Дело № 2-558/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Чердынь 23 декабря 2014 года
Чердынский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Крутских С.В.,
с участием старшего помощника прокурора Чердынского района Тойменцева В.В.,
истца ФИО3,
при секретаре Артемовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО3 к Территориальному управлению Министерства социального развития <адрес> о предоставлении благоустроенного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с иском в интересах ФИО3 к ТУ <адрес> с требованиями о возложении обязанности обеспечить истца жилым помещением специализированного жилищного фонда, благоустроенным, пригодным для постоянного проживания, отвечающим санитарным и техническим правилам и нормам общей площадью не менее 33 кв.м. В обоснование заявленных требований указал, что в связи с тем, что мать истца – ФИО1, умерла, а отец, согласно справке формы №25, записан со слов матери, истец обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время постоянного места жительства не имеет, проживает у родственников и знакомых, нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, не является, состоит на регистрационном учете детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в предоставлении жилого помещения, включен в список детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. При неоднократном обращении по месту учета нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подаче заявления в письменной форме по вопросу обеспечения жилым помещением, благоустроенное жилое помещение ФИО3, так и не предоставлено. Таким образом, бездействием ответчиков нарушается право истца на предоставление жилого помещения из государственного (муниципального) жилищного фонда.
В судебном заседании прокурор и истец заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика - ТУ МСР по Чердынскому муниципальному району <адрес> в судебное заседание не явился, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика - Правительство Пермского края в судебное заседание не явился, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Из письменных возражений следует, что с требованиями, предъявленными к Правительству, не согласны, по следующим основаниям. Законом Пермского края от 14.12.12 № 147-ПК «О внесении изменений в отдельные законы Пермской области и Пермского края в части обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения в региональное законодательство, регулирующее отношения в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ч. 1 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 (в ред. Закона Пермского края 147-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края. КГБУ «Дирекция по капитальному строительству», в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 № 1194-п «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений и внесении изменения в пункт 8 Порядка выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 1 марта 2013 г. № 92-п», осуществляет непосредственное управление специализированным жилищным фондом Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Необходимо учесть, что в соответствии с Постановлением от 9.09.2013 и Порядком краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству» осуществляет управление специализированным жилищным фондом Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п.1 ст. 2 Закона Пермского края от 08.10.2007 № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» под управлением специализированным жилищным фондом Пермского края понимается совокупность юридических и фактических действий, направленных на реализацию прав и обязанностей собственника специализированного жилищного фонда в жилищных отношениях, в том числе по заключению, исполнению и расторжению договоров найма специализированных жилых помещений или безвозмездного пользования, содержанию и ремонту специализированного жилищного фонда.
Согласно ст. 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Согласно п. 2.4 Порядка Учреждение принимает решение о предоставлении ребенку-сироте жилого помещения и заключает с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.
Таким образом, учреждение уполномочено в сфере предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений.
Следовательно, Правительство исполнило свои обязательства в части реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем разработки соответствующего порядка. В связи с чем, считают, что действиями и решениями Правительства права ФИО3 не нарушены.
Также считают, что Правительство необоснованно привлечено к участию в деле, поскольку Краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству» осуществляет непосредственное управление специализированным жилищным фондом. В связи с чем, полагает, что обязанность по предоставлению жилья необходимо возложить на КГБУ «Дирекция по капитальному строительству».
Представитель третьего лица Министерство социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя. Из письменных возражений следует, что в соответствии с Законом Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419, включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся на попечении родителей, осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере социальной поддержки детей сирот решения о включении указанных лиц в список. Таким образом, дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по мере формирования специализированного жилищного фонда с соблюдением очередности, исходя из даты включения детей сирот в список. Предоставление ФИО3 жилого помещения по решению суда вне установленной очередности нарушит права лиц, включенных в указанный список раньше истца.
Представитель третьего лица КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» в судебное заседание не явился, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Суд, исследовав представленные материалы, оценив пояснения сторон, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Из свидетельства о рождении ФИО3, родившегося ДД.ММ.ГГГГ следует, что его родителями являются ФИО1 и ФИО2. Отец ребенка, согласно справке формы №25, записан со слов матери.
Согласно актовой записи о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, ФИО3, до достижения возраста 18 лет, имел статус – ребенок-сирота.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№, ФИО3 определен в Чердынский детский дом.
Постановлением главы местного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 передан на воспитание в приемную семью Петровых.
Справкой администрации Керчевского сельсовета подтверждается факт того, что ФИО3 решением жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ поставлен на льготную очередь под №9.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО3 освободился из мест лишения свободы по отбытии срока наказания.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО3 включен в список на спецжилфонд на ДД.ММ.ГГГГ.
Из уведомления Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, справки МП «Бюро технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о зарегистрированных правах на жилые помещения у ФИО3 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также в архиве МП «БТИ», отсутствуют.
С учетом изложенного, суд считает, что на момент возникновения обстоятельств оставления без попечения родителей и до момента совершеннолетия истец не имел закрепленного жилого помещения и имеет право на обеспечение жилым помещением вне очереди, площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, предусмотренном для обеспечения жильем детей-сирот.
Доводы Правительства Пермского края о необходимости возложения обязанности по предоставлению жилья на Краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству», суд считает необоснованными, поскольку указанное учреждение не уполномочено на решение вопросов по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей мерами социальной поддержки, к каковым относится и обеспечение их жилыми помещениями. При этом КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» не уполномочено на решение вопросов по установлению наличия у ребенка-сироты права на социальную поддержку в виде обеспечения жилым помещением, поскольку его обязанностью фактически является техническое исполнение выделения жилого помещения и оформление правоотношений по пользованию им в соответствии со Списком граждан, имеющих право на получение жилых помещений в пользование. Данный Список формируется в окончательном варианте Министерством социального развития Пермского края. При этом Министерство социального развития Пермского края привлечено к участию в деле через свой территориальный орган.
Суд считает также несостоятельными доводы представителя Правительства Пермского края о том, что свои обязательства в части реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оно исполнило.
Частью 1 ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 (ред. Закона № 147- ПК от 14.12.2012) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьей 6, предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище.
Согласно ст.23 Устава Пермского края, принятого Законодательным собранием Пермского края 19.04.2007 (в редакции Закона Пермского края от 27.11.2012 № 134-ПК) Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.
Согласно ст.2 Закона Пермского края от 7.09.2007 № 107-ПК «О системе органов государственной власти Пермского края» система исполнительных органов государственной власти Пермского края представляет собой взаимосвязанную совокупность исполнительных органов государственной власти Пермского края, наделенных в установленном порядке государственными полномочиями, действующих в целях реализации социально-экономического развития Пермского края.
Систему исполнительных органов государственной власти Пермского края составляют: Правительство Пермского края, министерства Пермского края, агентства Пермского края, инспекции Пермского края, иные исполнительные органы государственной власти Пермского края, их территориальные органы или обособленные структурные подразделения на территории Пермского края.
Порядок предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 9.09.2013 № 1194-п фактически не определяет конкретный орган, в компетенцию которого входит предоставление таких жилых помещений. КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» в соответствии с названным Порядком осуществляет только управление специализированным фондом. Предоставление же и заключение договора социального найма данным учреждением производится лишь на основании Списка граждан, формирование которого к исключительной компетенции данного учреждения не относится.
Учитывая, что Правительство Пермского края является наивысшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, обязанность по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения должна быть возложена именно на Правительство Пермского края.
Требования, предъявленные к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Чердынскому району, суд считает необоснованными. В соответствии с п.1.8 Положения о Министерстве социального развития Пермского края (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 N 7-п) министерство и его территориальные органы обладают правами юридических лиц, имеют бланки и печати со своим наименованием, самостоятельно выступают в качестве истца и ответчика в судах в пределах своей компетенции.
Согласно п.1.7 Типового положения о территориальном управлении Министерства социального развития Пермского края (утв. Приказом Министерства социального развития Пермского края от 05.12.2007 N 411) 1.7. управление обладает правами юридического лица, имеет бланки и печать со своим наименованием, самостоятельно выступает в качестве истца и ответчика в судах в пределах своей компетенции.
Таким образом, Министерство социального развития Пермского края и Территориальное управление Минсоцразвития по Чердынскому району являются юридическими лицами, самостоятельно выступающими в качестве ответчиков в суде в пределах своей компетенции. Действующим законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как уже указывалось, возложена на органы государственной власти субъекта федерации, к каковым Территориальное управление Минсоцразвития по Чердынскому району, как самостоятельное юридическое лицо не относится.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить ФИО3 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам общей площадью не менее 33 квадратных метров.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Пермский краевой суд через Чердынский районный суд.
Председательствующий: С.В. Крутских