекса.
На основании части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за пользование жилым помещением (плата за наем), плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги; капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Из материалов дела следует, что квартира, расположенная по адресу: <адрес> ранее находилась в муниципальной собственности Новоуральского городского округа Свердловской области.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Новоуральского городского округа и /-/ был заключен договор социального найма жилого помещения № (л.д. 60-63). Далее ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Новоуральского городского округа и /-/ был заключен договор социального найма жилого помещения № (л.д. 56-59).
Между Администрацией Новоуральского городского округа и Семериковой Светланой Николаевной был заключен договор передачи квартиры в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).
Между Семериковой Светланой Николаевной и Новоселовым Александром Дмитриевичем ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор купли – продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 27). Государственная регистрация перехода (прекращения) права собственности произведена ДД.ММ.ГГГГ.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ в качестве управляющей организации избрано Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «Новоуральская» (л.д. 11-13).
Стороной истца представлена справка о начисленных и оплаченных суммах за жилищно-коммунальные услуги, по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, за период с февраля 2016 по декабрь 2016 года (л.д. 20). Справка о расчете пеней за жилищно-коммунальные услуги, по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, за период с февраля 2016 по декабрь 2016 года (л.д. 21).
Право пользования указанной квартирой на условиях договора социального найма у ответчика возникло с момента смерти /-/ – ДД.ММ.ГГГГ, до этого момента он являлся нанимателем жилого помещения на основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, с момента возникновения у ответчика права пользования квартирой на условиях договора социального найма у нее возникла обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность в отношении квартиры по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги сохранялась у ответчика до дня приобретения квартиры в собственность, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. После регистрации права собственности на квартиру, и до момента перехода права собственности к новому собственнику обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникла в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как у собственника жилого помещения.
Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» по договору социального найма жилого помещения обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг у нанимателя возникает со дня заключения такого договора (пункт 1 части 2 статьи 153 ЖК РФ). Несоблюдение письменной формы договора социального найма жилого помещения не освобождает нанимателя от обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Поскольку оплата за жилое помещение и коммунальные услуги не осуществлена, то у истца возникло право требования с ответчика неустойки (пени) в соответствии с пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации за несвоевременное или неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги должник обязан уплатить пени.
Оценивая соразмерность применяемой к ответчику меры ответственности и последствия нарушения обязательств (ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснения, изложенные в п. 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»), суд учитывает размер задолженности, длительность допущенной ответчиком просрочки нарушения обязательства, и приходит к выводу об отсутствии оснований для снижения заявленного размера пеней.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика Семериковой С.Н. в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «Новоуральская» задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с июня 2016 года по ноябрь 2016 года в сумме 23515 рублей 11 коп., пени 11 762 рубля 65 коп., всего 35 277 рублей 76 коп.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований, о взыскании с Семериковой С.Н. в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «Новоуральская» задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с февраля 2016 года по май 2016 года и пени начисленные за этот период, суд считает необходимым отказать.
Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги является обязанностью не только нанимателя, но и проживающих с ним членов его семьи (дееспособных и ограниченных судом в дееспособности), имеющих равное с нанимателем право на жилое помещение, независимо от указания их в договоре социального найма жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 67, части 2, 3 статьи 69 и статья 153 ЖК РФ).
Таким образом, законом установлен круг обязанных лиц, которые несут ответственность за исполнение обязанностей по договору найма жилого помещения муниципального или государственного жилищного фонда.
Как установлено судом Семерикова С.Н. в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не вселялась, в нем не проживала, ее регистрация по данному адресу носила формальный характер. Постоянно проживала со своим супругом в городе Кушве. Членом семьи /-/ ответчик не являлась, на иждивении у него не находилась, совместное хозяйство с ним не вела. При указанных обстоятельствах, правовые основания для возложения на ответчика солидарной с нанимателем ответственности по обязательствам, вытекающим из договора социального найма за указанный период отсутствуют. /-/ умер ДД.ММ.ГГГГ. Стороной истца не представлено доказательств принятия ответчиком Семериковой С.Н. наследства после смерти /-/, как следствие принятия денежных обязательств наследодателя.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Из материалов дела следует, что истцом при обращении в суд уплачена государственная пошлина в общем размере 2528 рублей 55 коп. (платежные поручения л.д. 8, 9). Исковые требования удовлетворены судом частично. Понесенные истцом судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований в размере 1259 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «Новоуральская» к Семериковой Светлане Николаевне о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг – удовлетворить частично.
Взыскать с Семериковой Светланы Николаевны в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «Новоуральская» задолженность в размере 23 515 рублей 11 коп., пени в размере 11 762 рубля 65 коп., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1259 рублей.
В удовлетворении остальных исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «Новоуральская» к Семериковой Светлане Николаевне о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня составления в мотивированном виде через Кушвинский городской суд Свердловской области.
Судья Ю.Г.Сединкин