Дело № 3а-109/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 декабря 2018 года город Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Георгиновой Н.А.,
при секретаре Сулеймановой А.Э.,
с участием представителя административного истца Грабровой Д.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному исковому заявлению Сапрыкина Сергея Николаевича к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
Сапрыкин С.Н. обратился в областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее - Управление Росреестра по Орловской области) и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области (далее - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указывалось, что административный истец на праве аренды владеет земельным участком, относящимся к категории земель: земли населенных пунктов, с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м, расположенным по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость земельного участка в размере <...> руб., исходя из которой рассчитывается арендная плата по договору аренды земли от <дата>, значительно превышает его рыночную стоимость в размере <...> руб., определенную в соответствии с отчетом об оценке от 19 октября 2018 г., составленным оценщиком общества с ограниченной ответственностью «<...>» (далее - ООО «<...>») ФИО4
В связи с этим Сапрыкин С.Н. просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <...> руб. по состоянию на 3 июня 2014 г.
Административный истец Сапрыкин С.Н., представители административных ответчиков Правительства Орловской области, Управления Росреестра по Орловской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области, представитель заинтересованного лица Управления муниципального имущества администрации города Ливны Орловской области о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили, в связи с чем, судом в соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановлено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца Грабровой Д.А., поддержавшей исковое заявление, исследовав отзыв на иск, представленный Правительством Орловской области, полагавшимся при разрешении спора на усмотрение суда, письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Абзацем 1 пункта 2 и пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 названного Федерального закона является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как видно из материалов административного дела, Сапрыкин С.Н. на праве аренды владеет земельным участком, относящимся к категории земель: земли населенных пунктов, с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м, расположенным по адресу: <адрес>, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания административного и производственного корпусов.
Указанное обстоятельство подтверждается постановлением администрации города Ливны от <дата> № и договором аренды земельного участка от <дата> №, заключенным между Управлением муниципального имущества администрации города Ливны и Сапрыкиным С.Н. на срок <...> лет.
По условиям договора аренды земельного участка, арендная плата исчисляется в том числе, исходя из кадастровой стоимости земельного участка (л.д.9-16).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области 9 августа 2018 г., кадастровая стоимость указанного выше земельного участка определена по состоянию на 3 июня 2014 г. в размере <...>. (л.д.17).
Обращаясь в суд с административным иском, Сапрыкин С.Н. в подтверждение своих доводов представил отчёт от 19 октября 2018 г. №/2018, составленный оценщиком ООО «<...>» ФИО4, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 3 июня 2014 г. в размере <...> руб. (л.д. 18-74).
Отчёт об определении рыночной стоимости земельного участка соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно - правовому регулированию оценочной деятельности.
При составлении отчета оценщик применил сравнительный подход, мотивированно отказался от использования доходного и затратного подходов, провел анализ рынка предложений по продаже объектов-аналогов земельных участков, проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.
Выводы, изложенные в этом отчете, подтвердила допрошенная в качестве свидетеля оценщик ФИО4
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, которые опровергали бы рыночную стоимость земельного участка, приведенную в отчете об оценке от 19 октября 2018 г., свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, возражения относительно заявленных требований ими в ходе разбирательства дела не приводились, ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка заявлены не были.
Суд, исследовав отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, сопоставив его содержание с иными имеющимися в деле доказательствами, оценив показания свидетеля ФИО4, считает, что указанный выше отчет и показания свидетеля отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, не вызывают сомнений в их достоверности.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания административного и производственного корпусов, в размере его рыночной стоимости <...> руб. по состоянию на 3 июня 2014 г.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.
Поскольку из материалов административного дела усматривается, что в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Орловской области административный истец с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости не обращался, а датой обращения Сапрыкина С.Н. в суд с административным исковым заявлением является <дата>, то датой подачи им заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать <дата>
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Сапрыкина Сергея Николаевича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания административного и производственного корпусов, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <...> (<...>) рубля по состоянию на 3 июня 2014 г.
Датой подачи заявления Сапрыкина С.Н. о пересмотре кадастровой стоимости считать <дата>
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Орловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 10 декабря 2018 г.
Председательствующий: Н.А. Георгинова
Дело № 3а-109/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 декабря 2018 года город Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Георгиновой Н.А.,
при секретаре Сулеймановой А.Э.,
с участием представителя административного истца Грабровой Д.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному исковому заявлению Сапрыкина Сергея Николаевича к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
Сапрыкин С.Н. обратился в областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее - Управление Росреестра по Орловской области) и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области (далее - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указывалось, что административный истец на праве аренды владеет земельным участком, относящимся к категории земель: земли населенных пунктов, с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м, расположенным по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость земельного участка в размере <...> руб., исходя из которой рассчитывается арендная плата по договору аренды земли от <дата>, значительно превышает его рыночную стоимость в размере <...> руб., определенную в соответствии с отчетом об оценке от 19 октября 2018 г., составленным оценщиком общества с ограниченной ответственностью «<...>» (далее - ООО «<...>») ФИО4
В связи с этим Сапрыкин С.Н. просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <...> руб. по состоянию на 3 июня 2014 г.
Административный истец Сапрыкин С.Н., представители административных ответчиков Правительства Орловской области, Управления Росреестра по Орловской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области, представитель заинтересованного лица Управления муниципального имущества администрации города Ливны Орловской области о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили, в связи с чем, судом в соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановлено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца Грабровой Д.А., поддержавшей исковое заявление, исследовав отзыв на иск, представленный Правительством Орловской области, полагавшимся при разрешении спора на усмотрение суда, письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Абзацем 1 пункта 2 и пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 названного Федерального закона является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как видно из материалов административного дела, Сапрыкин С.Н. на праве аренды владеет земельным участком, относящимся к категории земель: земли населенных пунктов, с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м, расположенным по адресу: <адрес>, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания административного и производственного корпусов.
Указанное обстоятельство подтверждается постановлением администрации города Ливны от <дата> № и договором аренды земельного участка от <дата> №, заключенным между Управлением муниципального имущества администрации города Ливны и Сапрыкиным С.Н. на срок <...> лет.
По условиям договора аренды земельного участка, арендная плата исчисляется в том числе, исходя из кадастровой стоимости земельного участка (л.д.9-16).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области 9 августа 2018 г., кадастровая стоимость указанного выше земельного участка определена по состоянию на 3 июня 2014 г. в размере <...>. (л.д.17).
Обращаясь в суд с административным иском, Сапрыкин С.Н. в подтверждение своих доводов представил отчёт от 19 октября 2018 г. №/2018, составленный оценщиком ООО «<...>» ФИО4, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 3 июня 2014 г. в размере <...> руб. (л.д. 18-74).
Отчёт об определении рыночной стоимости земельного участка соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно - правовому регулированию оценочной деятельности.
При составлении отчета оценщик применил сравнительный подход, мотивированно отказался от использования доходного и затратного подходов, провел анализ рынка предложений по продаже объектов-аналогов земельных участков, проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.
Выводы, изложенные в этом отчете, подтвердила допрошенная в качестве свидетеля оценщик ФИО4
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, которые опровергали бы рыночную стоимость земельного участка, приведенную в отчете об оценке от 19 октября 2018 г., свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, возражения относительно заявленных требований ими в ходе разбирательства дела не приводились, ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка заявлены не были.
Суд, исследовав отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, сопоставив его содержание с иными имеющимися в деле доказательствами, оценив показания свидетеля ФИО4, считает, что указанный выше отчет и показания свидетеля отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, не вызывают сомнений в их достоверности.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания административного и производственного корпусов, в размере его рыночной стоимости <...> руб. по состоянию на 3 июня 2014 г.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.
Поскольку из материалов административного дела усматривается, что в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Орловской области административный истец с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости не обращался, а датой обращения Сапрыкина С.Н. в суд с административным исковым заявлением является <дата>, то датой подачи им заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать <дата>
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Сапрыкина Сергея Николаевича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания административного и производственного корпусов, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <...> (<...>) рубля по состоянию на 3 июня 2014 г.
Датой подачи заявления Сапрыкина С.Н. о пересмотре кадастровой стоимости считать <дата>
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Орловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 10 декабря 2018 г.
Председательствующий: Н.А. Георгинова