Судья Петрова М.В. Дело № 33а-2536/2020
(номер дела в суде первой инстанции 2а-27/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми
в составе председательствующего судьи Машкиной И.М.,
судей Пристром И.Г., Соболева В.М.,
при секретаре судебного заседания Нечаевой Л.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 1 июня 2020 года в городе Сыктывкаре Республики Коми административное дело по апелляционной жалобе и дополнениям к ней Некрасовой Татьяны Александровны на решение Эжвинского районного суда города Сыктывкара Республики Коми от 22 января 2020 года, по которому удовлетворены исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Коми.
Взыскана с Некрасовой Татьяны Александровны в доход бюджета недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 1 463 руб., пени за период с 04.12.2018 по 30.01.2019 в размере 21,76 руб., недоимка по транспортному налогу за 2016-2017 гг. в размере 4 465 руб., пени за период с 02.12.2017 по 26.02.2018, с 04.12.2018 по 30.01.2019 в сумме 91,37 руб., всего 6 041,13 руб.
Взыскана с Некрасовой Татьяны Александровны в доход бюджета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» государственная пошлина в размере 400 руб.
Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., объяснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Коми Боровковой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России № 5 по Республике Коми обратилась в суд с административным исковым заявлением к Некрасовой Т.А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 1 463 руб., пени на недоимку в размере 21,76 руб., недоимки по транспортному налогу в размере 4 465 руб. и пени в размере 91,37 руб.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Колегов И.О. заявленные требования поддержал.
Административный ответчик Некрасова Т.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась.
Судом принято решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, Некрасова Т.А. ставит вопрос об отмене судебного акта, как незаконного и необоснованного.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Коми Боровкова Н.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции, со ссылкой на письменные возражения налогового органа, с доводами жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения.
Административный ответчик Некрасова Т.А. в судебное заседание Верховного Суда Республики Коми не явилась, извещена о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом.
Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и не представивших доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившегося административного ответчика.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы административного дела, проверив законность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Коми, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 44, статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с частью 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
По смыслу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного Кодекса.
Частью 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу статьи 405 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
Федеральным законом от 23.11.2015 № 320-ФЗ в пункт 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми применительно к налоговому периоду 2015 года и последующим налоговым периодам налог на имущество физических лиц уплачивается налогоплательщиками не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2). Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3). Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (пункт 4) (статья 409 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Статей 357 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Часть 2 статьи 4 Закона Республики Коми от 26.11.2002 № 110-РЗ «О транспортном налоге» предусматривает, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В силу частей 1, 2 статьи 52, части 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Вместе с тем, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества исчисляется налоговыми органами.
Исчисленный размер налога доводится до налогоплательщика посредством направления налогового уведомления. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней. Порядок исчисления пеней определен в статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Порядок рассмотрения административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций установлен главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В частности, частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административный ответчик, Некрасова Т.А. имеет в собственности объект недвижимого имущества - квартиру по адресу: <Адрес обезличен>; с 01.01.2015 Некрасова Т.А. имеет в собственности транспортное средство ..., в связи с чем является плательщиком налога на имущество физических лиц и транспортного налога.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика Некрасовой Т.А. направлялись налоговые уведомления № 58481521 от 20.09.2017 и № 47730418 от 10.08.2018.
В связи с неуплатой налогов и пеней налогоплательщику Некрасовой Т.А. направлялись требования № 4650 от 27.02.2018 со сроком исполнения до 09.04.2018, № 2126 от 31.01.2019 со сроком исполнения до 12.03.2019.
Факты направления налоговых уведомлений и требований адресату Некрасовой Т.А. посредством заказанных почтовых отправлений подтверждаются почтовыми реестрами ИФНС, принятыми ФГУП «Почта России», а также отчетами об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором, подтверждающими получение почтовой корреспонденции адресатом.
Судебным приказом мирового судьи Магистрального судебного участка Эжвинского района города Сыктывкара Республики Коми от 11.09.2019 года с Некрасовой Т.А. в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару взыскан налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогоблажения, расположенным в границах городских округов за 2016-2017 гг – 1 463,00 руб. и пени – 21,76 руб., транспортный налог с физических лиц за 2016-2017 гг – 4 465,00 руб. и пени – 91,37 руб., всего 6 041,13 руб. С Некрасовой Т.А. в бюджет МО ГО «Сыктывкар» взыскана государственная пошлина в размере 200,00 руб.
В связи с поступившими от должника возражениями, определением мирового судьи Магистрального судебного участка Эжвинского района города Сыктывкара Республики Коми от 25.09.2019 судебный приказ был отменен.
Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения 24.10.2019 налогового органа с настоящим административным исковым заявлением.
На день подачи административного иска Некрасова Т.А. имела задолженность по недоимке по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 1 463 руб., пени за период с 04.12.2018 по 30.01.2019 в размере 21,76 руб., недоимке по транспортному налогу за 2016-2017 гг. в размере 4 465 руб., пени за период с 02.12.2017 по 26.02.2018, с 04.12.2018 по 30.01.2019 в сумме 91,37 руб.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями действующего налогового законодательства, а также нормами Закона Республики Коми от 26.11.2002 № 110-РЗ «О транспортном налоге», и верно исходил из того, что обязанность административного ответчика, как налогоплательщика в установленные законом сроки не исполнена, в связи с чем возникшая задолженность перед бюджетом на законных основаниях подлежит возмещению.
Выводы суда первой инстанции соответствует обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права. Правильность расчетов транспортного налога, а также налога на имущество физических лиц апелляционной инстанцией проверена, арифметических ошибок расчеты не содержат.
Доводы апелляционной жалобы о подложности представленного в материалы дела приказа ФНС России № ММВ-10-4/535@ от 18.04.2019 повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, были предметом оценки, не подтверждают нарушений судом норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, в связи с чем судебной коллегией признаются несостоятельными.
Как верно отмечено в решении суда, материалами дела подтверждается, что должностное лицо Нестерова Л.В. являлась лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Коми, в том числе правом подписи административного искового заявления.
Кроме того, в силу положений пунктов 8, 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после дня их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Официальным опубликованием нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти считается первая публикация их полных текстов в «Российской газете» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Официальными являются также тексты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, размещаемые на интернет-портале «Российской газеты» (www.rg.ru), функционирование которого обеспечивает федеральное государственное бюджетное учреждение «Редакция «Российской газеты».
Приказ ФНС России № ММВ-10-4/535@ от 18.04.2019, содержащий сведения о возложении временного исполнения обязанностей на Нестерову Л.В., не обладает признака нормативного правового акта, и, исходя из этого, не подлежит государственной регистрации, равно как и официальному опубликованию.
Таким образом, оснований усомниться в подлинности представленного налоговым органом документа не имеется.
Вопреки доводам апелляционной жалобы и дополнениям к ней, само по себе принятие административного искового заявления и разрешение заявленных требований налогового органа к административному ответчику не свидетельствует о субъективности либо предвзятости суда при отправлении правосудия. Каких-либо объективных данных, свидетельствующих о заинтересованности суда в исходе дела, судебная коллегия не усматривает.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает, что все обстоятельства имеющие значение для административного дела, судом определены правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Эжвинского районного суда города Сыктывкара Республики Коми от 22 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней Некрасовой Татьяны Александровны - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его принятия.
Председательствующий судья -
Судьи -