Дело № 12-33/2021 года
УИД 10MS0027-01-2021-003291-48
Р Е Ш Е Н И Е
14 сентября 2021 года г. Кемь, РК
Судья Кемского городского суда Республики Карелия Гордевич В.С., рассмотрев жалобу начальника организационного отдела администрации Кемского муниципального района Республики Карелия Янушониса И.А. на постановление по делу об административном правонарушении № 5-505/2021 от 19 июля 2021 года мирового судьи судебного участка Лоухского района и.о. мирового судьи судебного участка Кемского района РК по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЦентрБриз»,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка Лоухского района и.о. мирового судьи судебного участка Кемского района РК от 19 июля 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «ЦентрБриз» прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
С данным постановлением не согласно должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - начальник организационного отдела администрации Кемского муниципального района Республики Карелия Янушонис И.А. по тем основаниям, что в соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно подпункту «д(2)» пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в соответствии с установленными требованиями.
В состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок (пункт 26(1) Минимального перечня работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290).
В соответствии с подпунктом 3.7.1 пункта 3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, на управляющие компании как на организации по обслуживанию жилищного фонда возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Таким образом, работы по организации и содержанию мест накопления ТКО относятся к работам по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Вопреки выводам судьи контейнерная площадка по адресу г. Кемь, ул. Калинина, д. 1, не является муниципальной, в реестре муниципального имущества Кемского городского поселения не содержится.
В силу пункта 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности.
Из вышеприведенных положений следует, что собственники жилых помещений в многоквартирном жилом доме обязаны содержать земельный участок, фактически находящийся в их пользовании, даже если он не сформирован и не поставлен на кадастровый учет.
На основании изложенного просил отменить постановление мирового судьи от 19 июля 2021 года и возвратить дело на новое рассмотрение.
В судебном заседании Янушонис И.А. поддержал доводы жалобы в полном объеме по изложенным в ней основаниям.
В судебное заседание представитель юридического лица - директор ООО «ЦентрБриз» Бурдюг Н.Н. не явилась, в поданных в суд возражениях на жалобу, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО «ЦентрБриз». Полагала обжалуемое постановление мирового судьи законным, обоснованным и не подлежащим отмене по тем основаниям, что пунктом 18 части 1 статьи 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Сославшись на содержание частей 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1988 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», части 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, пп. «е» пункта 2 Раздела I Правил содержания общего имуществ а в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, указала на то, что в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с (элементами озеленения и благоустройства). В рассматриваемом случае земельный участок под многоквартирным домом №1 по ул. Калинина на кадастровом учете не состоит, в состав общего имущества многоквартирного дома не входит, собственники дома не принимали решения о включении в состав общего имущества контейнерной площадки и об источнике финансирования работ по содержанию площадки, в этой связи у управляющей компании отсутствует обязанность по организации и содержанию мест накопленияТКО. Подчеркнула, что решением Арбитражного суда РК от 07.05.2021 по делу № А26-8066/2020, администрации отказано в удовлетворении исковых требований к Обществу, среди которых в том числе было заявлено требование об организации места накопления ТКО для многоквартирного дома № 1 по ул. Калинина. Постановлением Тринадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 04 августа 2021 года решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.05.2021 по делу № А26-8066/2020 оставлено без изменения.
Судья, заслушав должностное лицо – Янушониса И.А., изучив материалы жалобы, административный материал № 5-505/2021, приходит к следующему:
В соответствии с протоколом об административном правонарушении № 167-р-ЮЛ/2021 от 04 июня 2021 года на основании распоряжения администрации Кемского муниципального района от 17 мая 2021 года № 141-р в отношении ООО «ЦентрБриз» проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой выдано предписание от 21 мая 2021 года. Пунктом 2 Предписания ООО «ЦентрБриз» было необходимо в срок до 26 мая 2021 года провести уборку прилегающей к контейнерной площадке территории в радиусе 5 м по адресу: г. Кемь, ул. Калинина, д. 1. В целях проверки исполнения предписания на основании распоряжения администрации Кемского муниципального района от 28 мая 2021 года № 167-р в отношении ООО «ЦентрБриз» проведена внеплановая выездная проверка. Актом проверки от 01 июня 2021 года установлено, что требования предписания не выполнены.
В связи с чем должностным лицом в действиях юридического лица - ООО «ЦентрБриз» усмотрено событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ
Обжалуемым постановлением мирового судьи от 19 июля 2021 года производство по административному делу № 5-505/2021 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЦентрБриз» прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ по тем основаниям, что ООО «ЦентрБриз» не является надлежащим субъектом данного административного правонарушения, поскольку: контейнерная площадка, расположенная у дома № 1 по ул. Калинина, г. Кеми, является муниципальной; отсутствуют сведения о том, что указанная площадка входит в состав общего имущества МКД, при этом с ООО «ЦентрБриз» договора на содержание территории спорной контейнерной площадки не заключалось, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для вынесения в отношении управляющей компании ООО «ЦентрБриз» предписания, содержащего требование по уборке территории контейнерной площадки, поэтому пункт 2 предписания администрации Кемского муниципального района от 21.05.2021 не является законным и основанным на требованиях действующего законодательства в области жилищно - коммунального хозяйства.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения администрации Кемского муниципального района от 17.05.2021 №141-р по заявлению Стальцова П.А. о ненадлежащем состоянии прилегающей к контейнерной площадке территории по адресу: г. Кемь, ул. Калинина, д.1, в отношении ООО «ЦентрБриз» проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой выдано Предписание от 21.05.2021. В соответствии с пунктом 2 Предписания ООО «ЦентрБриз» необходимо было в срок до 26.05.2021 провести уборку прилегающей к контейнерной площадке территории в радиусе 5 м по адресу: г. Кемь, ул. Калинина, д. 1.
В целях проверки исполнения Предписания, на основании распоряжения администрации Кемского муниципального района №167-р от 28 мая 2021 года была проведена выездная внеплановая проверка, по результатам которой было установлено, что требования предписания не выполнены, что подтверждается Актом проверки от 01.06.2021 и фототаблицей к нему (л.д. 17-20).
В соответствии с Выпиской из реестра муниципального имущества Кемского городского поселения (л.д. 7) в собственности Муниципального образования «Кемское городское поселение» находятся квартиры №,№ 3,6,7 в доме № 1 по ул. Калинина г. Кемь (реестродержатель администрация Кемского муниципального района).
В соответствии с Договором управления многоквартирными домами и Приложением № 1 к нему, заключенным 05 ноября 2019 года между ООО «ЦентрБриз» и администрацией Кемского муниципального района (л.д. 90-96), управляющей компанией в отношении дома № 1 по ул. Калинина является ООО «ЦентрБриз». Как следует из Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 04.06.2021 (л.д. 21-27) лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица - ООО «ЦентрБриз» является директор ООО «ЦентрБриз» Бурдюг Н.Н.
Как следует из части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Требования к содержанию общего имущества установлены Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее: Правила).
В состав общего имущества многоквартирного дома включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (подпункт «е» пункта 2 Правил).
Содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями (подпункт «д(2)» пункта 11 Правил).
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 года № 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170 (далее - Правила № 170), определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
В соответствии с подпунктом 3.7.1 Правил № 170 на управляющую организацию возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТБО относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТБО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, предусмотрено, что места (площадки) накопления ТБО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; пункт 4 предусматривает, что в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТБО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТБО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки.
Пунктом 2.1 договора управления многоквартирными домами от 05.11.2019 года установлено, что предметом договора является оказание управляющей организацией услуг (ООО «ЦентрБриз») и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и иным лицам, пользующимся на законном основании помещениями в этом доме, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом.
Перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме включает, в том числе, уборку мусора на контейнерных площадках (пп. «б» п. 2.3.6. договора управления) и иные работы и услуги, входящие в перечень обязательных и дополнительных работ и услуг (приложения II, III к настоящему договору) (п. 2.3.9. договора управления).
Из содержания Приложения № II к Договору управления (л.д. 97-99) следует, что в перечень обязательных работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме Раздел «Неблагоустроенные деревянные жилые дома с шиферной кровлей (с уличными туалетами и выгребными ямами)» (к таким домам относится дом № 1 по ул. Калинина г. Кемь), не входят работы по уборке мусора на контейнерных площадках и по их содержанию.
В соответствии с Приложением № IV к Договору управления (л.д. 100) состав общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (пункты «е», «ж» Приложения № IV к договору управления).
Земельный участок под многоквартирным жилым домом № по <адрес> в соответствии с нормами действующего законодательства не сформирован и на кадастровый учет не поставлен, то есть в состав общего имущества многоквартирного дома не включен, что не отрицается лицами, участвующими в деле.
При принятии решения по жалобе суд также принимает во внимание разъяснения данные в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2019 года № 0825-53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами», где указано, что на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами, лежит обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, которые расположены на земельных участках, входящих в общедомовое имущество.
Приведенные нормы права и установленные обстоятельства дела позволяют суду сделать вывод о том, что, поскольку: земельный участок под домом № 1 по ул. Калинина г. Кемь не сформирован и в состав общего имущества многоквартирного дома не включен; доказательств того, что собственники многоквартирного дома принимали решение о включении в состав общего имущества многоквартирного дома контейнерной площадки не представлено; доказательства принадлежности контейнерной площадки ООО «ЦентрБриз» отсутствуют; в перечень работ по обслуживанию общего имущества многоквартирного дома содержание и уборка контейнерной площадки не включена, то на управляющую компанию ООО «ЦентрБриз» не может быть возложена обязанность по уборке мусора на территории контейнерной площадки. В связи с изложенным выводы мирового судьи о незаконности приведенного выше пункта 2 Предписания, в связи с неисполнением которого должностным лицом в бездействии ООО «ЦентрБриз» усмотрено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, являются обоснованными.
В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения и обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Статьей 29.9 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
В силу п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей и при рассмотрении жалобы судьей установлено отсутствие законных оснований для вынесения в адрес ООО «ЦентрБриз» приведенного выше Предписания в части пункта № 2, то отсутствуют и основания для привлечения ООО «ЦентрБриз» к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в связи с бездействием ООО «ЦентрБриз» по неисполнению требований, предъявленных в предписании. Следовательно, обжалуемое постановление мирового судьи о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ЦентрБриз» в связи с отсутствием состава административного правонарушения является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы подателя жалобы о том, что мировым судьей сделан не соответствующий действительности вывод о нахождении контейнерной площадки в муниципальной собственности не является основанием для отмены обжалуемого постановления, так как значение для принятия решения по делу имеет установленный мировым судьей факт того, что контейнерная площадка не входит в состав общего имущества многоквартирного дома, а договор на содержание контейнерной площадки с ООО «ЦентрБриз» не заключался.
Оснований, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ для возвращения дела мировому судье, в судебном заседании не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 24.5, 30.1 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
В удовлетворении жалобы начальника организационного отдела администрации Кемского муниципального района Республики Карелия Янушониса И.А. – отказать.
Постановление мирового судьи судебного участка Лоухского района и.о. мирового судьи судебного участка Кемского района № 5-505/2021 от 19 июля 2021 года о прекращении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «ЦентрБриз» - оставить без изменения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и подлежит немедленному исполнению.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья В.С.Гордевич