Дело № 2-2603/2019 19 сентября 2019 года
49RS0001-01-2019-003514-64
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
в составе председательствующего судьи Семёновой М.В.,
при секретаре Минаковой А.А.,
с участием истца Карловской О.С.,
представителя ответчика мэрии города Магадана и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Управления по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана – Шляхтич С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане, в помещении Магаданского городского суда, 19 сентября 2019 г. гражданское дело по исковому заявлению Елистратова Сергея Владимировича и Карловской Олеси Сергеевны к мэрии города Магадана о предоставлении двухкомнатной квартиры по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Елистратова С.В. и Карловская О.С. обратились в Магаданский городской суд с исковым заявлением к мэрии города Магадана о предоставлении двухкомнатной квартиры по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указано, что 22 мая 1987 г. решением исполнительного комитета Магаданского городского совета народных депутатов № 669 Елистратов С.В., его супруга ФИО9 и дочь Карловская О.С., были поставлены на учет по месту жительства в <адрес>, как нуждающиеся в жилой площади. В 1998 году ФИО10 была снята с учета.
Постановлением мэрии г. Магадана от 15 мая 1998 г. № 1574 очередь была переоформлена и Елистратов С.В. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в иных помещениях по договору социального найма, на основании личного заявления вместо супруги.
По настоящее время Елистратов С.В. и его дочь Карловская О.С. проживают по адресу: <адрес> и по сегодняшний день состоят в очереди на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Квартира, в которой проживают истцы, представляет собой двухкомнатную квартиру со смежными комнатами, кроме них, в ней зарегистрированы и проживают мать и брат ФИО11
Таким образом, хоть у Елистратова С.В. и есть в собственности квадратные метры жилого помещения, но пользоваться ими как собственник он не имеет возможности.
Истцы проживали и продолжают проживать в стесненных условиях, что стало основанием в 1998 году для признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий.
19 июня 2019 г. в адрес Управления по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана, была направлена досудебная претензия, в которой они выразили свое несогласие по факту предоставления им однокомнатной квартиры.
В ответе из Управления по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана было указано, что с учетом имеющейся у Елистратова С.В. в собственности доли в квартире, на семью истцов из двух человек положено предоставить жилое помещение общей площадью 15,1 кв.м.
Полагают, что мэрия г. Магадана в лице Управления по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана нарушает их права, предоставляя для проживания однокомнатные квартиры, фактически не улучшают их жилищное положение, так как не соблюдаются существенное условие, что в предоставляемой квартире они, как разнополые, полноценно проживать не смогут.
При предоставлении однокомнатной квартиры площадью 15,1 кв. м Елистратову С.В. не обеспечивается предоставление изолированной комнаты для проживания Карловской О.С., как члену семьи.
Полагают, что социальная норма предоставляемого жилого помещения может быть повышена с учетом конструктивных особенностей этого жилья, но не более чем в 2 раза, в связи с чем истцы могут претендовать на двухкомнатную квартиру, метраж которой оставляет не менее 45,1 кв. м
Крое того, предоставляемые истцам однокомнатные квартиры по договору социального найма, в большинстве своем находятся в отдаленных районах г. Магадана, где отсутствуют даже магазины и детские дошкольные учреждения, что может осложнить доступ в посещении детского дошкольного учреждения внучкой ФИО12., которая проживает с истцами, а также для него при обращении к врачам.
Полагают, что при предоставлении жилого помещения по договору социального найма, несомненно должны учитываться интересы граждан, в вопросах предоставления квартиры, а именно наличие отлаженной инфраструктуры (магазины, поликлиники, детские сады, транспортное обеспечение).
На основании изложенного, просили возложить обязанность на мэрию города Магадана предоставить Елистратову С.В. и его дочери Карловской О.С., являющейся членом его семьи, двухкомнатную квартиру по договору социального найма, отвечающую техническим и санитарным требованиям, площадь которой оставляет не менее 45,1 кв. м. с учетом интересов истцов.
Протокольным определением Магаданского городского суда от 19 сентября 2019 г. приняты измененные исковые требования о возложении обязанности на мэрию города Магадана предоставить Елистратову С.В., Карловской О.С. двухкомнатную квартиру по договору социального найма, отвечающую техническим и санитарным требованиям с учетом сложившихся бытовых и социальных условии истцов, то есть не в отдаленных районах города Магадана.
Истец Елистратов С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен судом надлежащим образом.
В силу положений ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
Истец в судебном заседании настаивала на исковых требованиях, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, указала, что она, ее малолетний ребенок и отец продолжают проживать в стесненных условиях, так как мэрией города Магадана им предлагаются однокомнатные квартиры, однако в силу того, что они разнополые проживании в однокомнатной квартире невозможно. Полагает, что они имеют право на двухкомнатную квартиру. Ранее им предлагалась двухкомнатная квартира, однако она была в ненадлежащем санитарном состоянии, и они вынуждены были от нее отказаться. Кроме того, квартира должна быть предоставлена с учетом их интересов, а именно рядом должны находиться детский сад, больница.
Представитель ответчика и третьего лица в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указала, что порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, регулируется ст. 57 Жилищного кодекса РФ. При этом жилое помещение должно предоставляться общей площадью на одного человека не менее 15 кв. м. Вместе с тем, в соответствии с ч. 7 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, при обеспечении семьи истцов жилым помещением подлежит вычету общая площадь жилого помещения, находящегося в собственности Елистратова С.В., в связи с чем истцы могут претендовать на предоставление жилого помещения по договору общей площадью не менее 15,1 кв.м. Превышение нормы предоставления жилого помещения возможно только при предоставлении одной комнаты или однокомнатной квартиры. Предоставление истцам двухкомнатной квартиры повлечет необоснованное превышение нормы предоставления жилого помещения.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено положениями ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Как следует из положений ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу п. ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу положений ч 1 ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (ч 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ)
Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ).
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ).
Решение Магаданской городской Думы от 08 июня 2006 г. N 65-Д «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» установлена норма предоставления площади жилого помещения, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 15 квадратных метров на одного члена семьи. Превышение указанной нормы допускается в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. В иных случаях, с учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается превышение указанной нормы на всю семью не более чем на половину нормы предоставления площади жилого помещения, полагающейся на одного человека
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности (ч. 7 ст. 57 Жилищного кодекса РФ)..
Как установлено в судебном заседании, решением Исполнительного комитета народных депутатов Магаданского городского совета от 22 мая 1987 г. поставлены на учеты ФИО13 семья 3 чел.: муж ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь – ДД.ММ.ГГГГ г.р. Проживает по <адрес>.
При этом постановлением мэра города Магадана № 1574 от 15 мая 1998 г. Елистратов С.В. поставлен на учет граждан нуждающихся в жилой площади вместо жены.
При рассмотрении дела установлено, что истец Елистратов С.В. является собственником 1/3 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 44,8 кв.м, из которых 14,9 кв.м принадлежит Елистратову С.В.
Исходя из вышеприведенных нормативных положений, общая площадь жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцам по договору социального найма, составляет 15,1 кв.м, исходя из расчета: 15 кв.м (норма предоставления площади жилого помещения на 1 человека) х 2 (состав семьи) -14, 9 (площадь жилого помещения, находящаяся в собственности у Елистратова С.В.).
Истцы полагают, что они имеют право на предоставление им двухкомнатной квартиры с превышением нормы предоставления жилого помещения, так как они являются лицами разного пола.
Как установлено, ч. 1 ст. 58 Жилищного кодекса РФ при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия.
Вместе с тем, исходя из положения ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Таким образом, исходя из буквального толкования указанной нормы, жилое помещение может быть предоставлено с превышением нормы только в случае если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний.
Иных случаев возможности превышения нормы предоставления жилого помещения Жилищным кодексом РФ не предусмотрено.
Положениями ст. 40 Конституции РФ закреплено, что гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется в соответствии с установленными законом нормами.
В своих решениях Конституционный Суд РФ подчеркивал, что провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 г. №20-П, Определение от 15 февраля 2005 г. № 17-О).
В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая прежде всего ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40). Тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 г. №, от 1 декабря 2009 г. № 1548-О-О, от 12 апреля 2011 г. № 551-О-О и от 7 июня 2011 г. № 746-О-О).
Тем самым государство с целью реализации конституционного права на жилище названных категорий лиц приняло на себя публично-правовые обязательства по обеспечению их жильем, установив в части 5 статьи 57 Жилищного кодекса РФ гарантированный минимальный размер (площадь) предоставляемого им жилого помещения (Определение Конституционного Суда РФ от 17 января 2013 г. № 36-О).
Таким образом, на орган местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений по нормам, установленным законом.
Положения ч.7 ст. 57 Жилищного кодекса РФ об учете площади жилого помещения, находящегося в собственности гражданина, при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого ему по договору социального найма, направленно на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления государственного и муниципального жилья.
Таким образом, с учетом имеющейся у истца Елистратова С.В. в собственности площади жилого помещения, максимально возможный размер общей площади для распределения ему и члену его семьи жилой площади составляет 15,1 кв.м кв. м (однокомнатная квартира).
Предоставление истцам двухкомнатной квартиры повлечет предоставление им жилого помещения со значительным превышением учетной нормы предоставления жилого помещения, что противоречит положениям ст. 50 Жилищного кодекса РФ.
Кроме того, согласно требованиям Жилищного законодательства РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства и в границах соответствующего населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
При этом закон не обязывает орган местного самоуправления учитывать при предоставлении жилого помещения бытовые и социальные условия граждан.
Как следует из представленных в материалы дела смотровых талонов и пояснений представителя ответчика, истцам предлагались жилые помещения в пределах границ города Магадана, при этом площадь указанных жилых помещений допустимо превышает норму представления жилого помещения, что соответствует правилу, установленному решением Магаданской городской Думы от 08 июня 2006 г. N 65-Д.
В связи с изложенным суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истцов о предоставлении им двухкомнатной квартиры двухкомнатную квартиру по договору социального найма, отвечающую техническим и санитарным требованиям с учетом сложившихся бытовых и социальных условии истцов, то есть не в отдаленных районах города Магадана.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Елистратова Сергея Владимировича и Карловской Олеси Сергеевны к мэрии города Магадана о предоставлении двухкомнатной квартиры по договору социального найма– отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Установить день составления мотивированного решения суда –
24 сентября 2019 г.
Судья М.В. Семёнова