Дело № 2а-33/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июня 2017 года г. Великий Новгород
Великоновгородский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - Слипченко В.И.,
при секретаре судебного заседания - Свердловой А.С.,
с участием административного истца Егорова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, административное дело № 2а-33/2017 по административному исковому заявлению <в/звание> войсковой части № Егорова Александра Владимировича об оспаривании решения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанного с отказом в принятии на учет нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Егоров обратился в суд с административным иском, в котором с учетом уточнений, просил:
- признать решение ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 14.03.2017 № 04-13/184/4/3768, об отказе включить Егорова А.В. в список нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещениях незаконным и отменить;
- обязать ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации включить Егорова А.В. в список нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещениях;
- взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» в пользу Егорова А.В. судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 300 (триста) рублей.
В обоснование своих требований Егоров указал, что проходит военную службу по контракту в войсковой части №, дислоцирующейся в <адрес1>.
16 июня 2016 года он обратился в ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ с заявлением о включении в списки нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений.
Решением ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ от 15.07.2016 № 04-28/144 ему было отказано во включении в указанные списки. В качестве основания для принятия вышеназванного решения, административный ответчик указал, что истец обеспечен жильем по месту прохождения службы как член семьи своей матери, у которой имеется жилое помещение по адресу: <адрес1>, предоставленное ей на условиях социального найма. Ответчик также указал, что в соответствии с абз. 11 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», за военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу.
С принятым ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ решением Егоров не согласен, поскольку указанное жилое помещение принадлежит его матери на праве собственности, а не предоставлено по договору социального найма.
Ссылаясь на п. 10 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054, указывает, что каких-либо жилых помещений не имеет, а следовательно имеет право на обеспечение служебным жильем.
Все вышеуказанные доводы истец отразил в новом заявлении, с которым повторно обратился к ответчику с просьбой о включении в список нуждающихся в служебном жилье.
14 марта 2017 года ответчик направил Егорову сообщение за № 04-13/184/4/3768, в котором, ссылаясь на предыдущий ответ, вновь отказал истцу в принятии на учет нуждающихся в служебном жилье.
С принятым решением истец не согласен по вышеизложенным основаниям, а также указывает, что в соответствии с п. 2 ст. 31 ЖК РФ у него не достигнуто соглашение о проживании совместно с членами своей семьи в жилом помещении, принадлежащим его матери.
В судебном заседании Егоров поддержал заявленные требования в полном объеме и просил удовлетворить их.
В представленных в суд письменных возражениях представитель ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ просил отказать Егорову в удовлетворении заявленных требований, в обоснование своей позиции указав, что обязательными условиями для предоставления служебного жилья являются прибытие военнослужащего на новое место службы и необеспеченность жилым помещением по месту прохождения службы. Представитель ответчика считает, что истец к указанной категории не относится, поскольку при поступлении на военную службу по контракту и в период ее прохождения был обеспечен жилым помещением для постоянного проживания по месту прохождения военной службы в <адрес1>.
В своем заявлении от 20.02.2017 Егоров фактически ставит вопрос о пересмотре ранее принятого в отношении него решения, что не предусмотрено положениями Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280.
Представитель административного ответчика - ФКУ «УФО МО РФ по г. Санкт-Петербургу, ЛО и РК» в своем письменном отзыве указал, что финансовый орган не может являться надлежащим ответчиком по данному делу и обязанность по возмещению судебных расходов должна быть возложена на ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ.
Выслушав объяснения административного истца, исследовав представленные доказательства, письменные возражения представителей административных ответчиков и оценив их относимость, допустимость, достоверность каждого в отдельности, а также достаточность и взаимную связь в их совокупности, военный суд приходит к следующим выводам.
Из исследованной в суде копии контракта Егорова видно, что первый контракт о прохождении военной службы им заключен на срок 3 года с 22 октября 2012 по 21 октября 2015 года.
Как усматривается из копии послужного списка административного истца, выписок из приказов Министра обороны РФ от 09.10.2012 № 2092 и от 30.11.2012 № 2248, справки войсковой части № от 03.04.2017 № 15 Егоров проходил и проходит военную службу по контракту в войсковых частях, дислоцирующихся в <адрес1>.
Согласно справке войсковой части № от 03.04.2017 № 14 в личном деле Егорова А.В. в качестве членов семьи значатся жена ФИО10. и сын ФИО11.
При этом как следует из справки формы № 9 от 20.06.2016 и пояснений административного ответчика его супруга ФИО10 до заключения брака и регистрации по адресу воинской части также была обеспечена жилым помещением в <адрес1> в составе семьи своих родителей.
Согласно выписке из ЕГРН Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 17.01.2017 № 47/123/004/2017-45 у Егорова А.В. отсутствуют в собственности жилые помещения в <адрес1>.
Из копии паспорта Егорова усматривается, что административный истец с 26.11.1996 по 25.01.2013 был зарегистрирован по адресу: <адрес1>, а с 19.02.2013 по настоящее время по адресам воинских частей в <адрес1>.
Как усматривается из справки формы № 9 от 14.06.2017 административный истец был зарегистрирован и постоянно проживал с 26.11.1996 по 25.01.2013 в частном доме общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес1> совместно со своими родственниками.
Согласно выписке из ЕГРН Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 09.02.2017 № 47/123/004/2017-644 и свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №, жилое помещение по адресу: <адрес1> принадлежит ФИО13 - матери административного истца на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Егоров пояснил, что в указанном жилом помещении он проживал с рождения, в том числе с августа 2009 года в качестве члена семьи своей матери.
16 июня 2016 года Егоров обратился в ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ с просьбой признать его нуждающимся в предоставлении служебного жилого помещения с составом семьи из 2-х человек, что подтверждается его письменным заявлением.
Согласно решению ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ от 15.07.2016 № 04-28/144 истцу было отказано в принятии на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях.
Как видно из заявления Егорова от 20.02.2017, он повторно обратился к ответчику с просьбой о включении его в список на предоставление служебного жилого помещения.
Согласно сообщению ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ от 14 марта 2017 года № 04-13/184/4/3768 истцу повторно отказано в принятии на учет нуждающихся в служебном жилье, по основаниям указанным в решении № 04-28/144 от 15.07.2016.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Согласно абз. 4 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
Порядок предоставления военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, служебных жилых помещений определен Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 (далее - Инструкция).
Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Согласно части 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации, специализированные жилые помещения, к которым в силу пункта 1 части 1 статьи 92 данного Кодекса относится служебное жилое помещение, предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии с вышеприведенными правовыми актами, военнослужащий-гражданин имеет право на получение служебного жилого помещения по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», при условии прибытия к новому месту военной службы и отсутствия у него в населенном пункте, в котором располагается воинская часть, в собственности, пользовании или владении жилых помещений.
В соответствии с ч.1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника, которые согласно ч. 2 этой же статьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Таким образом, Егоров, поступив на военную службу по контракту по месту своего жительства в <адрес1> и имевший право пользования жилым помещением собственником которого является его мать, не соответствовал условиям для принятия на учет нуждающихся в служебном жилом помещении.
Действия административного истца, связанные со снятием с регистрационного учета по адресу постоянного проживания и последующей регистрацией по адресу воинской части, суд признает направленными на создание искусственных условий для получения служебного жилья и приходит к выводу о злоупотреблении Егорова правом,которое в силу пункта 2 статьи 10 ГК РФ не подлежит судебной защите.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ от 14 марта 2017 года № 04-13/184/4/3768 которым Егорову повторно отказано в принятии на учет нуждающихся в служебном жилье, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в связи с чем административное исковое заявление Егорова не подлежит удовлетворению.
Ссылка административного истца на то обстоятельство, что отказав ему в предоставлении служебного жилья, ответчик ошибочно сослался на положения ст. 69 Жилищного кодекса РФ, указав на факт проживания Егорова в жилом помещении, предоставленном его матери по договору социального найма, не может повлечь отмену правильного по существу решения, поскольку в соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса РФ за истцом, являющимся членом семьи собственника жилого помещения также закреплено право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником
Доводы ответчика о том, что между ним и матерью не достигнуто соглашение о возможности проживания в жилом помещении членов семьи истца, основаны на неверном толковании закона. Указанные лица не вселялись матерью Егорова в принадлежащее ей жилое помещение, и следовательно положения ст. 31 ЖК РФ не могут быть к ним применимы.
При этом, в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что разрешая споры, связанные с осуществлением членами семьи собственника жилого помещения права пользования жилым помещением, необходимо иметь в виду, что часть 2 статьи 31 ЖК РФ не наделяет их правом на вселение в данное жилое помещение других лиц.
Кроме того по делу установлено, что супруга истца обеспечена жилым помещением для постоянного проживания в <адрес1> в составе семьи своих родителей.
Безосновательной является ссылка Егорова на положения постановления Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054, поскольку указанный нормативный акт регулирует жилищные правоотношения военнослужащих увольняемых и уволенных с военной службы, к категории которых административный истец не относится.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 КАС РФ, военный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Егорова Александра Владимировича:
- признать решение ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 14.03.2017 № 04-13/184/4/3768, об отказе включить Егорова А.В. в список нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещениях незаконным и отменить;
- обязать ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации включить Егорова А.В. в список нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещениях;
- взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» в пользу Егорова А.В. судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 300 (триста) рублей - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский окружной военный суд через Великоновгородский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий по делу В.И. Слипченко