Решение по делу № 3а-127/2019 от 18.06.2019

Дело № 3а-127/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июля 2019 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Знамеровского Р.В. при секретаре Ноготковой М.А., рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Калашникова Дмитрия Алексеевича об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков,

у с т а н о в и л :

Калашников Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> равной их рыночной стоимости по состоянию на 24 декабря 2016 года в размере 1 246 000 рублей и 359 000 рублей соответственно.

В обоснование указано, что земельные участки находятся в собственности административного истца. Установленная в результате государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость этих земельных участков превышает их рыночную стоимость, что нарушает права административного истца, как налогоплательщика.

Представитель административного истца Калашникова Д.А. - Димитров М.А. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Челябинской области – Чижова Л.А. в судебном заседании возражений на административный иск не представила.

Административный истец Калашников Д.А., представители административного ответчика Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области, заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области, администрации Сосновского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явились. Дело в соответствии со статьей 150 КАС РФ рассмотрено в отсутствие вышеуказанных представителей.

Выслушав пояснения лиц, принявших участие в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ч.5 ст.247 КАС РФ при рассмотрении дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу пункта 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с 01.01.2017 года, в кадастр недвижимости (реестр объектов недвижимости) вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Статьей 245 КАС РФ, статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено право юридических лиц и граждан обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Пунктом статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В соответствии с п. 15 ст. 378.2, п. 2 ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Как установлено п. 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости подтверждается, что Калашников Д.А. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, площадью 18 002 кв.м., <данные изъяты>, площадью 5 000 кв.м., расположенных примерно в 2 150 метрах по направлению на северо-запад от <данные изъяты>, Челябинская область.

Поскольку собственник земельного участка Калашников Д.А. в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ является плательщиком земельного налога, определением кадастровой стоимости этих земельных участков затрагиваются его права и обязанности.

В силу статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

При этом, для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Приказом Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 18.11.2014 №279-П утверждены результаты кадастровой оценки земель промышленности на территории Челябинской области по состоянию на 01 января 2014 года.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, ответа ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области на запрос суда земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> поставлены на государственный кадастровый учет 22 декабря 2010 года. Указанные земельные участки включены в перечень объектов подлежащих государственной кадастровой оценке, их кадастровая стоимость была определена по состоянию на 01 января 2014 года и утверждена Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 18 ноября 2014 года №279-П и внесена в кадастр недвижимости 26 ноября 2014 года:

- для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 20 167 820,62 руб.;

- для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 5 601 550руб.

Согласно ст. 24.15 Закона об оценочной деятельности, датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию, на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.

Таким образом, датой, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости утвержденная, Приказом №279-П является 01 января 2014 года.

24 декабря 2016 года на основании заявлений о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости от 21 декабря 2016 года и представленных документов в кадастр недвижимости внесены изменения в сведения о виде разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, а именно:

- вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> изменен с «для строительства гостиницы» на «производственная деятельность (размещение объектов капитального строительства в целях добычи недр, их переработки, изготовления вещей промышленным способом) - код 6.0 классификатора, в том числе: склады - код 6,9 классификатора: размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз; промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов»;

- вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> изменен с «строительства объектов придорожного сервиса и АЗС» на «производственная деятельность (размещение объектов капитального строительства в целях добычи недр, их переработки, изготовления вещей промышленным способом) - код 6.0 классификатора, в том числе: склады - код 6,9 классификатора: размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз; промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов».

До 02 марта 2019 года определение кадастровой стоимости земельных участков осуществлялось филиалом на основании результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 года №222 (далее — Методические указания).

В соответствии с пунктом 2.3.3 Методических указаний, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель промышленности, его кадастровая стоимость определялась путем умножения среднего для муниципального района (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности группы, соответствующей измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.

В связи с внесением изменений в сведения о виде разрешенного использования этих земельных участков, их кадастровая стоимость определена заново на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Приказом №279-П, в соответствии с пунктом 2.3.3 Методических указаний.

Значение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составило 2 058 348,68 руб., сведения внесены в кадастр недвижимости 24 декабря 2016 года; с кадастровым номером <данные изъяты> составило 571 700 руб., сведения внесены в кадастр недвижимости 26 декабря 2016 года.

В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности, датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости.

Таким образом, датой, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 2 058 348,68 руб., земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 571 700,00 руб., является дата внесения изменений в сведения о виде разрешенного использования указанных земельных участков, а именно – 24 декабря 2016 года.

22 января 2019 года на основании заявлений о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости от 15 января 2019 года и представленных документов в Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения в сведения о виде разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, а именно, вид разрешенного использования этих земельных участков изменен на «хранение и переработка сельскохозяйственной продукции (Размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции)».

В связи с внесением изменений в сведения о виде разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, их кадастровая стоимость определена заново на основании результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Приказом №279-П, в соответствии с пунктом 2.3.3 Методических указаний.

Значение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составило 6 873 883,68 руб., с кадастровым номером <данные изъяты> составило 1 924 200 руб. Сведения о кадастровой стоимости внесены в кадастр недвижимости 22 января 2019 года.

В абзаце 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности определено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда такие сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в кадастр стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Таким образом, требования Калашникова Д.А., обратившегося в суд с настоящим административным иском 18 июня 2019 года могут быть удовлетворены по состоянию на 24 декабря 2016 года в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на период с 24 декабря 2016 года по 21 января 2019 года; в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на период с 26 декабря 2016 года по 21 января 2019 года.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Частью 1 статьи 11 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.

Для целей применения Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства; под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3).

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Обращаясь в суд с настоящим заявлением, Калашников Д.А. представил отчет об оценке № 403/03/2019 от 10 июня 2019 года, составленный оценщиком ООО «Профит Лайн» - <данные изъяты> который является членом ассоциации «Саморегулируемой организации оценщиков «Экспертный совет» (ответственность оценщика застрахована страховым полисом, выданным ОСАО «АльфаСтрахование»).

Согласно указанному отчету рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> по состоянию на 24 декабря 2016 года составила 1 246 000 руб. и 359 000 руб. соответственно.

Размер рыночной стоимости земельных участков, подтвержденный вышеуказанным отчетом участвующими в деле лицами не оспорен, административные ответчики не представили относимых и допустимых доказательств в подтверждение иного размера рыночной стоимости. О назначении экспертизы в порядке статьи 77 КАС РФ стороны не ходатайствовали.    

Оценивая в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ представленные административным истцом доказательства рыночной стоимости земельного участка, суд находит их достоверными, отвечающими требованиям, установленным статьей 11 Закона об оценочной деятельности, а также принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности.

Таким образом, принимая во внимание положения ч.1 ст.62, ч.5 ст.247 КАС РФ, а также установленного ст.6 КАС РФ принципа состязательности сторон, суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства был установлен факт несоответствия кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости на ту же дату.

С учетом того, что кадастровая стоимость спорных земельных участков существенно превышает их рыночную стоимость на ту же дату, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требования административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Требования Калашникова Дмитрия Алексеевича удовлетворить.

Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 18 002 кв.м., расположенного примерно в <данные изъяты>, Челябинская область, установив её равной рыночной стоимости в размере 1 246 000 руб. 00 коп. по состоянию на 24 декабря 2016 года на период с 24 декабря 2016 года по 21 января 2019 года.

Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 5 000 кв.м., расположенного примерно <данные изъяты>, Челябинская область, установив её равной рыночной стоимости в размере 359 000 руб. 00 коп. по состоянию на 24 декабря 2016 года на период с 26 декабря 2016 года по 21 января 2019 года.

Датой подачи заявления считать 18 июня 2019 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий

3а-127/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Калашников Дмитрий Алексеевич
Ответчики
Управление Росреестра по Челябинской области
Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области
Другие
Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Челябинской области
Администрация Сосновского муниципального района Челябинской области
Димитров М.А.
Суд
Челябинский областной суд
Дело на странице суда
www.chel-oblsud.ru
30.08.2020Регистрация административного искового заявления
30.08.2020Передача материалов судье
30.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
30.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
30.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.08.2020Судебное заседание
30.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее