Дело № 12-304/2016
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
07 декабря 2016 год п.Емельяново
Судья Емельяновского районного суда Красноярского края Кемаева Н.И.,
с участием главного государственного инспектора Емельновского района Красноярского края по пожарному надзору ФИО5.,
должностного лица – заведующей МБДОУ «Емельяновский детский сад № «Тополёк» ФИО4
рассмотрев жалобу должностного лица – заведующей МБДОУ «Емельяновский детский сад № «<данные изъяты>» ФИО4 на постановление главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору Швалёва Ю.С. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении должностного лица ФИО4,
установил:
Постановлением главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору Швалёва Ю.С. ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – заведующая МБДОУ «Емельяновский детский сад № «<данные изъяты>» ФИО4 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнута штрафу в размере 15 100 рублей, за нарушение требований пожарной безопасности.
ФИО4 обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит постановление отменить, ссылаясь на то, что к исполнению своих обязанностей она приступила ДД.ММ.ГГГГ, на момент вступления в должность не исполненных предписаний не было. Указывает, что при проведении плановой проверке присутствовал ФИО1, а указанной в документах ФИО2 не было. На момент рассмотрения постановления часть нарушений была устранена, однако должностным лицом данный факт не учтен, по остальной части нарушений ведутся мероприятия по их устранению. Просит учесть, что ранее к административной ответственности не привлекалась.
В судебном заседании ФИО4 жалобу поддержала по основаниям, в ней изложенным, просила постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить, указав, что наказание является чрезмерно суровым по сравнению с ее заработной платой.
Главный государственный инспектор <адрес> по пожарному надзору Швалёв Ю.С. просил в удовлетворении жалобы отказать, указав, что проверка была плановая, в связи, с чем у должностного лица была возможность устранить нарушения до ее проведения. Проверка по факту с выездом на объект была проведена им, а ФИО2 уже работала с письменными документами по результатам её проведения, дополнив, что законом не предусмотрено обязательное участие в проведении проверки двоих сотрудников пожарного надзора, просил в удовлетворении жалобы отказать, постановление от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.
Выслушав участников процесса, изучив жалобу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, придя к выводу о том, что постановление вынесено законно и обоснованно, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья выносит решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 3 статьи 20.4 названного Кодекса предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Частью 4 статьи 20.4 названного Кодекса предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях.
Как установлено судом в ходе проведенной плановой выездной проверки на основании статьи 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в соответствии с распоряжением органа государственного контроля (надзора) № от ДД.ММ.ГГГГ, с 15-00 часов до 16-00 часов ДД.ММ.ГГГГ и с 15-00 часов до 16-00 часов ДД.ММ.ГГГГ в здании МБДОУ «Емельяновский детский сад № «Тополёк», расположенного по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, отраженные в акте от ДД.ММ.ГГГГ № и протоколе осмотра от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ № выявлены нарушения:
- электролампы в помещении кладовой, расположенной в прачечной эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями, предусмотренные конструкцией светильника, п. 42 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №;
В связи с допущенными нарушениями составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №. За что предусмотрена административная ответственность частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ.
Также согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ № выявлены нарушения:
- на объекте не хранится и на момент проверки не предоставлена исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (АПС и СОУЭ). п 61 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №;
- на втором этаже с левой стороны от центрального входа двери отделяющие общий коридор приёмной групповой ячейки от лестничной клетки основного эвакуационного выхода не оборудованы устройствами для самозакрывания с уплотнением в притворах (фактически установлены металлические пружины, не доводящие двери до полного закрытия), ст. 4, 5. 6, п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.7 СП 1.13130.2009;
- на втором этаже с правой стороны от центрального входа двери отделяющие общий коридор приёмной групповой ячейки от лестничной клетки основного эвакуационного выхода не оборудованы устройствами для самозакрывания с уплотнением в притворах (фактически установлены металлические пружины, не доводящие двери до полного закрытия), ст. 4, 5, 6, п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.7 СП 1.13130.2009;
- на первом этаже эвакуационный выход через дверь, ведущую непосредственно наружу из групповой ячейки на лестничный марш основного эвакуационного выхода загромождена со стороны групповой ячейки (установлен комод), п. 36 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №;
- на первом этаже над эвакуационным выходом через дверь, ведущую непосредственно наружу из групповой ячейки на лестничный марш основного эвакуационного выхода отсутствует световой оповещатель «Выход», ст. 4, 5, 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 61 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 5.3. Свод правил СП 3.13130.2012;
- на первом этаже из групповой ячейки комнат №, № (группа) (согласно раздела V экспликации к поэтажному плану здания Технического паспорта на нежилое здание) в дверном проёме запасного эвакуационного выхода ведущего непосредственно наружу из здания, через комнату № (приёмная) (согласно раздела V экспликации к поэтажному плану здания Технического паспорта на нежилое здание) установлена дополнительная дверь, открывающаяся не по направлению выхода из здания, п. 33, п. 36 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», ст. 4, 5, 6, 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 6.17 (СНиП 21-01-97), п. 4.2.6 (СП 1.13130.2009);
В связи с допущенными нарушениями составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №. За что предусмотрена административная ответственность частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Доказательствами, подтверждающими совершение должностным лицом нарушений требований пожарной безопасности, являются акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, протокол осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, протоколы об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №№,259.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации утвержденные Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № (ППР в РФ), устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", указанный Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям (часть 1). Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при: проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты (пункт 1 части 2); разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности (пункт 2 части 2); разработке технической документации на объекты защиты (пункт 3 части 2).
Согласно п. 33 ППР в РФ при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями статьи 84 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В силу п. 36 (б,ж) Правил загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов; при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается изменять направление открывания дверей, за исключением дверей, открывание которых не нормируется или к которым предъявляются иные требования в соответствии с нормативными правовыми актами.
Согласно п. 42 (в) ППР в РФ запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
Согласно пункту 61 ППР в РФ, при обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения и требования нормативных документов по пожарной безопасности.
Статьёй 6 ч. 1 п. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, в частности пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Статьей 53, указанного закона, предусмотрено, что каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть: установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов;
Согласно п. 4.2.7 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (утв. Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 171) лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах.
А п. 4.2.6 предусмотрено, что двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания.
Не нормируется направление открывания дверей для:
а) помещений классов Ф1.3 и Ф1.4;
б) помещений с одновременным пребыванием не более 15 чел. (кроме помещений категорий А и Б) и путей эвакуации, предназначенных не более чем для 15 чел.;
в) кладовых площадью не более 200 кв. м без постоянных рабочих мест;
г) санитарных узлов;
д) выхода на площадки лестниц 3-го типа;
е) наружных дверей зданий, расположенных в северной строительной климатической зоне;
Пунктом 5.3 "СП 3.13130.2009 Свода правил предусмотрено, что световые оповещатели "Выход" следует устанавливать: в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах (независимо от количества находящихся в них людей), а также в помещениях с одновременным пребыванием 50 и более человек - над эвакуационными выходами; над эвакуационными выходами с этажей здания, непосредственно наружу или ведущими в безопасную зону; в других местах, по усмотрению проектной организации, если в соответствии с положениями настоящего свода правил в здании требуется установка световых оповещателей "Выход".
Пунктом 6.17. "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений" предусмотрено, что двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания.
Не нормируется направление открывания дверей для:
а) помещений классов Ф1.3 и Ф1.4;
б) помещений с одновременным пребыванием не более 15 чел., кроме помещений категорий А и Б;
в) кладовых площадью не более 200 м2 без постоянных рабочих мест;
г) санитарных узлов;
д) выхода на площадки лестниц 3-го типа;
е) наружных дверей зданий, расположенных в северной строительной климатической зоне.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны, в частности, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность.
В силу положений ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Субъектом ответственности за предусмотренное ч. 3 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ правонарушение является лицо, ответственное за соблюдение требований законодательства о пожарной безопасности, виновность юридического лица в совершении административного правонарушения является, так или иначе, следствием виновности его должностных лиц или работников.
Установленные в ходе проверки нарушения стали возможны в результате неисполнения и ненадлежащего исполнения должностного лица своих служебных обязанностей. Факты частичного устранения выявленных нарушений на момент вынесения постановления свидетельствуют о том, что у должностного лица имелась возможность выявления и устранения выявленных нарушений. Однако такие меры им своевременно приняты не были, несмотря на то, что проверка была плановой.
Довод заявителя жалобы о том, что ФИО4 к исполнению своих обязанностей приступила ДД.ММ.ГГГГ, и на момент вступления в должность не исполненных предписаний не было, не имеет правового значения, поскольку должностное лицо в силу действующего законодательства несет ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности со дня вступления в должность.
Довод о том, что Дербенёва Г.В., указанная в документах, не присутствовала, опровергается материалами дела. Заявителем не конкретизировано, в каких именно документах она не указана.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие принятие заявителем исчерпывающих мер для соблюдения требований правил и норм пожарной безопасности до проведения проверки.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о доказанности вины заявителя в совершении вмененного правонарушения.
Порядок, сроки и процедура привлечения должностного лица к административной ответственности, предусмотренные административным законодательством, соблюдены.
При таких обстоятельствах, постановление главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору Швалёва Ю.С. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении должностного лица ФИО4 вынесено законно и обоснованно.
Наказание назначено, как с учетом характера совершенного административного правонарушения, смягчающих обстоятельств, имущественного и финансового положения должностного лица в минимальном размере, в сроки, предусмотренные ст. 4.5 КоАП РФ. Оснований для отмены либо изменения постановления не имеется, в связи с чем, жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору Швалёва Ю.С. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении должностного лица ФИО4 – оставить без изменения, жалобу должностного лица ФИО4 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Емельяновский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня получения его копии.
Копия верна.
Судья Н.И. Кемаева