Решение по делу № 3га-82/2020 от 02.12.2019

№ 3га-1427/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Уфа                          30 января 2020 г.

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Хамидуллиной Э.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Губайдуллиной Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Юнусходжаева С.М. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости,

установил:

Юнусходжаев С.М. обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной его рыночной стоимости.

В обоснование требований указано, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый производственно-складскими помещениями, расположенного по адресу: ... с кадастровой стоимостью 4 771 742 рубля 40 копеек. Рыночная стоимость объекта недвижимости составляет 841 000 рублей.

Административный истец является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: ... с кадастровым номером ..., с кадастровой стоимостью 20 594 330 рублей 14 копеек. Рыночная стоимость объекта недвижимости составляет 3 430 000 рублей; собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: ... с кадастровым номером ..., с кадастровой стоимостью 30 224 494 рубля 68 копеек. Рыночная стоимость объекта недвижимости составляет 4 610 000 рублей.

Значительное превышение кадастровой стоимости объектов недвижимости над их рыночной стоимостью нарушает права административного истца как собственника и арендатора объектов недвижимости.

Административный истец просит установить кадастровую стоимость, земельного участка с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый производственно-складскими помещениями, расположенного по адресу: ... равной его рыночной стоимости в размере 841 000 рублей; нежилого помещения, расположенного по адресу: ... равной его рыночной стоимости в размере 3 430 000 рублей; нежилого помещения, расположенного по адресу: ... с кадастровым номером ... равной его рыночной стоимости в размере 4 610 000 рублей.

Представитель административного истца по доверенности Галиханов Д.Р. в судебном заседании просил удовлетворить заявленные требования согласно заключению судебной экспертизы.

    Представители ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений об уважительных причинах неявки не представили. Получение извещения подтверждается отчетами о прочтении, уведомлениями, реестрами отправки. Информация о рассмотрении дела также размещена на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Копии определения суда о принятии дела к производству суда направлены судом 04 декабря 2019 года лицам, участвующим в деле.

В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которых не признана судом обязательной.

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу пункта 3 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.

Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона
«Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

При этом определение кадастровой стоимости в размере рыночной обусловлено исключительно выбором иной модели ее исчисления и не означает оспаривание достоверности государственной кадастровой оценки объекта недвижимости и законности акта об ее утверждении.

По настоящему делу административный истец по существу просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, что, принимая во внимание порядок исчисления налоговых платежей, исходя из данных государственного кадастра недвижимого имущества о кадастровой стоимости объекта недвижимости, затрагивает права административного истца как собственника и арендатора.Материалами дела подтверждается, что спорный объект недвижимости поставлен на государственный кадастровый учет.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ... по состоянию на 01 июня 2014 года определена в размере 4 771 742 рубля 40 копеек, с кадастровым номером ... по состоянию на 05 апреля 2017 года определена в размере 20 594 330 рублей 14 копеек, с кадастровым номером ... по состоянию на 05 апреля 2017 года определена в размере 30 224 494 рубля 68 копеек.

Административным истцом представлены отчеты № ..., № ... от ... года, подготовленные ... согласно которым рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ... определена в размере в размере 841 000 рублей; с кадастровым номером ... определена в размере в размере 4 610 000 рублей, с кадастровым номером ... определена в размере в размере 3 430 000 рублей.

Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

С целью установления действительной рыночной стоимости объектов недвижимости по ходатайству представителя административного истца определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 декабря
2019 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, проведение которой поручено эксперту ...

Согласно заключению эксперта ...... от ... года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... по состоянию на 01 июня 2014 года определена в размере 849 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... по состоянию на 05 апреля 2017 года определена в размере 3 457 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... по состоянию на 05 апреля 2017 года определена в размере 4 774 000 рублей.

Суд, оценивая заключение эксперта ...... от ... года и отчеты № ..., № ... от ... года, подготовленные ..., представленные в качестве доказательств по настоящему делу, приходит к выводу о необходимости использования в качестве обоснования рыночной стоимости объектов недвижимости заключение эксперта ...» № ... от ... года, поскольку оно соответствует предъявляемым требованиям, является достоверным, допустимым, относимым и достаточным; заключение подготовлено квалифицированным экспертом, компетенция эксперта проверена судом, эксперт предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение оформлено надлежащим образом, научно обоснованно, составлено с учетом представленных эксперту документов об объекте оценки и доступных сведений об аналогах, не имеет противоречий, выводы эксперта представляются ясными и понятными, основаны на профессиональных знаниях.

Достоверность данных, содержащихся в заключении эксперта
...... от ... года, лицами, участвующими в деле, не оспаривалась. Ранее какие-либо доводы, свидетельствующие о несоответствии данного заключения эксперта установленным требованиям, лицами, участвующими в деле, которые не были лишены возможности ознакомления с экспертным заключением, не приводились, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертиз не заявлено.

При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта ...... от ... года, и с учетом требований статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив данное заключение на предмет относимости, допустимости и достоверности, суд принимает его в качестве доказательства, подтверждающего требования административного истца.

С учетом изложенных обстоятельств, суд находит, что требования подлежат удовлетворению с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта ...» № ... от 10 января 2020 года.

Положения статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» имеют специальный характер и не ограничивают правообладателей объектов недвижимости в использовании судебной защиты, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости затрагивают права и обязанности Юнусходжаева С.М. как собственника и арендатора объектов недвижимости.

Руководствуясь статьями 24.18, 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Юнусходжаева С.М. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый производственно-складскими помещениями, расположенного по адресу: ... равной его рыночной стоимости в размере 849 000 рублей по состоянию на 01 июня 2014 года.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ..., ... равной его рыночной стоимости в размере 3 457 000 рублей по состоянию на 05 апреля 2017 года.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ... равной его рыночной стоимости в размере 4 774 000 рублей по состоянию на 05 апреля 2017 года.

Датой подачи заявления считать 02 декабря 2019 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в г. Нижний Новгород.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан              Э.М. Хамидуллина

3га-82/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Юнусходжаев С.М.
Ответчики
ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ
Правительство Республики Башкортостан
Управление Росреестра по Республике Башкортостан
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Другие
Галиханов Д.Р.
УЗИО Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Хамидуллина Эльвира Мисгатовна
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
02.12.2019Регистрация административного искового заявления
02.12.2019Передача материалов судье
04.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
04.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.12.2019Предварительное судебное заседание
20.01.2020Производство по делу возобновлено
20.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.01.2020Судебное заседание
03.03.2020Судебное заседание
04.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2020Дело оформлено
03.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее