Дело № 2-645/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 августа 2017 года с. Плешаново
Красногвардейский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Дорохиной Т.С.,
при секретаре Миллер Л.В.,
с участием помощника прокурора Красногвардейского района Оренбургской области Алексеевой Д.С.,
представителя ответчика администрации МО Красногвардейский район – Раймановой Л.М.,
представителя истца Иванова С.В. - законного представителя Муллабаевой Ж.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красногвардейского района Оренбургской области в интересах Иванова ФИО15 к администрации муниципального образования Красногвардейский район о предоставлении на основании договора социального найма отдельного, изолированного помещения, пригодного для проживания,
установил:
Прокурор Красногвардейского района Оренбургской области обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области (далее по тексту администрации МО Красногвардейский район) в интересах Иванова С.В. В обоснование иска прокурором указано, что Иванов С.В., являясь ребенком-инвалидом, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ имеет право на получение жилья с учетом дополнительной площади. Иванов С.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Поскольку Иванов С.В. является инвалидом, заболевание которого определено шифром <данные изъяты> и относится к категории лиц, обеспечение жильем которых предусмотрено п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ, он имеет право на внеочередное предоставление на основании договора социального найма отдельного изолированного помещения, пригодного для проживания. Просит иск удовлетворить и обязать администрацию МО Красногвардейский район предоставить Иванову С.В. на основании договора социального найма отдельное, изолированное жилое помещение, пригодное для проживания не ниже установленных норм предоставления, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, соответствующее требованиям лица с ограниченными возможностями.
В судебном заседании помощник прокурора Красногвардейского района Алексеева Д.С. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец Иванов С.В. участия в судебном заседании не принимал.
Законный представитель Иванова С.В. – Муллабаева Ж.С. исковые требования прокурора поддержала. Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика, администрации муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области Райманова Л.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск признала, просила предоставить отсрочку исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица Министерства социального развития Оренбургской области в судебном заседании участия не принимал, в письменном отзыве на иск указали, что учет и регистрацию граждан, проживающих на территории Оренбургской области и нуждающихся в жилых помещениях осуществляют органы местного самоуправления, которые несут ответственность за ненадлежащее исполнение переданных им полномочий Оренбургской области. Просят провести заседание в отсутствие представителя, установить разумный срок для исполнения решения суда.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права.
Согласно ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма могут быть признаны являющиеся членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 1 и п. 3 ч. 2ст. 57Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Из содержания ч. 2ст. 57и п. 4 ч. 1ст. 51Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма вне очереди, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 3 Закона Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ г. № «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» по договору социального найма жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются гражданам, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями, и страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, согласно перечню, установленному Правительством Российской Федерации, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.
Частью 2, 3 статьи 6 названного закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пунктах 2, 3, 6, 6 - 1, 8 части 1 статьи 3 настоящего Закона, жилые помещения предоставляются вне очереди по решению органа местного самоуправления.
Указанный в п. 4 ч. 1ст. 51Жилищного кодекса Российской Федерации и Законе Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ года № перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебном заседании установлено, что заболевания с кодом G40 включены в перечень, утвержденный указанным постановлением Правительства (п.4 Перечня).
В соответствии со ст.ст. 1 и 2 Закона Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ г. № «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан», отдельными государственными полномочиями Оренбургской области наделяются органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов. Органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда отдельных категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе инвалидов.
Судом установлено, что Иванов ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ рождения является инвалидом с детства, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, над ним установлена опека.
Согласно справке № Иванову С.В. ДД.ММ.ГГГГ рождения установлена первая группа инвалидности, бессрочно.
Решением Красногвардейского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ Иванов С.В. ДД.ММ.ГГГГ рождения признан недееспособным.
Постановлением администрации МО Красногвардейский район Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ над Ивановым С.В. установлена опека, опекуном назначена Муллабаева ФИО16.
Иванов С.В. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Справкой МО Подольский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что Иванов С.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения зарегистрирован и проживает в жилом доме по адресу: <адрес> вместе с ним в доме зарегистрированы ФИО13.
Согласно представленной копии постановления администрации муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ, Иванов С.В. включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц данной категории по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, за Ивановым С.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, не зарегистрировано прав на недвижимое имущество на территории Оренбургской области.
Из справки ГБУ «Красногвардейская РБ» следует, что у Иванова С.В. имеется заболевание <данные изъяты>
Таким образом, в судебном заседании нашли подтверждение обстоятельства, с которыми нормы ч. 2ст. 57и п. 4 ч. 1ст. 51Жилищного кодекса Российской Федерации связывают право на предоставление жилья во внеочередном порядке, а именно то, что Иванов С.В. имеет тяжелое хроническое заболевание c кодом F72, при этом он не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, ведется по следующим отдельным спискам: малоимущие; иные категории граждан, установленные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или Законом Оренбургской области; граждане, имеющие право на внеочередное получение жилого помещения, а именно: граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции; граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний.
Приведенные нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и нормы Закона Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» не устанавливают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
В соответствии со ст. 5 Закона Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении гражданам проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» обеспечение жилыми помещениями граждан указанных категорий, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ осуществляется местными администрациями муниципальных образований Оренбургской области путем предоставления жилых помещений по договору социального найма в случае наделения данных органов отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ.
В собственности Иванова С.В. жилых помещений не имеется, по договору социального найма жилье ему также не предоставлялось, что подтверждается материалами дела.
У Иванова С.В. имеется тяжелая форма хронического заболевания, указанного в пункте 4 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378, при котором невозможно его совместное проживание в одной квартире с другими гражданами.
Поскольку до настоящего времени Иванову С.В. жилое помещение в установленном порядке не предоставлено, учитывая изложенное, суд считает исковые требования прокурорав интересах Иванова С.В. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Разрешая ходатайство представителя ответчика о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, прихожу к следующему.
Согласно п. 1 ст. 203 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Основания для отсрочки исполнения судебного постановления должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Аналогичная правовая позиция отражена в определении Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (ч. 4), 17 (ч. 3), 19 (ч. ч.1 и 2) и 55 (ч. ч.1 и 3) Конституции РФ и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка (рассрочка) исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
При этом, суд обязан во всяком случае оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возможные возражения взыскателя относительно такой отсрочки или рассрочки, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в соответствующем судебном акте.
Исключительными обстоятельствами, затрудняющими исполнение решения Красногвардейского районного суда является отсутствие надлежаще оформленного в муниципальной собственности жилья.
Исходя из вышеизложенного, учитывая мнение сторон, не возражавших против отсрочки исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, суд считает возможным предоставить администрации муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области отсрочку исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск прокурора Красногвардейского района Оренбургской области в интересах Иванова ФИО18 к администрации муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, предоставить Иванову ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на основании договора социального найма отдельное, изолированное жилое помещение, пригодное для проживания не ниже установленных норм предоставления, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, соответствующее требованиям лица с ограниченными возможностями.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Красногвардейский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.С. Дорохина
Мотивированное решение суда составлено 11 августа 2017 года.