Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-161/2018 ~ М-149/2018 от 26.03.2018

Дело № 2-161/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Ковылкино                                                                  25 апреля 2018 года     

                                                                        

Ковылкинский районный суд Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи - О.А. Куманевой,

при секретаре судебного заседания - Ю.В. Кондаевой,

с участием в деле:

истца - Леонова С.В.,

ответчика - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия, его представителя Скопцовой С.Н., представившей доверенность от 09 января 2018 года ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Леонова С.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения от 13 марта 2018 года в части отказа в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и отказа включить в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью периода прохождения военной службы, о понуждении ответчика включить в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью период прохождения военной службы и назначить ему страховую пенсию по старости с <дата>,

установил:

Леонов С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия, с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил суд признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия от 13 марта 2018 года в части отказа в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и отказа включить в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью период прохождения военной службы и назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 26 февраля 2018 года.

В обоснование своих требований истец указал, что он обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии. Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия от 13 марта 2018 года ему отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 ФЗ-400 от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», ссылаясь на отсутствие требуемого стажа. Считает, что отказ является незаконным, поскольку ответчик незаконно исключил из требуемого стажа период прохождения им военной службы с <дата> по <дата>. В период прохождения им службы действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», пунктом 1 которого предусмотрено, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР (л.д. 1-2).

В судебном заседании истец Леонов С.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил суд удовлетворить иск в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия, Скопцова С.Н. относительно исковых требований Леонова С.В. возразила, просила суд отказать в их удовлетворении по основаниям, указанным в отказном решении о назначении страховой пенсии.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд находит исковые требования Леонова С.В. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 26 февраля 2018 года Леонов С.В. обратился с заявлением в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия о досрочном назначении страховой пенсии по старости по нормам пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях».

Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия от 13 марта 2018 года истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью по нормам пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. Требуется 25 лет, имеется <данные изъяты> работы.

В стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью истца Леонова С.В., кроме прочих периодов, которые он не оспаривает, не засчитаны период прохождения военной службы с <дата> по <дата>, поскольку нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, утратившего силу с 01 октября 1993 года, предусматривали, что учителям, врача и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается в том числе учеба, службы в составе Вооруженных Сил СССР, не могут применяться для учета периодов педагогической деятельности при назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку в период действия указанного Положения у Леонова С.В. отсутствовал стаж педагогической деятельности.

Суд считает, что решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия в части отказа Леонову С.В. в досрочном назначении страховой пенсии по старости по нормам пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» и не включения в стаж периода прохождения военной службы является законным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, с <дата> по <дата> истец Леонов С.В. проходил службу в Вооруженных Силах СССР.

Согласно трудовой книжке истца, его педагогическая деятельность началась с 09 ноября 1993 года с приема в Токмовскую среднюю школу учителем истории.

В соответствии со статьями 4 и 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств (статья 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

При этом право утверждать списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии делегировано Правительству Российской Федерации (часть 2 названной статьи).

В соответствии с предоставленными полномочиями Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года, применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»).

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», утратившим силу с 01 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой», было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

Подпунктом «г» пункта 1 Положения от 17 декабря 1959 года № 1397 предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.

При этом в силу пункта 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Таким образом, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе службы в составе Вооруженных Сил СССР, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 года № 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 01 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

Как следует из материалов дела, начало педагогической деятельности истца имело место с 09 ноября 1993 года, следовательно, в силу приведенного выше правового регулирования, нормы Положения от 17 декабря 1959 года № 1397, утратившего силу с 1 октября 1993 года, предусматривавшего, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не могут применяться для учета периодов педагогической деятельности истца при решении вопроса о признании за ним права на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в период действия названного положения, как установлено судом, у истца отсутствовал стаж педагогической деятельности.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что доводы истца о возможности включения периода его службы в армии в специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения в связи с осуществлением им педагогической деятельности со ссылкой на Положение от 17 декабря 1959 года № 1397 основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, в связи с этим решение ответчика об отказе включения спорного периода срочной службы истца в Вооруженных Силах СССР в льготный стаж по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, является законным и обоснованным.

Требование истца о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением им педагогической деятельности с 26 февраля 2018 года также не подлежит удовлетворению, поскольку истец не имеет предусмотренного пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года периода педагогического стажа 25 лет.

При таких обстоятельствах, исковые требования Леонова С.В. являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.          

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении иска Леонова С.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения от 13 марта 2018 года в части отказа в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и отказа включить в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью периода прохождения военной службы, о понуждении ответчика включить в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью период прохождения военной службы и назначить ему страховую пенсию по старости с 26 февраля 2018 года, отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ковылкинский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ковылкинского районного суда

Республики Мордовия                                                           О.А. Куманева

Мотивированное решение суда составлено 03 мая 2018 года.

Судья Ковылкинского районного суда

Республики Мордовия                                                          О.А. Куманева

1версия для печати

2-161/2018 ~ М-149/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Леонов Сергей Викторович
Ответчики
Государственное Учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия
Суд
Ковылкинский районный суд Республики Мордовия
Судья
Куманева Ольга Андреевна
Дело на странице суда
kovilkinsky--mor.sudrf.ru
26.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2018Передача материалов судье
30.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
04.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2018Подготовка дела (собеседование)
12.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2018Судебное заседание
03.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2018Дело оформлено
09.06.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее