Решение по делу № 2-242/2013 ~ М-237/2013 от 17.06.2013

Дело № 2-242/2013

                                       Р Е Ш Е Н И Е

                           Именем Российской Федерации

10 июля 2013г.                                                                                       с. Карагай

Карагайский районный суд Пермского края в составе судьи Подюковой Л.В., при секретаре Гомзяковой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филимоновой О.Н. и Филимонова М.В. к МКУ «Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района», администрации Карагайского муниципального района, о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности по формированию земельного участка и выделении его многодетной семье для индивидуального жилищного строительства,

                                        у с т а н о в и л:

Истцы обратились к ответчикам с иском о признании незаконным бездействие МКУ «Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района» по формированию земельных участков в границах с.Карагай, предназначенных для выделения многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства; о возложении обязанности на МКУ «Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района» провести работы по формированию земельных участков в границах с.Карагай; о выделении многодетной семье Филимоновой О.Н. и Филимонова М.В. земельного участка площадью 15 га для индивидуального жилищного строительства из сформированных земельных участков в границах с.Карагай. Свои требования мотивировали следующим образом.

Они воспитывают троих детей, и в силу действующего законодательства имеют право на предоставление бесплатного земельного участка для индивидуального жилищного строительства, как многодетная семья.

19.03.2012г. их многодетная семья была поставлена Комитетом имущественных отношений (далее - Комитет) на учет на получение бесплатного земельного участка для ЛПХ. Им предлагались земельные участки два раза, но истцы отказались, поскольку они были расположены далеко от с.Карагай.

31.10.2012г. истцами было подано заявление с просьбой изменить вид предоставляемого земельного участка на цели, связанные с индивидуальным жилищным строительством в размере 0,15га в с.Карагай, Пермского края, как многодетной семье.

В предоставлении земельного участка в с.Карагай истцам было отказано по тем основаниям, что законом не предусмотрено формирование и включение земельных участков в перечень по желанию многодетной семьи; отсутствует перечень земельных участков для ИЖС, т.к. эти земельные участки должны иметь инженерную инфраструктуру применительно к условиям соответствующего муниципального образования; в с.Карагай отсутствуют свободные земельные участки, предназначенные для предоставления многодетным семьям.

Все члены семьи истцов постоянно зарегистрированы и проживают на территории с.Карагай. Истцы имеют постоянную работу в с.Карагай, их дети посещают дошкольные и школьные образовательные учреждения на территории с.Карагай.

В судебном заседании истец Филимонова О.Н. на требованиях настаивала.

Истец Филимонов М.В. в своем заявлении просил дело рассмотреть без его участия, на требованиях настаивал.

Представитель ответчика - администрации муниципального Карагайского района - Носкова Н.В. (по доверенности) в судебном заседании с иском не согласилась и пояснила следующее. Администрация района не может быть надлежащим ответчиком по делу, т.к. в структуре администрации района создан орган- МКУ «Комитет имущественных отношений Карагайского МР», наделенный правами юридического лица, в функции которого входят вопросы владения, пользования, распоряжения недвижимым имуществом от имени Карагайского МР. Все полномочия по распоряжению землей также переданы Комитету. Они проводят конкурсы по продаже, аренде земельных участков, формируют их. На территории с.Карагай имеется 17 га государственной земли сельхоз.назначения. Данные земли по новому генплану будут включены в черту Карагайского населенного пункта, но их нужно будет переводить из категории земель сельхозназначения в категорию для ИЖС. Полагает, что переводом земель в другую категорию должно заниматься Карагайское сельское поселение.

Представитель ответчика - МКУ «Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района» - Вотинова Е.А. - с иском согласилась частично и пояснила следующее.

Семья Филимоновых действительно является многодетной и стоит у них в очереди на получение земельного участка для ИЖС под № 12. Им предлагали на выбор два земельных участка в деревнях Карагайского сельского поселения (Костьящер, пер. Лесной; Ошмаш), но они отказались. На территории с. Карагай свободных земель нет. 17 га государственной земли, о которой здесь говорилось, нужно еще перевести из категории земли сельхоз. назначения в земли для ИЖС. Комитет не занимается переводом земель из одной категорию в другую. Кто этим должен заниматься они не знают. Консультировались по этому вопросу в Министерстве, там объяснили, что этим вопросом должно заниматься поселение. Оно должно произвести перевод земель из одной категорию в другую, включить их в черту населенного пункта, а потом уже Комитет будет эту землю распределять.

Представитель 3-его лица по делу - администрации Карагайского сельского поселения - Шафранова С.А. в судебном заседании с иском не согласилась и пояснила следующее.

Для того, чтобы расширить черту населенного пункта за счет 17га земель сельхозназначения, надо сначала перевести их в другую категорию. Для перевода земельного участка нужно провести его межевание и получить кадастровый паспорт. Отмежевать этот земельный участок сельское поселение не может, т.к. эти 17 га находятся в государственной собственности. Если поселение будет ими заниматься, то это будет нецелевое использование денежных средств. Работу с государственными землями должен проводить Комитет, поскольку он имеет на это полномочия. Обычно, если земельные участки идут на публикацию, у нас межеванием занимается заинтересованное лицо. Для многодетных семей межевание должен проводить Комитет. В законе не прописано, кто должен заниматься изменением границ населенного пункта, но переводом земель из одной категории в другую должен заниматься Комитет, которому для этого выделяется денежные средства. В настоящее время в границах с.Карагай свободных земель для ИЖС нет. Земельные участки имеются в деревнях д.Ошмаш, и д.Костьящер. По ген.плану с.Карагай от 2006г., который сейчас действует нельзя перевести 17 га из одной категории в другую, поскольку согласно ст.84 ЗК РФ это должно производится по ген. плану поселения. Ген.план поселения находится на утверждении в Министерстве. Деньги за его разработку были поселением перечислены в администрацию района, которая заключала договоры на его разработку с институтом еще в 2010г.

Выслушав объяснения истца Филимоновой О.Н., представителей администрации Карагайского муниципального района, МКУ «Комитет имущественных отношений Карагайского района, администрации Карагайского сельского поселения, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 27 Конституции РФ каждый, кто находится законно на территории РФ, имеет право выбирать место жительства.

Согласно ч.2 ст.28 ЗК РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.1 Закона Пермского края от 01.12.2011г. за № 871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермского крае» в редакции от 07.11.2012г. № 113-ПК земельные участки на территории Пермского края, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются многодетным семьям в собственность:

бесплатно; без торгов и предварительного согласования места размещения объекта;

для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства.

Земельные участки на территории Пермского края, находящиеся в собственности Российской Федерации, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы Пермскому краю, предоставляются многодетным семьям в собственность бесплатно без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов для индивидуального жилищного строительства.

В силу п.3 ст.2 данного Закона минимальный размер земельного участка, предоставляемого многодетным семьям в собственность бесплатно для индивидуального строительства, составляет 0,14 га, максимальный - 0,15 га.

Постановлением главы администрации Карагайского муниципального района от 20.12.2011г. № 471 утверждено Положение «О порядке ведения учета многодетных семей на территории Карагайского МР в целях предоставления земельных участков в собственность бесплатно».

Как следует из п.1.3 данного Положения ведения учета многодетных семей для предоставления земельных участков в собственность осуществляется муниципальным учреждением «Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района» в порядке очередности, определяемой моментом подачи заявления, по которому принято решение о постановке на учет.

Указанным выше постановлением от 20.12.2011г. № 471 утверждено также Положение «О порядке формирования перечня земельных участков, расположенных на территории Карагайского МР, предназначенных для предоставления многодетным семьям».

Пункт 1.5 данного Положения предусматривает, что ведение перечня земельных участков осуществляется муниципальным учреждением «Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района».

Постановлением администрации Карагайского муниципального района Пермского края от 19.12.2012г. № 462 «О порядке предоставления земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно на территории Карагайского муниципального района» утверждено Положение «О порядке предоставления земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно на территории Карагайского муниципального района».

Пункт 1.3 данного Положения предусматривает, что уполномоченным органом по предоставлению земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно на территории Карагайского муниципального района является муниципальное казенное учреждение «Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района».

В силу п.3.2. ст.3 Положения «О муниципальном казенном учреждении «Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района Пермского края» (утв. решением Земского Собрания Карагайского муниципального района от 25.07.2007г. № 3/22) Комитет как орган администрации Карагайского МР для реализации целей своей деятельности в порядке и в пределах, установленных муниципальными правовыми актами:

осуществляет от имени Карагайского МР полномочия по владению, пользованию, распоряжению и управлению муниципальным имуществом Карагайского МР и земельными участками. Кроме того, Комитет формирует базы данных, создает автоматизированную информационную систему для целей управления имуществом и земельными участками; разрабатывает проекты нормативных актов Земского Собрания Карагайского МР по вопросам приватизации, использования муниципального имущества и земельных участков; осуществляет формирование земельных участков на территории района; участвует в утверждении землеустроительной документации, проведении землеустройства в районе; предоставляет в установленном порядке земельные участки в собственность и в аренду, бессрочное(постоянное), безвозмездное срочное пользование, заключает договоры аренды, купли-продажи земельных участков, а также изымает земельные участки в установленном порядке в границах Карагайского муниципального района; осуществляет контроль за использованием земель, расположенных в границах Карагайского муниципального района.

Из толкования приведенных нормативно-правовых актов принятых в Карагайском муниципальном районе следует, что в районе вопросами предоставления земельных участков многодетным семьям занимается Комитет имущественных отношений. Именно Комитет разрабатывает нормативные правовые акты по этим вопросам, ведет учет многодетных семей в целях предоставления земельных участков; формирует Перечень земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям; производит распределение земельных участков, включенных в Перечень между многодетными семьями. Кроме того, Комитет осуществляет полномочия от имени района по владению, пользованию и распоряжению муниципальными земельными участками.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу будет являться муниципальное казенное учреждение «Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района Пермского края».

Как следует из материалов дела, Филимоновы являются многодетной семьей: состоят в зарегистрированном браке, имеют трех детей: двое из которых несовершеннолетние, один ребенок до 23 лет обучается по очной форме обучения.

Семья стоит с 2012г. в очереди под № 11 в Комитете имущественных отношений Карагайского муниципального района на предоставление бесплатного земельного участка для строительства индивидуального жилого дома. Данный факт подтверждается Реестром многодетных семей, поставленных на учет в целях предоставления бесплатно в собственность земельных участков.

Согласно ч.3 ст.3 Закона Пермского края от 16.12.2011г. № 871-ПК (в ред. от 07.11.12г.) решение о предоставлении земельного участка многодетным семьям в собственность бесплатно принимается органами местного самоуправления Пермского края в случае его включения в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям (далее - Перечень).

Перечень должен содержать характеристики земельных участков, включая их местоположение, кадастровые номера, площадь и вид разрешенного использования.

Земельные участки, подлежащие включению в Перечень, должны соответствовать документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Земельные участки для индивидуального жилищного строительства, подлежащие включению в Перечень, должны иметь инженерную инфраструктуру применительно к условиям соответствующего муниципального образования.

При отсутствии инженерной инфраструктуры земельные участки для индивидуального жилищного строительства включаются в Перечень, если определено разрешенное использование такого земельного участка, а также техническая возможность подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно п.1.4 Положения «О порядке формирования перечня земельных участков, расположенных на территории Карагайского муниципального района, предназначенных для предоставления многодетным семьям» земельные участки, подлежащие включению в перечень, должны соответствовать документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, документации по планировке территории, землеустроительной документации, предельным (максимальным и минимальным) размерам земельных участков, установленных Законом.

Земельные участки для индивидуального жилищного строительства, подлежащие включению в перечень, должны иметь инженерную инфраструктуру применительно к условиям соответствующего муниципального образования.

Земельные участки для индивидуального строительства включаются в перечень, если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.

Постановлением главы администрации Карагайского муниципального района от 03.08.2012г. № 273 утвержден Перечень земельных участков, расположенных на территории Карагайского муниципального района, предназначенных для предоставления многодетным семьям.

Указанный Перечень не предусматривает земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Кроме того, в нем отсутствуют реквизиты технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, что необходимо для ИЖС, не указан размер платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения. В Перечне отсутствуют земельные участки, расположенные в границах с.Карагай.

Как следует из материалов дела, многодетная семья Филимоновых постоянно проживает в с.Карагай, дети здесь ходят в детский сад, в школу. Все Филимоновы являются гражданами РФ, следовательно, они в силу п.1 ст.27 Конституции РФ вправе свободно выбирать свое место жительства, в том числе и в границах с.Карагай.

В связи с чем, суд находит неубедительными доводы ответчика о том, что в законодательстве не прописано, где именно должны предоставляться земельные участки многодетным семьям и поэтому Комитет вправе предложить многодетной семье Филимоновых земельный участок в границах Карагайского района.

Из объяснений представителей сторон, представителя 3-его лица, свидетеля ФИО7 ( пом.главы района по вопросам архитектуры и строительства) следует, что на территории Карагайского сельского поселения имеются государственные земли сельхозназначения площадью 17 га по <адрес>, которые планируется еще с 2005г. перевести в земли населенных пунктов. Границы с.Карагай должны быть увеличены за счет этих земель.

По ген.плану с.Карагай от 2006г., утв.решением Совета депутатов от 22.05.2007г. № 22/4; который действует на сегодняшний день, земли сельхозназначения площадью 17,9734 га указаны в границах с.Карагай, как земли Карагайского СС ( сельского совета).

Решением Совета депутатов Карагайского сельского поселения от 14.12.2010г. № 32/4 «О внесении изменений в решение Совета депутатов от 22.05.2007г. № 22/4 «Об утверждении генерального плана села Карагай» были внесены изменения в решение Совета депутатов от 22.05.2007г. № 22/4.

По проекту ген.план с.Карагай Карагайского сельского поселения от 2010г., (который находится на утверждении в Министерстве строительства и архитектуры Пермского края), земли сельхозназначения площадью 17,9734 га в м-не Винокурова также указаны в границах с.Карагай.

Как установлено в судебном заседании, в настоящее время никто не занимается переводом этих земель из категории «земли сельхозназначения» в категорию «земли населенных пунктов».

Из материалов дела, объяснений сторон, 3-его лица следует, что указанные земли не принадлежат Карагайскому сельскому поселению, они являются государственными, следовательно, полномочия по их владению, пользованию и распоряжению принадлежат Карагайскому МР в лице МКУ «Комитет имущественных отношений». Именно ответчик обязан заниматься всей процедурой перевода указанных земель из одной категории в другую. Указанный вывод подтверждается п.3 Положения «О муниципальном казенном учреждении «Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района Пермского края», где предусмотрены компетенция и полномочия Комитета.

Доводы представителя Комитета о том, что переводом земель (не принадлежащих сельскому поселению) из одной категории в другую должно заниматься Карагайское сельское поселение, не подтверждаются каким-либо нормативно-правовым актом.

Решением Земского Собрания Карагайского муниципального района от 26.02.2010г. № 3/55 утверждено Положение «О составе, порядке подготовки документов территориального планирования Карагайского МР, порядке подготовке изменений и внесении их в документы» (в ред. решения Земского Собрания Карагайского МР от 27.03.2013г. № 10/23).

Из п.1.2. ст.1 Положения следует, что документами территориального планирования Карагайского МР являются:

1) Схема территориального планирования района;

2) генеральные планы поселений, входящих в состав муниципального района.

Схема - документ территориального планирования МР, определяющий границы и назначения территорий муниципального образования в целях ее развития, в том числе через установление границ поселений, зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, зон с особыми условиями использования территорий (п.1.3. ст.1).

Генеральный план - документ территориального планирования поселения, определяющий назначение территории муниципального поселения, определяющий назначение территории муниципального образования в целях ее развития, в том числе через установление функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования (п.1.4. ст.1).

Пункт 1.5 ст.1 Положения предусматривает, что документы территориального планирования могут являться основанием для изменения границ муниципального образования в установленном порядке.

Как следует из п. 1.6 ст.1 Положения, орган администрации Карагайского МР или должностное лицо, ответственное за осуществление подготовки документов территориального планирования Карагайского МР, подготовки изменений и внесения их в такие документы, определяются постановлением главы Карагайского муниципального района.

29 июля 2011г. между МО «Карагайское сельское поселение» и МО «Карагайский муниципальный район» было заключено Соглашение, по которому поселение передало часть полномочий району по реализации инвестиционного проекта «Разработка генерального плана Карагайского сельского поселения Карагайского муниципального района Пермского края (п.2.1.).

Соглашение в п.3.1. предусматривало передачу поселением финансовых средств для этих целей району.

Из объяснений представителя администрации района и представителя поселения в судебном заседании следует, что денежные средства для разработки ген.плана в границах, которые были утверждены 14.12.2010г. Советом депутатов Карагайского сельского поселения, были району перечислены, но ген. план до сих пор не утвержден.

Из перечисленного следует, что сельское поселение свои полномочия по расширению границ поселения выполнило (имеется решение Совета депутатов поселения), район ( в лице своих органов) свои полномочия по разработке ген.плана поселения не выполнил, т.к. до сегодняшнего дня ген.план находится на утверждении в Министерстве строительства и архитектуры Пермского края.

Все изложенное позволяет суду прийти к выводу, что Комитет имущественных отношений Карагайского района не принял надлежащих мер по формированию земельных участков в границах с.Карагай, предназначенных для выделения многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства.

В связи с чем, исковые требования Филимоновых следует признать обоснованными. Признать незаконным бездействие Комитета по формированию земельных участков в границах с.Карагай для многодетных семей. Обязать Комитет провести работы по формированию земельных участков в границах с.Карагай. Выделить многодетной семье Филимоновых бесплатно земельный участок площадью 0,15 га для индивидуального жилищного строительства из сформированных земельных участков в границах с.Карагай.

Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд

                                       Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие МКУ «Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района» по формированию земельных участков в границах с.Карагай, предназначенных для выделения многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства.

Обязать МКУ «Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района» провести работы по формированию земельных участков в границах с.Карагай.

Выделить многодетной семье Филимоновой О.Н. и Филимонова М.В. бесплатно земельный участок площадью 0,15 га для индивидуального жилищного строительства из сформированных земельных участков в границах с.Карагай.

В иске Филимонова О.Н. и Филимонову М.В. к администрации Карагайского муниципального района отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Карагайский райсуд в течение месяца.

С У Д Ь Я                                                                         /Л.В.Подюкова/

2-242/2013 ~ М-237/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Филимонов Михаил Валентинович
Филимонова Оксана Николаевна
Ответчики
Администрация Карагайского МР
МКУ "Комитет имущественных отношений"
Суд
Карагайский районный суд Пермского края
Судья
Подюкова Любовь Владимировна
Дело на странице суда
karagai--perm.sudrf.ru
17.06.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.06.2013Передача материалов судье
18.06.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.06.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.06.2013Предварительное судебное заседание
03.07.2013Предварительное судебное заседание
08.07.2013Судебное заседание
10.07.2013Судебное заседание
23.07.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.07.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее