Именем Российской Федерации
(мотивированное решение изготовлено 09.01.2017 года)
27 декабря 2016 года г. Екатеринбург
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Зоновой А.Е., при секретаре Кульментьевой М.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Медведевой Н.В. к Государственному казаенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о признании незаконным отказа во включении в список многодетных семей-участников подпрограммы,
УСТАНОВИЛ:
Медведевой Н.В. обратилась в суд с иском к ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» о признании незаконным отказа во включении в список многодетных семей-участников подпрограммы. В обоснование заявленных требований указала, что в 2016 году ей были поданы документы ответчику для включения ее и членов ее многодетной семьи в список участников подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1296-ПП с целью предоставления ей и ее семье социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения. В числе поданных документов была предъявлена копия удостоверения многодетной семьи Свердловской области *** от *** со сроком действия до ***. От ответчика поступил письменный ответ об отказе во включение истца и членов ее семьи в список многодетных семей – участников подпрограммы. Основанием отказа является наличие факта того, что *** ее дочери – М. исполнилось 18 лет. В связи с этим, по мнению ответчика, утрачен статус многодетной семьи, который был вновь приобретен в 2015 году при рождении М., *** г.р. С данным отказом истец не согласилась, считает его противоречащим законодательству и подлежащим отмене в связи со следующими основаниями. Факт достижения ребенка 18 лет в 2013 году не является основанием для отказа включить многодетную семью в состав участников указанной подпрограммы. Юридическое значение для предоставления социальной выплаты имеют: наличие статуса многодетной семьи до 01.01.2014, нуждаемость в жилом помещении до 01.01.2014; подтверждение того, что гражданин имеющий многодетную семью, и члены его семьи не получали ранее финансовую поддержку из областного и (или) федерального бюджета при обеспечении жильем. Согласно первому удостоверению многодетной семьи срок его действия до ***. Соответственно, требование законодательства о наличии статуса многодетной семьи до 01.01.2014 соблюдено. Также соблюдено требование о состоянии нуждаемости семьи в улучшении жилищных условий. Помимо того, отсутствуют основания для отказа во включении в список многодетных семей – участников подпрограммы, которые прямо указаны в Постановлении Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1296-ПП. В результате отказа ответчика Медведевой Н.В. не реализовала свое право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, при этом она не была исключена из списка очередности в связи с предоставлением социальной выплаты на строительство жилого помещения. Изменений в жилищных условий семьи, в результате которых были утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, не произошло. Согласно пп.1 п. 2 Приложения № 2 к подпрограмме «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2020 года» социальные выплаты за счет средств областного бюджета предоставляются многодетным семьям, признанным в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2014. В пункте 6 Приложения № 2 указано, что расчет социальной выплаты для обеспечения жильем многодетных семей производится на заявителя, супруга заявителя, детей в возрасте до 18 лет. В случае достижения ребенком заявителя 18-летнего возраста, расчет социальной выплаты для обеспечения жильем производится исходя из состава членов семьи заявителя на момент включения заявителя, имеющего многодетную семью, в число участников подпрограммы. Это означает, что факт достижения 18-летнего возраста имеет юридическое значение при осуществлении расчета социальной выплаты, но никаким образом не влияет на основания включения многодетной семьи в список участников подпрограммы.
В связи с изложенным, просит признать незаконным отказ ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» отказа во включении в список многодетных семей – участников подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1296-ПП; обязать включить Медведевой Н.В. в список многодетный семей – участников подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2020 года» с целью получения социальной выплаты на обеспечение жильем.
Определением суда от 30.11.2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, была привлечена Администрация Верхотурского городского округа.
В судебном заседании истец и ее представитель Яшанов И.Е. на заявленных требованиях настаивали в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представители ответчика по доверенности Савинов М.В. и Гущина Л.В. исковые требования не признали, в отзыве на исковое заявление и в судебном заседании указали, что участие в подпрограмме предоставлено многодетным семьям, вставшим на учет в качестве нуждающихся в жилье до 01.01.2014 года. Участие в подпрограмме носит заявительный характер и предполагает наличие статуса многодетной семьи, подтвержденного подлинным действующим удостоверением многодетной семьи, выданным до 01.01.2014 года, и наличие нуждаемости именно многодетной семьи в улучшении жилищных условий до 01.01.2014 года на момент подачи заявления в Фонд. При проверке представленных истцом документов для участия в подпрограмме было установлено, что истец не соответствует требованиям для граждан, желающих стать участниками подпрограммы, поскольку многодетная семья М. была принята на учет в качестве нуждающейся только ***, в список многодетных семьей, признанных нуждающимися по городскому округу Верхотурский на 01.01.2014 года семья М. включена не была, ранее в Фонд с заявлениями об участии в подпрограмме не обращалась. Также на момент подачи заявления в Фонд истцом не могло быть представлено подлинное заявление многодетной семьи до 01.01.2014 года, поскольку удостоверение от *** было действительно до ***, до достижения ребенком совершеннолетия. Дополнительно в судебном заседании представители ответчиков суду пояснили, что в настоящее время семья истца вообще снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а *** была поставлена на учет именно в определенном составе семьи, которого не было на 01.01.2014 года, состав многодетной семьи на 01.01.2014 года на учет в качестве нуждающегося поставлен не был, в связи с чем оснований для удовлетворения требований не имеется.
Представитель третьего лица Администрации Верхотурского городского округа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представлен отзыв на иск, из которого следует, что требования истца являются необоснованными, поскольку на момент постановки Медведевой Н.В. на учет в качестве нуждающейся в 2002 году она не имела статус многодетной семьи и состояла в очереди нуждающихся по иным основаниям. В соответствии с установленным порядком граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, проходят ежегодную перерегистрацию с представлением соответствующих документов. С 2005 года по 2014 год в Администрацию истцом документы на перерегистрацию и документы о составе семьи не представлялись, в связи с чем орган местного самоуправления на мог осуществить должным образом проверку обоснованности отнесения гражданина к нуждающимся в жилом помещении по отдельной категории граждан. Истец обратилась в Администрацию о предоставлении выписки из постановления о постановки ее семьи на учет в качестве нуждающейся только в феврале 2016 года, при этом не сообщив об изменениях в ее жилищных условиях, в результате которых были утрачены основания для постановки ее семьи на учет в качестве нуждающейся. Впоследствии при проведении проверки документов Медведевой Н.В. была снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по постановлению от ***, поскольку общая площадь жилого помещения на одного члена ее семьи составила более учетной нормы 15 кв.м. На *** семья Медведевой Н.В. не являлась многодетной, в удостоверение многодетной семьи от *** были включены дети от первого брака Ш. (<***>). В связи с тем, что дата рождения <***> ***, соответственно срок действия удостоверения – ***. Фактически *** брак между Ш. и Медведевой Н.В. был расторгнут, следовательно дети <***> не являются членами семьи Медведевой Н.В., статус многодетной семьи был утрачен, кроме того, дочери Медведевой Н.В. <***> на *** исполнилось полных 18 лет.
Учитывая ходатайство третьего лица о рассмотрении дела в его отсутствие, мнение сторон, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N 1296-ПП утверждена государственная программа Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2020 года", в рамках которой утверждена подпрограмма Стимулирование развития жилищного строительства" государственной программы "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2020 года".
Постановлением Правительства Свердловской области обязанности по принятию на учет граждан для получения социальной выплаты в рамках указанной подпрограммы возложены на ГКУ СО «Фонд жилищного строительства».
В соответствии с Порядком предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на обеспечение жильем в рамках реализации данной подпрограммы социальные выплаты для обеспечения жильем предоставляются в том числе многодетным семьям, которыми в соответствии с областным законодательством Свердловской области определены семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 18-ти лет, в том числе детей, принятых в семью на воспитание, при соблюдении определенных условий.
Из материалов дела следует, что *** истец Медведевой Н.В. обратилась в ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» с заявлением о включении ее и ее многодетной семьи в состав участников подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе СО до 2020 года», в состав многодетной семьи истца в соответствии с заявлением были включены несовершеннолетние М., *** г.р., Ш., *** г.р., М., *** г.р.
К заявлению истцом были приложены справка с места жительства, расписка о неполучении социальной выплаты, копии документов, удостоверяющих личности, копия удостоверения многодетной семьи *** от ***, постановления главы муниципального образования от *** о постановке истца на учет для предоставления жилого помещения и от *** о внесении изменений в состав семьи Медведевой Н.В. и о принятии многодетной семьи на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
По результатам проверки представленных документов, ответчиком было отказано во включении истца и ее многодетной семьи в список многодетных семьей – участников подпрограммы в виду того, что на *** семья истца утратила статус многодетной в связи с достижением М. 18 лет ***, и приобретением данного статуса вновь только *** в связи с рождением М.
Оценив доводы стороны истца об оспаривании данного отказа и доводы о наличии у нее и ее многодетной семьи права быть включенной в список многодетных семьей – участников подпрограммы, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца по следующим основаниям.
В соответствии с п.5 Порядка предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на обеспечение жильем в рамках реализации подпрограммы основанием для отказа во включении в списки граждан - участников Подпрограммы являются в том числе несоответствие гражданина условиям Подпрограммы.
Анализ требований, предъявляемых к категориям граждан, которые могут быть включены в список на получение социальной выплаты свидетельствует о том, что к таким гражданам могут быть отнесены применительно к данному делу именно многодетные семьи на момент подачи ими заявления в Фонд, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Подпунктом 1 п.1 Порядка определено, что социальные выплаты предоставляются именно многодетным семьям, которыми в соответствии с областным законодательством Свердловской области определены семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 18-ти лет, в том числе детей, принятых в семью на воспитание, при соблюдении следующих условий:
принятие многодетных семей на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01 января 2014 года;
принятие многодетных семей, имеющих трех и более одновременно рожденных детей, на учет нуждающихся в жилых помещениях;
подтверждение того, что гражданин, имеющий многодетную семью, и члены его семьи не получали ранее финансовую поддержку из областного и (или) федерального бюджета при обеспечении жильем.
Подпунктом 7 п.2 Порядка установлено, что для участия в подпрограмме граждане предоставляют в том числе удостоверение многодетной семьи Свердловской области - для многодетных семей; выписку из решения органа местного самоуправления муниципального образования о принятии гражданина, имеющего многодетную семью, и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - для многодетных семей.
Таким образом, буквальный анализ данных положений свидетельствует о необходимости одновременного подтверждения заявителем на момент подачи заявления статуса многодетной семьи и ее постановки на учет в качестве нуждающейся до 01.01.2014 года.
Между тем из материалов дела следует, что истцом *** в Фонд было предоставлено удостоверение многодетной семьи *** от ***, в заявлении в состав многодетной семьи истцом включены несовершеннолетние дети М., *** г.р., Ш.,. *** г.р., М., ***, то есть рожденный после 01.01.2014 года.
Удостоверение многодетной семьи *** от *** истцом в Фонд в марте 2016 года представлено не было. Более того, в данное удостоверение в число несовершеннолетних детей, дающих право на получение статуса многодетной семьи, были включены Ш., *** г.р., и Ш., *** г.р., не являющиеся детьми Медведевой Н.В. (что следует из копии паспорта истца), являющиеся детьми Ш., бывшего супруга истца, брак с которым был прекращен *** согласно свидетельству о расторжении брака I*** ***. Также в данное удостоверение была включена М., дочь истца, которой *** исполнилось 18 лет. указанное свидетельствует об утрате истцом и ее семьей статуса многодетной семьи на *** и приобретении его только ***.
Также суд приходит к выводу, что истцом не представлено ответчику надлежащих документов, а суду – доказательств, подтверждающих факт признания многодетной семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий до 01.01.2014 года.
Согласно постановлению Администрации городского округа Верхотурский от *** *** о внесении изменений в состав семьи Медведевой Н.В., принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениям, предоставляемых по договорам социального найма многодетная семья истца в составе Медведевой Н.В., М., 1995 г.р., М., 1999 г.р., Ш., 2005 г.р., М., 2015 г.р.
Однако в соответствии с постановлением Администрации городского округа Верхотурский от *** ***, многодетная семья Медведевой Н.В. в указанном составе была снята с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях, как следует из отзыва Администрации в связи с отсутствием оснований для постановки ее на учет в соответствии с превышением жилой площади на одного члена семьи учетной нормы.
При этом вопреки утверждениям истца, до 01.01.2014 года доказательств того, что именно многодетная семья истца, как того требует Порядок предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат, была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях предоставлено не было.
В соответствии с п.2 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Как следует из представленного отзыва Администрации Верхотурского городского округа на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма с *** стояла сама истец, Медведевой Н.В., которая до 2016 года не представляла соответствующие документы для постановки на учет в качестве нуждающихся ее многодетной семьи в определенном составе и именно как многодетной семьи, а не документы для постановки не учет по иным основаниям.
Несмотря на отсутствие отдельного порядка постановки на учет в качестве нуждающихся многодетных семей на территории Верхотурского городского округа, наличие статуса многодетной семьи является самостоятельным основанием для постановки граждан на учет, реализуемым на основании в первую очередь по волеизъявлению самого гражданина.
В то же время согласно представленному ответчиком информационному письму Администрации Верхотурского городского округа от *** ***, семья Медведевой Н.В. отсутствует в списке многодетных семей, признанных нуждающимися по городскому округу Верхотурский на 01.01.2014 года без учета многодетных семей- участников подпрограммы на получение социальной выплаты.
Доказательств обратного, а именно постановления органа местного самоуправления о постановке на учет в качестве нуждающихся многодетной семьи истца в определенном составе до 01.01.2014 года истцом суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований истца не имеется, в связи с отсутствием оснований для признания истца подпадающим под критерии граждан для включения их в список многодетных семей - участников подпрограммы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
исковые требования Медведевой Н.В. к Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о признании незаконным отказа во включении в список многодетных семей-участников подпрограммы - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья <***> А.Е. Зонова