Решение от 26.06.2019 по делу № 3а-70/2019 от 13.03.2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июня 2019 г.                                                                                        г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Шеине М.С.,

с участием представителя административного истца Прокурора Иркутской области Слинковой Л.А., действующей на основании доверенности 05 апреля 2018 года,

представителя административного ответчика Губернатора Иркутской области Иноземцевой О.В., действующей на основании доверенности от 31 декабря 2016 года № 02-01-5665/16,

представителя заинтересованного лица Аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области Соломиной А.А., действующей на основании доверенности от 24 июня 2019 года № 02-10-2970/19,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-70/2019 по административному исковому заявлению Прокурора Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Губернатору Иркутской области о признании не действующим в части Положения о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области, Положения о порядке рассмотрения президиумом комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области отдельных вопросов, отнесенных к его полномочиям, утвержденных Указом Губернатора Иркутской области от 13 октября 2015 г. № 254-уг,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Иркутской области обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что Указ Губернатора Иркутской области от 13 октября 2015 г. № 254-уг (в редакции от 24 января 2019 г. № 16-уг) «О комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области», которым утверждены Положение о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области (далее Положение о комиссии), Положение о порядке рассмотрения президиумом комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области отдельных вопросов, отнесенных к его полномочиям (далее Положение о порядке рассмотрения президиумом комиссии), противоречит в части федеральному законодательству.

Первоначальный текст оспариваемого Указа опубликован 15 октября 2015 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, в газете «Областная», № 122, 28 октября 2015 г. Изменения, внесенные указами Губернатора Иркутской области от 23 марта 2017 г. № 45-уг, от 12 сентября 2017 г. № 164-уг, от 4 октября 2017 г. № 185-уг, от 14 декабря 2017 г. № 232-уг, от 16 марта 2018 г. № 54-уг, от 20 апреля 2018 г. № 80-уг, от 26 сентября 2018 г. № 195-уг, от 24 января 2019 г. № 16-уг опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru соответственно 30 марта 2017 г., 19 сентября 2017 г., 6 октября 2017 г., 15 декабря 2017 г., 20 марта 2018 г., 23 апреля 2018 г., 27 сентября 2018 г., 28 января 2019 г.

Подпунктом 5 пункта 6 Положения о комиссии предусмотрено, что комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области рассматривает вопросы, касающиеся соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности, для которых федеральными законами не предусмотрено иное, а также гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции.

Согласно пункту 4 Положения о комиссии для рассмотрения отдельных вопросов, отнесенных к полномочиям комиссии, образуется президиум комиссии. Президиум комиссии выполняет функции, возложенные на комиссию по соблюдению требований к служебному (должностному) поведению и урегулированию конфликта интересов, в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, для которых федеральными законами не предусмотрено иное.

Положением о порядке рассмотрения президиумом комиссии определен порядок рассмотрения президиумом комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области вопросов, касающихся фактов несоблюдения гражданином, претендующим на замещение муниципальной должности, лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» - подпункт 1(1) пункта 1, абзац 2 подпункта 1 пункта 2, пункт 14(1).

Административный истец считает, что вышеуказанные нормы Положения о комиссии, Положения о порядке рассмотрения президиумом комиссии противоречат Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указу Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции», утвердившему Типовое положение о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации, поскольку комиссии субъекта Российской Федерации или какие-либо другие органы субъектов Российской Федерации не наделены правом рассмотрения вопросов по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, лицами, замещающими муниципальные должности.

По мнению административного истца, в результате указанных противоречий нарушены права неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления, предусмотренные статьями 12, 130 Конституции Российской Федерации.

27 декабря 2018 г. Прокурором Иркутской области на Указ Губернатора Иркутской области от 13 октября 2015 г. № 254-уг «О комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области» (далее - Указ Губернатора Иркутской области № 254-уг) принесен протест в связи с его противоречием федеральному законодательству.

В удовлетворении протеста прокурора Губернатором Иркутской области отказано со ссылкой на наличие в Законе Иркутской области от         7 ноября 2017 г. № 73-ОЗ «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты представленных ими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (далее Закон Иркутской области № 73-ОЗ) пункта 3 части 2 статьи 7, которым предусмотрена возможность принятия Губернатором Иркутской области решения о представлении доклада по результатам проверки полноты и достоверности лиц, замещающих муниципальные должности, в комиссию по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области.

На момент подачи в суд настоящего административного искового заявления прокурором Иркутской области в Законодательное Собрание Иркутской области был внесен проект Закона Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области от 7 ноября 2017 г. № 73-ОЗ «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты представленных ими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», который был принят к рассмотрению.

Прокурор Иркутской области с учетом уточнения исковых требований просит суд признать пункт 4, подпункт 5 пункта 6 Положения о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области, подпункт 1(1) пункта 1, абзац 2 подпункта 1 пункта 2, пункт 14 (1) Положения о порядке рассмотрения президиумом комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области отдельных вопросов, утвержденных Указом Губернатора Иркутской области от 13.10.2015 № 254-уг «О комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области» (ред. от 24.01.2019), в части регламентирующей полномочия Комиссии и Президиума в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, граждан, претендующих на замещение муниципальных должностей недействующим с момента издания Указа Губернатора Иркутской области от 16.03.2018 № 54-уг «О внесении изменений в Указ Губернатора Иркутской области от 13 октября 2015 года    № 254-уг».

В судебном заседании представитель административного истца прокурор отдела Слинкова Л.А., действующая на основании доверенности, как и ранее участвующий в деле представитель административного истца прокурор отдела Негамутзянова Е.А., действовавшая на основании доверенности от 13.06.2018 г., уточненные административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Губернатора Иркутской области до перерыва в судебном заседании Давыдова Мария Александровна, действующая на основании доверенности от 30.12.2016 г. № 02001-05657/16, в судебном заседании административные исковые требования не признала, представила возражения на иск, в которых просила в удовлетворении исковых требований отказать, указала, что вступили в действие Закон Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области         № 73-ОЗ «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты представленных ими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», а также Указ Губернатора Иркутской области от 06.06.2019 г. № 88-уг «О внесении изменений в указ Губернатора Иркутской области от 13.10.2015 г. № 254-уг». Полагала, что с принятием данных нормативных актов появились основания для прекращения производства по административному делу, так как оспариваемые прокурором нормы положений, утвержденных Указом Губернатора Иркутской области, отменены в связи с чем ничьи интересы не нарушают.

После перерыва в судебном заседании представитель Губернатора Иркутской области Иноземцевой О.В., действующая на основании доверенности, ранее представленные суду возражения на административное исковое заявление поддержала, административные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Представитель заинтересованного лица Аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области Александрова О.Н., действующая на основании доверенности, участвуя в рассмотрении дела до перерыва в судебном заседании, административные исковые требования не признала, представила возражения на иск, в удовлетворении заявленных требований просила отказать.

После перерыва в судебном заедании, представитель заинтересованного лица Аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области Соломина А.А., действующая на основании доверенности, поддержала доводы возражений на исковое заявление, полагала, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы настоящего административного дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» (далее - Указ Президента Российской Федерации от 15.07.2015 № 364) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано образовать комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъектах Российской Федерации; при разработке положений о таких комиссиях руководствоваться Типовым положением о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации, утвержденным этим Указом.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.07.2015 № 364, в соответствии со статьями 57-59 Устава Иркутской области Губернатором Иркутской области издан Указ от 13 октября 2015 г. № 254-уг «О комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области», которым утверждены Положение о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области, а также Положение о порядке рассмотрения президиумом комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области отдельных вопросов, отнесенных к его полномочиям.

В соответствии со статьями 7 и 11 Закона Иркутской области от 12 января 2010 г. № 1-ОЗ «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» Губернатор Иркутской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и законов области издает нормативные правовые акты в форме указов и акты индивидуального правового регулирования (ненормативные правовые акты) в форме распоряжений, указы Губернатора Иркутской области входят в систему правовых актов Иркутской области. Указы и распоряжения Губернатора Иркутской области издаются посредством их подписания Губернатором Иркутской области.

Первоначальный текст оспариваемого Указа опубликован 15 октября 2015 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, в газете «Областная», № 122, 28 октября 2015 г. Изменения, внесенные указами Губернатора Иркутской области от 23 марта 2017 г. № 45-уг, от 12 сентября 2017 г. № 164-уг, от 4 октября 2017 г. № 185-уг, от 14 декабря 2017 г. № 232-уг, от 16 марта 2018 г. № 54-уг, от 20 апреля 2018 г. № 80-уг, от 26 сентября 2018 г. № 195-уг, от 24 января 2019 г. № 16-уг опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru соответственно 30 марта 2017 г., 19 сентября 2017 г., 6 октября 2017 г., 15 декабря 2017 г., 20 марта 2018 г., 23 апреля 2018 г., 27 сентября 2018 г., 28 января 2019 г.

Оспариваемый прокурором правовой акт принят в форме указа, подписан Губернатором Иркутской области, отвечает признакам нормативного правового акта, распространяет свое действие на неопределенных круг лиц.

Таким образом, форма и вид оспариваемого нормативного правового акта, процедура принятия, порядок опубликования и вступления в силу при его принятии соблюдены, данный факт лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Прокурор оспаривает следующие нормы Положения о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области, утвержденного Указом Губернатора Иркутской области от 13 октября 2015 г. № 254-уг «О комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области», в редакции Указа Губернатора Иркутской области от 16 марта 2018 г. № 54-уг, в части регламентирующей полномочия Комиссии в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, граждан, претендующих на замещение муниципальных должностей:

- пункт 4 «Для рассмотрения отдельных вопросов, отнесенных к полномочиям комиссии, образуется президиум комиссии.

Президиум комиссии выполняет функции, возложенные на комиссию по соблюдению требований к служебному (должностному) поведению и урегулированию конфликта интересов, в отношении лиц, замещающих государственные должности Иркутской области и муниципальные должности, для которых федеральными законами не предусмотрено иное, должности государственной гражданской службы Иркутской области, назначаемых на должности Губернатором Иркутской области, заместителей руководителей исполнительных органов государственной власти Иркутской области, и рассматривает соответствующие вопросы в порядке, установленном законодательством»;

- подпункт 5 пункта 6 этого Положения, предусматривающий, что комиссия в целях выполнения возложенных на нее задач осуществляет следующие полномочия: «5) рассматривает вопросы, касающиеся соблюдения лицами, замещающими государственные должности Иркутской области и муниципальные должности, для которых федеральными законами не предусмотрено иное, и лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Иркутской области, назначаемыми на должности Губернатором Иркутской области, заместителей руководителей исполнительных органов государственной власти Иркутской области, граждан, претендующих на замещение муниципальной должности, запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;».

Также прокурором оспариваются в части касающейся неопределенного круга лиц, замещающих муниципальные должности, а также граждан, претендующих на замещение муниципальных должностей, следующие нормы Положения о порядке рассмотрения президиумом комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области отдельных вопросов, утвержденного Указом Губернатора Иркутской области от 13 октября 2015 г. № 254-уг «О комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области», в редакции Указа Губернатора Иркутской области от 16 марта 2018 г. № 54-уг (по состоянию на 24.01.2019 г.):

- подпункт 1(1)) пункта 1 «вопросов, касающихся фактов несоблюдения гражданином, претендующим на замещение муниципальной должности (далее - гражданин, претендующий на замещение должности), лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее - Федеральный закон «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»);» (в редакции Указа Губернатора Иркутской области от 16.03.2018 № 54-уг)»;

- такого основания для проведения заседания Президиума, как представление в соответствии с абзаце 2 подпункта 1 пункта 2 «материалов проверки, проведенной в соответствии с Законом Иркутской области от 21 июня 2013 года № 46-ОЗ «О представлении и проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан, претендующих на замещение государственных должностей Иркутской области, и лиц, замещающих государственные должности Иркутской области, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Иркутской области» (далее - Закон Иркутской области от 21 июня 2013 года № 46-ОЗ), Законом Иркутской области от 7 ноября 2017 года № 73-ОЗ «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты представленных ими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» или Положением о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Иркутской области, и государственными гражданскими служащими Иркутской области, сведений (в части, касающейся профилактики коррупционных правонарушений), представляемых гражданами при поступлении на государственную гражданскую службу Иркутской области, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также о проверке соблюдения государственными гражданскими служащими Иркутской области ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению, установленных законодательством, утвержденным указом Губернатора Иркутской области от 29 декабря 2009 года № 301/241-уг;» (в редакции Указов Губернатора Иркутской области от 16.03.2018 № 54-уг и от 20.04.2018 № 80-уг)»;

- пункта 14(1), следующего содержания: «По итогам рассмотрения материалов в соответствии с абзацем вторым подпункта 1 пункта 2 настоящего Положения в отношении гражданина, претендующего на замещение должности, лица, замещающего муниципальную должность, президиум принимает одно из следующих решений:

1) об отсутствии фактов несоблюдения гражданином, претендующим на замещение должности, лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»;

2) о наличии фактов несоблюдения гражданином, претендующим на замещение должности, лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (в редакции Указа Губернатора Иркутской области от 16.03.2018 № 54-уг)».

Обсуждая довод административного ответчика о праве прокурора на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением, суд исходит из того, что частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Оспариваемый правовой акт, в том числе в редакции, действовавшей на момент обращения в суд прокурора с настоящим исковым заявление, отвечает признакам нормативно-правового акта, распространяющего свое действие на неопределенный круг лиц.

Факт применения оспариваемого Указа, в том числе, подтверждается представленным суду Протоколом № 3 заседания Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области от 20.12.2018 г., на котором рассмотрен внесенный в комиссию Губернатором Иркутской области доклад Управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений Аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставленных мэром Ангарского городского округа Петровым С.А.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Законом Иркутской области от 06.05.2019 № 22-ОЗ «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты представленных ими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (принятым Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 16.04.2019 № 13/20-ЗС), опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.05.2019, в названный Закон внесены изменения, которые повлекли принятие Губернатором Иркутской области Указа от 06.05.2019 г. № 88-уг «О внесении изменений в указ Губернатора Иркутской области от 13.10.2015 г. № 254-уг» (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.05.2019), которым отменены оспариваемые прокурором по настоящему административному делу положения Указа Губернатора Иркутской области от 13.10.2015 г.          № 254-уг.

Определением Иркутского областного суда от 23.05.2019 г. в удовлетворении ходатайства представителя Губернатора Иркутской области о прекращении производства по административному делу отказано в соответствии с частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку оспариваемые прокурором нормы применялись длительное время в отношении неопределенного круга лиц, что могло иметь правовые последствия для лиц замещающих муниципальные должности, а также граждан, претендующих на замещение муниципальных должностей.

Учитывая изложенное выше, довод представителя Губернатора Иркутской области об отсутствии у прокурора права на обращение в суд с данным административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц не может быть принят во внимание судом, как основанный на неправильном толковании норм процессуального права.

Проверяя соответствие оспариваемых административным истцом положений Указа Губернатора Иркутской области от 13.10.2015 № 254-уг нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, суд установил.

В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно и органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Пунктом «е» статьи 71 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в ведении Российской Федерации находится установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации.

Согласно преамбуле Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон «О противодействии коррупции»), в редакции, действовавшей на момент принятия Указа Губернатора Иркутской области от 16.03.2018 № 54-уг, определено, что данным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Из положений подпунктов «а» и «б» пункта 2 статьи 1 Закона «О противодействии коррупции» следует, что под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона «О противодействии коррупции» Президент Российской Федерации, реализуя свои полномочия в этой сфере, определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции.

Как предусмотрено частью 4 статьи 5 Закона «О противодействии коррупции» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

В статьях 5 и 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 27.12.2018) (далее Федеральный закон № 131-Ф3) определены полномочия в области местного самоуправления федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Частями 1 и 2 статьи 6 Федеральный закон № 131-Ф3 установлено, что органы государственной власти субъекта в области местного самоуправления осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

При этом осуществление органами государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, указанным выше Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных частью 2.1 статьи 36, частями 5 и 11 статьи 37, статьями 74 и 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ.

Указом Президента Российской Федерации от 15.07.2015 № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции», утверждено Типовое положение о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации (далее Типовое положение).

Согласно подпункту «д» пункта 6 Типового положения о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации комиссия по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации (постоянно действующий координационный орган при высшем должностном лице субъекта Российской Федерации) рассматривает вопросы, касающиеся соблюдения лицами, замещающими государственные должности субъекта Российской Федерации, для которых федеральными законами не предусмотрено иное, запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции.

Таким образом, круг субъектов, на которых распространяется данное Типовое положение, ограничен лицами, замещающими государственные должности субъекта Российской Федерации, для которых федеральными законами не предусмотрено иное, запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции.

Поскольку круг субъектов, на которых распространяется регулирование, предусмотренное Типовым положением, определен и он не включает граждан, претендующих на замещение муниципальных должностей, а также лиц, замещающих муниципальные должности, включение этой категории лиц в оспариваемый нормативный акт субъекта Российской Федерации свидетельствует о выходе субъектом Российской Федерации за пределы компетенции, предоставленной ему в этой сфере федеральным законодательством.

Исходя из чего, судом не принят во внимание довод ответчика и заинтересованного лица о том, что являясь типовым нормативным актом данное Типовое положение о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации может быть дополнено и иными нормами, поскольку оспариваемые положения Указа Губернатора Иркутской области устанавливают регулирование в отношении лиц, не оговоренных в Типовом положении.

Как было указано выше, в части 2 статьи 6 Федеральный закон № 131-Ф3 установлено, что осуществление органами государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, указанным выше Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, к которым оспариваемый Указ Губернатора Иркутской области не относится.

Учитывая изложенное выше, судом не принят во внимание довод административного ответчика и заинтересованного лица об урегулированности в пункте 3 части 2 статьи 7 Законе Иркутской области от 7 ноября 2017 года № 73-ОЗ «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты представленных ими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» вопроса о проверке Комиссией по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области соблюдения антикоррупционного законодательства гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, а также лицами, замещающими муниципальные должности, поскольку сама по себе отсылка в данной норме закона субъекта Российской Федерации к возможности принятия Губернатором Иркутской области по результату проведения проверки (доклада) на предмет соблюдения антикоррупционного законодательства, лицом, относящимся к указанной выше категории, решения о представлении такого доклада в Комиссию по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области не наделяет Губернатора Иркутской области полномочиями расширять круг лиц, в отношении которых такая проверка проводится согласно Типовому положению о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 15.07.2015 № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции».

По указанным выше основаниям суд находит противоречащим федеральному законодательству оспариваемые прокурором Иркутской области нормы Положения о порядке рассмотрения президиумом комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области отдельных вопросов, утвержденного Указом Губернатора Иркутской области от 13.10.2015 № 254-уг (в ред. Указа Губернатора Иркутской области от 16.03.2018 № 54-уг, действовавшей на 24.01.2019), касающиеся граждан, претендующих на замещение муниципальных должностей, а также лиц, замещающих муниципальные должности.

То обстоятельство, что на момент обращения прокурора в суд с настоящим административным исковым заявлением абзац 2 подпункта 1 пункта 2 Положения о порядке рассмотрения президиумом комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области отдельных вопросов действовал в редакции Указов Губернатора Иркутской области от 16.03.2018 № 54-уг и от 20.04.2018 № 80-уг, не ставит под сомнение выводы суда о дате, с которой эта оспариваемая норма входит в противоречие с федеральным законодательством, так как изменения в нее в отношении граждан, претендующих на замещение муниципальной должности, а также лиц, замещающих муниципальные должности были внесены Указом Губернатора Иркутской области от 16.03.2018 № 54-уг, изменения же внесенные в эту норму Указом Губернатора Иркутской области от 20.04.2018 № 80-уг этой категории лиц не коснулось и оспариваемые положения действовали на 24.01.2019.

В соответствии с изложенным выше, суд находит противоречащими части 4 статьи 5 Закона «О противодействии коррупции», частям 1 и 2    статьи 6 Федеральный закон № 131-Ф3, подпункту «д» пункта 6 Типового положения о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.07.2015 № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» пункт 4, подпункт 5 пункта 6 Положения о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области, подпункт 1(1) пункта 1, абзац 2 подпункта 1 пункта 2, пункт 14 (1) Положения о порядке рассмотрения президиумом комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области отдельных вопросов, утвержденных Указом Губернатора Иркутской области от 13.10.2015 № 254-уг «О комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области» (ред. от 24.01.2019), в части регламентирующей полномочия Комиссии и Президиума в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, граждан, претендующих на замещение муниципальных должностей недействующим с момента издания Указа Губернатора Иркутской области от 16.03.2018 № 54-уг «О внесении изменений в Указ Губернатора Иркутской области от 13 октября 2015 года    № 254-уг».

Иные доводы возражений административного ответчика на иск не ставят, как не имеющие юридического значения для дела, под сомнение правильность вывода суда о незаконности оспариваемых положений указанного выше нормативного акта.

Согласно положениям частей 2 и 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В резолютивной части решения указывается на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором должен быть опубликован оспариваемый нормативный акт.

Поскольку судом установлено несоответствие оспариваемого нормативного правового акта требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, административное исковое заявление прокурора Иркутской области в защиту прав неопределенного круга лиц признании недействующим оспариваемых норм Положения о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области, Положения о порядке рассмотрения президиумом комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области отдельных вопросов, отнесенных к его полномочиям, утвержденных Указом Губернатора Иркутской области от 13 октября 2015 г. № 254-уг «О комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области» - подлежит удовлетворению.

Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемый нормативный правовой акт следует признать недействующим, суд учитывает, что его положения применялись, порождая правовые последствия, в связи с чем оспариваемые нормы Положения о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области и Положения о порядке рассмотрения президиумом комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Иркутской области отдельных вопросов, утвержденные Указом Губернатора Иркутской области                                                 от 13.10.2015 № 254-уг, следует признать недействующим с момента издания Указа Губернатора Иркутской области от 16.03.2018 № 54-уг «О внесении изменений в Указ Губернатора Иркутской области от 13 октября 2015 года    № 254-уг», которым в указанный нормативный акт были внесены изменения, касающиеся граждан, претендующих на замещение муниципальной должности, а также лиц, замещающих муниципальные должности.

Резолютивная часть решения в соответствии с частью 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию в общественно-политической газете «Областная» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░ 2015 ░. № 254-░░ «░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 16.03.2018 № 54-░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░ 2015 ░░░░ № 254-░░» ░░░░░ 4, ░░░░░░░░ 5 ░░░░░░ 6 ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 1(1) ░░░░░░ 1, ░░░░░ 2 ░░░░░░░░░ 1 ░░░░░░ 2, ░░░░░ 14 (1) ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 13.10.2015             № 254-░░ «░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░ ░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                           ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░░ 2019 ░.

3а-70/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Иркутской области Воронин А.Б.
Ответчики
Губернатор Иркутской области
Другие
Аппарат губернатора и Правительства Иркутской области
Суд
Иркутский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.irk.sudrf.ru
13.03.2019Регистрация административного искового заявления
13.03.2019Передача материалов судье
18.03.2019Решение вопроса о принятии к производству
18.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2019Судебное заседание
23.05.2019Судебное заседание
14.06.2019Судебное заседание
26.06.2019Судебное заседание
16.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2019Дело оформлено
26.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее